КТП по биологии 6 класс (УМК Н.И. Сонина)
Календарно-тематическое планирование
уроков биологии
на 2019-2020 учебный год
Составитель Абязова Равиля Джаватовна
Класс (классы) с указанием типа 6 «Б», 6 «В» (общеобразовательные)
Использована программа:
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов (базовый уровень), разработанная на основе программы: Сонин Н.И., Захаров В.Б. Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс. // Рабочие программы. Биология. 5-9 классы. Сост. Г.М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2013. 1 час в неделю
Тип программы: общеобразовательная
По учебному плану 1 час в неделю, всего 34 часа.
По программе 1 час в неделю, всего 34 часа.
Планирование рассчитано на 1час в неделю, всего 34 часа.
В УМК по предмету, кроме программы, входят:
1. Учебник:
Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс. -М.: Дрофа, 2018.
2. Методическое пособие (основное):
Томанова З.А. Биология: Живой организм. 6 кл.: методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина/ З.А.Томанова, В.И. Сивоглазов. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2016. - 336с.
Биология. 6 класс: технологические карты уроков по учебнику Н.И.Сонина, Н.И. Сониной / сост. Е.И. Малых. - Волгоград: Учитель, 2016. - 185 с.
3. Дидактический материал:
Сонин Н.И., Агафонова И.Б. Твои открытия. 6 класс: альбом-задачник к учебнику «Биология. Живой организм». - М.:- Дрофа, 2013.
Ридигер О.Н. Атлас. Биология и экология растений. 6 класс. ООО «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА», 2005.
4. Контрольно-измерительные материалы:
Багоцкий С.В. Биология: Живой организм. 6 класс. Тестовые задания к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс» / С.В. Багоцкий, Л.И. Рубачёва, Л.И. Шурхал. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2016. - 188, [4] с.
Багоцкий С.В., Рубачева Л.И., Шурхал Л.И. Биология. Живой организм. 6 класс: тестовые задания. - М.:- Дрофа 2013.
Богданов Н.А. Биология. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания. 6 класс / Н.А. Богданов, Н.П. Балобанова. - М.: Издательство «Экзамен», 2014. - 78, [2] с. (Серия «Итоговая аттестация»)
5. Наглядный (печатный) материал: таблицы, тематические альбомы, раздаточный материал согласно перечню.
ЭОР: http://school-collection.edu.ru/
№ п/п | Дата | Кол-во часов | Тема | Планируемые предметные результаты | Контроль за освоением программы | Оборудование |
Повторение изученного в 5 классе (2 ч) | ||||||
1 | | 1 | Повторение по материалу, изученному в 5 классе. | Ученик научится демонстрировать знание изученного материала, практическое владение им, объяснять значение изученных понятий. | Текущий контроль | |
2 | | 1 | Входной контроль по материалу, изученному в 5 классе. | Входной контроль (проверочная (стандартизированная) работа) | Тесты; задания для каждого учащегося. | |
Строение и свойства живых организмов (9 ч) | ||||||
3 | | 1 | Работа над ошибками во входном контроле по материалу, изученному в 5 классе. Коррекция знаний, умений и навыков. Основные свойства живых организмов. | Ученик научится характеризовать признаки живых организмов, объяснять сходство живых организмов разных систематических групп; называть вещества, входящие в химический состав клеток; объяснять роль этих веществ в жизнедеятельности клетки; называть особенности строения органоидов растительной клетки, позволяющие отличать её от животной; характеризовать особенности деления клеток, получения клетками наследственной информации; определять типы деления клеток; особенности строения тканей растительных и животных организмов; называть и показывать органы растений; объяснять особенности строения и функционирования органов; называть системы органов у животных; характеризовать растительный и животный организм как целостную систему; Ученик получит возможность научиться работать с текстом учебника; анализировать схемы; высказывать собственное мнение, суждение; объяснять единство органического мира сходством химического состава и клеточного строения; определять химический состав семян, физические свойства белков, жиров, углеводов; определять отличия, особенности строения растительных и животных клеток; выявлять соответствие строения клетки и её органоидов выполняемым функциям; работать с микроскопом, самостоятельно готовить микропрепараты, делать биологические рисунки, описывать ход лабораторной работы, делать выводы; объяснять механизм процессов деления, доказывать зависимость строения растительной и животной тканей от выполняемой функции; сравнивать, анализировать, обобщать; объяснять соответствия строения систем органов животных выполняемым функциям; объяснять взаимосвязь в строении и функционировании клеток, тканей, систем органов. | Текущий контроль | Комнатные растения, гербарии, коллекции насекомых, чучела птиц. |
4 | | 1 | Химический состав клетки. Лабораторная работа №1 «Определение состава семян пшеницы» | Текущий контроль | Таблицы «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки»; семена пшеницы и подсолнечника, спиртовка, пробирки, держатель, штатив. | |
5 | | 1 | Клетка — элементарная единица живого. Лабораторная работа №2 «Строение клеток живых организмов». | Текущий контроль | Таблицы «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки», микроскопы, кусочки луковицы, предметные и покровные стекла, йод, вода. | |
6 | | 1 | Деление клетки. | Текущий контроль | Таблицы «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки». | |
7 | | 1 | Ткани растений и животных. Лабораторная работа №3 «Ткани живых организмов». | Текущий контроль | Таблицы, микроскопом, микропрепараты. | |
8 | | 1 | Органы цветкового растения. | Текущий контроль | Сухие и набухшие семена фасоли, зерновки пшеницы, препаровальные иглы, ручная лупа, гербарные экземпляры растений фасоли, пшеницы, таблицы «Строение и прорастание семян фасоли», «Строение семян пшеницы», модель зерновки пшеницы. | |
9 | | 1 | Основные системы органов животного организма. Лабораторная работа №4 «Распознавание органов растений и животных». | Текущий контроль | Таблицы «Тип кольчатые черви. Дождевой червь», «Тип хордовые. Класс рыбы. Речной окунь», скелет рыбы, лягушки. | |
10 | | 1 | Живые организмы и окружающая среда. | Текущий контроль | Комнатные растения, гербарные экземпляры растений, таблица «Растительная клетка», рисунки учебника, таблицы «Схема строения животной клетки», «Ткани животных и человека». | |
11 | | 1 | Контроль по разделу «Строение и свойства живых организмов». | Тематический контроль (стандартизированная работа (тестирование) | Тесты; задания для каждого учащегося. | |
Жизнедеятельность организмов (17 ч) | ||||||
12 | | 1 | Работа над ошибками в контроле по разделу «Строение и свойства живых организмов». Коррекция знаний, умений и навыков. Особенности питания растительного организма. | Ученик научится характеризовать понятия «почвенное питание», воздушное питание растений как важнейший процесс жизнедеятельности; характеризовать особенности питания и пищеварения у животных; называть и показывать способы получения пищи животными; особенности дыхания растений; отличительные черты процессов воздушного питания (фотосинтеза) и дыхания у растений; значение дыхания в жизни животных; называть органы дыхания у животных, связанные со средой обитания; процесс транспорта веществ в растении и его биологическое значение; объяснять соответствие строения органов растения выполняемым функциям; особенности переноса веществ в организме беспозвоночных и позвоночных животных; называть способы удаления продуктов распада растений и животных; называть сущность обмена веществ и энергии как основного свойства живых организмов; характеризовать опорную систему организмов и её значение в их жизни; объяснять процесс движения как одно из главных свойств живых организмов; характеризовать способы движения животных и растений; особенности регуляции работы органоидов одноклеточных животных; особенности строения нервной системы позвоночных; влияние гормонов на обмен веществ в организме и взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции; называть способы размножения; характеризовать особенности бесполого размножения и вегетативного размножения цветковых растений; объяснять понятие «половое размножение организмов» и преимущество полового размножения перед бесполым; понятие «рост» и «развитие» организма; характеризовать особенности индивидуального развития цветкового растения; особенности индивидуального развития животных; растительный и животный организмы как целостные системы. Ученик получит возможность научиться анализировать полученную информацию, оформлять её графически, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; объяснять усложнение пищеварительных систем животных в ходе эволюции; сравнивать, анализировать полученную информацию; объяснять особенности процессов усложнения органов дыхания животных в ходе эволюции; работать с натуральными объектами, учебной литературой; решать проблемные задачи; делать схемы и рисунки; объяснять значение процесса переноса веществ в организме в жизни животных; работать с различными источниками информации; объяснять роль процесса выделения в жизни организмов; особенности совершенствования процесса обмена веществ растений и животных организмов в ходе эволюции; работать с натуральными объектами, микроскопом, учебной литературой; решать проблемные задачи; делать схемы и рисунки; объяснять роль нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности кишечнополостных, червей и насекомых; размножать комнатные растения с помощью вегетативных органов; характеризовать особенности строения цветка как органа полового размножения; объяснять роль семени в индивидуальном развитии растения; условия прорастания семян, рост и развитие проростка; характеризовать зародышевый и послезародышевый период развития насекомых и позвоночных; объяснять взаимосвязи в строении и функционировании клеток, тканей, систем органов. | Текущий контроль | Живые растения, гербарные экземпляры, таблица рельефная «Клеточное строение корня», таблицы «Строение цветкового растения», «Корень и его зоны», «Корень» |
13 | | 1 | Пищеварение. Особенности строения пищеварительной системы животных. | Текущий контроль | Чучела птиц или зверей, таблицы «Тип Простейшие», «Тип Кишечнополостные», «Тип Плоские черви. Класс Ресничные», «Тип Кольчатые черви. Дождевой червь» | |
14 | | 1 | Дыхание живых организмов. | Текущий контроль | Живые растения, таблицы «Устьица», «Внутреннее строение листа», рисунки учебника, влажные препараты «Внутреннее строение крысы», таблицы «Тип Членистоногие. Класс насекомые», «Тип Хордовые. Класс рыбы», «Тип Хордовые. Класс Млекопитающие. Внутреннее строение собаки». | |
15 | | 1 | Передвижение веществ в растении. Практическая работа №1 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю». | Текущий контроль | Таблица «Корень и его зоны». | |
16 | | 1 | Особенности переноса веществ в организмах животных. | Текущий контроль | Таблицы «Тип Членистоногие. Класс насекомые», «Тип Хордовые. Класс Млекопитающие. Внутреннее строение собаки», рисунки учебника, микроскопы, микропрепараты крови лягушки и человека, муляж сердца | |
17 | | 1 | Продукты выделения у растений и животных. | Текущий контроль | Таблицы «Тип Простейшие», «Тип Кольчатые черви. Дождевой червь», «Тип Хордовые. Схема кровообращения позвоночных животных», «Тип Хордовые. Класс Рыбы. Речной окунь», «Тип Хордовые. Класс Млекопитающие. Внутреннее строение собаки», модель почки млекопитающего. | |
18 | | 1 | Обмен веществ и энергии. | Текущий контроль | Таблицы «тип хордовые. Класс Рыбы», «Тип Хордовые. Класс Земноводные», «Тип Хордовые. Схемы кровеносных систем позвоночных» | |
19 | | 1 | Значение опорных систем в жизни организмов. Лабораторная работа №5 «Разнообразие опорных систем животных». | Текущий контроль | Микроскопы, предметные стекла, таблицы «Тип Кольчатые черви. Дождевой червь», «Строение ветки липы», «Строение корня» | |
20 | | 1 | Движение как важнейшая особенность животных организмов. | Текущий контроль | Таблицы, презентация учителя. | |
21 | | 1 | Лабораторная работа №6 «Движение инфузории туфельки». Лабораторная работа №7 «Перемещение дождевого червя». | Текущий контроль | Микроскопы, предметные стекла, таблицы «Тип Кольчатые черви. Дождевой червь». | |
22 | | 1 | Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. | Текущий контроль | Таблицы: «Тип простейшие» «Тип Кишечнополостные. Гидра», «Тип Членистоногие. Класс Насекомые», «Тип Кольчатые черви. Дождевой червь». | |
23 | | 1 | Нервная система, особенности строения. Рефлекс. Инстинкт. | Текущий контроль | Модель мозга позвоночных животных, таблицы «Тип Хордовые. Класс Рыбы. Речной окунь», «Тип Хордовые. Схемы строения головного мозга», «Нервные клетки и схема рефлекторной дуги». | |
24 | | 1 | Биологическое значение размножения. Практическая работа №2 «Вегетативное размножение комнатных растений». | Текущий контроль | Таблицы «Вегетативное размножение клубнями, луковицами, «Вегетативное размножение комнатных растений» | |
25 | | 1 | Половое размножение организмов. | Текущий контроль | Гербарные экземпляры растений» модель «Цветок картофеля»; таблицы «Строение цветка», «Оплодотворение у цветковых растений», комнатные цветущие растения. | |
26 | | 1 | Рост и развитие растений. | Текущий контроль | Таблицы «Оплодотворение у цветковых растений», «Семена однодольных растений», «Распространение плодов и семян», «Семена двудольных растений», «Прорастание семян» | |
27 | | 1 | Особенности развития животных организмов. Лабораторная работа №8 «Прямое и непрямое развитие насекомых» | Текущий контроль | Таблица «Индивидуальное развитие хордовых», коллекция «Развитие насекомых», таблица «Тип Хордовые. Класс Земноводные» | |
28 | | 1 | Организм — как единое целое. | Текущий контроль | Таблицы, коллекции, модели по ранее изученным темам. | |
Организм и среда (2 ч) | ||||||
29 | | 1 | Среда обитания. Факторы среды. | Ученик научится характеризовать среду обитания живых организмов и факторы среды обитания; объяснять значение понятий «биотоп», «биоценоз», «биогеоценоз». Ученик получит возможность научиться сравнивать, обобщать, систематизировать знания; возможность работать в группе. | Текущий контроль | Презентация учителя. |
30 | | 1 | Природные сообщества. | Текущий контроль | Презентация учителя. | |
Повторение изученного в 6 классе (4 ч) | ||||||
31 | | 1 | Повторение изученного в 6 классе. | Ученик научится демонстрировать знание изученного материала, практическое владение им, объяснять значение изученных понятий; объяснять ошибки, допущенные в работе, исправлять их, корректировать уровень предметной подготовленности. | Текущий контроль | |
32 | | 1 | Итоговый контроль по материалу, изученному в 6 классе (тестирование) | Итоговый контроль (проверочная (стандартизированная) работа) | Тесты; задания для каждого учащегося. | |
33-34 | | 2 | Работа над ошибками в итоговом контроле по материалу, изученному в 6 классе. Коррекция знаний, умений и навыков. | Текущий контроль | Карточки с заданиями |