Рабочая программа по русскому языку для 4 класса

8
2
Материал опубликован 12 July 2016 в группе

МБОУ Ново-Удинская СОШ

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

На заседании МО Зам. директора по УВР Директор МБОУ

Протокол №_____ _________________ Ново-Удинская СОШ

Руководитель________ _________________ __________________

Рабочая программа по русскому языку

для 4 класса на 2015-16 уч. год


Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями

федерального государственного образовательного стандарта

начального общего образования второго поколения

 

Количество часов в неделю: 5

Всего: 170 часов

Учитель: Купрякова Л.А.

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена на основе

ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России».

и авторской программы (авторы Канакина В.П., Горецкий В.Г.).

 

Соответствие Государственному образовательному стандарту

Данная программа построена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по начальной школе второго поколения . Рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена, на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, от 6 октября 2009 г. № 373;

Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса русский язык для 4 классов общеобразовательных учреждений авторов   В.П. Канакиной  и  В. Г. Горецкого     «Русский язык.

Рабочие программы 1 – 4  классы» - М.: «Просвещение», 2012

Примерной программы учебного комплекта «Школа России» под руководством А.А. Плешакова, 2012г.;

Роль и место дисциплины

Курс русского языка в начальной школе - часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании.

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функцио­нальной грамотности и коммуникативной компетенции млад­ших школьников. Курс русского языка открывает возможность сформировать у учащихся общепредметные/специальные предметные  и личностные умения: 

1) работать с учебной книгой, лингвистическими словарями и справочниками, работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка), использовать различные способы поиска информации;

2) выполнять простые учебные задачи, умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения,  пользоваться приёмами активного анализа и синтеза, сопоставления, нахождение сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации;

3) учит школьников позитивной самооценке,  сотрудничеству друг с другом и со взрослыми, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию в рамках проектной деятельности.

Цели и задачи:

Цель обучения русскому языку в основной школе: Формирование коммуникативной компетенции учащихся – раз­витие устной и письменной речи, монологической и диалоги­ческой речи, а также навыков грамотного, безошибочного пись­ма как показателя общей культуры человека.

Исходя из этого, назначение предмета «русский язык» состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребенка средствами предмета «русский язык».

В соответствии с этой целью ставятся воспитательные задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
3)формирование у детей чувства языка;
4)воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.

Принципы, лежащие в основе построения программы :

Формирование у уча­щихся представлений о языке как составляющей целостной на­учной картины мира, ознакомление учащихся с основными по­ложениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников

Общая характеристика учебного предмета .

Линии развития учащихся

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

5) дальнейшее овладение родным языком;
6) овладение орфографией и пунктуацией;
7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
8) развитие чувства языка.

Планируемые результаты освоения программы

Данная программа обеспечивает достижение учениками четвёртого класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения русского языка в на­чальной школе являются: осознание языка как основного сред­ства человеческого общения; восприятие русского языка как яв­ления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной куль­туры человека; способность к самооценке на основе наблюде­ния за собственной речью.

•  осознание языка как основного средства человеческого общения; 

 •  восприятие русского языка как явления национальной культуры;

 •  понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной куль­туры человека; 

 •  способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адек­ватные языковые средства для успешного решения коммуника­тивных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;умение задавать вопросы. •  умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; 

 •  способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; 

 •  умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; 

 •  стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;

 •  умение задавать вопросы.

Предметными результатами изучения русского языка в на­чальной школе являются: начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение приме­нять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного); умение (в объеме изучен­ного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть ре­чи, член предложения, простое предложение; способность конт­ролировать свои действия, проверять сказанное и написанное

 Универсальные учебные действия

 •  интеллектуальные (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);

 •  познавательные (учебно-познавательных мотивов, умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);

 •  организационные (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность).

 •  умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками

 Универсальные учебные действия

 •  интеллектуальные (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);

 •  познавательные (учебно-познавательных мотивов, умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);

 •  организационные (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность).

 •  умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправ­ленная работа по развитию у младших школьников общеучеб­ных умений, навыков и способов деятельности:

интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравни­вать и др.);

познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);

организационных (организовывать сотрудничество и пла­нировать свою деятельность).

При изучении курса «Русский язык» осуществляется станов­ление таких общеучебных интеллектуальных умений, как обоб­щение, классификация, переход от внешнего контроля к само­контролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.

В ходе освоения русского языка формируются умения, свя­занные с информационной культурой: читать, писать, эффектив­но работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.

Специфика программы:

Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетает­ся с и первоначальным литературным образованием.

Курс русского языка включает систему понятий, относящихся к: фонетике (звуки речи, их фонетическая характеристика, сильная и слабая позиция звуков в слове; звуковой, звуко-слоговый анализ слова), графике (состав русского алфавита, соотношение между звуками речи и буквами, их обозначающими), слову ( морфемный состав слова, лексическое богатство языка, прямое и переносное значении слова, синонимы и антонимы, многозначность слова; части речи, их лексико-грамматические признаки), Предложению (смысловая и интонационная законченность, связь слов в предложении; Словосочетание как распространённое слово; виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске, интонации; Распространённые и нераспространённые предложения; предложения простые и сложные; предложение и текст).

Основной единицей курса является предложение. В связи с предложением изучаются другие единицы языка. Целью работы по речевому развитию является обогащение активного и пассивного словаря, развитие мотивов и и средств речевой деятельности, выразительности, развитие логической стороны речи.

На занятиях проводятся также упражнения по предупреждению и исправлению недочетов каллиграфического характера. Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, расположение тетради, ручки и т.д.

В течении года проводятся работы со словарём.

Требования к знаниям и умениям обучающихся.

Учёт уровневого подхода к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты базового уровня приводятся в блоке «Выпускник научится»,

планируемые результаты повышенного уровня – в блоке «Выпускник получит возможность научиться».

Раздел «Фонетика и графика»

Выпускник научится:

различать звуки и буквы;

характеризовать звуки русского и родного языков: глас­ные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;

знать последовательность букв, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

Выпускник в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:

проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова са­мостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму,

оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов.

Раздел «Орфоэпия»

Выпускник в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:

соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);

находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Выпускник научится:

различать изменяемые и неизменяемые слова;

различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.

Выпускник в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:

разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом,

оце­нивать правильность проведения разбора слова по составу.

Раздел «Лексика»

Выпускник научится:

выявлять слова, значение которых требует уточнения;

определять значение слова по тексту или уточнять с по­мощью толкового словаря.

Выпускник в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:

подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

Раздел «Морфология»

Выпускник научится:

определять грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж, склонение;

определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж;

определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо , спряжение.

Выпускник в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:

проводить морфологический разбор слов по предложенно­му в учебнике алгоритму; находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными

Раздел «Синтаксис»

Выпускник научится:

различать предложение, словосочетание, слово;

устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

находить главные и второстепенные (без деления на ви­ды) члены предложения;

выделять предложения с однородными членами.

Выпускник в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:

различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства;

различать простые и сложные предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Выпускник научится:

применять правила правописания (в объёме содержания курса);

определять (уточнять) написание слова по орфографи­ческому словарю;

писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в со­ответствии с изученными правилами правописания;

Выпускник в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:

осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

подбирать примеры с определённой орфограммой;

Содержательная линия «Развитие речи»

Выпускник научится:

оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения

соблюдать в повседневной жизни нормы речевого эти­кета и правила устного общения

выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;

самостоятельно озаглавливать текст;

Выпускник в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:

создавать тексты по предложенному заголовку;

подробно или выборочно пересказывать текст;

составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

Объем и сроки изучения

Программа учебного курса общим объемом 170 ч в год, 5 ч в неделю


 

УМК : Учебники и учебные пособия, используемые в учебном процессе, соответствуют федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе.

В П Канакина Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы- М.: Просвещение, 2012

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык: учебник.  – М: Просвещение, 2013

Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь: 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1-2. – М.: Просвещение, 2014.

Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 4 класс. – М.: Просвещение, 2013.

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 4 класс/Сост. В.А. Синякова. М.: ВАКО, 2014.

Методические пособия

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Методическое пособие. 4 класс М: Просвещение, 2013

И.А.Бубнова Технологические карты уроков М: Просвещение, 2013

Канакина В.П., Щёголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы.

Канакина В.П. Работа с трудными словами. 1-4 классы.

Технические средства обучения

- интерактивная доска;

- персональный компьютер;

- мультимедийный проектор;

- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по математике;

- электронное приложение к учебнику «Русский язык», 4 класс, автор В.П. Канакина (Диск СD) – М.: Просвещение, 2014

Интернет-источники http: //www.edu.ru (Российское образование. Федеральный портал)

http://www.ug.ru (Учительская газета) , http://www.lessons.irk.ru (Нестандартные уроки)

http://www.intergu.ru (Интернет-государство учителей) ,

http://www.ed.gov.ru (МО РФ) - интерактивная доска;

- персональный компьютер;

- мультимедийный проектор;

- электронное приложение к учебнику «Русский язык», 4 класс, автор В.П. Канакина


 

Тематическое планирование по русскому языку

4 класс 170 часов ( 5 часов в неделю)

Дата

по плану

Факт

Тема урока

Вид контроля

Характеристика деятельности учащихся

Примечание, оборудование

Наша речь (11ч)

1/1

   

Наша речь и наш язык.

стартовый контроль

Анализировать высказывания о русском языке.

Высказываться о значении «волшебных» слов в речевом общении, использовать их в речи.

Составлять текст (о речи или о языке) по выбранной пословице.

карточки

2/2

   

Текст и его план.

 

Определять тему и главную мысль текста.

Подбирать заголовок к тексту.

Соотносить заголовок и текст.

 

3/3

   

Комплексная работа над структурой текста

текущий контроль

Подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написанного.

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

карточки,

4/4

   

Работа над ошибками.

Типы текстов. Признаки текста.

текущий контроль

Называть типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

Создавать собственные тексты по предложенным темам с использованием разных типов речи.

схемы

5/5

   

Предложение как единица речи.

стартовый контроль

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, основанное на знаниях. Самооценка на основе критерия успешности.

таблицы

6/6

   

Виды предложений по цели высказывания и по интонации.

текущий контроль

Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации.

Обосновывать использование знаков препинания в конце предложений и знака тире в диалогической речи.

ИКТ

7/7

   

Знаки препинания в конце предложений.

индивидуальный контроль

Находить в предложении обращения в начале, середине, конце.

Составлять предложения с обращением.

Выделять обращения на письме.

Поиск и выделение необходимой информации.

 

8/8

   

Обращение.

текущий контроль

Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении.

карточки,

9/9

   

Главные и второстепенные члены предложения.

текущий контроль

 

схемы

10/10

   

Объяснительный диктант: Предложение

индивидуальный контроль

Сравнивать предложение, словосочетание и слово, объяснять их сходство и различие.

таблицы

11/11

   

Работа над ошибками. Восстановление деформированного текста.

текущий контроль

Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

ИКТ

Предложение -9 ч.

12/1

   

Однородные члены предложения.

индивидуальный контроль

Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте.

Определять, каким членом предложения являются однородные члены.

 

13/2

   

Связь однородных членов в предложении с помощью интонации перечисления и союзов.

текущий контроль

Анализировать таблицу «Однородные члены предложения» и составлять по ней сообщение.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

карточки,

14/3

   

Запятая между однородными членами, соединёнными союзами.

итоговый контроль

Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами (и, а, но).

Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами.

таблицы

15./4

   

Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень».

индивидуальный контроль

Обосновывать постановку запятых в предложениях с однородными членами.

Планирование своих действий при постановке запятых в предложении с однородными членами.

ИКТ

16./5

   

Работа над ошибками. Наши проекты. «Похвальное слово знакам препинания».

 

Оценивать текст с точки зрения пунктуационной правильности.

Составлять рассказ по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень» и данному плану.

Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 

17/6

   

Различение простых и сложных предложений.

текущий контроль

Сравнивать простые и сложные предложения.

Выделять в сложном предложении его основы.

Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

карточки,

18/7

   

Защита проектов «Похвальное слово /знакам препинания».

индивидуальный контроль

Различать сложное предложение и простое предложение с однородными членами.

Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного.

схемы

19/8

   

Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану..

текущий контроль

Письменно передавать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

схемы

20./9

   

Работа над ошибками

индивидуальный контроль

Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

таблицы

 

21/1

   

Лексическое значение слова (повторение)

текущий контроль

Выявлять слова, значение которых требует уточнения.

Объяснять принцип построения толкового словаря.

Определять (выписывать) значение слова, пользуясь толковым словарём (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно).

Составлять собственные толковые словарики, внося в них слова, значение которых ранее было неизвестно.

ИКТ

22/2.

   

Многозначные слова. Слова в прямом и переносном значении. Заимствованные слова.

Устаревшие слова.

текущий контроль

Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях.

Анализировать употребление в тексте слова в прямом и переносном значении.

 

23./3

   

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

индивидуальный контроль

Работать с лингвистическими словарями учебника (толковым, синонимов, антонимов, омонимов), находить в них нужную информацию о слове.

Подбирать к слову синонимы, антонимы.

Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова, корректировать обнаруженные ошибки, подбирая наиболее точный синоним.

карточки,

24./4

   

Фразеологизмы.

 

текущий контроль

Работать со страничкой для любознательных: знакомство с этимологией слов, одной из частей которых является часть библио.

Работать со словарём фразеологизмов учебника, находить в нём нужную информацию о слове.

схемы

25./5

   

Состав слова. Значимые части слова (повторение).

индивидуальный контроль

Знать определение значимых частей слова, уметь их правильно находить на основе существенных признаков. Уметь разбирать слово по составу (с помощью алгоритма и самостоятельно).

таблицы

26/6.

   

Состав слова. Восстановление деформированного текста.

текущий контроль

Знать определение значимых частей слова, уметь их правильно находить на основе существенных признаков. Уметь разбирать слово по составу (с помощью алгоритма и самостоятельно). определять роль окончания в слове.

ИКТ

27./7

   

Состав слова. Приставки и суффиксы.

индивидуальный контроль

Знать определение значимых частей слова, уметь их правильно находить на основе существенных признаков. Уметь разбирать слово по составу (с помощью алгоритма и самостоятельно).

 

28./8

   

Правописание гласных и согласных в корне слова.

индивидуальный контроль

Правильно писать гласные о согласные в корне слова, уметь находить орфограммы корня слова, подбирать проверочные слова. Осуществлять само и взаимоконтроль.

карточки,

29./9

   

Правописание гласных и согласных в корне слова.

итоговый контроль

Правильно писать гласные о согласные в корне слова, уметь находить орфограммы корня слова, подбирать проверочные слова. Осуществлять само и взаимоконтроль.

таблицы

30./10

   

Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок.

индивидуальный контроль

Правильно писать слова с удвоенными согласными.

Развивать умение находить слова на данную орфограмму в орфографическом словаре.

Образовывать однокоренные слова с помощью суффиксов и приставок.

Писать правильно слово «костюм».

ИКТ

31./11

   

Правописание слов с суффиксами -ик, -ок, -ек, -онок.

 

Правильно писать гласные и согласные в приставках и суффиксах слов. Подбирать слова с суффиксами -ик, -ок, -ек, -онок.

карточки,

32./12/

   

Правописание слов с разделительным твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками.

 

Различать слова с разделительным твёрдым и мягкими знаками, правильно писать слова с данными орфограммами, выполнять звуко-буквенный анализ.

таблицы

33.13

   

Письменное изложение повествовательного деформированного текста.

 

Контролировать правильность объединения слов в группу: обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных.

карточки,

34./14

   

Работа над ошибками. Деление частей речи на самостоятельные и служебные.

итоговый контроль

Различать изученные части речи. Анализировать таблицы «Самостоятельные части речи», «Грамматические признаки частей речи» и составлять по ним сообщения.

Подбирать примеры изученных частей речи.

таблицы

35./15

   

Части речи: имя существительное, имя прилагательное

индивидуальный контроль

Различать изученные части речи.

Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи.

Находить изученные части речи в тексте.

Объяснять, по каким признакам определяют части речи.

 

36./16

   

Части речи: глагол, числительное.

текущий контроль

Различать изученные части речи.

Анализировать изученные грамматические признаки глагола и числительного, соотносить их с той частью речи, которой они присущи.

Находить изученные части речи в тексте.

схемы

37./17

   

Наречие как часть речи (общее представление).

индивидуальный контроль

Находить наречия среди данных слов в тексте.

Анализировать грамматические признаки наречия.

Определять роль наречий в предложении и тексте.

/Находить в тексте наречия.

Писать правильно слова: «впереди», «медленно».

таблицы

38/18.

   

Наречие как часть речи. Правописание наречий.

текущий контроль

 

ИКТ

39/19

   

Наречие как часть речи. Образование наречий.

индивидуальный контроль

Классифицировать наречия по значению и вопросам.

Образовывать наречия от имён прилагательных.

Находить в тексте наречия.

Образовывать наречия от прилагательных.

Писать правильно слова: «вчера», «теперь», «медленно».

 

40/20

   

Контрольный диктант "Слово в языке и речи

текущий контроль

Обсуждать отзыв С.И. Мамонтова о картине В.М. Васнецова, высказывать своё мнение, уметь составить свой текст- отзыв.

Оценивать результаты своей деятельности.

карточки,

41./21

   

Работа над ошибками

текущий контроль

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять свои ошибки. оценивать результаты своей деятельности.

схемы

 

42./1

   

Имя существительное и его роль в речи

индивидуальный контроль

Уметь определять падеж имен существительных

таблицы

43./2

   

Значение и употребление имён существительных в речи

текущий контроль

Уметь определять падеж имен существительных

ИКТ

44/3

   

Признаки падежных форм имён существительных.

индивидуальный контроль

Знать особенности имен существительных в родительном, дательном, винительном падеже; уметь определять падеж;

 

45/4

   

Различение имён существительных, употреблённых в //именительном, родительном. винительном падежах.

текущий контроль

Знать особенности имен существительных в творительном и предложном падеже; уметь определять падеж; отрабатывать приемы распознавания падежей

карточки,

46/5

   

Различение имён существительных, употреблённых в дательном, винительном, творительном падежах.

индивидуальный контроль

Знать падежи; уметь распознавать падеж имен существительных

таблицы

47/6

   

Различение имён сущетвительных, употреблённых в предложном падеже.

индивидуальный контроль

Уметь склонять имена существительные

ИКТ

48/7

   

Три склонения имён существительных.

1-ое склонение имён существительных.

итоговый контроль

Уметь определять тип склонения имен существительных

 

49/8

   

Падежные окончания имён существительных 1-го склонения.

индивидуальный контроль

 

карточки,

50/9

   

2-ое склонение имён существительных. Признаки имён существительных 2-го склонения.

итоговый контроль

Уметь работать по алгоритму определения склонения имен существительных в косвенных падежах;

таблицы

51/10

   

Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.

индивидуальный контроль

Уметь работать по алгоритму определения склонения имен существительных в косвенных падежах;

 

52/11

   

Падежные окончания имён существительных 3-го склонения.

текущий контроль

Уметь определять тип склонения имен существительных

схемы

53/12

   

Сочинение по репродукции картины художника А.А. Пластова "Первый снег"

индивидуальный контроль

Уметь определять тип склонения имен существительных

таблицы

54/13

   

Работа над ошибками. Обобщение знаний об именах существительных.

текущий контроль

Развитие орфографической зоркости; уметь распознавать падежи, склонения имен существительных;

ИКТ

55/14

   

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе.

индивидуальный контроль

Уметь определять падеж и тип склонения имен существительных

 

56/15

   

Именительный и винительный падежи имён существительных.

текущий контроль

Уметь определять ударные и безударные окончания имен существительных; отрабатывать навык склонения и умения определять склонение имен существительных

карточки,

57/16

   

Падежные окончания имён существительных в родительном падеже.

текущий контроль

Знать особенности правописания имен существительных в именительном и винительном падежах.

схемы

58/17

   

Падежные окончания имён существительных в родительном падеже.

индивидуальный контроль

Знать особенности правописания имен существительных в родительном падеже

таблицы

59/18

   

Составление текста-описания по личным наблюдениям

текущий контроль

Знать особенности правописания имен существительных в родительном и винительном падеже

ИКТ

60/19

   

Работа над ошибками.. Изменение по падежам имен существительных в единственном числе.

индивидуальный контроль

Знать особенности правописания безударных окончаний имен существительных в дательном падеже

 

61/20

   

Падежные окончания имён существительных в родительном и дательном падежах.

текущий контроль

Знать особенности правописания безударных окончаний имен существительных в родительном дательном падежах; уметь распознавать падеж и склонение

карточки,

62/21

   

Падежные окончания имён существительных в родительном и дательном падежах.

индивидуальный контроль

 

таблицы

63/22

   

Падежные окончания имён существительных в творительном падеже.

текущий контроль

Уметь распознавать падеж и склонение имен существительных; знать особенности правописания падежных окончаний имен существительных в творительном падеже;

ИКТ

64/23

   

Падежные окончания имён существительных в творительном падеже.

индивидуальный контроль

Уметь распознавать падеж и склонение имен существительных; знать особенности правописания падежных окончаний имен существительных в творительном падеже;

схемы

65/24

   

Падежные окончания имён существительных в предложном падеже.

текущий контроль

Уметь распознавать падеж и склонение имен существительных; знать особенности правописания падежных окончаний имен существительных в предложном падеже;

таблицы

66/25

   

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в предложном падеже.

 

Уметь распознавать падеж и склонение имен существительных; знать особенности правописания падежных окончаний

ИКТ

67/26

   

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах.

итоговый контроль

Уметь распознавать падеж и склонение имен существительных; знать особенности правописания падежных окончаний

 

68/27

   

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах.

индивидуальный контроль

Уметь распознавать падеж и склонение имен существительных

карточки,

69/28

   

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах.

индивидуальный контроль

Уметь распознавать падеж и склонение имен существительных

схемы

70/29

   

Контрольный диктант "Имя существительное

текущий контроль

Степень усвоения материала

таблицы

71/30

   

Работа над ошибками. Морфологический разбор имени существительного

индивидуальный контроль

Уметь распознавать падеж и склонение имен существительных; знать особенности правописания падежных окончаний

ИКТ

72/31

   

Склонение имён существительных во множественном числе.

текущий контроль

Уметь определять число имен существительных

 

73/32

   

Падежные окончания имён существительных множественного числа в именительном падеже.

индивидуальный контроль

развивать умение писать слова с изученными орфограммами

карточки,

74/33

   

Составление текста из деформированных предложений

индивидуальный контроль

развивать умение писать слова с изученными орфограммами

таблицы

75/34

   

Падежные окончания имён существительных в родительном падеже. Работа над ошибками.

индивидуальный контроль

Уметь определять число и падеж имен существительных родительного падежа во множественном числе

ИКТ

76/35

   

Винительный и родительный падежи одушевлённых имён существительных.

текущий контроль

Отрабатывать прием распознавания падежей имен существительных во множественном числе;

карточки,

77/36

   

Падежные окончания имён существительных множественного числа в дательном, творительном, предложном падежах.

индивидуальный контроль

Уметь определять число и падеж имен существительных во множественном числе

таблицы

78/37

   

Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

текущий контроль

Степень усвоения материала

карточки,

79/38

   

Работа над ошибками.

индивидуальный контроль

развивать умение писать слова с изученными орфограммами

таблицы

80/39

   

Проект "Говорите правильно!"

 

развивать умение писать слова с изученными орфограммами

 

81/40

12

 

Сочинение по картине В.А.Тропинина «Кружевница

текущий контроль

Уметь находить и исправлять ошибки в своей работе; отрабатывать навык определения числа, падежа и склонения имен существительных; уметь проводить морфологический разбор

схемы

82/41

13

 

Работа над ошибками.

текущий контроль

развивать умение писать слова с изученными орфограммами

ИКТ

83/42

14

 

Повторение и обобщение знаний по разделу "Имя существительное".

индивидуальный контроль

развивать умение писать слова с изученными орфограммами

 

84/43

15

 

Обобщение знаний об имени существительном

текущий контроль

совершенствовать умения письменно передавать содержание повествовательного текста, использовать авторские слова для передачи содержания, подбирать заголовок к тексту.

карточки,

 

85/1

18

 

Роль имен прилагательных в языке. Образование имен прилагательных.

текущий контроль

Определять части речи

схемы

86/2

19

 

Род и число имен прилагательных.

индивидуальный контроль

Уметь определять число и род имен прилагательных

таблицы

87/3

20

 

Род и число имен прилагательных.

текущий контроль

Уметь определять тему рисунка, озаглавливать его, анализировать содержание и составлять текст, отражающий содержание рисунка; уметь правильно строить предложения и употреблять их в речи

ИКТ

88/4

21

 

Составление текста-описания по личным наблюдениям

индивидуальный контроль

Уметь определять падеж имени прилагательного.

 

89/5

22

 

Работа над ошибками.. Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе.

текущий контроль

развивать умение писать слова с изученными орфограммами

карточки,

90/6

   

Объяснительный диктант :Части речи

индивидуальный контроль

Уметь распознавать род, число, падеж имен прилагательных

таблицы

91/7

   

Работа над ошибками. Склонение имен прилагательных

текущий контроль

Уметь находить сходство и различия именительного и винительного падежей имен прилагательных

ИКТ

92/8

   

Именительный падеж.

индивидуальный контроль

Знать особенности правописания имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже; уметь распознавать падежи;

схемы

93/9

   

Родительный падеж.

текущий контроль

Знать особенности правописания имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже; уметь распознавать падежи;

таблицы

94/10

   

Дательный падеж.

индивидуальный контроль

Уметь списывать текст с соблюдением орфографических правил.

ИКТ

95/11

   

Именительный, родительный и винительный падежи

текущий контроль

Знать особенности правописания имен прилагательных мужского и среднего рода в имен.., род.., дат.., винительном падежах; уметь распознавать падежи;

 

96/12

   

Именительный, родительный и винительный падежи

текущий контроль

Знать особенности правописания имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах; уметь распознавать падежи;

карточки,

97/13

   

Творительный и предложный падежи.

индивидуальный контроль

Уметь писать под диктовку и выполнять грамматические задания

схемы

98/14

   

Творительный и предложный падежи.

текущий контроль

развивать умение писать слова с изученными орфограммами

таблицы

99/15

   

Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания.

индивидуальный контроль

Определять род, число, падеж имен прилагательных мужского и среднего рода

ИКТ

100/16

   

Работа над ошибками

текущий контроль

Знать правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода; уметь распознавать род, число, падеж.

карточки,

101/17

   

Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе.

индивидуальный контроль

Знать правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах; уметь распознавать род, число, падеж.

таблицы

102/18

   

Именительный и винительный падежи имен прилагательных,

индивидуальный контроль

Уметь различать имена прилагательные женского рода в родит., дат.. твор.. и предложном падежах.

таблицы

103/19

   

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных.

индивидуальный контроль

Уметь сравнивать винительный и творительный падежи; выявлять сходство и различия;

ИКТ

104/20

   

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных.

текущий контроль

Уметь различать имена прилагательные женского рода; распознавать падеж.

 

105/21

   

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных.

индивидуальный контроль

Уметь писать под диктовку и выполнять грамматические задания

карточки,

106/22

   

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных.

текущий контроль

Уметь различать имена прилагательные женского рода; распознавать падеж.

таблицы

107/23

   

Изложение сравнительно- описательного текста.

индивидуальный контроль

Уметь определять склонение имен прилагательных во множественном числе;

 

108/24

   

Работа над ошибками. Склонение имен прилагательных во /множественном числе.

текущий контроль

развивать умение писать слова с изученными орфограммами

 

109/25

   

Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа.

индивидуальный контроль

Уметь находить сходства и различия именительного и винительного падежей.

карточки,

110/26

   

Родительный и предложный падежи.

текущий контроль

Знать особенности правописания имен прилагательных в родительном и предложном падежах во множественном числе

таблицы

111/27

   

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

индивидуальный контроль

Определять род имен существительных в тексте, выделять окончания

 

112/28

   

Работа над ошибками

текущий контроль

Уметь распознавать число, род, падеж имен прилагательных

схемы

113/29

   

Проверим себя и оценим свои достижения

индивидуальный контроль

 

таблицы

114/30

   

Обобщение знаний об имени прилагательном.

текущий контроль

Уметь применять полученные знания

ИКТ

 

115/1

   

Роль местоимений в речи.

индивидуальный контроль

Уточнять роль местоимений в речи.

 

116/2

   

Личные местоимения 1, 2, 3 лица единственного и множественного числа.

текущий контроль

Называть грамматические признаки местоимений, определять род местоимений 3-го листа.

карточки,

117/3

   

Изменение личных //местоимений по падежам. Правописание местоимений.

текущий контроль

Уметь определять начальную и косвенную форму личных местоимений, определять падеж

схемы

118/4

   

Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа.

индивидуальный контроль

Изменять личные местоимения 3-го лица единственного и множественного числа, писать раздельно предлоги с личными местоимениями.

таблицы

119/5

   

Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа.

текущий контроль

Изменять личные местоимения 3-го лица единственного и множественного числа, писать раздельно предлоги с личными местоимениями.

ИКТ

120/6

   

Составление поздравительной открытки

индивидуальный контроль

Изменять личные местоимения 3-го лица единственного и множественного числа, писать раздельно предлоги с личными местоимениями.

 

121/7

   

Работа над ошибками

текущий контроль

Излагать текст по самостоятельно составленному плану.

карточки,

 

122/1

   

Значение глаголов в языке и речи. Роль глаголов в предложении.

индивидуальный контроль

дать учащимся представление о том, что прилагательные во множественном числе по родам не изменяются; развивать умение писать родовые окончания прилагательных.

таблицы

123/2

   

Грамматические признаки глагола. Время глаголов (настоящее. прошедшее, будущее).

индивидуальный контроль

развивать умение определять род имен существительных и прилагательных.

ИКТ

124/3

   

Неопределённая форма глагола.

текущий контроль

развивать умение изменять прилагательное по родам в зависимости от рода, существительного, определять правильно род прилагательных и правильно писать окончания.

таблицы

125/4

   

Неопределённая форма глагола.

индивидуальный контроль

развивать умения писать родовые окончания прилагательных, определять число прилагательного, изменять прилагательные по числам.

ИКТ

126/5

   

Образование временных форм от глаголов в неопределённой форме.

текущий контроль

дать учащимся представление о том, что прилагательные во множественном числе по родам не изменяются; развивать умение писать родовые окончания прилагательных.

 

127/6

   

Письменное изложение по самостоятельно составленному плану.

индивидуальный контроль

проверить знания учащихся об имени прилагательном и правописании слов с изученными орфограммами; проверить умение подбирать заголовок к тексту.

карточки,

128/7

   

Работа над ошибками Составление текста из деформированных предложений.

текущий контроль

развивать умения исправлять ошибки, подбирать подходящие по смыслу прилагательные к существительным, составлять продолжение текста

таблицы

129/8

   

Формы лица и числа глаголов.

текущий контроль

Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения одноклассника

 

130/9

   

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам.

индивидуальный контроль

Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения одноклассника

 

131/10

   

Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода».

     

13211

   

Работа над ошибками. Подготовка к выполнению проекта "Пословицы и поговорки".

текущий контроль

Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения одноклассника

ИКТ

133/12

   

I и II спряжение глаголов. Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени.

индивидуальный контроль

Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения одноклассника

 

134/13

   

I и II спряжение глаголов. Личные окончания глаголов I и II спряжения.

индивидуальный контроль

Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения одноклассника

карточки,

135/14

   

Способы определения I и II спряжения глаголов с безударным личным окончанием.

 

развивать умение писать слова с изученными орфограммами

таблицы

136/15

   

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

 

Различать глаголы среди других слов в тексте. Объяснять роль глаголов в нашем языке.

Называть, что обозначают глаголы.

Называть вопросы, на которые отвечают глаголы.

Писать правильно слова: «гореть», «сверкать».

таблицы

137/16

   

Составление текста из деформированных предложений

текущий контроль

Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении). Называть время, число глагола.

Объяснять роль глагола в предложении.

ИКТ

138/17

   

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Работа над ошибками

индивидуальный контроль

Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь). Объяснять, что такое неопределённая форма глагола.

 

139/18

   

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями (обобщение).

текущий контроль

воспроизвести знания о числе глаголов: развивать умения определять число глаголов и изменять их по числам

карточки,

140/19

   

Возвратные глаголы (общее представление).

индивидуальный контроль

дать общее представление о временных формах глагола; познакомить с особенностями каждой временной формы; учить различать их по вопросу и значению.

таблицы

141/20

   

Правописание возвратных глаголов.

текущий контроль

различать глаголы в настоящем и будущем времени; познакомить с написанием глаголов, отвечающих на вопрос что делаешь?

 

142/21

   

Правописание возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени.

текущий контроль

Определять наличие в слове изученных орфограмм.

таблицы

143/22

   

Сочинение по сюжетным рисункам.

индивидуальный контроль

развивать умение писать слова с изученными орфограммами

ИКТ

144/23

   

Работа над ошибками. Правописание глаголов в настоящем и будущем времени (обобщение).

текущий контроль

развивать умение писать слова с изученными орфограммами

 

145/24

   

Правописание глаголов в прошедшем времени.

индивидуальный контроль

уточнить знания о написании глаголов с частицей не, учить выделять глаголы с частицей не среди других слов, развивать навык правильного произношения глагольных форм..

карточки,

146/25

   

Изложение повествовательного текста

текущий контроль

 

таблицы

147/26

   

Работа над ошибками Правописание глаголов в прошедшем времени.

индивидуальный контроль

Определять наличие в слове изученных орфограмм. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности.

ИКТ

148/27

   

Морфологический разбор глагола.

индивидуальный контроль

обобщить и систематизировать знания о частях речи; развивать умение писать слова с изученными орфограммами.

 

149/28

   

Правописание глаголов с орфограммами в корне и в окончании.

 

развивать умение писать слова с изученными орфограммами

карточки,

150/29

   

Правописание глаголов с орфограммами в корне и в окончании.

текущий контроль

совершенствовать умение правильно писать слова с приставками, предлогами, частицей не и с другими изученными орфограммами. знания о глаголе как части речи; развивать умение писать слова с изученными орфограммами

таблицы

151/30

   

Контрольный диктант: Глагол

индивидуальный контроль

совершенствовать умение правильно писать слова с приставками, предлогами, частицей не и с другими изученными орфограммами.

таблицы

152/31

   

Работа над ошибками

текущий контроль

 

ИКТ

153/32

   

Подробное изложение повествовательного текста.

индивидуальный контроль

Определять наличие в слове изученных орфограмм. Находить и отмечать в слове орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности.

 

154/33

   

Работа над ошибками

текущий контроль

Находить и отмечать в слове орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности.

карточки,

155/34

   

Обобщение по теме "Глагол".

текущий контроль

 

таблицы

 

Повторение изученного за год (15 ч)

156/1

   

Повторение пройденного. Части речи.

индивидуальный контроль

Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи.

таблицы

157/2

   

Повторение пройденного. Слово

текущий контроль

Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нем имя существительное в заданной падежной форме.

ИКТ

158/3

   

Неопределённая форма глагола

текущий контроль

Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделения.

 

159/4

   

Обучающее изложение

индивидуальный контроль

Распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения.

карточки,

160/5

   

Работа над ошибками . Правописание приставок и предлогов

текущий контроль

Выполнять задания творческого и поискового характера

таблицы

161/6

   

Правописание окончаний имён прилагательных

индивидуальный контроль

Правильно произносить и писать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже. Разбирать имя прилагательное как часть речи

таблицы

162/7

   

Сочинение покартине И.И.Шишкина «Рожь»

текущий контроль

 

ИКТ

163/8

   

Правописание значимых частей слов Работа над ошибками.

индивидуальный контроль

Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения одноклассника

таблицы

164/9

   

Контрольный диктант Предложение

индивидуальный контроль

 

ИКТ

165/10

   

Работа над ошибками.

 

Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения одноклассника

таблицы

166/11

   

Однокоренные слова

 

Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения одноклассника

ИКТ

167/12

   

Восстановление деформированного текста.

 

Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания.

 

168/13

   

Работа над ошибками. Обобщение изученного о предложении

 

Выполнять задания творческого и поискового характера

карточки,

169/14

           

170/15

   

Урок- обобщение. КВН «Знатоки русского языка»

 

Выполнять задания творческого и поискового характера

таблицы

Комментарии

Добрый день , Марина! Буду рада , если пригодится.

17 July 2016