1. Общая часть
|
Предмет
|
Физическая культура
|
Класс
|
7а
|
Тема урока
|
Лыжная подготовка. Техника торможений и поворотов
|
Планируемые образовательные результаты
|
Предметные
|
Метапредметные
|
Личностные
|
научатся: в доступной форме объяснять и выполнять технику торможений и поворотов, анализировать и находить ошибки; находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками;
получат возможность научиться: оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий.
|
познавательные – овладеют знаниями по лыжной подготовке, разучат технику выполнения торможений и поворотов;
коммуникативные – овладеют диалогической формой речи, способностью вступать в речевое общение, готовностью слушать собеседника и вести диалог;
регулятивные – овладеют способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять, овладеют способностью оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами
|
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
|
Методическая цель урока
|
показать использование приемов, форм и методов учебно-воспитательной работы с целью активизации познавательной деятельности учащихся
|
Основные понятия, изучаемые на уроке
|
повороты переступанием, торможение «полуплугом», попеременный двухшажный ход, бесшажный ход, скользящий шаг
|
Средства ИКТ, используемые на уроке
|
|
Ресурсы, используемые на уроке
|
лыжи с палками, флажки 4 шт., щиты 4 шт.
|
Организационная структура урока
|
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
|
Длительность этапа
|
Основные формы работы учителя и учащихся
|
Формируемые УУД
|
10 мин
|
1.Актуализация знаний. Построение, приветствие, определение цели и задач урока совместно с обучающимися. Целеполагание: «Лыжи - не только самый массовый в России вид спорта, но и лучший способ укрепления здоровья зимой. Где вы больше всего любите кататься? Самое интересное для вас катание на лыжах с горок. Переходя к обучению спускам и подъемам, нужно выполнить много подготовительных упражнений. Чему надо научиться, чтобы виртуозно передвигаться по склону, чтобы вовремя остановиться или объехать препятствие?». Пульсометрия. Выход класса к месту занятий.
2. Проведение ОРУ на лыжах.
а) И. п. – на лыжах. Ходьба на месте.
1 – поднять левую ногу, согнув в колени, на высоту 10 – 15 см; носок лыжи на снегу.2 – и. п. 3 – поднять правую ногу, носок лыжи на снегу, 4 – и. п.
б) Маршировка для рук.
И. п. – о. с. на лыжах, палки у ног. Полуприсед, туловище чуть вперед, руки согнуты в локтях. 1 - левая рука назад, правая вперед. 1 - сменить положение рук.
в) Маршировка для ног. И. п. – о. с. на лыжах, палки в руках. 1 – левое колено вперед, стопа на носок.
2 – левое колено в и. п., правое колено вперед, стопа на носок. Начинать медленно на четыре счета, постепенно увеличить темп и перейти на два счета. Начать медленно, затем ускорить.
г) Упражнение для позвоночника.
И. п. – о. с. на лыжах, палки вместе под локтями за спиной. Повороты корпуса влево-вправо. Начать медленно, постепенно ускорить. д) Наклоны. И. п. – о. с. на лыжах, палки под локтями за спиной. Наклоны корпуса вперед, выпрямиться, прогнуться в спине.
е) Приседания.
И. п. – о. с. на лыжах, палки на снегу. Приседания на полной стопе, руки вперед, колени не сводить.
ж) Выпады. И. п. – о. с. на лыжах, палки на снегу. Выпады правой вперед опереться на палки, пружинящие движения на растяжку мышц ног.
з) Прыжки.
И. п. – о. с. на лыжах, руки в упоре на палки. Прыжки на месте на обеих ногах. Носки лыж на снегу.
и) Махи ногами.
И. п. – о. с. на лыжах, руки в упоре на палках. Маховые движения правой ногой назад-вперед, лыжа скользит носком по лыжне. То же левой ногой.
|
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
|
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи
|
Длительность этапа
|
Основные формы работы учителя и учащихся
|
Формируемые УУД
|
10мин
|
1. Эстафета «Кто быстрее»
а) Класс делится на четыре команды, ребята самостоятельно распределяют этапы.
б) Передвижение на отрезке 20 м одновременным бесшажным ходом, обратно попеременным двухшажным ходом (2 х 20).
2. Повороты переступанием на месте:
а) приставные шаги в сторону
б) прыжки на месте на двух ногах
в) повороты вокруг пяток лыж вправо, влево
г) поворот вокруг носков лыж вправо, влево
3. Торможение «полуплугом». Для торможения в сторону отставляется пятка одной из лыж, а другая пятка продолжает скользить в прежнем направлении. Отведённую лыжу надо поставить на внутреннее ребро и упираться им в снег. Отводится лыжа, расположенная ниже по склону. Тяжесть тела остаётся на лыже, скользящей прямо, вторая нога немного сгибается, носки лыж тоже сведены.
Выполнить следующие упражнения:
А). На пологом ровном склоне, стоя к нему боком, принять высокую стойку спуска, а затем торможения «полуплугом» правой и левой лыжей.
Б). Принять положение торможения «полуплугом» после обычного спуска.
|
Познавательные: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные: прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.
Коммуникативные: разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.
|
Этап 3. Практикум
|
Длительность этапа
|
Основные формы работы учителя и учащихся
|
Формируемые УУД
|
10мин
|
1. Учащиеся выполняют поворот переступанием в движении в облегченных условиях: с пологого склона при спуске наискось или на выкате со склона – на пологом, хорошо укатанном учебном склоне по дуге с большим радиусом или на ровной широко укатанной площадке после предварительного разгона одновременными лыжными ходами.
2.Торможение «полуплугом», или упором, удобно при спуске с горы наискось (показ учителя).
Наиболее типичные ошибки при торможении «полуплугом»:
– слишком большой наклон туловища вперед;
– выпрямление ног в коленных суставах;
– неравномерная загрузка опорной ноги;
– недостаточно крутая постановка нижней лыжи на кант;
– носки лыж широко разведены;
– палки слишком широко разведены или низко опущены.
Выполнить следующие упражнения:
А). При спуске наискось затормозить до полной остановки в самом начале спуска.
Б). То же в середине спуска.
В). То же на большой скорости в конце спуска.
|
Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Регулятивные: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
|
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция
|
Длительность этапа
|
Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции
|
Формируемые УУД
|
10 мин
|
1.Игра «Цепная реакция». По сигналу первый, стоящий в шеренге, выполняет поворот, то же начинает выполнять второй и т.д. Выигрывает команда, у которой быстрее прошла «цепная реакция».
2. Игра «Снежный биатлон». Четыре команды прежнего состава. После старта доехать до фишки одновременным бесшажным ходом, затормозить «полуплугом», сделать снежок бросить в щит расположенный на расстоянии 8 метров, назад возвращаемся попеременным двухшажным ходом.
После выполнения упражнения учитель отмечает двух-трех учеников, которые демонстрируют свою технику выполнения как образец выполнения для всего класса, и обращает внимание ребят на основные ее моменты.
|
Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция – внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами.
Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий.
|
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание
|
Длительность
этапа
|
Рефлексия по достигнутым или не достигнутым образовательным результатам
|
Формируемые УУД
|
5 мин
|
1. Построение на учебной лыжне. Лыжи положить.
2. Упражнение на релаксацию.
1 – шаг вперед, руки вверх, вдох;
2 – шаг назад, руки вниз, выдох. Пульсометрия.
3. Построение в одну шеренгу с лыжами в руках.
4. Подведение итогов урока: - Ребята, подводя итоги урока, пожалуйста, осмыслите ещё раз свою деятельность; мы сегодня повторили классические лыжные ходы, повороты переступанием на месте и в движении, разучили технику торможения упором. Конечно, при этом вы развивали свои физические качества. Надеюсь теперь вам будет еще интереснее кататься на лыжах.
5. Рефлексия:
- Какие упражнения были сложны, а какие более доступны? Достаточна ли нагрузка? Ощущается ли усталость, тяжесть в мышцах?
- Какие элементы выполнять наиболее сложно?
- Выполнены ли поставленные нами задачи?
- Пригодятся ли полученные на уроке умения и навыки в жизни?
Учитель объявляет отметки. Передвижение класса к школе.
|
Познавательные: рефлексия способов и условий действия.
Регулятивные: оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.
Коммуникативные: критично относиться к своему мнению, принимать точку зрения другого ученика.
|
Домашнее задание
|
организовать лыжные прогулки, научить друзей поворотам переступанием в движении, торможению упором, сгибание и разгибание рук в упоре лежа от пола: мальчики- 22 раза, девочки- 12 раз.
|