Урок-практикум по русскому языку в 11 классе на тему «Культура речи»

8
4
Материал опубликован 6 April 2016

КУЛЬТУРА РЕЧИ

УРОК-ПРАКТИКУМ в 11 классе( 2 часа)

Цель: закрепление понятие языковая норма; закрепление навыков владения основными грамматическими нормами; развитие коммуникативной компетенции, умения работать в группе; повышение уровня речевой культуры; воспитание бережного отношения к родному языку.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация; аудиозапись «Д.С. Лихачев. «Письма о добром и прекрасном. Письмо 19. «Как говорить»; раздаточный материал,

Предварительная работа:

1 группа. Проводит соцопрос «Нужно ли не только писать, но и говорить грамотно?». Учащиеся сами составляют вопросы для анкетирования и лишь потом согласовывают их с куратором проекта. По результатам обработки информации составляют отчет-презентацию.

2 группа работает со СМИ. «Соблюдение норм литературного языка в СМИ»( Насколько грамотную речь мы слышим от журналистов, публичных людей( политиков, юристов и т.д.); насколько грамотными с точки зрения соблюдения грамматических норм являются статьи в прессе). Результаты представляет в отчетной презентации.

3 группа подбирает примеры из современных художественных текстов, песен, объявлений, рекламы с грамматическими ошибками; презентация « Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно»

 

ХОД УРОКА:

Организационный этап.

Объявление темы урока. Постановка задач урока.

Актуализация опорных знаний

Что такое культура речи? ( соблюдение в устной и письменной речи норм литературного языка)

Какие виды норм русского литературного языка вам знакомы?( орфоэпические, словообразовательные, морфологические, лексические, синтаксические)

Дайте определение каждому виду.(орфоэпические – нормы произношения и постановки ударения в слове; словообразовательные – нормы образования слов и форм слова; морфологические – нормы образования и употребления грамматических форм слов различных частей речи; лексические – это правила использования слов в речи в соответствии с их лексическим значением; синтаксические – нормы построения предложений и словосочетаний)

Представление группами отчетных работ.

«Все это было смешно, когда бы не было так грустно…»

« Соблюдение норм литературного языка в СМИ»

«Нужно ли соблюдать нормы литературного языка не только в письменной, но и в устной речи?»

Как вы считаете, в чем причина столь частого нарушения норм литературного языка? Речевая культура – одна из составляющих общей культуры человека. Что, по-вашему, нужно сделать, чтобы повысить речевую культуру людей?

 

Орфоэпическая разминка.

На карточках – слова из орфоэпического минимума к ЕГЭ. Количество слов соответствует количеству учащихся в классе. Каждый читает 1 слово, если произносит неправильно, его ошибку исправляют.

Августовский , баловАть, бомбардировАть, газопровОд, завИдно, вероисповЕдание, корЫсть, нАчатый, обеспЕчение, предложИть, принЯть, прИнятый, свЁкла, тЕфтели, слИвовый, экспЕрт, ходАтайство, умЕрший, столЯр, кладовАя…

 

Тренировочные упражнения на знание лексических норм

фронтальная работа:

а)Люди часто допускают ошибки в использовании фразеологизмов. Вашему вниманию предлагаются несколько идиоматических выражений. Определите, какие из них содержат ошибки.

Молчать, как рыба об лед( надо: молчать, как рыба), играть значение ( надо: иметь значение), он не робкой десятки( надо: не робкого десятка), держать ухо востро, рассыпаться,как мыльный пузырь( надо: лопнуть, как мыльный пузырь), оставляет желать лучшего,бабушка надвое сказала, бежать сломив голову( надо: бежать сломя голову).

б) найдите ошибки, связанные с употреблением слов без учета их семантики.( примеры выводятся на экран через проектор)

Партнер – это соучастник какого-либо действия, события, игры.

Я попросил прохожего описать дорогу до вокзала.

Федя был весьма разбалованным ребенком.

Вы должны туда собственноручно сходить.

Ставится упор на более глубокое изучение гуманитарных предметов.

 

Работа в группах с взаимопроверкой.

Каждому ученику дается карточка с заданием подобрать синонимы и антонимы к прилагательным в словосочетаниях. Количество вариантов определяется количеством учащихся в группе.

в) вариант 1. Обычная ситуация; обычный день; обычные хлопоты; обычная внешность.

вариант 2. Интересный фильм; интересная внешность; интересный писатель; интересная трактовка.

вариант 3. Свежий хлеб; свежие огурцы; свежий вечер; свежая рубашка; свежий взгляд.

 

Тренировочные упражнения с использованием паронимов. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Группа А. Из слов, заключенных в скобках, выбрать нужное.

1.Никогда наш народ не забудет( геройские – героические ) дни Ленинградской блокады.

2.Сюжетом произведения стала ( драматичная – драматическая ) ситуация, сложившаяся в семье писателя.

3.Регистрация ( командированных – командировочных) производится в кабинете №1.

4.На платформе могут ( поместиться – разместиться) четыре легковых автомобиля.

5.Чтобы достичь успеха, надо принять (эффективные – эффектные ) меры.

 

Группа Б. Исправить ошибки в данных предложениях.

1.Никогда наш народ не забудет геройские дни Ленинградской блокады.

2.Сюжетом произведения стала драматическая ситуация, сложившаяся в семье писателя.

3.Регистрация командировочных производится в кабинете №1.

4.На платформе могут разместиться четыре легковых автомобиля.

5.Чтобы достичь успеха, надо принять эффектные меры.
 

Группа В. В каких предложениях допущены ошибки, связанные с употреблением паронимов? Найти и записать исправленный вариант.

1.Никогда наш народ не забудет геройские дни Ленинградской блокады.

2.Сюжетом произведения стала драматичная ситуация, сложившаяся в семье писателя.

3.Регистрация командировочных производится в кабинете №1.

4.На платформе могут разместиться четыре легковых автомобиля.

5.Чтобы достичь успеха, надо принять эффективные меры.

 

Для самопроверки на экран выводятся правильные ответы.

1.Никогда наш народ не забудет героические дни Ленинградской блокады.

2.Сюжетом произведения стала драматичная ситуация, сложившаяся в семье писателя.

3.Регистрация командированных производится в кабинете №1.

4.На платформе могут поместиться четыре легковых автомобиля.

5.Чтобы достичь успеха, надо принять эффективные меры.

 

8. Тренировочные упражнения на исправление стилистических и речевых ошибок.

Что такое стилистические нормы?

В предложенных примерах найдите и исправьте стилистические и речевые ошибки.

(текст задания проецируется на экран)

Но позвольте мне перенести ваш взгляд на любовный фронт поэта.

На деревьях во все голоса переливалось щебетание птиц.

Комедия «Ревизор» показывает весь «дурдом», творившийся в городе Н.

Городовой очень широк словарным запасом (о Городничем в «Ревизоре»).

Людоедка Эллочка была красива, у нее не было вкуса, она знала цену своей красоте, но она была самая настоящая болванка.

Россия держалась «на соплях», но другим странам не уступала.

Раскольников хотел проверить, «тонка ли у него кишка».

Раскольников просит почитать Соню о воскрешении из Библии Лазаря.
 

9. Тренировочные упражнения на владение грамматическими и синтаксическими нормами.

а)Указать тип ошибки в приведенных примерах. Предложить исправленный вариат.

Невольно задумываешься о жизни людей,о том, как им тяжело жить, считав себя ненужными.(ошибка в образовании деепричастия)

Появившийся страх в вагоне поезда загоняет нашего героя – Николая Велина – в тупик.

(ошибка в построении предложения с причастным оборотом)
 

Беседа пошла свободнее; многое надо было рассказать, расспросить друг друга!

(ошибка в конструировании предложения с однородными членами)

 

Прочитав данный текст, у меня возникло желание согласиться с автором.

(ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом)
 

Взрослея, ребенок хочет свободы и самостоятельности. Родители же привыкли видеть его

маленьким и который всегда рядом.(конструирование предложения с однородными членами)

 

Левитан писал Чехову из Финляндии, что «вновь я захандрил без меры и границ. Здесь нет

природы».( построение предложения с косвенной речью)

Го­то­вясь к эк­за­ме­нам, я не толь­ко делаю прак­ти­че­ские за­да­ния, но и вы­учил тео­рию.

(нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм)

б) самостоятельное выполнение тестовых заданий, аналогичных заданию 7 КИМов ЕГЭ.

 

10. Подведение итогов. Рефлексия.

Как бы вы определили, что еще, кроме владения грамматическими нормами, включает в себя понятие «культура речи»? (богатство словаря, отказ от использования жаргонной лексики, бережное отношение к языку)

Сегодня мы работали с языковым материалом, требующим корректировки. А в завершении урока давайте послушаем отрывок из «Писем о добром и прекрасном» Д.С. Лихачева «Как говорить?»

Какой урок вы выносите для себя из этого письма?

 

Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по тексту Д.С. Лихачева в соответствии с требованиями к заданию 25 КИМов ЕГЭ.

 

Приложение

Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном.

19 письмо «Как говорить?»

Неряшливость в одежде - это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе.

Дело не в том, чтобы быть одетым щегольски.

В щегольской одежде есть, может быть, преувеличенное представление о собственной элегантности, и по большей части щёголь стоит на грани смешного.

Надо быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего вам идёт и в зависимости от возраста.

Спортивная одежда не сделает старика спортсменом, если он не занимается спортом.

Профессорская шляпа и чёрный строгий костюм невозможны на пляже или в лесу за сбором грибов.

А как расценить отношение к языку, которым мы говорим?

Язык в ещё большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.

Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде,- распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе.

Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения.

Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся.

Это происходит полусознательно.

Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости.

Но та же самая подоплёка лежит в основе любых грубых, циничных, бесшабашно ироничных выражений по отношению к тем явлениям повседневной жизни, которые чем-либо травмируют говорящего.

Этим грубо говорящие люди как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле боятся.

В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость.

«Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют своё презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них.

По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов.

Ведь он уверен, что его слово и так весомо.

Наш язык - это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни.

И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности» (есть такое печальное явление в психологии некоторых слабых людей, но объяснить его сейчас я не имею возможности - это большой и особый вопрос).

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая.

Но хоть и трудно - это надо, надо.

Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Обязательно проведу такой урок в следующем году с моими ребятами.

2 May 2016

Отличный материал.

4 June 2016

Очень интересно!

5 June 2016

Хороший урок, спасибо.

23 September 2017

Похожие публикации