12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Макарова Елена Николаевна717 Россия, Москва, Москва Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Технологическая карта урока «Коварное царство»
УМК
«Начальная школа XXI века»
Технологическая карта урока
Организационная информация | ||||
Предмет | Окружающий мир | |||
Класс | 3 | |||
Тема | «Коварное царство» (Бактерии) с. 46-47 | |||
Автор урока | Макарова Елена Николаевна, учитель начальных классов | |||
Образовательное учреждение | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 | |||
Республика | РСО-Алания | |||
Город | Ардон | |||
Описание урока | ||||
Эффективность реализации учебной программы (анализ цели урока, анализ образовательной функции урока, анализ развивающей функции урока, анализ воспитательной функции урока) | ||||
Тип урока | Открытие новых знаний | |||
Форма урока | Судебное заседание | |||
Время реализации урока | 45 минут | |||
Цели урока | Цель: раскрыть понятие бактерии. Деятельностная цель: формирование у учащихся умений выделять особенности и условия жизнедеятельности бактерий. Компетентностный подход: развитие социально-перцептивных, коммуникативных, общекультурных, ИКТ-компетенций. Содержательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов знаний и умений. Образовательная: познакомить обучающихся с особенностями бактерий и следами их жизнедеятельности Развивающая: развивать умение определять особенности бактерий, формировать представления, что способствует здоровью, а что приносит вред; Воспитательная: прививать бережное отношение к окружающему миру природы, мотивировать на изучение окружающего мира, формировать здоровье семьи. | |||
Задачи: | Образовательная: познакомить с характерными признаками бактерий; расширить представления о разнообразии окружающего мира. Развивающая: развивать аналитические способности: учить доказывать, сравнивать, обобщать, делать умозаключения. Воспитательная: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережное отношение к миру природы и человеку. | |||
Планируемые результаты Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия) | Предметные: Знать: отличительные признаки бактерий, многообразие бактерий и особенности условий их жизни и влияния на организм человека. Уметь: определять тип бактерий по отличительным признакам, защищать свой организм от пагубного их влияния и предотвращения развития вредных бактерий в окружающей среде человека. Личностные: проявление познавательного интереса к изучению данной темы, формирование понимания необходимости бережного отношения к организму человека и своего здоровья; формировать представления, что способствует здоровью, а что приносит вред . Мета предметные: - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно; работать по предложенному плану; - осуществлять анализ объектов с целью выделения их отличительных признаков, синтез; выбирать основания для сравнения, классификации объектов; подводить под понятие, делать выводы; - выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, группе. | |||
УУД | Личностные УУД: проявление познавательного интереса к учебному материалу, осознание необходимости бережного отношения к природе. Регулятивные УУД: осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно; работать по предложенному плану. Коммуникативные УУД: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, группе. Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с целью выделения их отличительных признаков, синтез; выбирать основания для сравнения, классификации объектов; подводить под понятие, умение собирать доказательную базу, в том числе и работая с web- ресурсами и сетью Интернет, делать выводы. | |||
Обеспечение урока | ||||
Ресурсы, оборудование и материалы | Авторские ЦОРы, созданные с использованием социальных сервисов Web 2.0 Цифровой микроскоп, коллекции живых бактерий, мультимедийный проектор, экран, компьютер с выходом в Интернет, ноутбуки (планшеты), «Следственные протоколы». Презентация по теме. | |||
Список учебной и дополнительной литературы | Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова «Окружающий мир» 3 кл: учеб.для общеобразоват.учреждений: в 2 ч. Ч.1- 3-е изд., дораб.-М.:Вентана-Граф; Издательство Вентана-Граф, 2013-157 с.( УМК «Начальная школа XXI века») Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова «Окружающий мир» 3 кл: учеб. Тетрадь для общеобразоват.учреждений: в 2 ч. Ч.1- 3-е изд., дораб.-М.:Вентана-Граф; Издательство Вентана-Граф, 2014-46 с.( УМК «Начальная школа XXI века») | |||
Дидактическое обеспечение урока | Карточки «Следственный протокол» с индивидуальным заданием, коллекция бактерий, таблица «Бактерии» Авторские ЦОРы, созданные с использованием социальных сервисов Web 2.0 | |||
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | Технологии: системно-деятельностный подход, компетентностный подход, технологии здоровьесбережения, исследовательская деятельность, ИКТ. Методы: словесные, наглядные, частично-поисковые, интерактивные, эмпирические, дедуктивные. | |||
Ссылки на используемые Интернет-ресурсы | Изображение микроскопа: Обучающие фильмы, видеоролики: Обучающий видеоролик Липучка настроения Пауза Здоровья « Что манит птицу… « | |||
Дополнительная необходимая информация | На уроке используются авторские ЦОРы, созданные с помощью социальных сервисов Web2.0. Все сервисы и задания подобраны с учетом психологических и возрастных особенностей обучающихся. Выход обучающихся в Интернет осуществляется по заранее открытым вкладкам. | |||
Дидактическая структура урока. Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых требований ФГОС | ||||
Эффективность организации педагогической деятельности (анализ структуры и организации урока, анализ содержания урока, анализ методики проведения урока, ИКТ в деятельности учителя на уроке, анализ работы учащихся на уроке, психологический анализ урока, соответствие урока требованиям новых ФГОС). | ||||
Дидактическая структура урока | ||||
№, этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Время | |
1. Мотивация к учебной деятельности | -Я рада приветствовать вас на нашем необычном уроке! -Встать! Суд идет! - Афоризмом сегодняшнего урока станут слова латинской пословицы: «Aut viam inveniam, aut faciam».(латынь) Или найду дорогу, или проложу ее сам. - Поэтому прошу не забывать, Чтоб окружающий мир изучать, Нужно уметь наблюдать. Будь внимателен мой друг, Ведь столько интересного вокруг. - Садитесь! - Итак, у нас есть судья, секретарь, обвинитель. Необходимо представить прокурора, свидетелей, следственную группу и экспертов. - Надеюсь, что каждый из вас приложит максимум способностей для достижения верного приговора. | Слайд 2 Проверяют рабочее место ученика. Выполняют действия. Распределяют роли, рассаживаются в необходимом соответствии. | 2 мин. | |
2. Актуализация знаний | - Слушается дело Сидорова Васи «Коварное царство». - Секретарь, ознакомьте нас с материалами дела. Постановка проблемы. Секретарь: - Три дня назад, Сидоров пропустил занятия в школе. Причина – отравление. Учитель: - Что по этому поводу скажут свидетели? Свидетель 1: - Я видел, как Сидоров днем ранее ел яблоко на перемене. Прокурор: -Предполагаю, что на яблоке был возбудитель инфекции. Адвокат: -Вы его видели? (Нет) Тогда кого же обвиняем? Учитель: - Следственная группа проведите расследование «Причины отравления школьника». | Отвечают на вопросы, задают вопросы в соответствии с выбранной ролью. На экране Презентация. Слайд 3 (Мальчик Сидоров Вася – вымышленный персонаж урока ) Ученики делают вывод, записывают результаты в «Следственный протокол», опираясь на ранее полученные знания или получив информацию используя ноутбуки (планшеты) по указанной ссылке Пищевое отравление | 6 мин. | |
3. Постановка учебной задачи | Судья: -Сидоров, где Вы взяли яблоко? (Мама помыла утром и дала мне в пакете в школу). - То есть, Вы утверждаете, что яблоко было чистое, и Вы на нем никого и ничего не видели? (Да!) Учитель: -Следственная группа, вам слово. Ваши предположения по поводу подозреваемого? - Основная версия – Сидоров съел яблоко грязными руками. Гипотеза – грязные руки явились причиной заболевания. Учитель: - Сидоров, что Вы можете сказать по этому факту? Сидоров: - У меня были чистые руки, грязи на них не было. Следователь: -Возможно, на руках присутствовали бактерии – это главные подозреваемые. Учитель: -Сидоров, Вы согласны с заявлением? Сидоров: -Я их не видел и не знаю что это. | Слайд 4 Следственная группа выносит свои предположения, опираясь на предыдущие записи в «Следственном протоколе». Слайд 5 Формулируют цель своей деятельности на уроке. Слайд 6. Лента сопричастности. | 6 мин. | |
4.Открытие нового знания. | - Предлагаю ознакомиться присутствующих с подозреваемыми – бактериями и дать объяснение теме нашего заседания «Коварное царство». Учитель: -Давайте проведём исследование, и посмотрим, как выглядят и передвигаются бактерии. Работа в группах с электронным микроскопом. -Рассмотрите коллекции. (Бактерии смотрим в капле разбавленных чернил и настоя гумуса, с применением иммерсионного объектива, в этом случае бактерии лучше видны на чёрном фоне, т.к. они без окрашивания практически прозрачны. Сверху покровного стекла капаем капельку иммерсии ( р-р пихтовой смолы) для того, чтобы между его линзой и стеклом не было воздуха и смотрим препарат). -Обратите внимание на то, насколько малы бактерии, но как быстро они передвигаются. | Работа на странице web-ресурса Проводится исследование. Работают в группе. Озвучивают результат, высказывают версии, делают выводы.
Слайд 7 | 12 мин. | |
5. Включение в систему знаний | -Посмотрите анимационный фильм Следственная группа отвечает по плану: 1. Открытие бактерий – год, ученый. 2. Бактерии-мусорщики. 3. Результаты микроскопического исследования. 4. Опасность. – Свидетели, что вы можете сказать по данным исследования? Свидетель 2: - Я видел, как Сидоров обувал сменную обувь и после этого сразу сел за парту. Свидетель 3. - Я видел, как на уроке у Сидорова упала ручка на пол, он ее поднял. Прокурор: - Свидетельские показания доказывают, что руки Сидорова были грязные, на них присутствовали бактерии. Адвокат: - Почему же Сидоров не видел их на своих руках? Эксперты: - Бактерии малы, в переводе с греческого языка обозначают «палочка», хотя и имеют разную форму – палочки, спиральки, шарики. Прокурор: -Бактерии являются вредными и обвиняются в заболевании Сидорова. В доказательство, проведем эксперимент. (Ватной влажной палочкой проводим по ладони и смотрим результат под микроскоп). Адвокат: - Позвольте не согласиться с обвинением. Бактерии имеют и другие свойства – полезные. Учитель: - Кто может доказать это предположение? Адвокат: -Сидоров осознанно допустил попадание вредных бактерий в свой организм, нарушением личной гигиены. Секретарь: -Необходима доказательная база в оправдание бактерий. Судья: -Обвинение с бактерий снято. Истец сам виноват в своем недуге. Предлагаю составить критерии, которые помогут всем оставаться здоровыми! | Смотрят анимационный фильм Сравнивают, высказывают предположения, доказывают, делают выводы. Слайд 8. Повторяют за учителем движения под музыку. Слайд 9 Высказывают своё мнение на основе полученных знаний. Слайд 10 Проводится эксперимент. Работа в парах. Высказывания, предположения, доказательства. Дети вспоминают лакто-бактерии, рекламы йогурта, кефира, творожка. Заполняется таблица «Полезные и вредные свойства бактерий» в «Следственном протоколе» Работа в группах. Доказательство. | 15 мин | |
6. Рефлексия учебной деятельности | Да, поистине много удивительного в мире природы! -Какие открытия вы сегодня для себя сделали? -Что удивило вас ? О чём бы вы хотели узнать подробнее? Предположите, из каких источников можно получить информацию? - Оцените свое участие в уроке и выберите «липучку» определенного цвета, на которую прикрепите смайлик – настроение! Жёлтую: «Я много знаний получил Активно поработал, Бактерий вовсе не боюсь и с ними смело поборюсь!» Голубую: «Я тоже так хочу Активно поработать! Все хорошенько подучу и На следующем уроке пятерку получу!» Зеленую: «А мне еще опасно с бактериями жить, но в книге все советы серьезно я прочту и к делу приобщу!» | Высказывания, рассуждения. Слайд 11 | 3 мин | |
Домашнее задание | Дома выберите и выполните познавательные задания в рабочей тетради на с.22, помощь в учебнике на с. 46-47 Творческое задание: составить презентацию по теме «Бактерии» или буклет. | Запись д/з Слайд 12 Слайд 13 | 2 мин | |
Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых требований ФГОС | ||||
Данный урок соответствует календарно - тематическому планированию. Урок построен с учётом требований ФГОС и психологических особенностей детей данного возраста. По типу урока - это урок открытия нового знания. В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная, парная, групповая и фронтальная, которые в ходе урока логически сменяли друг друга. Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. На всех этапах урока обучающиеся были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность. На уроке использовались современные образовательные технологии: системно- деятельностный подход, компетентностный подход, технология здоровьесбережения, ИКТ с применением web-ресурсов. В течение всего урока велась работа над следующими универсальными учебными действиями: Личностные УУД: проявление познавательного интереса к учебному материалу, осознание необходимости бережного отношения к здоровью человека. Регулятивные УУД: осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно; работать по предложенному плану. Коммуникативные УУД: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, группе. Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с целью выделения их отличительных признаков, синтез; выбирать основания для сравнения, классификации объектов; подводить под понятие, делать выводы. Мета предметные УУД: формировать правовое воспитание школьников на основе учебной игры. В течение всего урока соблюдается логика изложения учебного материала в соответствии с заданной темой. На уроке использовались методы и приемы, способствующие сохранению здоровья у обучающихся. Было организовано чередование учебной нагрузки, частая смена видов деятельности. А использование ИКТ, ЭОР и web-ресурсов на уроке способствовало активизации познавательной деятельности обучающихся за счет повышения мотивации. На уроке ставились учебные задачи, основывающиеся на эмпирическом исследовании, требующие осмысления, доказательства. Задания способствовали развитию мыслительных операций: сравнению, обобщению, анализу, синтезу. Показателем выполнения образовательных задач урока явились правильность и осознанность ответов учащихся в процессе беседы и выполнения заданий на определенных этапах, а также активная и продуктивная деятельность класса в целом, рефлексия. |