Логопедическое подгрупповое занятие для учащихся 1 класса ( второе полугодие учебного года) «Автоматизация и дифференциация звуков Л и Ль с применением нейроупражнений»
Логопедическое подгрупповое занятие для учащихся 1 класса
( второе полугодие учебного года) «Автоматизация и дифференциация звуков Л и Ль с применением нейроупражнений»
Контингент детей : дети с ФН
Цель: автоматизация звуков Л и Л` с применением нейроупражнений
Задачи : -развитие артикуляционной моторики;
- развитие крупной и мелкой моторики;
-развитие фонематического восприятия;
- активизация и обогащение словаря;
-развитие лексико-грамматических категорий;
-развитие навыков звукового синтеза;
-развитие вербальной памяти;
- формирование интереса к речевой деятельности;
-развитие просодической стороны речи;
-формирование навыка самоконтроля и самооценки
Материалы: карточки со звуками Л и Л`
балансборд
ортопедические коврики (3 шт.)
звонок
карточки с изображением слов, содержащих звуки Л (3 шт.) и Л`(3 шт.) в виде неразрывных дорожек из 6-10 слов
помпоны ( синие и зелёные) по 10 шт. каждого цвета
стаканчики( синие и зелёные) по 3 шт.каждого цвета
листы бумаги А4 (3 шт.)
карандаши простые ( 6 шт.)
карточка с изображением восьмёрки
листы с домашним заданием( кинезиологические дорожки)
Приветствие.
Здравствуйте, ребята!
Начнём наше занятие с гимнастики для Язычка.
«ЗЛОЙ ПЁС»
1.Улыбка. Кусаем кончик язычка + ритмично смыкаем соединённые с большим пальцем остальные 4 пальца. ОБЕИМИ РУКАМИ ОДНОВРЕМЕННО.
2.Улыбнуться. Покусать середину языка + ритмично сжимать все пальцы в кулак ( обеими руками одновременно).
Чередование упр.1 и упр.2 попеременно.
«ЧАСИКИ» и «КАЧЕЛИ»
-язычок подружился с пальчиком и следует за ним
-язычок поссорилсяя с пальчиком и убегает от него
-язычок подружился с глазками, и они гуляют вместе
«ЛОШАДКА»
Улыбнуться, пощёлкать языком + ритмично смыкать соединённые с большим пальцем остальные сомкнутые четыре пальца(обеими руками одновременно).
«ГАРМОШКА»
Улыбнуться,присосать широкий язык к нёбу,двигать нижней челюстью вверх-вниз+ обе руки согнуть в локтевом суставе,сжать пальцы в кулак,двигать обеими руками в вертикальном положении в направлении друг к другу и обратно.
«ПАРУС»
Улыбнуться,поставить язык на альвеолы за верхние зубы + соединить нижние части ладоней обеих рук,поочерёдно соединять пальцы обеих рук,начиная с мизинца.
Логопед: Вот и справились с работой. Есть у нас ещё заботы.
Нужно реку переплыть и про Л нам не забыть. Кто выносливей посмотрим.
Обувь снимаем.
«ПЛОВЦЫ»
Каждый ребёнок поочередно встаёт на балансборд, выполняя вращательные движения руками вперёд,назад и параллельно произносит вслед тза логопедом строки для автоматизации.
Логопед проговаривает текст для автоматизации,ребёнок повторяет:
1 ребёнок. ЛА ЛО ЛУ ЛЫ АЛ ОЛ УЛ ЫЛ . По реке я плыл.
2 ребёнок. Я плыву
МЫ плывём
ОНИ плывут
ОНА плывёт
3 ребёнок. Лодка – много ЛОДКИ
Весло- много ВЁСЛА
Капля- много КАПЛИ
Лужа – много ЛУЖИ
Логопед:Вы герои, молодцы! Обуваемся и в путь!
Посмотрите на доску. Какой звук обозначает эта буква?(Л)
Вспомним, где находится язычок,когда мы произносим Л.
Ротик открывается
Заборчик раздвигается.
Широкий язык в зубки упирается.
Воздух из горлышка проходит с трудом-
Встречает преграду-
Он согласный.
Голосок «просыпается»- звук Л звонкий.
Он ещё бывает твёрдым Л.
И мягким Ль.
Логопед: Отлично! Мы готовы к дальнейшему путешествию в страну слов. А слова-то непростые, звуки в них похожие.Чётко их мы произносим. А потом сказать попросим,чем похожи все слова. Начинается игра.
Для начала изобразите указательным и средним пальчиком букву «Эль».
Она ,как два человечка,шагающих навстречи друг к другу.
ДОРОЖКА ИЗ СЛОВ
Перед каждым ребёнком на столе дорожка из 10 слов со звуком Л.
-пройти дорожку,называя слова, двигаясь по картинкам пальцами обеих рук одновременно, НАВСТРЕЧУ ДРУГ ДРУГУ.
Перед каждым ребёнком на столе дорожка из 6 слов со звуком Л`
- пройти дорожку,называя слова, двигаясь по картинкам пальцами обеих рук одновременно в ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ СТОРОНЫ
( начиная от центра)
Логопед :Молодцы!
«ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Л и Л`»
Логопед: Ребята, перед вами два стаканчика.
Справа синий, обозначающий твёрдй звук Л.
Слева зелёный, обозначающий мягкий звук Ль.
А ещё у вас есть мягкие шарики.ПОМПОНЫ
Когда услышите в слове звук Л---- правой рукой возьмите синий помпон и положите его в синий стаканчик.
Если в слове вы слышите звук Ль ------ левой рукой положите зелёный помпон в зелёный стаканчик.
Поднимите вверх правую (левую) руку.
Начинаем( логопед нажимает на звонок).
АЛФАВИТ АЛЬБОМ
ЗАЛ ЮЛА
КЛЕТКА ГЛОБУС
ГАЛКА САЛЮТ
КЕГЛИ ЛАНДЫШ
ПОЛ КЛЮЧИ
ЛАМПА ХЛЕБ
Логопед:Посчитайте кол-во шариков в синем стаканчике.
Цифра вам знакома эта. Мы два бублика сложили,Цифру восемь получили.Ручки наши ловкие рисовать умеют и сложные восьмёрки изобразить сумеют!Мы восьмёрки нарисуем, подпевая песню Л( лллллл…..)
Перед каждым ребёнком лист бумаги ( А4) в горизонтальном положении.
Одновременно двумя руками рисуем восьмёрки,произнося чётко Л.
Логопед:У кого восьмёрок пять поспешу у вас узнать?
Рефлексия.
Логопед:Ребята, какие звуки мы сегодня закрепляли?
Какое задание вам понравилось?
Вы сегодня постарались и совсем не растерялись.
Каждому отметка «пять». Ну а дома повторять. ( логопед раздаёт листы с домашним заданием).
До скорой встречи!
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ .Кинезиологические дорожки. Слова со звуком Л и Ль. Под каждым словом изображение сложенной определённым образом ладошки.
Подготовил: учитель –логопед
МБОУ «Новолядинская СОШ»
Каретина Елена Валерьевна