Технологическая карта урока географии в 7 классе на тему «Литосфера. Рельеф Земли»
Литосфера. Рельеф Земли.
PPTX / 7.24 Мб
/data/files/n1594988030.pptx (Литосфера. Рельеф Земли.)
видеоТехнологическая карта урока
Дата:
Класс: 7 класс
Предмет: география
Учитель: Малишевская Светлана Валентиновна
Тема: "Литосфера"
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.
Цели урока: продолжить формирование понятий литосфера, земная и океаническая кора, сейсмичность и другие , опираясь на знания, полученные при изучении курса География-6 класс.
Задачи урока:
1. Образовательные: Расширить и углубить знания обучающихся о различных типах литосферных плит- строении материковой и океанической литосферных плит, называть отличия между ними. Научить анализировать карту "Строения земной коры", прогнозировать изменение очертаний суши в результате движения литосферных плит.
2. Развивающие: способствовать развитию познавательного интереса к предмету, навыков самостоятельной деятельности. Развивать навыки применения географических знаний и умений в различных жизненных ситуациях. Способствовать формированию и развитию ОУУН:
коммуникативной: давать развернутые ответы на вопросы, грамотно формулировать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, уважать точку зрения оппонента.
информационной: развивать навыки умения работать с разными источниками информации , учебником, дополнительной литературой электронными образовательными ресурсами. . Представлять материал с помощью презентаций, докладов, исследовательской и проектной деятельности.
социальной: в соответствии с поставленными задачами определить свою роль в коллективе.
учебной: самостоятельно находить наиболее рациональные пути решения поставленных задач, уметь сравнивать, выделять главное, выдвигать гипотезу, просматривать причинно-следственные связи, строить логические цепочки. Давать определения терминам, классифицировать, обобщать, систематизировать учебный материал.
3. Воспитательная: поддержание познавательного интереса к изучению темы, воспитывать сотрудничество, коллективизм, развивать культуру речи , умение критично оценивать материал.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Предметные: продолжить формирование представлений о внутреннем строении Земли, различных типах литосферных плит . Знать теорию литосферных плит. Формирование интереса к изучению предмета.
Личностные УУД: умение работать в соответствии с поставленными задачами, формирование способности к саморазвитию на основе мотивации к обучению, познанию нового. Формирование оценки собственной учебной деятельности.
Метапредметные УУД:
а) познавательные: умение работать с различными источниками географической информации, выделять главное, анализировать, сравнивать, классифицировать, просматривать причинно-следственные связи. Уметь объяснять внутреннее строение Земли, строение материковой и океанической земной коры, различия между ними. Знать и объяснять теорию литосферных плит. Уметь показывать границы литосферных плит, работать с контурной картой.
б) коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем, разрешение конфликтов, полно и ясно выражать свои мысли, дополнять ответы одноклассников, высказывать свои версии.
в) регулятивные: самостоятельно ставить цель, планировать свою деятельность, прогнозировать результат, коррекция результата, оценка своей деятельности.
Ресурсы (оборудование): учебник, физическая карта мира, карта "Строение земной коры", атлас, тетрадь, контурные карты, проектор (презентация)
Структура урока открытия нового знания (вводный)
Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
1. Организационный этап | Приветствие. Подготовка готовности обучающихся к уроку. | Приветствуют учителя, настраиваются на учебную деятельность. | Личностные: самоопределение Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Подготовка к работе на основном этапе. | Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним и повторим домашнее задание. Задание выполняем на листочках. Вам необходимо выполнить два задания, в обоих найти соответствие. Первое задание- найти соответствие (цифра-буква) - Землепроходец- его портрет (слайд 1) Второе задание - я показываю маршрут землепроходца, ваша задача назвать, кто прошел данный путь. (слайд 2) или приложение 1 А теперь давайте проверимся. Поменяйтесь листочком с ответами с соседом по парте. Смотрим слайд 3, ответы на вопросы. Оцените себя, пожалуйста, используя информацию слайда 4 А-3 1-Христофор Колумб Б-4 2.Васко да Гама В-1 3. Марко Поло Г-2 4. Фернан Магеллан | Выполнение обучающимися учебного действия по проверке домашнего задания. | Познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: в процессе анализа учебной деятельности контроль и оценка прогнозирования. Логические: анализ, сравнение. |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. | Организация требований к обучающимся по учебной деятельности. Создание условий для учебной деятельности. Включение обучающихся в учебную деятельность. 1. Помните вы с курса шестого класса о внутреннем строении Земли? Назвать составные части. Приложение 2. В тетради начертить таблицу, вспомнить внутреннее строение Земли ( слайд 6, проверка по слайду 7 Земля, как и другие планеты земной группы , имеет слоистое строение. Она состоит из твердых силикатных оболочек (коры, вязкой мантии) и металлического ядра. Внешняя часть ядра жидкая (менее вязкая, чем мантия), а внутренняя твердая. Смотрят видеофрагмент- https://vk.com/video?z=video382436199_456239198%2Fpl_cat_updates Пытаются сформулировать тему цели урока . Слайд 8,9 | Внимательно слушают учителя, осмысливают вопросы, формулируют ответы. Рассказывают по слайду 5 Смотрят видеофрагмент | Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Логические: формулирование проблемы. Личностные: смыслообразование. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
4. Обобщение и систематизация знаний. Подготовка обучающихся к обобщенной деятельности. Воспроизведение на новом уровне. | Земная кора- верхняя часть литосферы. С внешней стороны большая часть коры покрыта гидросферой, а меньшая находится под воздействием атмосферы. В неоднородности земной коры можно убедиться, стоя на берегу у обрыва реки, где слои различных пород находятся друг над другом. При раскопках находят полезные ископаемые, исследуя их, ученые сопоставляют процессы , происходящие на планете миллионы лет назад. Посмотрите учебник, рис.13 стр. 25 Схема строения литосферы. Чем земная кора отличается от литосферы? Выполните в тетрадях схему "Типы земной коры", используя учебник рис.13 и слайд 10. Обязательно выделите мощность слоев в каждом типе земной коры. Учитель задает вопросы по тексту. Итак в коре материкового (континентального слоя) выделяют три слоя: 1) осадочный (осадочного и вулканического происхождения); мощность 20-25 км 2) гранитный (состоит из пород метаморфического происхождения, представлен кварцем и полевым шпатом); 3) базальтовый (в формировании участвовали магматические породы). На равнинах мощность- 30-40 км, в горных районах- 60-75 км. Общая мощность- до 100 км.
Какой слой отсутствует в океанической коре, в отличие от материковой? Откройте атлас и найдите карту "Строение земной коры" Слайд 12 Вспомним позапрошлый урок и дадим характеристику данного типа карт. Как вы думаете, что такое литосферная плита? Верно, крупные малоподвижные участки земной коры, часть литосферы. Покажите по карте литосферные плиты. Сколько их? Слайд 13 |
Отвечают на вопросы учителя материковая гранитный Карта строение земной коры. Мелкомасштабная. Тематическая (комплексная) Отвечают, записывают. 7 крупных и несколько мелких (всего 13) | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи; планирование; прогнозирование. Познавательные: умение структурировать знания; умение формулировать проблему; умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Общеучебные: моделирование; выбор наиболее эффективных способов решения задач |
5. Применение знаний и умений в новой ситуации. | Большинство ученых считают, что сначала образовалась океаническая кора. Под влиянием процессов внутри Земли стали образовываться горные участки. Толщина коры увеличивалась, образовывались выступы материков. Существуют различные гипотезы развития материков и впадин океанов. Одна из распространенных- "Теория дрейфа материков" Альфреда Вегенера. Слайд 14 Ранее все материки представляли единый суперконтинент Пангею. Раскалывание этого материка и расхождение континентов объяснялось внутренними силами земного шара и проскальзыванием земной коры по мантии. Слайд 14 По слайду расскажите, как образовались современные материки. Далее составить и заполнить схему. (рассказывая, заполняем схему) Пангея (225 млн лет назад, поздний палеозой-ранний мезозой) ∕ \ Лавразия Гондвана (200 млн лет назад) Суперконтинент Пангея существовал в эпоху позднего палеозоя и раннего мезозоя (назвать время) Когда примерно начался раскол суперконтинента? Происходило это в мезозойскую эру, а судя по рисунку, какой период? Что произошло 135 млн лет назад, в какой период произошло событие? Что произошло 65 млн лет назад в меловом периоде? Европа и Северная Америка раздвинулись около 60-65 млн лет назад. Примерно в это же время вымерли динозавтры. Слайд 15 Смотрят видео "Дрейф материков" https://youtu.be/UWrlBq1mhMY Как вы думаете, если бы Пангея не разделилась бы на континенты, что бы было? | Пермский период 200 млн лет назад, триасовый период (мезозойская эра) Еще большее расхождение Лавразии и Гондваны, отделение будущего полуострова Индостан. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Логические: смысловое чтение; построение логической цепи рассуждения. Регулятивные: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилию и преодолению препятствий. |
6. Физкультминутка | 1. Для глаз. Мы глазами поколдуем. Круг огромный нарисуем! Нарисуем мы окно И большущее бревно. Нарисуем лифта бег: Глазки вниз, глазки вверх! Все зажмурились: раз-два! Закружилась голова. Мы глазами поморгали, Вмиг гирлянды засверкали. Смотрим прямо и вперёд – Это мчится самолёт… Раз моргнули, два моргнули – Наши глазки отдохнули! Выполняется сидя за партами: дети “рисуют” глазами круг, не поворачивая головы “рисуют” окно “рисуют” бревно опустить глаза вниз, поднять глаза вверх крепко зажмурить глаза (3-5 сек.) поморгать глазами 3-5 сек. смотреть прямо перед собой поморгать глазами 3-5 сек. 2. Для нормализации осанки. Ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-2 — развести локти в стороны, сводя лопатки — вдох, 3—4 — исходное положение — выдох. | Выполняют комплекс упражнений. | Регулятивные: ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. |
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | 1. Сопоставьте карты "Строение земной коры" и физическую карту мира. Назовите формы рельефа на границах плит на суше и в океанах. Приведите примеры горных систем, которые расположены в областях современных границ литосферных плит. Слайд 16 2. Назовите направления движения плит и их скорость перемещения. Учебник, рис.14. Слайд 17 Самой "быстрой" является Тихоокеанская плита, а самой "медленной"-Евразийская. Литосферные плиты могут расходиться и сталкиваться. Как вы думаете, где скорость движения больше- на границах раздвижения или столкновения? При столкновении литосферных плит с материковой корой, края плит сминаются в складки, образуя горы. Слайд 18 При столкновении литосферных плит-материковой и океанической, образуются островные дуги и глубоководные желоба. Слайд 19 Работа с текстом. Что такое сейсмические пояса? Тектонические сейсмические явления возникают как на дне океанов, так и на суше. В связи с этим различают моретрясения и землетрясения. С чем совпадают сейсмические пояса на суше и в океане? Слайд 20 Ответить на вопросы: 1. Платформа-это 2. Земная кора делится на- 3. Из трех слоев состоит______ кора 4. По мощности материковая кора_______ океанической 5. В результате разлома Гондваны возникли 6. Причина движения литосферных плит- 7. Когда сталкиваются две литосферных материковых плиты _____ 8. Когда сталкиваются материковая и океаническая земная кора, образуются... | Отвечают на вопросы Наиболее быстро перемещаются океанические плиты (их скорость в 3-7 раз выше скорости движения материковых плит) Пограничные области между дитосферными плитами. С областями образования горам; СОХ, глубоководные желоба. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено, что еще подлежит усвоению. Познавательные: умение сконструировать знания. Личностные: смыслообразование Предметные: формирование навыков построения моделей и решения практических задач. |
8. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении. | 1. Параграф 4 2. Заполнить таблицу "Внутреннее строение Земли" . (приложение2) 3. Каковы закономерности размещения зон землятресений и вулканизма. Слайд 21 | Записывают домашнее задание, анализируют, спрашивают непонятное. | Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого материала. Познавательные: структурирование знаний. Регулятивные: осознание качества уровня усвоенных знаний. |
9. Рефлексия (подведение итогов занятия) | Что из изученного материала на уроке показалось наиболее сложным? Почему? Зачем необходимы знания о движении литосферных плит, строении земной коры? На доске прикреплено дерево, у детей яблоки разного цвета. Если урок понравился- прикрепляют на дерево яблоко зеленого цвета, если не понял материал урока, урок сложен для понимания- красного цвета. | Прикрепляют яблоки к дереву. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что еще подлежит усвоению. |
Приложение 1
Проверка домашнего задания
1. Задание
А. Марко Поло | 1. |
Б. Васко да Гама | 2. |
В. Фернан Магеллан | 3. |
Г. Христофор Колумб | 4. |
2 задание.
1. | 2. |
3 | 4 |
Приложение 2
| Толщина | Состав |
Земная кора | | |
Мантия | | |
Внешнее ядро | | |
Внутреннее ядро | | |
| Толщина | Состав |
Земная кора | Около 35 км, в океанических областях меньше | Граниты и базальты |
Мантия | 2900 км | Твердые кремневые породы, окислы кремния и магния. |
Внешнее ядро | 2250 км | Жидкое состояние вещества |
Внутреннее ядро | 1220 км (радиус) | Твердые железо и никель |