Технологическая карта урока биологии в 5 классе на тему «Лишайники»
Технологическая карта
Предмет: биология
Класс: 5
Тема учебного занятия: Лишайники
Тип учебного занятия: комбинированный
Цель учебного занятия: формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности лишайников, как о особых живых организмах; их условиях существования и процессах жизнедеятельности.
Задачи учебного занятия:
1.приобретение знаний обучающимися о лишайниках, закономерностях строения, жизнедеятельности и средообразующей роли лишайников.
2. освоение приёмов работы с биологической информацией, её анализ и критическое оценивание.
3. воспитание биологически и экологически грамотной личности.
Планируемые результаты:
личностные: развивать познавательный интерес к изучению царства Грибы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
метапредметные: выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов; выявлять дефициты информации, необходимой для решения поставленной задачи; использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления; запоминать и систематизировать биологическую информацию; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; планировать организацию совместной работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды.
предметные: применять биологические термины и понятия в соответствии с поставленной задачей урока; различать и описывать лишайники по изображениям, гербариям; выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности лишайников; делать выводы на основе сравнения; владеть приёмами работы с биологической информацией, преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую.
Учебные задания: самостоятельная работа с презентацией, работа с текстом учебника и рисунками по выявлению наиболее важной информации, работа с карточками по закреплению материала, составление схем, отражающих особенности строения и процессов жизнедеятельности.
Краткое учебное содержание:
Лишайники. Общая характеристика: их строение, питание, рост, размножение. Симбиотические организмы. Значение лишайников в природных сообществах и жизни человека.
УМК: В.В. Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.
№ | Этапы учебного занятия | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Дидактические материалы | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||||
Осуществляемые действия | Формы и приёмы организации деятельности | Осуществляемые действия | Формы и приёмы организации деятельности | Осуществляемые действия | Формы и приёмы организации деятельности | ||||
Организационно- мотивационный | 1.Приветствие. 2.Учитель настраивает учащихся на успешную работу на уроке. 3.Учитель даёт задание по разгадыванию ребуса для определения темы урока «Лишайники» и предположить, о чём будет идти речь на уроке (создаёт проблемную ситуацию); | Разгадывают ребус. Определяют объект изучения данного урока. Вспоминают, что им известно по изучаемой теме, делают предположения, систематизируют информацию до изучения нового материала. | Осознанное вхождение в пространство учебной деятельности: 1) актуализиру- ются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»); 2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); 3)устанавливаются тематические рамки урока («могу»). Осуществляется актуализация полученных раннее знаний | 1.Приветствуют учителя. 2.Определяются со своей точкой зрения, проговаривают её. 3.Предполагают тему урока с опорой на полученную информацию. | 1.Приветствуют учителя. 2.Определяются со своей точкой зрения, проговаривают её. 3.Предполагают тему урока с опорой на полученную информацию. | 1.Приветствуют учителя. 2.Определяются со своей точкой зрения, проговаривают её. 3.Предполагают тему урока с опорой на полученную информацию. | 1.Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. 2.Принимать и сохранять учебную цель и задачу. 3.При необходимости задавать вопросы учителю, связанные с освоением данного материала. | Карточка с ребусом на каждом столе. См. приложение1. | |
| Актуализация знаний | Просит систематизировать раннее полученные знания по темам «Растения», «Грибы» | Учащиеся систематизируют раннее полученные знания по данным темам | Отвечать на вопросы по особенностям строения и жизнедеятельности растений и грибам | Работа во фронтальном режиме | Умение слушать собеседника, строить понятные собеседнику высказывания | Контролируют правильность ответов обучающихся, оценивают свою деятельность, корректируют | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осуществлять самоконтроль | Карточки –опросник на каждом столе. См. приложение 2. |
| Первичное усвоение новых знаний | Организует работу по изучению и применению нового материала «Лишайники, их строение» при помощи компьютерной презентации. Обеспечивает условия для выполнения задания работы в группе: чтение текста с выборочным извлечением информации и последующее воспроизведение в виде иной формы подачи материала (схематичное изображение): чтение пункта «Жизнедеятельность лишайников» параграф 28. Учитель просит ответить на вопросы на карточке-опроснике. | Учащиеся просматривают презентацию и выводят сами признаки лишайников, сравнивая их с растениями и грибами, выполняют задания по составлению схемы строения лишайников. Воспринимают текстовую информацию и воспроизводят диалог в группе с опорой на учебник (читают). Строят самостоятельный процесс поиска информации и обработки услышанной и прочитанной информации | Развивать логическое мышление, способность, сравнивать, анализировать, обобщать полученный материал Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Отбирать необходимую информацию из общего потока для ответа на поставленные вопросы | Взаимодействуют с учителем и одноклассниками во время выведения правила в фронтальном режиме Слушают выступления одноклассников в группе, отрабатывают диалоговые навыки на своих одноклассниках Взаимодействуют с одноклассниками (работа в группах), когда отвечают на вопросы в группах | Адекватно применять полученные знания при изучении нового. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия друг друга, вносить необходимые коррективы в выполнение задания. | В ходе заслушивания ответов обучающихся осуществляют самоконтроль грамматических навыков Внимательно слушает одноклассников, сравнивая со своей информацией Способность слушать и осуществлять контроль и самоконтроль. | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осуществлять самоконтроль. Умение слушать. Способность выделять основную информацию; составлять диалог. Способность находить необходимую информацию. | Карточка –схема «Строение лишайника». См. приложение 2. |
| 4.Первичная проверка понимания и первичное закрепление | Организует фронтальную работу по обобщению нового учебного материала. | Работают с заданием, определяющим уровень владения новым материалом | Умение осуществлять анализ, сравнивать, классифицировать | По вызову учителя поочерёдно озвучивают информацию при выполнении заданий с опорой на составленный конспект | Уметь точно выражать свои мысли. Понимать на слух правильность ответов своих одноклассников | Заслушивают ответы сверстников и осуществляют самоконтроль знаний | Принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять самоконтроль. | Карточка с заданиями игры «Верю-не верю». СМ. приложение 2. |
| 5. Информация о домашнем задании | Учитель объясняет домашнее задание | Записывают домашнее задание | | | | | | |
| 6.Рефлексия | Учитель подводит итоги занятия, предлагает осуществить самооценку достижений. | Участвуют в беседе по обсуждению достижений | Фиксируются новое содержание, изученное на уроке, и организуют рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | Формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | В завершении соотносят цель учебной деятельности и её результаты, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности | Осуществляют познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. | |
Приложение №1.
Конспект урока.
Учитель Русанова Людмила Петровна
Предмет биология
Класс 5 класс
Тема урока Лишайники
Тип занятия Комбинированный, практико-ориентированный.
Цель урока: познакомить учащихся с многообразием и особенностями строения лишайников
Вид используемых ИКТ: работа с компьютером.
Образовательные интернет-ресурсы: единая коллекция ЦОР, презентация по теме «Лишайники».
Ход урока:
Здравствуйте, ребята! Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся, теперь посмотрите на меня и улыбнитесь мне, а я в ответ улыбнусь вам. На такой позитивной ноте, мы начнем наш урок.
Давайте начнем наш урок с разминки для мозга. Посмотрите на экран. Предлагаю вам разгадать ребус.
Ребята, какая тема нашего сегодняшнего урока? Правильно, «Лишайники». Открываем тетради, записываем дату и тему.
Для изучения лишайников нам необходимы знания о ранее изученных организмах – растениях и грибах. Давайте вспомним эту информацию по следующим вопросам в ваших карточках- опросниках:
1.Какие растения относятся к низшим? (водоросли)
2.Тело водорослей? ( таллом)
3.Лекарственное средство, получаемое из водорослей? (йод)
4.Процесс образования органических веществ у растений? (фотосинтез)
5.Подземная часть гриба? (грибница)
6.Часть гриба, где образуются споры? (шляпка)
7.Взаимовыгодные отношения между двумя организмами? (симбиоз)
8.Симбиоз дерева и гриба? (микориза)
- «Итак, отлично.»
«В 1885 году наш отечественный ученый К.А. Тимирязев назвал этот организм «сфинксом». Скажите, к то же такой сфинкс? Что вам про него известно?» (отвечают, что это получеловек-полулев, стражник пирамид и т. д).
-«Совершенно верно. Сфинкс-это гибрид двух животных. Но лишайники никакого отношения к животным не имеют. У нас возникло противоречие. И мы должны эту проблему решить.
«Чтобы решить сегодня эту проблему, что же мы должны с вами выяснить? (Почему К.А. Тимирязев назвал лишайников сфинксом?).
-«И вы правы, дети. Для того, чтобы это выяснить, мы должны эти организмы «узнать в лицо». А что мы можем про них узнать? (перечисляют возможные варианты: строение, питание, значение и т.д.)
-«Во-первых, мы рассмотрим строение лишайников. По презентации и инструктивной карточке – подсказке, а также с помощью текста учебника стр. 102 изучите строение лишайников, подготовьте план ответа, на работу 4 минуты.
Задание. Подпиши основные части лишайника.
-«Зная строение лишайников, мы легко объясним процессы жизнедеятельности этих организмов: питание, размножение, распространение. Для этого я разделю класс на три группы, каждая будет заниматься изучением одного процесса. (стр.102-103). Результаты своей работы вы представите через 4 минуты в виде опорной схемы».
1 группа – питание лишайников, ответ представить в виде схемы. Доказательство предположения, что лишайники- симбиотические организмы.
2 группа – размножении лишайников.
3 группа - распространении лишайников, используя текст учебника и дополнительную литературу.
Рассказ учителя с демонстрацией фрагментов видеофильма «Лишайники» о значении лишайников
А теперь мы сыграем в игру «Верю - не верю». Я называю утверждение. Если оно правильное, вы поднимаете правую руку. Если неправильное - левую. Каждое утверждение мы будем объяснять, почему оно правильное лили нет с опорой на наши знания.
1.Тело лишайника называется слоевище.
2.Лишайники приносят вред природе.
3.Лишайники очень требовательны к условиям произрастания.
4.Слоевище лишайника – симбиотический организм, состоящий из гриба и водоросли.
5.Водоросль лишайника синтезирует органические вещества.
6.Гриб паразитирует на водорослях, питаясь за их счёт.
7.Симбиоз – взаимовыгодное сотрудничество.
8.Слоевище лишайника бывает только зелёного цвета.
Домашнее задание:
Всем: §19, стр.:105, вопросы 1-7.
Индивидуально: подготовить сообщение «Лишайники Республики Хакасия».
Подведение итогов урока, выставление оценок за работу на уроке и их аргументация, проведение рефлексии.
Учитель предлагает ответить на вопросы:
Достигли ли вы цели урока? Что было главным на уроке? Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? Что нового вы узнали? Что было интересным? Чему научились?
Приложение №2.
1.Дидактический материал.
Карточка с ребусом.
2. Карточка- опросник:
1.Какие растения относятся к низшим?(водоросли)
2.Тело водорослей ?( таллом)
3.Лекарственное средство, получаемое из водорослей? (йод)
4.Процесс образования органических веществ у растений? (фотосинтез)
5.Подземная часть гриба? (грибница)
6.Часть гриба, где образуются споры? (шляпка)
7.Взаимовыгодные отношения между двумя организмами? (симбиоз)
8.Симбиоз дерева и гриба? (микориза)
3. Задание. Подпиши основные части лишайника.
4. Карточка с заданиями игры «Верю-не верю».
1.Тело лишайника называется слоевище.
2.Лишайники приносят вред природе.
3.Лишайники очень требовательны к условиям произрастания.
4.Слоевище лишайника – симбиотический организм, состоящий из гриба и водоросли.
5.Водоросль лишайника синтезирует органические вещества.
6.Гриб паразитирует на водорослях, питаясь за их счёт.
7.Симбиоз – взаимовыгодное сотрудничество.
8.Слоевище лишайника бывает только зелёного цвета.