Логопедическое занятие подготовительной группы по теме «Звуки [а], [у]»
Логопедическое занятие подготовительной группы по теме "Звуки [а], [у]"
Цели:
а) Дифференциация звуков [А], [У] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях, в связной речи.
в) Закрепления навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование и ТСО:
- предметные картинки;
- сюжетные картинки;
- символы звуков;
- конверты для игры «Почтальон»;
- цветные полоски;
Лексический материал: Апельсин, абрикос, учебник, утюг, утка, автобус, арбуз, ананас, аккордеон, утята, аист, улитка, аквариум, Антон, удочка, Аня, улица, уж, асфальт.
Ход занятия
- Организационный момент.
Игра с мячом «Один-много». Боровик - боровики, мухомор - мухоморы, лисичка -лисички, земляника - много земляники, малина-малины.
Артикуляционная гимнастика.
II. Сообщение темы.
Логопед: ребята, сегодня мы с вами вспомним звуки, которые изучили. Это звук «А» и звук «У».
Давайте впомним, какие это звуки (гласные, их можно петь).
Какой символ нам подсказывает, что это звук «а»? Почему? (рот широко открыт). Посмотрите в зеркало и произнесите звук [А]. Горлышко гудит. Воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Звук [А] гласный. Губы сделали воротца для воздуха, их форма похожа на большой круг.
Какой символ нам подсказывает, что это звук «у»? Почему? (губы трубочкой). Посмотрите в зеркало и произнесите звук [У]. Горлышко гудит, воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Звук [У] гласный. Губы сделали воротца для воздуха, их форма похожа на маленький круг. Звук [У] можно петь, тянуть, его легко говорить.
Посмотрите, кто к нам пришёл. Улитка. Как можно назвать её ласково. Улиточка. Улиточка нам поможет, если мы выполним все её задания. Какой первый звук в слове «улитка»? (Звук [У]).
Смотрите, кто к нам ещё пришёл? Девочка Аня. Как её можно ласково назвать? Анечка. Какой первый звук в слове «Аня»? (Звук [А]). Возьмите на столе большой красный круг. Звук [А] можно петь, тянуть, его легко говорить. Чем похожи эти звуки? (Их можно петь, тянуть, они гласные.)
III. Дифференциация звуков [А], [У] изолированно.
Развитие слухового внимания.
1. Игра «Какой звук [А]».
Инструкция: Слушайте внимательно. Вместе с Аней произносите звук [А] по разному.
Со мною вместе пойте, -А!
Пошире рот откройте, -А!
Споём мы высоко, -А!
Теперь протянем низко, -А!
Как будто далеко, -А…
А теперь близко, -А…
Шепнём слегка, -А…
И крикнем звонко, -А!
Тихонько, -А.
Так громко, -А!
Теперь мы будем знать,
Как «А» может звучать.
2. Игра «Подудим, погудим».
Инструкция: Слушайте внимательно. Вместе с улиточкой произносите звук [У].
Мы в дудочку дудим, -У…
Как поезд мы гудим, -У!
Вперёд потянем губки, -У.
И выдыхаем в трубку, -У…
3. Игра «Будь внимателен, не проспи, [А] и [У] не пропусти.»
Инструкция: Я буду называть разные звуки. Слушайте внимательно, когда услышите звук [А], хлопнете в ладоши. Когда услышите звук [У], закройте глаза «Спрячьтесь»
А-У-О-А-А-У-И-У-У-У-А-И-А.
Молодцы!
Логопед: теперь я предлагаю вам поиграть.
Я вам сейчас раздам картинки со звуками (а,у)
Логопед произносит АУ!
Сколько звуков я произнесла?
Какой первый звук?
Какой второй звук?
Выложите на столе символы, чтобы, получилось слово АУ. Какой первый звук? Какой второй звук.
Теперь выложите на столе УА. Какой первый звук? Какой второй звук?
4. Исправь ошибку.
Антон ловит удочку рыбой.
Аня гладит утюг рубашкой.
Аквариум сидит а улитке.
Апельсин, ананас и абрикос-это овощи.
Улица едет по автобусу.
Папа Анатолий отрастил длинные уши.
5. Работа в тетрадях.
Логопед показывает карточки с изображением предметов, дети должны раскрасить в тетрадях соответствующий символ
Утюг, Ананас, арбуз, удочка, ухо.
Прочитайте дорожку по символам
А,У, АА,У,А,У,А,УУ.
Итог занятия.
Какие звуки мы сегодня слушали и произносили? – Звук [А],[У]
Назовите слова со звуком [А].
Назовите слова со звуком [У].