Малоподвижные игры для укрепления мышц стопы и профилактики плоскостопия
Малоподвижные игры для укрепления мышц стопы и профилактики плоскостопия
Двигательная активность детей дошкольного возраста напрямую зависит от свода стопы. Поэтому профилактика плоскостопия в раннем возрасте имеет особое значение. Для предупреждения плоскостопия необходимо укреплять мышцы, поддерживающие свод стопы. Профилактические упражнения необходимо включать в утреннюю зарядку, на занятиях физкультурой, на прогулках.
Для того чтобы ребенок был заинтересован, можно проводить эти упражнения в виде игр. Все игры, связанные с захватом пальцами ног предметов, выполняются босиком. Можно использовать игры как самостоятельные малые формы физической активности.
«Кто вперед соберет?»
Оборудование: карандаши, мелкие предметы, пригодные для захвата пальцами ног, например игрушки из киндер-сюрприза; обручи.
Ход игры: Обручи лежат на полу, снаружи от них кучками разложены карандаши, игрушки. Группа делиться на 2-4 команды. Члены каждой команды садятся вокруг своего обруча (сед ноги врозь, упор сзади) между кучками мелких предметов. По сигналу воспитателя дети начинают пальцами ног захватывать и перекладывать предметы в обруч. Руками помогать нельзя. Выигрывает команда, которая быстрее всех соберет все предметы в обруч.
«Кто принесет первым?»
Оборудование: платочки (по 2 на ребенка).
Ход игры: Дети строятся в шеренгу у одной стены зала. Перед каждым лежат по два платочка. Необходимо захватить платочки пальцами ног и донести до противоположной стены зала. Дети, которые потеряли платочек, могут захватить их снова и продолжить движение. Игра начинается по сигналу. В ней нет проигравших, все участники выигрывают, принеся платочки на другую сторону.
«Барабанщики»
Ход игры: дети сидят на стульях в ряд. Воспитатель сидит на стуле перед ними. Ноги у всех стоят на полу. Воспитатель отбивает ритм сначала носком одной ноги, потом носком другой ноги, носками обеих ног одновременно. Дети повторяют движения. Пятки от пола не отрывать.
Эта игра помимо тренировки стоп развивает внимание и чувство ритма. После освоения упражнения эту игру можно использовать на музыкальных занятиях, например, отбивать ритм песенки, которую разучивают.
«Большой и маленький»
Ход игры: Воспитатель поочередно называет слова «большой» и «маленький» и выполняет движения вместе с детьми. На слово «маленький» ребенок приседает, опираясь руками о колени, на слово «большой» – выпрямляется, поднимает руки вверх ладонями внутрь и поднимается на носочки.
Эта игра может параллельно развивать и внимание. Воспитатель может запутать детей: говорить одно слово, а выполнять движение, которое соответствует другому слову.
«Чей рисунок лучше?»
Оборудование: по два фломастера и одному плакату на ребенка.
Ход игры: Дети сидят на полу (Сед ноги скрестно, упор сзади), у ног лежит плакат, по бокам от плаката – открытые фломастеры. По сигналу воспитателя дети ногами берут фломастеры и начинают одновременно двумя ногами рисовать. Сюжет рисунка должен быть простым и симметричным, определяется тематикой других занятий. Если скоро новый год, то это может быть елка; если разучивали овощи и фрукты, то можно нарисовать яблоко, грушу, помидор. Можно рисовать дом, коробку и т.д. В конце занятия воспитатель собирает все работы, показывает их детям и за что-нибудь хвалит каждую работу.
Рисование одновременно двумя ногами не только укрепляет мышцы стопы, формирует координацию движений, оно еще включает в работу одновременно оба полушария головного мозга. В результате улучшается межполушарное взаимодействие, что полезно для развивающего мозга и формирующегося интеллекта.