Технологическая карта урока физкультуры в 7 классе «Совершенствование техники движений по прямой и по повороту»
Технологическая карта
урока по теме коньки для учащихся 7 класса
Учитель: Реморенко Н.А.
Тема урока: совершенствование техники движений по прямой и по повороту.
Тип урока: совершенствования
Цель урока: формирование двигательных навыков при катании по прямой и по повороту.
Задачи урока: I. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
1. сочетать отталкивание со скольжением на одном, на другом коньке, на двух вместе, соблюдая при этом правильную посадку и постановку коньков;
2. переносить правый конек через носок левого конька и наоборот;
3. совершенствовать технику движений по прямой и повороту с маховыми движениями двух рук и одной.
II. ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ:
1. закаливание посредством занятий на открытом воздухе;
2. развивать умения выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить;
3. учить дыханию через нос;
4. развивать силу мышц рук и ног.
III. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
1. формировать умения контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации .
2. воспитывать самостоятельность, активность, развивать внимание.
Место проведения: спортивная площадка, каток.
Инвентарь: коньки, свисток, секундомер, конусы
Планируемые результаты урока:
Предметные: Метапредметные: Личностные: |
(объем освоения и уровень владения компетенциями): научаться: в доступной форме объяснять технику движений по прямой, анализировать и находить ошибки; координировать и контролировать действия. получать возможность научиться: оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении упражнений. (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): познавательные – овладеют способностью оценивать свои результаты, указывать на свои ошибки и ошибки одноклассников, формирование представления о технике движений по прямой и по повороту; коммуникативные – выражают готовность слушать собеседника и вести диалог, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих, регулятивные – умение технически правильно выполнять двигательные действия (движения по прямой и по повороту с маховыми движениями рук). Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни, формирование навыка работать в группе, развивать внимание, ловкость, координацию; умения соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время катания на коньках. |
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Универсальные |
|
I. Организационный момент (2-3 мин.) |
Проверяет готовность обучающихся к уроку, озвучивает тему и цель урока; создает эмоциональный настрой на изучение нового предмета. Построение; приветствие. Настроить детей на работу. |
Слушают |
Личностные: формирование потребности в занятиях физической культурой, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. |
|
II. Актуализация знаний ( 8-10 мин.) |
Вопрос: Трудности порождают в человеке способности, необходимые для их преодоления. А как вы считаете, какие способности и физические качества необходимы для того, чтобы преодолевать различные трудности?? -Молодцы, ребята. - И сегодня, мы будем продолжать работать над тем, чтобы воспитать такие качества как сила воли, выдержка, терпение, внимание и развивать такие качества как координация, ловкость и особенно – выносливость, так как общая выносливость является одним из важнейших показателей здоровья человека. - У нас урок на коньках. Какие основные формы передвижений на катке вы знаете? -Хорошо. Готовы? Тогда вперед на преодоление трудностей! Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Повторение правила Т/Б на катке. * класс «Равняйся!», «Смирно!», «По порядку расчитайсь!» * направо, ходьба по плотно утрамбованному снегу с дистанцией 3 шага ОРУ в движении. Выводит класс на лед. Строит учащихся в одну шеренгу вдоль бортика для выполнения упражнений. |
Слушают наводящие вопросы учителя, выполняют задания учителя. Настрой на урок. Самооценка готовности к уроку.
Стоят две корзины с надписями: Хочу заниматься Нет желания заниматься , учащиеся, проходя мимо берут один из смайликов. Во время движения по кругу выполняют дыхательные упражнения Ходьба на лезвиях по льду в колонне. Выполняют упражнения. |
Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта; логические – осуществляют поиск необходимой информации. Личностные: воспитание дисциплинированности. Регулятивные: развитие внимания, умеют оценивать правильность выполнения действия; Задача ставить коньки так, чтобы они не ехали, перенося вес вперед на конек вместе с шагом. Держать носки коньков всегда развернутыми и стараться шагать по одной линии. Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки |
|
III. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решение задач (3 мин.) |
Объяснение учителем техники правильного выполнения упражнения и показ более подготовленным учеником скольжение в положении посадки конькобежца. |
Образно воспринимать двигательное действие, выделяя более сложные элементы техники выполнения упражнения. |
Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта; логические – осуществляют поиск необходимой информации. |
|
IV. Совершенствование пройденного материала (10 мин.) Закрепление техники бега по повороту переступанием. |
Формулирует задание, осуществляет контроль. Катание по кругу в колонне– 3 круга, руки в стороны. Перестраивает класс в две шеренги. Проводит подготовительные упражнения. Формулирует задание, обеспечивает мотивацию выполнения, осуществляет индивидуальный контроль. Объяснение учителем техники правильного выполнения упражнения и показ более подготовленным учеником бега по повороту переступанием. На площадке два круга малого радиуса. многократно повторять повороты малого радиуса |
Выбирать более эффективные способы решения задач.
Класс разбивается парами, становятся в две шеренги. Учащиеся первой шеренги выполняет упражнение, партнеры смотрят, отмечают ошибки. И наоборот.
Прогнозировать свою деятельность.
Вначале осваивается бег по кругу малого радиуса на малой скорости, постепенно скорость и радиус поворота увеличиваются Слушают, выполняют упражнение Многократно повторяют повороты малого радиуса
Договариваться о распределении функций и ролей совместной деятельности. |
Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя; осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ учителем. Умение технически правильно выполнять двигательные действия. Закрепление техники бега по прямой. Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы; контролируют действия партнера при страховке |
|
V. Самостоятельное творческое использование сформированных УУД (8 мин.) |
Бег по прямой и по повороту на технику выполнения.(по 2 раза) Помогает учащимся корректировать и исправлять ошибки. Контролирует технику безопасности, самостраховку.
Ориентировать учащихся на согласованность действий рук и ног при выполнении бега по прямой и повороту. |
Выполняют учебные действия, используя речь для регуляции своей деятельности. 1-е номера выполняют упражнение поточным методом. 2-е номера – смотрят, отмечают ошибки. Затем наоборот. Слушают, выполняют упражнение. Учащиеся проезжают 2 круга в колонне: бег широким скользящим шагом: отталкивание в сторону-назад, мах вперед-в сторону, скольжение. |
Познавательные: описывают технику бега по прямой, осваивают их самостоятельно с выявлением и устранением ошибок. Личностные: взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного выполнения упражнений, соблюдают правила безопасности. |
|
VI. Первичное осмысление и закрепление ( 6 мин.) |
Проводит встречные эстафеты. Поясняет задание, контролирует его выполнение.
|
Выполняют упражнения. |
Регулятивные: принимают инструкцию педагога и четко ей следуют; осуществляют итоговый и пошаговый контроль. Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы; контролируют действия партнера |
|
VII. Рефлексия. Итоги урока. |
Построение в одну шеренгу и подведение итогов урока. - Молодцы! Вы сегодня показали, что действительно очень подготовленный класс. На уроке была хорошая дисциплина. Обобщить полученные на уроке сведения. Проводит беседу - Какие упражнения для развития скольжения на коньках вы знаете? - Чему новому Вы сегодня научились? - Понятны ли объяснения учителя? - Достаточна ли нагрузка? ощущается ли усталость? - Какие элементы выполнять наиболее сложно? - Выполнены ли поставленные нами задачи? - Пригодятся ли полученные на уроке умения и навыки в жизни? /отвечают по поднятой руке/ Похвалить всех детей, выделить особо отличившихся. Домашнее задание |
Оценить процесс и результаты своей деятельности Отвечают на вопросы.
Осуществлять контроль и самоконтроль, ставят оценку. Определяют свое эмоциональное состояние после проведенного урока.
|
Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению. Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя, прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Личностные: анализ собственной деятельности на уроке |
План-конспект
Содержание |
Дозирование нагрузки |
Организационно - методические указания |
|
Подготовительная часть 1) Построение, приветствие. 2) сообщение задач урока, формы его проведения и требование выполнения правил техники безопасности; 3) психологический настрой детей на предстоящее занятие. Ходьба ОРУ в движении по кругу. * кисти рук на плечи, круговые вращения * прямые руки в стороны – круговые вращения руками * руки согнутые в локтях на уровне груди-1, 2 отведение согнутых рук, 3,4-прямые руки в стороны * и.п. – правая вверх. * руки перед грудью в замок. 1,2 –повороты туловища вправо, 3,4 – повороты туловища влево. Ходьба по кругу с высоким поднимание бедра, руки в стороны. Выход на лед. Ходим на лезвиях в колонне. Построение в одну шеренгу вдоль бортика:
*стоя лицом к бортику в полуприседе и держась за него руками, движения ногами вперед-назад (разноименные); *тоже, но стоя к бортику правым боком; *тоже, стоя к бортику левым боком; *выпады в стороны; Катание по кругу в колонне–руки в стороны. Перестроение в колонну по два человека |
(15 мин) 20 сек 1 мин 40 сек 1мин 30 сек 1 мин 8-10 раз 8-10 раз 8-10 раз 8-10 раз 3 круга. |
Обратить внимание на форму. Пояснить учащимся формы организации урока: фронтальный, индивидуальный, поточный Во время ходьбы следить за осанкой, соблюдением дистанции, правильным дыханием, техничным выполнением упражнений в движении. Вести контроль над выполнение упражнений словесно и индивидуально, оценить вызванных учащихся. Сохраняя исходную стойку, разворачивать коньки носками наружу и шагать по одной прямой. Задача ставить коньки так, чтобы они не ехали, перенося вес вперед на конек вместе с шагом. Всегда держать колени согнутыми; Колени и коньки никогда не должны заваливаться внутрь! Избавляться от привычки смотреть в лед! |
|
Основная часть Техника бега по прямой на короткие дистанции. Подготовительные упражнения: *упражнение «фонарики»; * разбег 3 шага, скольжение в положении посадка конькобежца, руки за спиной, колени вместе, коньки параллельны, скольжение на полных плоскостях лезвий до полной остановки(4 раза); * произвольный разбег: скольжение на двух коньках выполняя зигзагообразные движение(4 раза) * чередование отталкивания коньком и скольжения на двух коньках (4 раза) * поочередное отталкивание то одной, то другой ноги назад, касаясь носком конька поверхности льда. (4 раза) Техника бега по повороту на короткие дистанции. 1.Вначале осваивается бег по кругу малого радиуса на малой скорости, постепенно скорость и радиус поворота увеличиваются. 2.1-е номера выполняют упражнение поточным методом. 2-е номера – смотрят, отмечают ошибки. Затем наоборот. 3. Слушают, выполняют упражнение. Катание по большому кругу в колонне с дистанцией 1-1,5 м на закрепление техники: бег широким скользящим шагом: отталкивание в сторону-назад, мах вперед-в сторону, скольжение. Встречные эстафеты. |
25 мин 3 круга 4-6 раз 4-6 раз 4-6 раз 4-6 раз 2-3 раза 2-3 раза 2 круга |
Следить за правильной постановкой рук Техника бега по прямой на короткие дистанции. Обратить внимание на: -всегда держать колени согнутыми; -колени и коньки никогда не должны заваливаться внутрь.
Техника бега по повороту на короткие дистанции. В беге по повороту на короткие дистанции посадка такая же, как и в беге по прямой. Руки выполняют такие же активные движения, но правая рука делает маховое движение по полной амплитуде, левая - ограниченно. Акцентировать внимание учащихся на слитности выполнения. Поясняет задание, контролирует его выполнение. 1. Фонарики 2. Не задень конусы. 3. Бег змейкой вокруг конусов 4. Тяни-толкай. Держась за руки, стоя друг к другу лицом, один движется спиной, второй толкает его. 5. Бег по прямой. Акцентировать внимание учащихся на слитности выполнения. |
|
Заключительная часть Построение в шеренгу. Рефлексия: Учитель для себя письменно фиксирует ответы учащихся. 2) Домашнее задание.
Организованно выходят с катка. |
3 мин 30 сек |
Оценить работу учащихся на уроке, отметить организацию работы по группам, зачитать и прокомментировать выставленные отметки за работу на уроке. - Какие впечатления от урока? - Понятны ли объяснения учителя? - Всем ли понятны критерии оценки? - Достаточна ли нагрузка? ощущается ли усталость, тяжесть в мышцах? - Какие элементы выполнять наиболее сложно? - Выполнены ли поставленные нами задачи? - Пригодятся ли полученные на уроке умения и навыки в жизни? Утренняя гимнастика с предметами На выходе с катка стоит 2 корзины: 1.Мне было интересно. 2. Мне было скучно. Учащиеся должны положить свой смайлик, взятый в начале урока, в одну из корзин. |
Техника бега по прямой на короткие дистанции.
Бег на короткие дистанции по сравнению с бегом на длинные дистанции проходит в более высоком темпе, с большой скоростью. Особенностью техники бега на короткие дистанции является низкая посадка (сильно согнуты ноги, приподняты плечи) и активные движения рук. Отталкивание производится резко, сильно и направлено больше назад, нога подтягивается кратчайшим путем,
маховая нога не задерживается у опорного конька при смене опоры, а махом проносится вперед. Руки выполняют энергичные движения: правая рука на махе вперед слегка сгибается в локте над левым носком конька, в это время левая рука на махе назад выпрямляется, пальцы кисти слегка сжаты.
Обучение технике бега по прямой на короткие дистанции проводится целостным методом. Только движения рук отрабатываются на месте, а затем в движении. Сначала разучивается техника бега на короткие дистанции в медленном темпе, затем в ускоренном и, наконец, в полную силу.
Для совершенствования техники бега по прямой на короткие дистанции следует проделывать ускорения группой, парами, пробегать с ходу на время короткие отрезки прямой - 50, 60, 100 м.
Техника бега по повороту на короткие дистанции.
В беге по повороту на короткие дистанции посадка такая же, как и в беге по прямой. Руки выполняют такие же активные движения, но правая рука делает маховое движение по полной амплитуде, левая - ограниченно.
Правая нога переносится махом через носок левого конька, вследствие большей скорости конькобежец значительно наклоняет туловище внутрь поворота.
Обучение технике бега по повороту проводится целостным методом. Вначале осваивается бег по кругу малого радиуса на малой скорости, постепенно скорость и радиус поворота увеличиваются. Вход в поворот на беговой дорожке конькобежец выполняет несколько отступя от бровки (1,5-2 м). Последний шаг на прямой надо делать правой ногой, но не затягивая скольжение. Для совершенствования техники бега по повороту на короткие дистанции рекомендуется многократно повторять повороты малого радиуса в центре поля, чтобы привыкнуть к повышенной скорости и к наклону внутрь поворота.
ИНСТРУКТАЖ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРАВИЛАМ ПОВЕДЕНИЯ НА КАТКЕ
1. На каток передвигайтесь организованной группой вместе с преподавателем. Соблюдайте правила дорожного движения при переходе через проезжую часть.
2. Занимаясь коньками, не забывайте о правильном подборе одежды и обуви. Одежда не должна быть излишне тёплой, стеснять движения. В ветреную погоду поверх костюма следует надеть лёгкую куртку из не продуваемой ткани. Вязаная шапочка должна прикрывать уши и лоб. На руки надевайте варежки или шерстяные перчатки.
3. Размер ботинок должен быть такой, чтобы вы смогли надеть тёплые шерстяные носки. Зашнуровывайте ботинки надёжно, но так, чтобы пальцы ног были свободными, иначе они могут быстро замёрзнуть. При онемении пальцев вернитесь в тёплое помещение, расшнуруйте ботинок и согрейте ногу, массируя пальцы и стопу тёплыми руками. Из-за плохого состояния шнуровки ботинок может возникнуть травма.
4. Соблюдайте спокойствие и очерёдность при получении коньков. Оказывайте помощь друг другу при шнуровке ботинок.
5. Перед выходом на лёд обязательно выполняйте комплекс общеразвивающих и специальных упражнений.
6. Будьте внимательны при выходе на лёд из раздевалок.
7. Строго соблюдайте все указания учителя. Во избежание столкновений передвигайтесь только в заданном учителем направлении, соблюдайте дистанцию и интервал, не мешайте друг другу.
8. Учитесь правильно падать. Нельзя падать назад, лучше приземлиться набок или вперёд "рыбкой" и делайте это как можно мягче. Не хватайтесь за товарища во время падения.
9. Во время отдыха в раздевалке следует снять с себя верхнюю одежду, расшнуровать ботинки. Перед вторым выходом на лёд обязательно выполнить несколько упражнений из разминки.
10. Если вы почувствовали сильную усталость или замёрзли, немедленно сообщите об этом учителю.
СТРОГО ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- толкать друг друга;
- сбивать с ног;
- ставить подножки;
- цепляться друг за друга;
- портить лёд коньками;
- бросать на лёд посторонние предметы.