Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями
1. Тема внеклассного урока: «Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями»
2. Тип урока: комбинированный
3. Вид и форма урока: урок-беседа
4. Цель урока – дать представление о жизни и проблемах людей с ограниченными возможностями в современном обществе.
5. Задачи:
Образовательные: научить учащихся характеризовать возможности людей с ограниченными возможностями, проследить ход крестьянского восстания, его этапы; донести до учащихся значение с позиции норм морали собственные поступки и отношение к проблемам людей с ограниченными возможностями.
Развивающие: развивать чувство эмпатии к людям с ОВЗ; развивать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; развивать умения логического мышления, анализа.
Воспитывающие: воспитывать чувство ответственности за собственное здоровье, здоровье близких и окружающих людей;
Ожидаемые результаты:
Предметные: смогут выработать линию поведения по отношению к ним; овладеют принципом работы с учебником; научатся участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с дополнительным материалом, выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.
Метапредметные:
Познавательные: учащиеся будут уметь ориентироваться в своей системе знаний, сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять ответы на вопросы.
Регулятивные: самостоятельно планировать пути достижения учебных целей, инсценировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Коммуникативные: планировать цели и способы сотрудничества и совместной деятельности с учителем; аргументировать и отстаивать своё мнение.
Личностные: Оценивать с позиции норм морали собственные поступки и отношение к проблемам людей с ограниченными возможностями
6. Оборудование: экран, колонки, презентация, мультимедиа проектор, видеоролик «Кастрюлька Анатоля»;
7. Основные понятия, персоналии урока:
Понятия: Человек с ограниченными возможностями; инвалидность
Персоналии:
Людвиг ван Бетховен
Николай Островский
Алексей Маресьев
План урока:
1. Люди с ограниченными возможностями
2. Причины инвалидности
3. Помощь людям с ограниченными возможностями
4. Выдающиеся достижения людей с ограниченными возможностями
8. Ход урока:
I. Организационный этап.
Общее приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Включение в учебное занятие.
Учитель: Здравствуйте ребята! Садитесь, пожалуйста. Какой урок сейчас? Проверяем готовность. Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным? Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.
II. Проверка домашнего задания. Небольшая самостоятельная работа.
Учитель: Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
Учащиеся: Как человек оценивает себя и других.
Учитель: Для того чтобы перейти к изучению нового материала, нам необходимо повторить материал предыдущего урока. Согласны?
Работа с карточкой № 1.
Фамилия, имя __________________________
Задание № 1.Дайте определение следующим понятиям:
Мораль –
Способности –
Талант –
Гениальность –
Задание № 2.
Ответьте на вопросы.
Объясните, чем потребности человека отличаются от потребностей животных, в чём причины этих отличий?
Учащиеся: Задание № 1
Мораль — принятые в обществе нормы должного поведения, основанные на представлениях о добре и зле.
Способности — это индивидуальные особенности человека, которые проявляются в умении что-либо делать, в склонности к определённым занятиям или профессии.
Талантом называют такую совокупность способностей, которая позволяет создать что-то, отличающееся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью.
Гениальность — высшая ступень развития таланта. Когда человек создаёт что-то важное для всего человечества, его называют гением.
Задание № 2.
Потребности животных обусловлены только биологическим происхождением, то есть потребность выживания. Человек как субъект культуры кроме биологических имеет потребности социальные и духовные, которые обусловлены наличием мышления, то есть потребности в создании чего-то нового, в общении, любви и дружбе.
Учитель: Ребята, что такое самооценка? Какой она бывает?
Ученик: Самооценка — оценка человеком самого себя, своих возможностей, способностей, качеств и своего места среди других людей; впечатление или мнение человека о самом себе. Бывает самооценка завышенная и заниженная.
Учитель: Что способствует высокой, а что низкой самооценке подростка?
Ученик: Одни думают о себе как о великом учёном, а на самом деле не могут правильно сложить дроби. Это завышенная самооценка. Другие думают о себе гораздо хуже, чем есть на самом деле, — это заниженная самооценка.
Учитель: Почему так важно оценивая себя в соотношении с другими людьми, критически и объективно относиться к себе?
Ученик: Самооценка обязательно должна быть критичной. Не в том смысле, что себя нужно обязательно критиковать и находить всегда и во всём недостатки. Оценивая себя в соотношении с другими людьми, важно объективно (правильно) и непредвзято (критично) посмотреть на самого себя. Недаром говорят: самооценка — это оценка себя при сравнении с другими людьми.
Нужно уметь видеть свои сильные стороны и относиться к ним с уважением, использовать их в своей жизни — развивать прежние, вырабатывать новые. Если какие-то стороны вашей личности мешают жить, то надо над собой работать. Это называется самовоспитанием — деятельностью человека по своему самосовершенствованию. Оно поможет строить правильные отношения с окружающими людьми.
Учитель: Ребята, правильно. Человек существует в оценках других людей и в оценке самого себя. Самооценка должна быть критичной (но в меру).
III. Мотивация и целеполагание.
Учитель: Я вам предлагаю посмотреть видеоролик «Кастрюлька Анатоля» (https://vk.com/video-31920686_171664541). Ребята, давайте прочитаем на доске, на какие вопросы вы должны ответить после просмотра.
Опешите главного героя Анатоля, чем он отличается от других?
Может ли он с ней расстаться?
Испытывает ли он от нее неудобства? Какие?
Как окружающие реагируют на его кастрюльку?
Чем завершился видеоролик?
Учащиеся:
1. Анатоль – особенный персонаж не такой как все. Он отличается от других людей, потому что люди часто обращают внимание только на его кастрюльку, которую он по неизвестным причинам всегда таскает с собой.
2. Нет.
3. Да, она ужасно скрежещет. Он просто привязан к ней насколько ему тяжело, ведь от этой кастрюльки возникает немало проблем, и избавиться от неё невозможно.
4. Окружающие пытаются обидеть, оттолкнуть и не замечают главного героя.
5. В жизни человечка появился человек, которые научил его жить с его особенностями так, что бы они ему не мешали и в жизни.
Учитель: Ребята, вы ответили верно. Главному герою сложно жить среди обычных людей, потому что они видят лишь одну кастрюльку и сторонятся его.
Кастрюлька - это просто замаскированная особенность одаренного ребенка.
Кажется, что то, чем обладаешь именно ты совершенно ни кому не нужно. Но стоит тщательнее присмотреться к себе и тогда окажется, что этот дар уникален.
По сути, у всех людей есть свои такие "кастрюльки" и если от них избавиться невозможно, то надо просто научиться с этим жить. Это главная мысль этого мультфильма.
Учитель: Верно, ребята, исходя из данного видеоролика, как вы думаете, какая тема нашего урока? А чтобы вы хотели узнать из этой темы?
Учащиеся: Инвалид, человек с ограниченными возможностями.
Почему люди становятся инвалидами?
В какой помощи они нуждаются?
Какую помощь мы можем им оказать?
Учитель: Правильно. Запишите число и тему урока «Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями».
Учащиеся делают запись в тетрадях.
IV. Объяснение нового материала
Люди с ограниченными возможностями, есть везде. По оценкам ООН, чуть ли не каждый десятый человек на планете является инвалидом.
В последнее время практически все, кто общается с инвалидами, помогают им и сами они предпочитают называть себя «люди с ограниченными возможностями». Такое название более уважительно, более ясно отражает то, в чем эти люди нуждаются.
Ограничение – когда ты не можешь легко и просто делать то, что для других людей естественно и просто. То, что ДОСТУПНО для тебя, ограничено, недоступно для инвалидов.
На стр. 33 в учебнике давайте найдем определение и зачитаем его.
Учащиеся: Инвалид (человек с ограниченными возможностями и особыми потребностями) — человек, возможности которого ограничены из-за его физических или умственных, психических отклонений.
Учитель: Ребята запишите определение в тетрадь.
Учащиеся пишут в тетрадь.
Учитель: А как вы думаете, есть ли причины инвалидности?
Всегда ли инвалидность бывает врожденной? Вот это вам необходимо будет выяснить, работая в паре. Заполните пропуски, в таблице опираясь на второй пункт параграфа. На выполнение работы 5 минут.
Причины инвалидности: |
|
|
|
|
|
Учитель: Ребята время вышло, давайте проверим, как вы справились с заданием.
Учащиеся:
Причины инвалидности: |
наследственность; |
врожденное состояние; |
ошибки медиков |
несоблюдение техники безопасности |
вредные привычки Учитель: Совершенно, верно. Некоторые виды профессий связаны с опасностью для здоровья: подводные, химические, связанные с большим напряжением, вибрацией, радиацией и другие. Представители почти всех профессий в большей или меньшей степени подвержены каким-либо опасностям. |
Все виды большого спорта, балет, цирк тоже очень травмоопасны.
И в жизни, в быту подстерегают нас опасности: электричество, кипяток, большая высота многоэтажек, автомобили. Но люди часто или не задумываются или просто рискуют: перебегают дорогу в неположенном месте или на красный свет светофора, купаются в незнакомых местах или в слишком холодной воде, переходят речки по тонкому льду, не берегут самое ценное, что есть у нас – жизнь и здоровье.
Кроме этого, в мире происходят катастрофы и аварии: авто и авиакатастрофы, пожары, аварии на заводах, землетрясения, ураганы, наводнения и т.п.
После военных действий тоже появляются инвалиды вследствие ранений и контузий.
Случается, что человек заболевает. Но не все болезни пока еще подчинились врачам. А иногда случается и так: малыш рождается уже нездоровым.
Таким образом, повседневные действия и трудовая деятельность могут стать причиной нездоровья и даже инвалидности.
Ребята, запишите в тетрадь, что такое инвалидность. Инвалидность — любое ограничение или отсутствие способности осуществлять какую-либо деятельность в таких рамках, которые считаются нормальными для человека.
Учащиеся пишут в тетрадь.
Мы должны помогать людям с ограниченными возможностями здоровья.
Учитель: Ребята, найдите в тексте параграфа, где говорится о помощи людям с ограниченными возможностями.
Учащиеся: Государство, как может, помогает инвалидам. Например, в ряде городов ходят специальные автобусы с жёлто-зелёными полосами на бортах, которые бесплатно перевозят инвалидов 1-й и 2-й групп. Государство оказывает инвалидам медицинскую помощь. Во всех регионах страны стараются обеспечить образование для детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому.
Учитель: Люди с ограниченными физическими возможностями хотят получать такое же удовольствие от жизни, как и все остальные. Поэтому для глухих людей созданы театры мимики и жестов, для слепых – издаются специальные книги, для неходящих – организуются спортивные соревнования и даже специальные Олимпийские игры.
Учитель: А знаете ли вы, что такие люди участвуют в соревнованиях? Как они называются?
Учащиеся: Паралимпийские игры
Учитель: Да, верно, паралимпийцами.
Учитель: Ребята, найдите в параграфе информацию о людях с ограниченными возможностями, которые достигали выдающихся результатов.
Учащиеся: Достаточно вспомнить великого композитора Людвига ван Бетховена, который оглох в расцвете творческих сил и, преодолевая неимоверные трудности, прикладывая титанические усилия, сочинял гениальные симфонии.
Николай Островский, потерявший зрение, написал роман «Как закалялась сталь», повествующий о выдающемся мужестве и призывающий людей не сдаваться перед обстоятельствами.
Лётчик Алексей Маресьев в годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов получил тяжёлое ранение, в результате которого ему ампутировали ноги до колен. Несмотря на инвалидность, он всё равно вернулся в полк и летал с протезами. До ранения сбил четыре немецких самолёта, а после ранения ещё семь.
Российская сборная по паралимпийским видам спорта неизменно занимает первые места и выступает лучше, чем главная олимпийская команда.
V. Первичная проверка понимания
Учитель: О чем мы с вами сегодня говорили на занятии?
Учащиеся: Мы говорили, о людях с ограниченными возможностями, причинах инвалидности; как оказывают помощь людям с ограниченными возможностями, выдающиеся достижения людей с ограниченными возможностями
Учитель: Что нового вы узнали?
Учащиеся: Инвалидность – не всегда наследственность и врожденная черта. Причиной инвалидности могут стать повседневные действия и трудовая деятельность человека. Очень важно в нашей повседневной жизни быть внимательным к проблемам людей с ограниченными возможностями.
VI. Закрепление знаний
Учитель: Объясните значение слов «человек с ограниченными возможностями», «инвалидность».
Учащиеся: Человек с ограниченными возможностями и особыми потребностями — человек, возможности которого ограничены из-за его физических или умственных, психических отклонений.
Инвалидность — любое ограничение или отсутствие способности осуществлять какую-либо деятельность в таких рамках, которые считаются нормальными для человека.
Учитель: Назовите причины инвалидности.
Учащиеся: Чаще всего причиной становится случайность: в странах, где недавно была война, детей калечат оставшиеся в земле мины. Несоблюдение техники безопасности на производстве становится причиной травматизма. Случается, что люди падают, ломают ноги.
Учитель: Чего способны достичь люди с ограниченными возможностями?
Учащиеся: Можно привести множество примеров того, как инвалиды достигали выдающихся результатов, на которые неспособны обычные граждане. Они сочиняли гениальные симфонии, написали романы, защищали Родину, занимали первые места и выступали лучше, чем олимпийская команда.
VII. Подведение итогов занятия
Ребята, наш урок подходит к концу. Я думаю, у вас уже достаточно материала, чтобы проверить на все ли интересующие вас вопросы мы нашли ответы или нет? Все ли задания мы смогли выполнить за урок? (самопроверка и самооценка)
Называю наиболее активных и работоспособных учащихся, отмечаю работу помощников на уроке.
Учитель: Вы ещё дети, но я уверена, что впереди вас ждет много славных дел и хороших поступков. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит - смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми.
А я сегодня всех благодарю за теплый разговор, за добрые мысли, за творческое отношение к работе.
Тарасова Ирина Викторовна