12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Вешнякова Ольга Игоревна305
Педагог-библиотекарь, классный руководитель.
Россия, Пермский край, Кунгурский муниципальный округ

«Л.И.Кузьмин. В стране веселой детства»

Цели урока:

Вызвать интерес учащихся к литературе, развивать познавательный интерес к чтению, прививать стойкий интерес к книгам. Формировать общекультурную литературную компетентность через восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, формировать коммуникативную компетенцию учащихся.

Задачи урока:

Образовательная: расширить представление о писателях родного края, их произведениях, книгах, углубить знания учащихся.

Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.

Воспитательная: прививать интерес к творчеству писателей родного края.

Ход урока.

1. Стихотворение «Алая река» Л.И.Кузьмина

-Куда исчезли дети?

-Они ушли туда,

Где розовое небо

И алая вода!

-Но как это случилось?

Ведь небо и вода

Считались голубыми и синими всегда….

-А получилось просто!

Сегодня малыши

С утра проснулись раньше,

Чем галки и стрижи.

Они дремать не стали

В постелях на боку,

А на рассвете встали

И сразу увидали

Розовое небо

И алую реку!

2. Актуализация знаний.

-А мы сегодня с вами узнаем, как добраться до небес, запустим в небо бумажный самолетик, узнаем, о чем спорили туча и ветер.

В этом нам помогут произведения детского писателя Л.И.Кузьмина.

3. Биография писателя Л.И.Кузьмина. Презентация.

4. Выставка произведений писателя.

5. Чтение произведений Л.И.Кузьмина.

«Бумажный самолетик»

А) самостоятельное чтение обучающимися;

Б) выразительное чтение вслух (2-3 обучающихся);

-Кто прочитал лучше? Почему?

В) работа с текстом. Найти ответ в стихотворении и прочитать.

- Куда летел бумажный самолетик? (Я увидеть все на свете страны дальние хочу).

«Как до небес добраться»

А) самостоятельное чтение обучающимися;

Б) выразительное чтение вслух (2-3 обучающихся);

- Кто прочитал лучше? Почему?

В) работа с текстом. Найти ответ в стихотворении и прочитать.

- Как добраться до небес? (За стол сначала надо сесть, тарелку манной каши съесть)

«Ветер и туча»

А) самостоятельное чтение обучающимися;

Б) выразительное чтение вслух ( 2-3 обучающихся);

-Кто прочитал лучше? Почему?

В) работа с текстом. Найти ответ в стихотворении и прочитать.

- Кто главнее всех на свете? (Славу нам делить не нужно: ведь всего важнее дружба, где никто не ссорится, там и дело спорится).

6. Учитель подводит итоги. Кто лучше всех прочитал произведение.

Учитель может показать образец чтения одного их стихотворений.

7. Театрализация произведений Л.И. Кузьмина.

А) команды выбирают по жеребьевке одно из произведений:

«Башмаки-простаки», «Сверчок», «Звездочет»;

Б) распределяют роли;

В) обсуждают костюмы для героев, музыкальное оформление.

8. Домашнее задание.

Подготовить к инсценирование стихотворения к следующему уроку.

9. Стихотворение. Л.И.Кузьмин «Дом с колокольчиком».

Стоит небольшой старинный

Дом над зеленым бугром.

У входа висит колокольчик,

Украшенный серебром.

И если ты ласково, тихо

В него позвонишь, поверь,

Что в доме проснется старушка,

Седая-седая старушка,

И сразу откроет дверь.

Старушка приветливо скажет:

- Входи, не стесняйся, дружок!

На стол самовар поставит,

В печи испечет пирожок

И будет с тобою вместе

Чаек распивать дотемна,

И старую добрую сказку

Расскажет тебе она.

Но если, но если, но если

Ты в этот уютный дом

Начнешь кулаком стучаться,

Поднимешь трезвон и гром,

То выйдет к тебе не старушка,

А выскочит Баба-яга,

И не слыхать тебе сказки

И не видать пирога!

10. Рефлексия.

А если вы хотите узнать, чем обмазал Яша дырявую крышу, или ,что вырастил чудак из голубого пшеничного зёрнышка, то прочитайте другие произведения пермского писателя Льва Ивановича Кузьмина.

Приложение 1.

«Башмаки-простаки»

Два простака, два башмака

В осенний день издалека

Шли по глубоким лужам.

Один шагал без каблука,

Второй был худ и без шнурка...

И, кажется, простужен...

Один башмак вздохнул с трудом:

- Сейчас бы нам увидеть дом

С затопленною печкой,

Тогда бы там нашлись для нас

В кастрюлях каша, в кружках квас...

Другой сказал: - Конечно!

Один промолвил:

- А за кров хозяйке мы наколем дров!

Поленниц пять примерно.

У нас же есть с тобою честь:

Не станем даром пить и есть!

Второй ответил: - Верно!

И вот пред ними встал дворец.

Воскликнул первый: - Наконец,

Нам повезло на свете!

Кругом собаки, правда... Но

Давай стучаться всё равно!

- Давай! - Второй ответил.

А во дворце жил Фон-Барон.

Разбужен ранним стуком, он

Кричит слуге с постели:

- Эй, кто устроил тарарам?

Что за нахалы нынче к нам

Ломиться в дверь посмели?

Слуга на барский зов бежит,

От смеха даже весь дрожит

И приседает даже:

- Два чудака, два башмака

Пришли сюда издалека

И очень просят... каши!

- Что! Башмаки под этот кров?

Гоните в шею дураков,

А то натащат пыли!

Дворец наш вовсе не таков,

Чтоб угощать в нём простаков.

Пусть бродят, где бродили!

Здесь только туфелькам почёт!

Лишь самый модный каблучок

Вхож на паркеты наши,

И надо знать, что никогда

Никто, ко мне придя сюда,

Не спрашивает каши!

Ушли друзья - и Фон-Барон

С постели слез пуховой.

Уснуть уже не может он,

Слугу он кличет снова;

- Эй! Что за холод во дворце?

И в том, и в этом вот конце

Сосульки в ряд настыли.

Болит от стужи голова.

Сходили б туфли по дрова,

Камин бы затопили!

Слуга в кулак подул,

Вздохнул: - По этакой-то стуже

Не выйти туфелькам за дверь.

Для дела этого теперь

Покрепче кто-то нужен.

- Так пусть шагают башмаки!

Ведь это ж, право, пустяки -

Пробить тропу до рощи.

- Ах, башмаки? Но их здесь нет!

Они от нас ушли чуть свет

К хозяевам попроще.

Они вернуться не хотят,

Они в избе теперь сидят,

На самом лучшем месте.

Хозяйка им подносит квас

И говорит, что нет у нас

Ни совести, ни чести!

«Звездочет»

В своём домишке древнем,

С трубою на бочок,

Жил в сказочное время

Весёлый звездочёт.

И был он, между прочим,

Не очень-то богат:

Носил зимой и летом

Единственный халат.

Но дело не в богатстве...

Не тем он дорожил!

В одном прекрасном царстве,

В старинном государстве

Он звёзды сторожил.

Лишь звёздочка случайно

Сорвётся с неба в пруд,

Весёлый караульщик

Немедля тут как тут!

Он звёздочку достанет

Коротеньким сачком,

Он звёздочку почистит

Дырявым колпачком.

Подкинет вверх и скажет:

- Лети! Свети смелей!

Чем больше звёзд на небе,

Тем на земле светлей!

И год за годом славно

Трудился звездочёт,

Но вот однажды ночью

К нему явился чёрт.

Явился и расселся

На лавке у окна,

И тоненько хихикнул:

- Есть дело, старина!

Я тоже звездочётом

Желаю в пекле стать.

Мне звёзд, хоть штучек сорок,

Не сможешь ли продать?

Продашь - разбогатеешь!

Ты звёзды не жалей,

Чем на земле темнее,

Тем лучше для чертей.

И звездочёт промолвил:

- Ну, что ж, ответ мой прост!

Плати волшебный грошик -

Получишь сорок звёзд.

Они вот здесь, в печурке,

Их ровно двадцать пар.

Выкладывай монету -

И забирай товар.

Но дай мне обещанье,

Что если крикнешь: "Ой!" -

Я грош возьму,

Но будет товар уже не твой!

Чёрт крикнул: - Я согласен!

Подпрыгнул чёрт: - Давай,

Чугунную заслонку

Скорее открывай!

И сунулся к печурке,

Дугою, выгнув хвост,

А там, в печурке, угли

Пылали вместо звёзд.

Чёрт угли цапнул сдуру!

Заверещал: - Ой-ой!

И в тот же миг услышал:

- Товар уже не твой!

И топнул чёрт с досады,

И дверью хлопнул чёрт!

И в кошелёк монетку

Припрятал звездочёт.

Но только не считайте,

Что он богатым стал,

Что он халат атласный

Портному заказал.

Нет, нет! На этот грошик,

Волшебный, непростой,

Купил он в магазине

Бумаги золотой.

И новых звёзд наделал

Из той бумаги сам,

И ловко их приклеил

К высоким небесам.

Он был, как прежде, верен

Пословице своей:

- Чем больше звёзд на небе,

Тем на земле светлей!

«Сверчок »

Стоял на горке старый дом.

А в доме жил Сверчок —

Простецкий сельский музыкант,

Малютка мужичок.

Однажды хлынул сильный дождь,

Ударил страшный гром,

И развалился у Сверчка

На горке старый дом.

Но музыкант Сверчок сказал:

Не дело унывать…

Была бы скрипочка,

А с ней найду, где ночевать.

И вот к Ежу стучится он:

Открой, сосед! Беда!

Я без пристанища теперь остался навсегда.

Открой скорей, приятель, дверь!

Согреться я хочу.

А за ночлег и за тепло игрою заплачу…

Еж говорит:— Да я и так готов тебе помочь!

Играть не надо. На печи спокойно спи всю ночь.

Ах, что ты! Я же обещал! —

Одно твердит Сверчок,

И в угол сел, и в лапку взял

Малюсенький смычок.

И заиграл…но инструмент

Не пел, а лишь скрипел —

Ведь по-другому то Сверчок

Играть и не умел.

Но был он честен!

И пока Хозяин не уснул,

Он все пиликал в уголке,

Все — скрип да скрип — тянул…

Когда-нибудь, друзья мои,

Ненастною порой он убаюкает и вас

Чуть слышною игрой;

Но обижаться на него не надо!

Ведь Сверчок из паутинок сделал сам

Незвонкий свой смычок.

Он сам травинки собирал для скрипки по лугам.

И эту песенку играть учился тоже — сам.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Трефилова Раиса Поликарповна, 16.01.22 в 18:39 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за разработку мероприятия, Ольга Игоревна! Дети нашего края любят произведения Л.И.Кузьмина.
Вешнякова Ольга Игоревна, 17.01.22 в 18:18 0Ответить Пожаловаться
Спасибо большое Раиса Поликарповна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.