Лэпбук как результат проектно-исследовательской деятельности обучающихся младших классов коррекционной школы

ЛЭПБУК
КАК РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ
Лисянская Татьяна Владимировна, учитель начальных классов ГОКУ «Специальной (коррекционной) школы №2 г. Ангарска»
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов на основе использования лэпбука.
Задачи:
1.Проанализировать форму работы с точки зрения педагогической ценности в рамках реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
2.Повысить уровень мастерства педагогов.
Одной из важнейшей составляющей профессиональной компетентности педагога является степень его готовности к использованию современных технологий в своей профессионально-педагогической деятельности. Применение новых технологий является эффективным способом в расширении кругозора учеников, в освоении ими способов деятельности.
Задача педагогов коррекционной школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей, в процессе которой у каждого обучающегося появился бы механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество. В настоящее время, с введением ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями), у педагога открываются большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания.
Сегодня мы Вам расскажем о лэпбуке – как части развивающей предметно-пространственной среды.
В дословном переводе с английского языка лэпбук («книга на коленях») – это самодельная книжка – раскладушка или тематическая папка с различными кармашками, окошками, подвижными деталями, в которых можно размещать информацию по изучаемой теме. Это сравнительно новое средство обучения, пришедшее из зарубежной педагогики и прочно прижившееся в наших школах.
Мы в своей коррекционной школе начали изучать и использовать в работе новое методическое пособие – «лэпбук».
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС и обеспечивает:
разностороннее развитие личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное);
формирование основ мировоззрения обучающихся;
возможность учитывать индивидуальные способности детей (задания разной сложности), развитие творческого потенциала каждого обучающегося;
интегрирование разных видов детской деятельности (речевую, познавательную, игровую);
возможность структурировать сложную информацию;
простой способ запоминания;
вариативность использования заданий;
умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач;
умение планировать свою деятельность, контролировать ее процесс, доводить его до конца;
адекватно оценивать результаты;
взаимодействовать с педагогами и сверстниками;
овладевать жизненными и социальными компетенциями.
Лэпбук представляет собой интерактивную папку, в которой собраны материалы по определенной лексической теме. Содержание лэпбука будет зависеть от того, реализацию каких задач предполагает образовательная программа по той или иной теме.
Изготовление лэпбука - это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы с помощью педагога и родителей. Чтобы заполнить эту папку, ребенку нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.
Педагог является тем фактором, который подталкивает ребят к совершению, пусть незначительных, но открытий. Для учителя лэпбук имеет свои плюсы. Он способствует организации материала по изучаемой теме в рамках тематического планирования, оформлению результатов совместной проектной деятельности, организации индивидуальной и дифференцированной самостоятельной работы с детьми.
Необходимо отметить, что, работая над одним лэпбуком, учащиеся часто открывают для себя темы следующих своих исследований. При правильном построении работы, учитель за период обучения может создать с классом или группой целую серию лэпбуков на одну тему, которая будет более полно отображать проблемы, связанные с данной темой.
Для того, чтобы процедура изготовления лэпбука была продуктивной и могла реализовывать задачи ФГОС, педагог должен знать как сделать лэпбук и каких методических рекомендаций ему необходимо придерживаться. Изготовление лэпбука проходит в несколько этапов:
Выбор темы.
Обсуждение плана.
Создание макета (выбор элементов для заполнения лэпбука).
Изготовление лэпбука (практическая часть)
Выбираем тему лэпбука. В урочное время выбор темы будет зависеть от образовательной программы. Темы могут быть как общие, так и частные. Лэпбук на общие темы получается обзорным, в нем вряд ли можно отразить все аспекты. Конкретные темы могут дать более подробную информацию – это будет гораздно продуктивнее.
Лэпбук - это интересно! Лэпбук развивает творческие способности и коммуникативные навыки.
Учитель включается в деятельность наравне с детьми. Школьники присоединяются к деятельности добровольно (без психического и дисциплинарного принуждения). Во время деятельности дети могут свободно общаться и перемещаться, занимать любое удобное для работы положение.
Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.
Родители могут обеспечить поддержку:
организационную (экскурсии, походы)
техническую (фото, видео)
информационную (сбор информации для лэпбука)
мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе)
В качестве результатов работы школьников с лэпбуком мы получаем следующее:
обучающиеся овладевают устной речью, учатся выражать свои мысли и желания, проявляют инициативу в общении, учатся задавать вопросы, делать умозаключения;
у обучающихся развивается любознательность, интерес к миру вокруг них, самостоятельность при выполнении отдельных видов работ;
в процессе работы над лэпбуком обучающиеся учатся взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
обучающиеся учатся проявлять свои чувства, эмоции, в процессе работы, учатся договариваться друг с другом;
создание лэпбуков позволяет обучающимся видеть результат своей работы, оценивать его;
обучающиеся обладают развитым воображением, которое они реализуют в различных видах учебной деятельности;
такой вид работы способствует развитию крупной и мелкой моторики.
Применяя лэпбук в работе с детьми с умственной отсталостью, можно сделать вывод, что это очень удобное и полезное средство обучения.
Он помогает закреплять материал, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развивать произвольное внимание. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактах, но и в ассоциациях в памяти детей. Кроме этого, использование лэпбука в процессе обучения позволяет: заинтересовать детей, усилить образовательные эффекты, осуществить индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
В нашей школе изготовление и применение лэпбука является неотъемлемой частью представления итогов проекта или тематической недели.
Задача учителя лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.
Литература:
1.Астралинова Л.Б. Применение образовательных технологий в учебном процессе// Молодой ученый -2017 - №5 – С.465 – 468
2.Гатовская Д.А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст ]// Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIМеждунар. науч. конф.(г. Пермь, апрель 2015 г.) – Пермь: Меркурий, 2015. – С.162-164
3.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями). Утвержден приказом Министерства науки и образования РФ от 19 декабря 2014г. №1955.