12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Макарова Елена Николаевна717
Россия, Москва, Москва

УМК

«Начальная школа XXI века»

Технологическая карта урока 

Организационная информация

Предмет

Окружающий мир

Класс

3

Тема

«Коварное царство» (Бактерии) с. 46-47

Автор урока

Макарова Елена Николаевна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

Республика

РСО-Алания

Город

Ардон

Описание урока

Эффективность реализации учебной программы (анализ цели урока, анализ образовательной функции урока, анализ развивающей функции урока, анализ воспитательной функции урока)

Тип урока

Открытие новых знаний

Форма урока

Судебное заседание

Время реализации урока

45 минут

Цели урока

Цель: раскрыть понятие бактерии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений выделять особенности и условия жизнедеятельности бактерий.

Компетентностный подход: развитие социально-перцептивных, коммуникативных, общекультурных, ИКТ-компетенций.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов знаний и умений.

Образовательная: познакомить обучающихся с особенностями бактерий и следами их жизнедеятельности

Развивающая: развивать умение определять особенности бактерий, формировать представления, что способствует здоровью, а что приносит вред;

Воспитательная: прививать бережное отношение к окружающему миру природы, мотивировать на изучение окружающего мира, формировать здоровье семьи.

Задачи:

Образовательная: познакомить с характерными признаками бактерий; расширить представления о разнообразии окружающего мира.

Развивающая: развивать аналитические способности: учить доказывать, сравнивать, обобщать, делать умозаключения.

Воспитательная: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережное отношение к миру природы и человеку.

Планируемые результаты

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

Предметные:

Знать: отличительные признаки бактерий, многообразие бактерий и особенности условий их жизни и влияния на организм человека.

Уметь: определять тип бактерий по отличительным признакам, защищать свой организм от пагубного их влияния и предотвращения развития вредных бактерий в окружающей среде человека.

Личностные: проявление познавательного интереса к изучению данной темы,

формирование понимания необходимости бережного отношения к организму человека и своего здоровья; формировать представления, что способствует здоровью, а что приносит вред .

Мета предметные:

- осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно; работать по предложенному плану;

- осуществлять анализ объектов с целью выделения их отличительных признаков, синтез; выбирать основания для сравнения, классификации объектов; подводить под понятие, делать выводы;

- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, группе.

УУД

Личностные УУД:  проявление познавательного интереса к учебному материалу, осознание необходимости бережного отношения к природе.

Регулятивные УУД: осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно; работать по предложенному плану.

Коммуникативные УУД: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, группе.

Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с целью выделения их отличительных признаков, синтез;

выбирать основания для сравнения, классификации объектов; подводить под понятие, умение собирать доказательную базу, в том числе и работая с web- ресурсами и сетью Интернет, делать выводы.

Обеспечение урока

Ресурсы, оборудование и материалы

Авторские ЦОРы, созданные с использованием социальных сервисов Web 2.0

Цифровой микроскоп, коллекции живых бактерий, мультимедийный проектор, экран, компьютер с выходом в Интернет, ноутбуки (планшеты), «Следственные протоколы».

Презентация по теме.

Список учебной и дополнительной литературы

Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова «Окружающий мир» 3 кл: учеб.для общеобразоват.учреждений: в 2 ч. Ч.1- 3-е изд., дораб.-М.:Вентана-Граф; Издательство Вентана-Граф, 2013-157 с.( УМК «Начальная школа XXI века»)

Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова «Окружающий мир» 3 кл: учеб. Тетрадь для общеобразоват.учреждений: в 2 ч. Ч.1- 3-е изд., дораб.-М.:Вентана-Граф; Издательство Вентана-Граф, 2014-46 с.( УМК «Начальная школа XXI века»)

Дидактическое обеспечение урока

Карточки «Следственный протокол» с индивидуальным заданием, коллекция бактерий, таблица «Бактерии»

Авторские ЦОРы, созданные с использованием социальных сервисов Web 2.0

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Технологии: системно-деятельностный подход, компетентностный подход, технологии здоровьесбережения, исследовательская деятельность, ИКТ.

Методы: словесные, наглядные, частично-поисковые, интерактивные, эмпирические, дедуктивные.

Ссылки на используемые

Интернет-ресурсы

Блог с материалами https://www.blogger.com/blogger.g?blogID=7667695234146148769#overview/src=dashboard

Пищевое отравление http://ashki1a.blogspot.ru/p/blog-page_70.html

Бактерии http://ashki1a.blogspot.ru/p/blog-page_14.html

Изображение микроскопа:http://en.coolreferat.com/Особенности_использования_цифрового_ми

Обучающие фильмы, видеоролики:

Обучающий видеоролик https://youtu.be/JMsJWsLhZkA

Липучка настроения http://linoit.com/users/helen0603/canvases/%D0%91%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B8

Пауза Здоровья « Что манит птицу… «http://pedsovet.org/components/com_mtree/attachment.php?link_id=160818&cf_id=24

Дополнительная необходимая информация

На уроке используются авторские ЦОРы, созданные с помощью социальных сервисов Web2.0. Все сервисы и задания подобраны с учетом психологических и возрастных особенностей обучающихся. Выход обучающихся в Интернет осуществляется по заранее открытым вкладкам.

Дидактическая структура урока.

Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых требований ФГОС

Эффективность организации педагогической деятельности (анализ структуры и организации урока, анализ содержания урока, анализ методики проведения урока, ИКТ в деятельности учителя на уроке, анализ работы учащихся на уроке, психологический анализ урока, соответствие урока требованиям новых ФГОС).


 

Дидактическая структура урока

, этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Время

1. Мотивация к учебной деятельности

-Я рада приветствовать вас на нашем необычном уроке!

-Встать! Суд идет!

- Афоризмом сегодняшнего урока станут слова латинской пословицы:

«Aut viam inveniam, aut faciam».(латынь)

Или найду дорогу, или проложу ее сам.

- Поэтому прошу не забывать,

Чтоб окружающий мир изучать,

Нужно уметь наблюдать.

Будь внимателен мой друг,

Ведь столько интересного вокруг.

- Садитесь!

- Итак, у нас есть судья, секретарь, обвинитель. Необходимо представить прокурора, свидетелей, следственную группу и экспертов.

- Надеюсь, что каждый из вас приложит максимум способностей для достижения верного приговора.

Слайд 2

Проверяют рабочее место ученика.

Выполняют действия.

Распределяют роли, рассаживаются в необходимом соответствии.

2 мин.

2. Актуализация знаний

- Слушается дело Сидорова Васи «Коварное царство».

- Секретарь, ознакомьте нас с материалами дела.

Постановка проблемы. Секретарь:

- Три дня назад, Сидоров пропустил занятия в школе. Причина – отравление.

Учитель:

- Что по этому поводу скажут свидетели?

Свидетель 1:

- Я видел, как Сидоров днем ранее ел яблоко на перемене.

Прокурор:

-Предполагаю, что на яблоке был возбудитель инфекции.

Адвокат:

-Вы его видели? (Нет) Тогда кого же обвиняем?

Учитель:

- Следственная группа проведите расследование «Причины отравления школьника».

Отвечают на вопросы, задают вопросы в соответствии с выбранной ролью.

На экране Презентация. Слайд 3

(Мальчик Сидоров Вася – вымышленный персонаж урока )

Ученики делают вывод, записывают результаты в «Следственный протокол», опираясь на ранее полученные знания или получив информацию используя ноутбуки (планшеты) по указанной ссылке Пищевое отравление

6 мин.

3. Постановка учебной задачи

Судья:

-Сидоров, где Вы взяли яблоко? (Мама помыла утром и дала мне в пакете в школу).

- То есть, Вы утверждаете, что яблоко было чистое, и Вы на нем никого и ничего не видели? (Да!)

Учитель:

-Следственная группа, вам слово. Ваши предположения по поводу подозреваемого?

- Основная версия – Сидоров съел яблоко грязными руками.

Гипотеза – грязные руки явились причиной заболевания.

Учитель:

- Сидоров, что Вы можете сказать по этому факту?

Сидоров:

- У меня были чистые руки, грязи на них не было.

Следователь:

-Возможно, на руках присутствовали бактерии – это главные подозреваемые.

Учитель:

-Сидоров, Вы согласны с заявлением?

Сидоров:

-Я их не видел и не знаю что это.

Слайд 4

Следственная группа выносит свои предположения, опираясь на предыдущие записи в «Следственном протоколе».

Слайд 5

Формулируют цель своей деятельности на уроке.

Слайд 6. Лента сопричастности.

6 мин.

4.Открытие нового знания.

- Предлагаю ознакомиться присутствующих с подозреваемыми – бактериями и дать объяснение теме нашего заседания «Коварное царство».

Учитель:

-Давайте проведём исследование, и посмотрим, как выглядят и передвигаются бактерии. Работа в группах с электронным микроскопом.

-Рассмотрите коллекции. (Бактерии смотрим в капле разбавленных чернил и настоя гумуса, с применением иммерсионного объектива, в этом случае бактерии лучше видны на чёрном фоне, т.к. они без окрашивания практически прозрачны. Сверху покровного стекла капаем капельку иммерсии ( р-р пихтовой смолы) для того, чтобы между его линзой и стеклом не было воздуха и смотрим препарат).

-Обратите внимание на то, насколько малы бактерии, но как быстро они передвигаются.

Работа на странице web-ресурса

Бактерии

Проводится исследование.

Работают в группе.

Озвучивают результат, высказывают версии, делают выводы.

 

Слайд 7

12 мин.

5. Включение в систему знаний

-Посмотрите анимационный фильм

Обучающий видеоролик « 3D Бактерии»

Следственная группа отвечает по плану:

1. Открытие бактерий – год, ученый.

2. Бактерии-мусорщики.

3. Результаты микроскопического исследования.

4. Опасность.

Пауза Здоровья под музыку «Что манит птицу...»

– Свидетели, что вы можете сказать по данным исследования?

Свидетель 2:

- Я видел, как Сидоров обувал сменную обувь и после этого сразу сел за парту.

Свидетель 3.

- Я видел, как на уроке у Сидорова упала ручка на пол, он ее поднял.

Прокурор:

- Свидетельские показания доказывают, что руки Сидорова были грязные, на них присутствовали бактерии.

Адвокат:

- Почему же Сидоров не видел их на своих руках?

Эксперты:

- Бактерии малы, в переводе с греческого языка обозначают «палочка», хотя и имеют разную форму – палочки, спиральки, шарики.

Прокурор:

-Бактерии являются вредными и обвиняются в заболевании Сидорова. В доказательство, проведем эксперимент. (Ватной влажной палочкой проводим по ладони и смотрим результат под микроскоп).

Адвокат:

- Позвольте не согласиться с обвинением.

Бактерии имеют и другие свойства – полезные.

Учитель:

- Кто может доказать это предположение?

Адвокат:

-Сидоров осознанно допустил попадание вредных бактерий в свой организм, нарушением личной гигиены.

Секретарь:

-Необходима доказательная база в оправдание бактерий.

Судья:

-Обвинение с бактерий снято. Истец сам виноват в своем недуге.

Предлагаю составить критерии, которые помогут всем оставаться здоровыми!

Смотрят анимационный фильм

Сравнивают, высказывают предположения, доказывают, делают выводы.

Слайд 8.

Повторяют за учителем движения под музыку.

Слайд 9

Высказывают своё мнение на основе полученных знаний.

Слайд 10

Проводится эксперимент. Работа в парах.

Высказывания, предположения, доказательства.

Дети вспоминают лакто-бактерии, рекламы йогурта, кефира, творожка.

Заполняется таблица «Полезные и вредные свойства бактерий» в «Следственном протоколе»

Работа в группах. Доказательство.

15 мин

6. Рефлексия учебной деятельности

Да, поистине много удивительного в мире природы!

-Какие открытия вы сегодня для себя сделали?

-Что удивило вас ?

О чём бы вы хотели узнать подробнее?

Предположите, из каких источников можно получить информацию?

- Оцените свое участие в уроке и выберите «липучку» определенного цвета, на которую прикрепите смайлик – настроение!

Жёлтую: «Я много знаний получил

Активно поработал,

Бактерий вовсе не боюсь

и с ними смело поборюсь!»

Голубую: «Я тоже так хочу

Активно поработать!

Все хорошенько подучу и

На следующем уроке

пятерку получу!»

Зеленую: «А мне еще опасно

с бактериями жить,

но в книге все советы

серьезно я прочту и к делу приобщу!»

Высказывания, рассуждения.

Липучка настроения

Слайд 11

3 мин

Домашнее задание

Дома выберите и выполните познавательные задания в рабочей тетради на с.22, помощь в учебнике на с. 46-47

Творческое задание: составить презентацию по теме «Бактерии» или буклет.

Запись д/з

Слайд 12

Слайд 13

2 мин

Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых требований ФГОС

Данный урок соответствует календарно - тематическому планированию. Урок построен с учётом требований ФГОС и психологических особенностей детей данного возраста. По типу урока - это урок открытия нового знания. В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная, парная, групповая и фронтальная, которые в ходе урока логически сменяли друг друга.

Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. На всех этапах урока обучающиеся были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность. На уроке использовались современные образовательные технологии: системно- деятельностный подход, компетентностный подход, технология здоровьесбережения, ИКТ с применением web-ресурсов.

В течение всего урока велась работа над следующими универсальными учебными действиями:

Личностные УУД: проявление познавательного интереса к учебному материалу, осознание необходимости бережного отношения к здоровью человека.

Регулятивные УУД: осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно; работать по предложенному плану.

Коммуникативные УУД: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, группе.

Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с целью выделения их отличительных признаков, синтез; выбирать основания для сравнения, классификации объектов; подводить под понятие, делать выводы.

Мета предметные УУД: формировать правовое воспитание школьников на основе учебной игры.

В течение всего урока соблюдается логика изложения учебного материала в соответствии с заданной темой. На уроке использовались методы и приемы, способствующие сохранению здоровья у обучающихся. Было организовано чередование учебной нагрузки, частая смена видов деятельности. А использование ИКТ, ЭОР и web-ресурсов на уроке способствовало активизации познавательной деятельности обучающихся за счет повышения мотивации. На уроке ставились учебные задачи, основывающиеся на эмпирическом исследовании, требующие осмысления, доказательства. Задания способствовали развитию мыслительных операций: сравнению, обобщению, анализу, синтезу.

Показателем выполнения образовательных задач урока явились правильность и осознанность ответов учащихся в процессе беседы и выполнения заданий на определенных этапах, а также активная и продуктивная деятельность класса в целом, рефлексия.

Презентация к уроку
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.