12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
![]() | Купрякова Любовь Александровна2363 учитель начальных классов МБОУ Ново- Удинская СОШ Россия, Иркутская обл., село Новая Уда Усть- Удинского района Материал размещён в группе «В помощь учителю» |
КТП Русский язык
МБОУ Ново-Удинская СОШ
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
На заседании МО Зам. директора по УВР Директор МБОУ
Протокол №_____ _________________ Ново-Удинская СОШ
Руководитель________ _________________ __________________
Рабочая программа по русскому языку
для 4 класса на 2015-16 уч. год
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования второго поколения
Количество часов в неделю: 5
Всего: 170 часов
Учитель: Купрякова Л.А.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена на основе
ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России».
и авторской программы (авторы Канакина В.П., Горецкий В.Г.).
Соответствие Государственному образовательному стандарту
Данная программа построена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по начальной школе второго поколения . Рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена, на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, от 6 октября 2009 г. № 373;
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса русский язык для 4 классов общеобразовательных учреждений авторов В.П. Канакиной и В. Г. Горецкого «Русский язык.
Рабочие программы 1 – 4 классы» - М.: «Просвещение», 2012
Примерной программы учебного комплекта «Школа России» под руководством А.А. Плешакова, 2012г.;
Роль и место дисциплины
Курс русского языка в начальной школе - часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников. Курс русского языка открывает возможность сформировать у учащихся общепредметные/специальные предметные и личностные умения:
1) работать с учебной книгой, лингвистическими словарями и справочниками, работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка), использовать различные способы поиска информации;
2) выполнять простые учебные задачи, умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, пользоваться приёмами активного анализа и синтеза, сопоставления, нахождение сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации;
3) учит школьников позитивной самооценке, сотрудничеству друг с другом и со взрослыми, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию в рамках проектной деятельности.
Цели и задачи:
Цель обучения русскому языку в основной школе: Формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Исходя из этого, назначение предмета «русский язык» состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребенка средствами предмета «русский язык».
В соответствии с этой целью ставятся воспитательные задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
3)формирование у детей чувства языка;
4)воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.
Принципы, лежащие в основе построения программы :
Формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников
Общая характеристика учебного предмета .
Линии развития учащихся
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
5) дальнейшее овладение родным языком;
6) овладение орфографией и пунктуацией;
7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
8) развитие чувства языка.
Планируемые результаты освоения программы
Данная программа обеспечивает достижение учениками четвёртого класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
• осознание языка как основного средства человеческого общения;
• восприятие русского языка как явления национальной культуры;
• понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
• способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;умение задавать вопросы. • умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
• способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
• умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
• стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
• умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного); умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное
Универсальные учебные действия
• интеллектуальные (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
• познавательные (учебно-познавательных мотивов, умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
• организационные (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность).
• умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками
Универсальные учебные действия
• интеллектуальные (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
• познавательные (учебно-познавательных мотивов, умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
• организационные (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность).
• умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:
интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
организационных (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность).
При изучении курса «Русский язык» осуществляется становление таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.
В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Специфика программы:
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с и первоначальным литературным образованием.
Курс русского языка включает систему понятий, относящихся к: фонетике (звуки речи, их фонетическая характеристика, сильная и слабая позиция звуков в слове; звуковой, звуко-слоговый анализ слова), графике (состав русского алфавита, соотношение между звуками речи и буквами, их обозначающими), слову ( морфемный состав слова, лексическое богатство языка, прямое и переносное значении слова, синонимы и антонимы, многозначность слова; части речи, их лексико-грамматические признаки), Предложению (смысловая и интонационная законченность, связь слов в предложении; Словосочетание как распространённое слово; виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске, интонации; Распространённые и нераспространённые предложения; предложения простые и сложные; предложение и текст).
Основной единицей курса является предложение. В связи с предложением изучаются другие единицы языка. Целью работы по речевому развитию является обогащение активного и пассивного словаря, развитие мотивов и и средств речевой деятельности, выразительности, развитие логической стороны речи.
На занятиях проводятся также упражнения по предупреждению и исправлению недочетов каллиграфического характера. Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, расположение тетради, ручки и т.д.
В течении года проводятся работы со словарём.
Требования к знаниям и умениям обучающихся.
Учёт уровневого подхода к достижению планируемых результатов
Планируемые результаты базового уровня приводятся в блоке «Выпускник научится»,
планируемые результаты повышенного уровня – в блоке «Выпускник получит возможность научиться».
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
различать звуки и буквы;
характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
знать последовательность букв, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Выпускник в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:
проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму,
оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:
соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускник в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:
разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом,
оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Выпускник в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
определять грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж, склонение;
определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж;
определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо , спряжение.
Выпускник в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:
проводить морфологический разбор слов по предложенному в учебнике алгоритму; находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
различать предложение, словосочетание, слово;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
выделять предложения с однородными членами.
Выпускник в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:
различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства;
различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
применять правила правописания (в объёме содержания курса);
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;
писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
Выпускник в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определённой орфограммой;
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения
выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;
самостоятельно озаглавливать текст;
Выпускник в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:
создавать тексты по предложенному заголовку;
подробно или выборочно пересказывать текст;
составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
Объем и сроки изучения
Программа учебного курса общим объемом 170 ч в год, 5 ч в неделю
УМК : Учебники и учебные пособия, используемые в учебном процессе, соответствуют федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе.
В П Канакина Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы- М.: Просвещение, 2012
В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык: учебник. – М: Просвещение, 2013
Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь: 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1-2. – М.: Просвещение, 2014.
Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 4 класс. – М.: Просвещение, 2013.
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 4 класс/Сост. В.А. Синякова. М.: ВАКО, 2014.
Методические пособия
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Методическое пособие. 4 класс М: Просвещение, 2013
И.А.Бубнова Технологические карты уроков М: Просвещение, 2013
Канакина В.П., Щёголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы.
Канакина В.П. Работа с трудными словами. 1-4 классы.
Технические средства обучения
- интерактивная доска;
- персональный компьютер;
- мультимедийный проектор;
- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по математике;
- электронное приложение к учебнику «Русский язык», 4 класс, автор В.П. Канакина (Диск СD) – М.: Просвещение, 2014
Интернет-источники
- персональный компьютер;
- мультимедийный проектор;
- электронное приложение к учебнику «Русский язык», 4 класс, автор В.П. Канакина
Тематическое планирование по русскому языку
4 класс 170 часов ( 5 часов в неделю)
№ | Дата по плану | Факт | Тема урока | Вид контроля | Характеристика деятельности учащихся | Примечание, оборудование | |
Наша речь (11ч) | |||||||
1/1 | Наша речь и наш язык. | стартовый контроль | Анализировать высказывания о русском языке. Высказываться о значении «волшебных» слов в речевом общении, использовать их в речи. Составлять текст (о речи или о языке) по выбранной пословице. | карточки | |||
2/2 | Текст и его план. | Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к тексту. Соотносить заголовок и текст. | |||||
3/3 | Комплексная работа над структурой текста | текущий контроль | Подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написанного. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | карточки, | |||
4/4 | Работа над ошибками. Типы текстов. Признаки текста. | текущий контроль | Называть типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Создавать собственные тексты по предложенным темам с использованием разных типов речи. | схемы | |||
5/5 | Предложение как единица речи. | стартовый контроль | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, основанное на знаниях. Самооценка на основе критерия успешности. | таблицы | |||
6/6 | Виды предложений по цели высказывания и по интонации. | текущий контроль | Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Обосновывать использование знаков препинания в конце предложений и знака тире в диалогической речи. | ИКТ | |||
7/7 | Знаки препинания в конце предложений. | индивидуальный контроль | Находить в предложении обращения в начале, середине, конце. Составлять предложения с обращением. Выделять обращения на письме. Поиск и выделение необходимой информации. | ||||
8/8 | Обращение. | текущий контроль | Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении. | карточки, | |||
9/9 | Главные и второстепенные члены предложения. | текущий контроль | схемы | ||||
10/10 | Объяснительный диктант: Предложение | индивидуальный контроль | Сравнивать предложение, словосочетание и слово, объяснять их сходство и различие. | таблицы | |||
11/11 | Работа над ошибками. Восстановление деформированного текста. | текущий контроль | Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | ИКТ | |||
Предложение -9 ч. | |||||||
12/1 | Однородные члены предложения. | индивидуальный контроль | Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте. Определять, каким членом предложения являются однородные члены. | ||||
13/2 | Связь однородных членов в предложении с помощью интонации перечисления и союзов. | текущий контроль | Анализировать таблицу «Однородные члены предложения» и составлять по ней сообщение. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | карточки, | |||
14/3 | Запятая между однородными членами, соединёнными союзами. | итоговый контроль | Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами (и, а, но). Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами. | таблицы | |||
15./4 | Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень». | индивидуальный контроль | Обосновывать постановку запятых в предложениях с однородными членами. Планирование своих действий при постановке запятых в предложении с однородными членами. | ИКТ | |||
16./5 | Работа над ошибками. Наши проекты. «Похвальное слово знакам препинания». | Оценивать текст с точки зрения пунктуационной правильности. Составлять рассказ по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень» и данному плану. Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | |||||
17/6 | Различение простых и сложных предложений. | текущий контроль | Сравнивать простые и сложные предложения. Выделять в сложном предложении его основы. Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | карточки, | |||
18/7 | Защита проектов «Похвальное слово /знакам препинания». | индивидуальный контроль | Различать сложное предложение и простое предложение с однородными членами. Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного. | схемы | |||
19/8 | Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.. | текущий контроль | Письменно передавать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. | схемы | |||
20./9 | Работа над ошибками | индивидуальный контроль | Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | таблицы | |||
21/1 | Лексическое значение слова (повторение) | текущий контроль | Выявлять слова, значение которых требует уточнения. Объяснять принцип построения толкового словаря. Определять (выписывать) значение слова, пользуясь толковым словарём (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). Составлять собственные толковые словарики, внося в них слова, значение которых ранее было неизвестно. | ИКТ | |||
22/2. | Многозначные слова. Слова в прямом и переносном значении. Заимствованные слова. Устаревшие слова. | текущий контроль | Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. Анализировать употребление в тексте слова в прямом и переносном значении. | ||||
23./3 | Синонимы. Антонимы. Омонимы. | индивидуальный контроль | Работать с лингвистическими словарями учебника (толковым, синонимов, антонимов, омонимов), находить в них нужную информацию о слове. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова, корректировать обнаруженные ошибки, подбирая наиболее точный синоним. | карточки, | |||
24./4 | Фразеологизмы.
| текущий контроль | Работать со страничкой для любознательных: знакомство с этимологией слов, одной из частей которых является часть библио. Работать со словарём фразеологизмов учебника, находить в нём нужную информацию о слове. | схемы | |||
25./5 | Состав слова. Значимые части слова (повторение). | индивидуальный контроль | Знать определение значимых частей слова, уметь их правильно находить на основе существенных признаков. Уметь разбирать слово по составу (с помощью алгоритма и самостоятельно). | таблицы | |||
26/6. | Состав слова. Восстановление деформированного текста. | текущий контроль | Знать определение значимых частей слова, уметь их правильно находить на основе существенных признаков. Уметь разбирать слово по составу (с помощью алгоритма и самостоятельно). определять роль окончания в слове. | ИКТ | |||
27./7 | Состав слова. Приставки и суффиксы. | индивидуальный контроль | Знать определение значимых частей слова, уметь их правильно находить на основе существенных признаков. Уметь разбирать слово по составу (с помощью алгоритма и самостоятельно). | ||||
28./8 | Правописание гласных и согласных в корне слова. | индивидуальный контроль | Правильно писать гласные о согласные в корне слова, уметь находить орфограммы корня слова, подбирать проверочные слова. Осуществлять само и взаимоконтроль. | карточки, | |||
29./9 | Правописание гласных и согласных в корне слова. | итоговый контроль | Правильно писать гласные о согласные в корне слова, уметь находить орфограммы корня слова, подбирать проверочные слова. Осуществлять само и взаимоконтроль. | таблицы | |||
30./10 | Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. | индивидуальный контроль | Правильно писать слова с удвоенными согласными. Развивать умение находить слова на данную орфограмму в орфографическом словаре. Образовывать однокоренные слова с помощью суффиксов и приставок. Писать правильно слово «костюм». | ИКТ | |||
31./11 | Правописание слов с суффиксами -ик, -ок, -ек, -онок. | Правильно писать гласные и согласные в приставках и суффиксах слов. Подбирать слова с суффиксами -ик, -ок, -ек, -онок. | карточки, | ||||
32./12/ | Правописание слов с разделительным твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками. | Различать слова с разделительным твёрдым и мягкими знаками, правильно писать слова с данными орфограммами, выполнять звуко-буквенный анализ. | таблицы | ||||
33.13 | Письменное изложение повествовательного деформированного текста. | Контролировать правильность объединения слов в группу: обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных. | карточки, | ||||
34./14 | Работа над ошибками. Деление частей речи на самостоятельные и служебные. | итоговый контроль | Различать изученные части речи. Анализировать таблицы «Самостоятельные части речи», «Грамматические признаки частей речи» и составлять по ним сообщения. Подбирать примеры изученных частей речи. | таблицы | |||
35./15 | Части речи: имя существительное, имя прилагательное | индивидуальный контроль | Различать изученные части речи. Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи. Находить изученные части речи в тексте. Объяснять, по каким признакам определяют части речи. | ||||
36./16 | Части речи: глагол, числительное. | текущий контроль | Различать изученные части речи. Анализировать изученные грамматические признаки глагола и числительного, соотносить их с той частью речи, которой они присущи. Находить изученные части речи в тексте. | схемы | |||
37./17 | Наречие как часть речи (общее представление). | индивидуальный контроль | Находить наречия среди данных слов в тексте. Анализировать грамматические признаки наречия. Определять роль наречий в предложении и тексте. /Находить в тексте наречия. Писать правильно слова: «впереди», «медленно». | таблицы | |||
38/18. | Наречие как часть речи. Правописание наречий. | текущий контроль | ИКТ | ||||
39/19 | Наречие как часть речи. Образование наречий. | индивидуальный контроль | Классифицировать наречия по значению и вопросам. Образовывать наречия от имён прилагательных. Находить в тексте наречия. Образовывать наречия от прилагательных. Писать правильно слова: «вчера», «теперь», «медленно». | ||||
40/20 | Контрольный диктант "Слово в языке и речи | текущий контроль | Обсуждать отзыв С.И. Мамонтова о картине В.М. Васнецова, высказывать своё мнение, уметь составить свой текст- отзыв. Оценивать результаты своей деятельности. | карточки, | |||
41./21 | Работа над ошибками | текущий контроль | Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять свои ошибки. оценивать результаты своей деятельности. | схемы | |||
42./1 | Имя существительное и его роль в речи | индивидуальный контроль | Уметь определять падеж имен существительных | таблицы | |||
43./2 | Значение и употребление имён существительных в речи | текущий контроль | Уметь определять падеж имен существительных | ИКТ | |||
44/3 | Признаки падежных форм имён существительных. | индивидуальный контроль | Знать особенности имен существительных в родительном, дательном, винительном падеже; уметь определять падеж; | ||||
45/4 | Различение имён существительных, употреблённых в //именительном, родительном. винительном падежах. | текущий контроль | Знать особенности имен существительных в творительном и предложном падеже; уметь определять падеж; отрабатывать приемы распознавания падежей | карточки, | |||
46/5 | Различение имён существительных, употреблённых в дательном, винительном, творительном падежах. | индивидуальный контроль | Знать падежи; уметь распознавать падеж имен существительных | таблицы | |||
47/6 | Различение имён сущетвительных, употреблённых в предложном падеже. | индивидуальный контроль | Уметь склонять имена существительные | ИКТ | |||
48/7 | Три склонения имён существительных. 1-ое склонение имён существительных. | итоговый контроль | Уметь определять тип склонения имен существительных | ||||
49/8 | Падежные окончания имён существительных 1-го склонения. | индивидуальный контроль | карточки, | ||||
50/9 | 2-ое склонение имён существительных. Признаки имён существительных 2-го склонения. | итоговый контроль | Уметь работать по алгоритму определения склонения имен существительных в косвенных падежах; | таблицы | |||
51/10 | Падежные окончания имён существительных 2-го склонения. | индивидуальный контроль | Уметь работать по алгоритму определения склонения имен существительных в косвенных падежах; | ||||
52/11 | Падежные окончания имён существительных 3-го склонения. | текущий контроль | Уметь определять тип склонения имен существительных | схемы | |||
53/12 | Сочинение по репродукции картины художника А.А. Пластова "Первый снег" | индивидуальный контроль | Уметь определять тип склонения имен существительных | таблицы | |||
54/13 | Работа над ошибками. Обобщение знаний об именах существительных. | текущий контроль | Развитие орфографической зоркости; уметь распознавать падежи, склонения имен существительных; | ИКТ | |||
55/14 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе. | индивидуальный контроль | Уметь определять падеж и тип склонения имен существительных | ||||
56/15 | Именительный и винительный падежи имён существительных. | текущий контроль | Уметь определять ударные и безударные окончания имен существительных; отрабатывать навык склонения и умения определять склонение имен существительных | карточки, | |||
57/16 | Падежные окончания имён существительных в родительном падеже. | текущий контроль | Знать особенности правописания имен существительных в именительном и винительном падежах. | схемы | |||
58/17 | Падежные окончания имён существительных в родительном падеже. | индивидуальный контроль | Знать особенности правописания имен существительных в родительном падеже | таблицы | |||
59/18 | Составление текста-описания по личным наблюдениям | текущий контроль | Знать особенности правописания имен существительных в родительном и винительном падеже | ИКТ | |||
60/19 | Работа над ошибками.. Изменение по падежам имен существительных в единственном числе. | индивидуальный контроль | Знать особенности правописания безударных окончаний имен существительных в дательном падеже | ||||
61/20 | Падежные окончания имён существительных в родительном и дательном падежах. | текущий контроль | Знать особенности правописания безударных окончаний имен существительных в родительном дательном падежах; уметь распознавать падеж и склонение | карточки, | |||
62/21 | Падежные окончания имён существительных в родительном и дательном падежах. | индивидуальный контроль | таблицы | ||||
63/22 | Падежные окончания имён существительных в творительном падеже. | текущий контроль | Уметь распознавать падеж и склонение имен существительных; знать особенности правописания падежных окончаний имен существительных в творительном падеже; | ИКТ | |||
64/23 | Падежные окончания имён существительных в творительном падеже. | индивидуальный контроль | Уметь распознавать падеж и склонение имен существительных; знать особенности правописания падежных окончаний имен существительных в творительном падеже; | схемы | |||
65/24 | Падежные окончания имён существительных в предложном падеже. | текущий контроль | Уметь распознавать падеж и склонение имен существительных; знать особенности правописания падежных окончаний имен существительных в предложном падеже; | таблицы | |||
66/25 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в предложном падеже. | Уметь распознавать падеж и склонение имен существительных; знать особенности правописания падежных окончаний | ИКТ | ||||
67/26 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах. | итоговый контроль | Уметь распознавать падеж и склонение имен существительных; знать особенности правописания падежных окончаний | ||||
68/27 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах. | индивидуальный контроль | Уметь распознавать падеж и склонение имен существительных | карточки, | |||
69/28 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах. | индивидуальный контроль | Уметь распознавать падеж и склонение имен существительных | схемы | |||
70/29 | Контрольный диктант "Имя существительное | текущий контроль | Степень усвоения материала | таблицы | |||
71/30 | Работа над ошибками. Морфологический разбор имени существительного | индивидуальный контроль | Уметь распознавать падеж и склонение имен существительных; знать особенности правописания падежных окончаний | ИКТ | |||
72/31 | Склонение имён существительных во множественном числе. | текущий контроль | Уметь определять число имен существительных | ||||
73/32 | Падежные окончания имён существительных множественного числа в именительном падеже. | индивидуальный контроль | развивать умение писать слова с изученными орфограммами | карточки, | |||
74/33 | Составление текста из деформированных предложений | индивидуальный контроль | развивать умение писать слова с изученными орфограммами | таблицы | |||
75/34 | Падежные окончания имён существительных в родительном падеже. Работа над ошибками. | индивидуальный контроль | Уметь определять число и падеж имен существительных родительного падежа во множественном числе | ИКТ | |||
76/35 | Винительный и родительный падежи одушевлённых имён существительных. | текущий контроль | Отрабатывать прием распознавания падежей имен существительных во множественном числе; | карточки, | |||
77/36 | Падежные окончания имён существительных множественного числа в дательном, творительном, предложном падежах. | индивидуальный контроль | Уметь определять число и падеж имен существительных во множественном числе | таблицы | |||
78/37 | Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. | текущий контроль | Степень усвоения материала | карточки, | |||
79/38 | Работа над ошибками. | индивидуальный контроль | развивать умение писать слова с изученными орфограммами | таблицы | |||
80/39 | Проект "Говорите правильно!" | развивать умение писать слова с изученными орфограммами | |||||
81/40 | 12 | Сочинение по картине В.А.Тропинина «Кружевница | текущий контроль | Уметь находить и исправлять ошибки в своей работе; отрабатывать навык определения числа, падежа и склонения имен существительных; уметь проводить морфологический разбор | схемы | ||
82/41 | 13 | Работа над ошибками. | текущий контроль | развивать умение писать слова с изученными орфограммами | ИКТ | ||
83/42 | 14 | Повторение и обобщение знаний по разделу "Имя существительное". | индивидуальный контроль | развивать умение писать слова с изученными орфограммами | |||
84/43 | 15 | Обобщение знаний об имени существительном | текущий контроль | совершенствовать умения письменно передавать содержание повествовательного текста, использовать авторские слова для передачи содержания, подбирать заголовок к тексту. | карточки, | ||
85/1 | 18 | Роль имен прилагательных в языке. Образование имен прилагательных. | текущий контроль | Определять части речи | схемы | ||
86/2 | 19 | Род и число имен прилагательных. | индивидуальный контроль | Уметь определять число и род имен прилагательных | таблицы | ||
87/3 | 20 | Род и число имен прилагательных. | текущий контроль | Уметь определять тему рисунка, озаглавливать его, анализировать содержание и составлять текст, отражающий содержание рисунка; уметь правильно строить предложения и употреблять их в речи | ИКТ | ||
88/4 | 21 | Составление текста-описания по личным наблюдениям | индивидуальный контроль | Уметь определять падеж имени прилагательного. | |||
89/5 | 22 | Работа над ошибками.. Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе. | текущий контроль | развивать умение писать слова с изученными орфограммами | карточки, | ||
90/6 | Объяснительный диктант :Части речи | индивидуальный контроль | Уметь распознавать род, число, падеж имен прилагательных | таблицы | |||
91/7 | Работа над ошибками. Склонение имен прилагательных | текущий контроль | Уметь находить сходство и различия именительного и винительного падежей имен прилагательных | ИКТ | |||
92/8 | Именительный падеж. | индивидуальный контроль | Знать особенности правописания имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже; уметь распознавать падежи; | схемы | |||
93/9 | Родительный падеж. | текущий контроль | Знать особенности правописания имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже; уметь распознавать падежи; | таблицы | |||
94/10 | Дательный падеж. | индивидуальный контроль | Уметь списывать текст с соблюдением орфографических правил. | ИКТ | |||
95/11 | Именительный, родительный и винительный падежи | текущий контроль | Знать особенности правописания имен прилагательных мужского и среднего рода в имен.., род.., дат.., винительном падежах; уметь распознавать падежи; | ||||
96/12 | Именительный, родительный и винительный падежи | текущий контроль | Знать особенности правописания имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах; уметь распознавать падежи; | карточки, | |||
97/13 | Творительный и предложный падежи. | индивидуальный контроль | Уметь писать под диктовку и выполнять грамматические задания | схемы | |||
98/14 | Творительный и предложный падежи. | текущий контроль | развивать умение писать слова с изученными орфограммами | таблицы | |||
99/15 | Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания. | индивидуальный контроль | Определять род, число, падеж имен прилагательных мужского и среднего рода | ИКТ | |||
100/16 | Работа над ошибками | текущий контроль | Знать правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода; уметь распознавать род, число, падеж. | карточки, | |||
101/17 | Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. | индивидуальный контроль | Знать правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах; уметь распознавать род, число, падеж. | таблицы | |||
102/18 | Именительный и винительный падежи имен прилагательных, | индивидуальный контроль | Уметь различать имена прилагательные женского рода в родит., дат.. твор.. и предложном падежах. | таблицы | |||
103/19 | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных. | индивидуальный контроль | Уметь сравнивать винительный и творительный падежи; выявлять сходство и различия; | ИКТ | |||
104/20 | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных. | текущий контроль | Уметь различать имена прилагательные женского рода; распознавать падеж. | ||||
105/21 | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных. | индивидуальный контроль | Уметь писать под диктовку и выполнять грамматические задания | карточки, | |||
106/22 | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных. | текущий контроль | Уметь различать имена прилагательные женского рода; распознавать падеж. | таблицы | |||
107/23 | Изложение сравнительно- описательного текста. | индивидуальный контроль | Уметь определять склонение имен прилагательных во множественном числе; | ||||
108/24 | Работа над ошибками. Склонение имен прилагательных во /множественном числе. | текущий контроль | развивать умение писать слова с изученными орфограммами | ||||
109/25 | Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа. | индивидуальный контроль | Уметь находить сходства и различия именительного и винительного падежей. | карточки, | |||
110/26 | Родительный и предложный падежи. | текущий контроль | Знать особенности правописания имен прилагательных в родительном и предложном падежах во множественном числе | таблицы | |||
111/27 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | индивидуальный контроль | Определять род имен существительных в тексте, выделять окончания | ||||
112/28 | Работа над ошибками | текущий контроль | Уметь распознавать число, род, падеж имен прилагательных | схемы | |||
113/29 | Проверим себя и оценим свои достижения | индивидуальный контроль | таблицы | ||||
114/30 | Обобщение знаний об имени прилагательном. | текущий контроль | Уметь применять полученные знания | ИКТ | |||
115/1 | Роль местоимений в речи. | индивидуальный контроль | Уточнять роль местоимений в речи. | ||||
116/2 | Личные местоимения 1, 2, 3 лица единственного и множественного числа. | текущий контроль | Называть грамматические признаки местоимений, определять род местоимений 3-го листа. | карточки, | |||
117/3 | Изменение личных //местоимений по падежам. Правописание местоимений. | текущий контроль | Уметь определять начальную и косвенную форму личных местоимений, определять падеж | схемы | |||
118/4 | Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. | индивидуальный контроль | Изменять личные местоимения 3-го лица единственного и множественного числа, писать раздельно предлоги с личными местоимениями. | таблицы | |||
119/5 | Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. | текущий контроль | Изменять личные местоимения 3-го лица единственного и множественного числа, писать раздельно предлоги с личными местоимениями. | ИКТ | |||
120/6 | Составление поздравительной открытки | индивидуальный контроль | Изменять личные местоимения 3-го лица единственного и множественного числа, писать раздельно предлоги с личными местоимениями. | ||||
121/7 | Работа над ошибками | текущий контроль | Излагать текст по самостоятельно составленному плану. | карточки, | |||
122/1 | Значение глаголов в языке и речи. Роль глаголов в предложении. | индивидуальный контроль | дать учащимся представление о том, что прилагательные во множественном числе по родам не изменяются; развивать умение писать родовые окончания прилагательных. | таблицы | |||
123/2 | Грамматические признаки глагола. Время глаголов (настоящее. прошедшее, будущее). | индивидуальный контроль | развивать умение определять род имен существительных и прилагательных. | ИКТ | |||
124/3 | Неопределённая форма глагола. | текущий контроль | развивать умение изменять прилагательное по родам в зависимости от рода, существительного, определять правильно род прилагательных и правильно писать окончания. | таблицы | |||
125/4 | Неопределённая форма глагола. | индивидуальный контроль | развивать умения писать родовые окончания прилагательных, определять число прилагательного, изменять прилагательные по числам. | ИКТ | |||
126/5 | Образование временных форм от глаголов в неопределённой форме. | текущий контроль | дать учащимся представление о том, что прилагательные во множественном числе по родам не изменяются; развивать умение писать родовые окончания прилагательных. | ||||
127/6 | Письменное изложение по самостоятельно составленному плану. | индивидуальный контроль | проверить знания учащихся об имени прилагательном и правописании слов с изученными орфограммами; проверить умение подбирать заголовок к тексту. | карточки, | |||
128/7 | Работа над ошибками Составление текста из деформированных предложений. | текущий контроль | развивать умения исправлять ошибки, подбирать подходящие по смыслу прилагательные к существительным, составлять продолжение текста | таблицы | |||
129/8 | Формы лица и числа глаголов. | текущий контроль | Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения одноклассника | ||||
130/9 | Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. | индивидуальный контроль | Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения одноклассника | ||||
131/10 | Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода». | ||||||
13211 | Работа над ошибками. Подготовка к выполнению проекта "Пословицы и поговорки". | текущий контроль | Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения одноклассника | ИКТ | |||
133/12 | I и II спряжение глаголов. Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени. | индивидуальный контроль | Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения одноклассника | ||||
134/13 | I и II спряжение глаголов. Личные окончания глаголов I и II спряжения. | индивидуальный контроль | Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения одноклассника | карточки, | |||
135/14 | Способы определения I и II спряжения глаголов с безударным личным окончанием. | развивать умение писать слова с изученными орфограммами | таблицы | ||||
136/15 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | Различать глаголы среди других слов в тексте. Объяснять роль глаголов в нашем языке. Называть, что обозначают глаголы. Называть вопросы, на которые отвечают глаголы. Писать правильно слова: «гореть», «сверкать». | таблицы | ||||
137/16 | Составление текста из деформированных предложений | текущий контроль | Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении). Называть время, число глагола. Объяснять роль глагола в предложении. | ИКТ | |||
138/17 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Работа над ошибками | индивидуальный контроль | Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь). Объяснять, что такое неопределённая форма глагола. | ||||
139/18 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями (обобщение). | текущий контроль | воспроизвести знания о числе глаголов: развивать умения определять число глаголов и изменять их по числам | карточки, | |||
140/19 | Возвратные глаголы (общее представление). | индивидуальный контроль | дать общее представление о временных формах глагола; познакомить с особенностями каждой временной формы; учить различать их по вопросу и значению. | таблицы | |||
141/20 | Правописание возвратных глаголов. | текущий контроль | различать глаголы в настоящем и будущем времени; познакомить с написанием глаголов, отвечающих на вопрос что делаешь? | ||||
142/21 | Правописание возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени. | текущий контроль | Определять наличие в слове изученных орфограмм. | таблицы | |||
143/22 | Сочинение по сюжетным рисункам. | индивидуальный контроль | развивать умение писать слова с изученными орфограммами | ИКТ | |||
144/23 | Работа над ошибками. Правописание глаголов в настоящем и будущем времени (обобщение). | текущий контроль | развивать умение писать слова с изученными орфограммами | ||||
145/24 | Правописание глаголов в прошедшем времени. | индивидуальный контроль | уточнить знания о написании глаголов с частицей не, учить выделять глаголы с частицей не среди других слов, развивать навык правильного произношения глагольных форм.. | карточки, | |||
146/25 | Изложение повествовательного текста | текущий контроль | таблицы | ||||
147/26 | Работа над ошибками Правописание глаголов в прошедшем времени. | индивидуальный контроль | Определять наличие в слове изученных орфограмм. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. | ИКТ | |||
148/27 | Морфологический разбор глагола. | индивидуальный контроль | обобщить и систематизировать знания о частях речи; развивать умение писать слова с изученными орфограммами. | ||||
149/28 | Правописание глаголов с орфограммами в корне и в окончании. | развивать умение писать слова с изученными орфограммами | карточки, | ||||
150/29 | Правописание глаголов с орфограммами в корне и в окончании. | текущий контроль | совершенствовать умение правильно писать слова с приставками, предлогами, частицей не и с другими изученными орфограммами. знания о глаголе как части речи; развивать умение писать слова с изученными орфограммами | таблицы | |||
151/30 | Контрольный диктант: Глагол | индивидуальный контроль | совершенствовать умение правильно писать слова с приставками, предлогами, частицей не и с другими изученными орфограммами. | таблицы | |||
152/31 | Работа над ошибками | текущий контроль | ИКТ | ||||
153/32 | Подробное изложение повествовательного текста. | индивидуальный контроль | Определять наличие в слове изученных орфограмм. Находить и отмечать в слове орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. | ||||
154/33 | Работа над ошибками | текущий контроль | Находить и отмечать в слове орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. | карточки, | |||
155/34 | Обобщение по теме "Глагол". | текущий контроль | таблицы | ||||
Повторение изученного за год (15 ч) | |||||||
156/1 | Повторение пройденного. Части речи. | индивидуальный контроль | Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. | таблицы | |||
157/2 | Повторение пройденного. Слово | текущий контроль | Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нем имя существительное в заданной падежной форме. | ИКТ | |||
158/3 | Неопределённая форма глагола | текущий контроль | Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделения. | ||||
159/4 | Обучающее изложение | индивидуальный контроль | Распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения. | карточки, | |||
160/5 | Работа над ошибками . Правописание приставок и предлогов | текущий контроль | Выполнять задания творческого и поискового характера | таблицы | |||
161/6 | Правописание окончаний имён прилагательных | индивидуальный контроль | Правильно произносить и писать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже. Разбирать имя прилагательное как часть речи | таблицы | |||
162/7 | Сочинение покартине И.И.Шишкина «Рожь» | текущий контроль | ИКТ | ||||
163/8 | Правописание значимых частей слов Работа над ошибками. | индивидуальный контроль | Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения одноклассника | таблицы | |||
164/9 | Контрольный диктант Предложение | индивидуальный контроль | ИКТ | ||||
165/10 | Работа над ошибками. | Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения одноклассника | таблицы | ||||
166/11 | Однокоренные слова | Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения одноклассника | ИКТ | ||||
167/12 | Восстановление деформированного текста. | Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. | |||||
168/13 | Работа над ошибками. Обобщение изученного о предложении | Выполнять задания творческого и поискового характера | карточки, | ||||
169/14 | |||||||
170/15 | Урок- обобщение. КВН «Знатоки русского языка» | Выполнять задания творческого и поискового характера | таблицы |
Комментарии (2)

