Технологическая карта урока географии в 7 классе на тему «Литосфера. Рельеф Земли»

2
0
Материал опубликован 17 July 2020 в группе

Литосфера. Рельеф Земли.
PPTX / 7.24 Мб

/data/files/n1594988030.pptx (Литосфера. Рельеф Земли.)


https://vk.com/video?z=video382436199_456239198%2Fpl_cat_updates

видео

https://youtu.be/UWrlBq1mhMY

видеоТехнологическая карта урока

Дата:

Класс: 7 класс

Предмет: география

Учитель: Малишевская Светлана Валентиновна

Тема: "Литосфера"

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.

Цели урока: продолжить формирование понятий литосфера, земная и океаническая кора, сейсмичность и другие , опираясь на знания, полученные при изучении курса География-6 класс.

Задачи урока:

1. Образовательные: Расширить и углубить знания обучающихся о различных типах литосферных плит- строении материковой и океанической литосферных плит, называть отличия между ними. Научить анализировать карту "Строения земной коры", прогнозировать изменение очертаний суши в результате движения литосферных плит.

2. Развивающие: способствовать развитию познавательного интереса к предмету, навыков самостоятельной деятельности. Развивать навыки применения географических знаний и умений в различных жизненных ситуациях. Способствовать формированию и развитию ОУУН:

коммуникативной: давать развернутые ответы на вопросы, грамотно формулировать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, уважать точку зрения оппонента.

информационной: развивать навыки умения работать с разными источниками информации , учебником, дополнительной литературой электронными образовательными ресурсами. . Представлять материал с помощью презентаций, докладов, исследовательской и проектной деятельности.

социальной: в соответствии с поставленными задачами определить свою роль в коллективе.

учебной: самостоятельно находить наиболее рациональные пути решения поставленных задач, уметь сравнивать, выделять главное, выдвигать гипотезу, просматривать причинно-следственные связи, строить логические цепочки. Давать определения терминам, классифицировать, обобщать, систематизировать учебный материал.

3. Воспитательная: поддержание познавательного интереса к изучению темы, воспитывать сотрудничество, коллективизм, развивать культуру речи , умение критично оценивать материал.


Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Предметные: продолжить формирование представлений о внутреннем строении Земли, различных типах литосферных плит . Знать теорию литосферных плит. Формирование интереса к изучению предмета.

Личностные УУД: умение работать в соответствии с поставленными задачами, формирование способности к саморазвитию на основе мотивации к обучению, познанию нового. Формирование оценки собственной учебной деятельности.

Метапредметные УУД:

а) познавательные: умение работать с различными источниками географической информации, выделять главное, анализировать, сравнивать, классифицировать, просматривать причинно-следственные связи. Уметь объяснять внутреннее строение Земли, строение материковой и океанической земной коры, различия между ними. Знать и объяснять теорию литосферных плит. Уметь показывать границы литосферных плит, работать с контурной картой.

б) коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем, разрешение конфликтов, полно и ясно выражать свои мысли, дополнять ответы одноклассников, высказывать свои версии.

в) регулятивные: самостоятельно ставить цель, планировать свою деятельность, прогнозировать результат, коррекция результата, оценка своей деятельности.

Ресурсы (оборудование): учебник, физическая карта мира, карта "Строение земной коры", атлас, тетрадь, контурные карты, проектор (презентация)


Структура урока открытия нового знания (вводный)

Этапы урока

Содержание учебного материала. Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1. Организационный этап

Приветствие. Подготовка готовности обучающихся к уроку.

Приветствуют учителя, настраиваются на учебную деятельность.

Личностные: самоопределение

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Подготовка к работе на основном этапе.

Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним и повторим домашнее задание.

Задание выполняем на листочках. Вам необходимо выполнить два задания, в обоих найти соответствие. Первое задание- найти соответствие (цифра-буква) - Землепроходец- его портрет (слайд 1) Второе задание - я показываю маршрут землепроходца, ваша задача назвать, кто прошел данный путь. (слайд 2) или приложение 1

А теперь давайте проверимся. Поменяйтесь листочком с ответами с соседом по парте. Смотрим слайд 3, ответы на вопросы.

Оцените себя, пожалуйста, используя информацию слайда 4

А-3 1-Христофор Колумб

Б-4 2.Васко да Гама

В-1 3. Марко Поло

Г-2 4. Фернан Магеллан

Выполнение обучающимися учебного действия по проверке домашнего задания.

Познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: в процессе анализа учебной деятельности контроль и оценка прогнозирования.

Логические: анализ, сравнение.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Организация требований к обучающимся по учебной деятельности. Создание условий для учебной деятельности. Включение обучающихся в учебную деятельность.

1. Помните вы с курса шестого класса о внутреннем строении Земли? Назвать составные части. Приложение 2.


В тетради начертить таблицу, вспомнить внутреннее строение Земли ( слайд 6, проверка по слайду 7

Земля, как и другие планеты земной группы , имеет слоистое строение. Она состоит из твердых силикатных оболочек (коры, вязкой мантии) и металлического ядра. Внешняя часть ядра жидкая (менее вязкая, чем мантия), а внутренняя твердая.


Смотрят видеофрагмент- https://vk.com/video?z=video382436199_456239198%2Fpl_cat_updates

Пытаются сформулировать тему цели урока . Слайд

8,9

Внимательно слушают учителя, осмысливают вопросы, формулируют ответы.


Рассказывают по слайду 5


Смотрят видеофрагмент

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Логические: формулирование проблемы.

Личностные: смыслообразование.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

4. Обобщение и систематизация знаний. Подготовка обучающихся к обобщенной деятельности. Воспроизведение на новом уровне.

Земная кора- верхняя часть литосферы. С внешней стороны большая часть коры покрыта гидросферой, а меньшая находится под воздействием атмосферы.

В неоднородности земной коры можно убедиться, стоя на берегу у обрыва реки, где слои различных пород находятся друг над другом. При раскопках находят полезные ископаемые, исследуя их, ученые сопоставляют процессы , происходящие на планете миллионы лет назад.

Посмотрите учебник, рис.13 стр. 25 Схема строения литосферы.

Чем земная кора отличается от литосферы? Выполните в тетрадях схему "Типы земной коры", используя учебник рис.13 и слайд 10. Обязательно выделите мощность слоев в каждом типе земной коры.

Учитель задает вопросы по тексту.

Итак в коре материкового (континентального слоя) выделяют три слоя:

1) осадочный (осадочного и вулканического происхождения); мощность 20-25 км

2) гранитный (состоит из пород метаморфического происхождения, представлен кварцем и полевым шпатом);

3) базальтовый (в формировании участвовали магматические породы).

На равнинах мощность- 30-40 км, в горных районах- 60-75 км. Общая мощность- до 100 км.
Океаническая кора состоит из осадочного и базальтового слоя. Общая мощность 5-7 км.


Какой тип коры более мощный?

Какой слой отсутствует в океанической коре, в отличие от материковой?


Откройте атлас и найдите карту "Строение земной коры" Слайд 12

Вспомним позапрошлый урок и дадим характеристику данного типа карт.


Как вы думаете, что такое литосферная плита?

Верно, крупные малоподвижные участки земной коры, часть литосферы.

Покажите по карте литосферные плиты. Сколько их? Слайд 13












Отвечают на вопросы учителя












материковая

гранитный


Карта строение земной коры. Мелкомасштабная. Тематическая (комплексная)


Отвечают, записывают.


7 крупных и несколько мелких (всего 13)

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи; планирование; прогнозирование.

 Познавательные: умение структурировать знания; умение формулировать проблему; умение осознанно и произвольно строить рече­вые высказывания. 

Общеучебные: моделирование; выбор наиболее эффективных способов решения задач

5. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Большинство ученых считают, что сначала образовалась океаническая кора. Под влиянием процессов внутри Земли стали образовываться горные участки. Толщина коры увеличивалась, образовывались выступы материков. Существуют различные гипотезы развития материков и впадин океанов. Одна из распространенных- "Теория дрейфа материков" Альфреда Вегенера. Слайд 14

Ранее все материки представляли единый суперконтинент Пангею.

Раскалывание этого материка и расхождение континентов объяснялось внутренними силами земного шара и проскальзыванием земной коры по мантии.

Слайд 14 По слайду расскажите, как образовались современные материки. Далее составить и заполнить схему. (рассказывая, заполняем схему)

Пангея

(225 млн лет назад,

поздний палеозой-ранний мезозой)

\

Лавразия Гондвана

(200 млн лет назад)

Суперконтинент Пангея существовал в эпоху позднего палеозоя и раннего мезозоя (назвать время) Когда примерно начался раскол суперконтинента? Происходило это в мезозойскую эру, а судя по рисунку, какой период?

Что произошло 135 млн лет назад, в какой период произошло событие?


Что произошло 65 млн лет назад в меловом периоде? Европа и Северная Америка раздвинулись около 60-65 млн лет назад. Примерно в это же время вымерли динозавтры.

Слайд 15 Смотрят видео "Дрейф материков" https://youtu.be/UWrlBq1mhMY


Как вы думаете, если бы Пангея не разделилась бы на континенты, что бы было?




















Пермский период

200 млн лет назад, триасовый период (мезозойская эра)

Еще большее расхождение Лавразии и Гондваны, отделение будущего полуострова Индостан.


Коммуникативные: планирование учебного сотрудни­чества. 

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Логические: смысловое чтение; построение логической цепи рассуждения.

Регулятивные: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилию и преодолению препятствий.

6. Физкультминутка

1. Для глаз.

Мы глазами поколдуем.

Круг огромный нарисуем!

Нарисуем мы окно

И большущее бревно.

Нарисуем лифта бег:

Глазки вниз, глазки вверх!

Все зажмурились: раз-два!

Закружилась голова.

Мы глазами поморгали,

Вмиг гирлянды засверкали.

Смотрим прямо и вперёд –

Это мчится самолёт…

Раз моргнули, два моргнули –

Наши глазки отдохнули!

Выполняется сидя за партами:

дети “рисуют” глазами круг,

не поворачивая головы

рисуют” окно

рисуют” бревно

опустить глаза вниз, поднять глаза вверх

крепко зажмурить глаза (3-5 сек.)

поморгать глазами 3-5 сек.

смотреть прямо перед собой

поморгать глазами 3-5 сек.

2. Для нормализации осанки.

Ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-2 — развести локти в стороны, сводя лопатки — вдох, 3—4 — исходное положение — выдох.

Выполняют комплекс упражнений.

Регулятивные: ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

1. Сопоставьте карты "Строение земной коры" и физическую карту мира.

 Назовите формы рельефа на границах плит на суше и в океанах. Приведите примеры горных систем, которые расположены в областях современных границ литосферных плит. Слайд 16

2.  Назовите направления движения плит и их скорость перемещения. Учебник, рис.14. Слайд 17 Самой "быстрой" является Тихоокеанская плита, а самой "медленной"-Евразийская.

Литосферные плиты могут расходиться и сталкиваться. Как вы думаете, где скорость движения больше- на границах раздвижения или столкновения?

При столкновении литосферных плит с материковой корой, края плит сминаются в складки, образуя горы. Слайд 18 При столкновении литосферных плит-материковой и океанической, образуются островные дуги и глубоководные желоба. Слайд 19

Работа с текстом.

Что такое сейсмические пояса?

Тектонические сейсмические явления возникают как на дне океанов, так и на суше. В связи с этим различают моретрясения и землетрясения.


С чем совпадают сейсмические пояса на суше и в океане?

Слайд 20 Ответить на вопросы:

1. Платформа-это

2. Земная кора делится на-

3. Из трех слоев состоит______ кора

4. По мощности материковая кора_______ океанической

5. В результате разлома Гондваны возникли

6. Причина движения литосферных плит-

7. Когда сталкиваются две литосферных материковых плиты _____

8. Когда сталкиваются материковая и океаническая земная кора, образуются...



Отвечают на вопросы



Наиболее быстро перемещаются океанические плиты (их скорость в 3-7 раз выше скорости движения материковых плит)

Пограничные области между дитосферными плитами.

С областями образования горам; СОХ, глубоководные желоба.







Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено, что еще подлежит усвоению.

Познавательные: умение сконструировать знания.

Личностные: смыслообразование

Предметные: формирование навыков построения моделей и решения практических задач.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.

1. Параграф 4

2. Заполнить таблицу "Внутреннее строение Земли" . (приложение2)

3. Каковы закономерности размещения зон землятресений и вулканизма.

Слайд 21

Записывают домашнее задание, анализируют, спрашивают непонятное.

Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого материала.

Познавательные: структурирование знаний.

Регулятивные: осознание качества уровня усвоенных знаний.

9. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Что из изученного материала на уроке показалось наиболее сложным? Почему? Зачем необходимы знания о движении литосферных плит, строении земной коры?

На доске прикреплено дерево, у детей яблоки разного цвета. Если урок понравился- прикрепляют на дерево яблоко зеленого цвета, если не понял материал урока, урок сложен для понимания- красного цвета.

Прикрепляют яблоки к дереву.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что еще подлежит усвоению.













Приложение 1

Проверка домашнего задания

1. Задание

А. Марко Поло

1. t1594987982aa.jpg

Б. Васко да Гама

2. t1594987982ab.jpg

В. Фернан Магеллан

3. t1594987982ac.jpg

Г. Христофор Колумб

4. t1594987982ad.jpg


2 задание.

1. t1594987982ae.png

2. t1594987982af.png

3t1594987982ag.jpg

4t1594987982ah.jpg




















Приложение 2



Толщина

Состав

Земная кора



Мантия



Внешнее ядро



Внутреннее ядро







Толщина

Состав

Земная кора

Около 35 км, в океанических областях меньше

Граниты и базальты

Мантия

2900 км

Твердые кремневые породы, окислы кремния и магния.

Внешнее ядро

2250 км

Жидкое состояние вещества

Внутреннее ядро

1220 км (радиус)

Твердые железо и никель


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.