Программа предметного курса 11 класса по обществознанию «Массовая культура»
Программа предметного курса 11 класса по обществознанию.
Тема: «Массовая культура»
2016- 2017 гг.
Пояснительная записка.
Курс «Массовая культура» предназначен для старшеклассников, интересующихся проблемами современного общества и желающих расширить свои знания о его важнейших особенностях и проявлениях.
Массовая культура является одним из важнейших социальных феноменов современного общества. Ее продукты вошли в повседневную жизнь практически каждого человека. Одним из главных потребителей продуктов массовой культуры выступает молодежь, причем, как правило, потребителем бездумным и некритическим. Данное обстоятельство определяет актуальность предложенной темы элективного курса. Направленность курса - познавательно-развивающая. Курс нацелен на то, чтобы помочь старшеклассникам:
Осознать массовую культуру как социальное явление, во всей ее противоречивости и неоднозначности воздействия на сознание и поведение личности;
Осмыслить связь массовой культуры с другими видами культур, ее роль и место в культурной жизни;
Овладеть умением видеть за внешним многообразием направлений, форм и жанров массовой культуры шаблоны и жесткие стандарты;
Убедиться в необходимости приобщения к культурному наследию человечества во всей его многогранности и полноте.
Программа скорректирована в соответствии с учебно-методическими условиями и образовательными потребностями учащихся. Курс рассчитан на 17 часов (1 час 2 недели в течение года).
Курс состоит из двух разделов. Первый раздел «Массовая культура как общественное явление» посвящен характеристике наиболее общих явлений и процессов в сфере культуры, массовая культура в нем показана как продукт развития общества. Второй раздел «Основные направления и формы массовой культуры» посвящен рассмотрению конкретных проявлений и продуктов массовой культуры: поп-музыке, моде, дизайну, рекламе, массовой литературе и т.д.
Настоящий курс является синтетическим, в содержании курса интегрированы знания из области социологии, культурологии, психологии, права, маркетинга, искусствоведения, теории и истории музыки. Это позволяет, с одной стороны, сформировать целостное представление о феномене массовой культуры, с другой – создать условия для проявления вкусов, предпочтений и творческих наклонностей учащихся. Кроме того, содержание курса ориентирует старшеклассников в мире профессий, связанных с деятельностью в области массмедиа, СМИ, рекламы, дизайна, сферы индустрии развлечений.
В процессе изучения курса предусмотрены разнообразные формы организации занятий и виды деятельности, как традиционные, так и активные и интерактивные: лекции, тренинги, просмотр и анализ видеофрагментов, практикумы по решению учебно-познавательных задач, учебные дискусии. Значительное место отводится самостоятельной работе учащихся. Формой отчетности учащихся является подготовка мини-проекта, доклада, статистической справки. Итоговый контроль осуществляется в форме тестирования.
Учебно-тематический план:
№ п\п |
Название темы |
Кол.час. |
Содержание занятия |
Форма |
Раздел 1. Массовая культура как общественное явление. |
7 |
|||
1. |
Культура в жизни человека и развитии общества. |
1 |
Множественность значений понятия «культура». Материальная и духовная культура. Компоненты духовной культуры. Внебиологический характер наследования культуры. Функции культуры в обществе. |
Беседа |
2. |
Культура как сфера жизни общества. |
1 |
Проблема взаимодействия государственной власти и творцов культуры. Рычаги государственного влияния на культуру. Негосударственная поддержка культуры. Спонсорство и меценатство. |
Беседа |
3. |
Культуры в культуре. |
1 |
Типология культуры: народная, элитарная и массовая культуры, их взаимодействие. Субкультуры в составе основного культурного потока. Контркультура как антитеза господствующей культуры. Антикультура и ее «герои». |
Лекция/ презентация докладов |
4 |
Массовая культура современного общества. |
1 |
Этапы формирования массовой культуры. Характерные черты массовой культуры. Основные направления и жанры. Различие в оценках роли массовой культуры в общественном развитии. |
Проблемная лекция |
5 |
Массовая культура в России. |
1 |
Зарождение массовой культуры в России. Отношение к феномену массовой культуры передовых русских мыслителей. Отличия советской массовой культуры от ее западной модели. Особенности массовой культуры в постсоветском обществе. Взаимосвязь традиционной и массовой культуры в современных условиях. |
Лекция/ беседа |
6 |
Массмедиа. |
1 |
Средства массовой коммуникации как общественный институт. Функции СМК. Влияние СМИ на сознание и поведение людей. Массовая культура и СМИ. Роль государства в регулировании деятельности СМИ. Особенности развития отечественных СМИ. |
Беседа/ тренинг |
7 |
Эра телевидения. |
1 |
Социальные и технологические предпосылки перехода к «эре телевидения». Телевидение в системе СМИ. Информационное и развлекательное вещание. Государственное, общественно-государственнон и частное телевещание. Развитие телевещания в нашей стране |
Лекция |
Раздел 2. Основные направления и формы массовой культуры. |
10 |
|||
Массовая литература. |
1 |
Факторы, способствующие появлению массовой литературы. Коммерциализация литературной деятельности. Направления и жанры массовой литературы. Массовая литература в современном обществе: масштабы и характер ее влияния. Читательские предпочтения наших соотечественников. Неоднородность массовой литературы. Создание произведений массовой литературы: ремесло или творчество? |
Беседа/ Тренинг/ Практикум |
|
Популярная музыка. |
1 |
Основные вехи в развитии музыкального искусства. Появление профессиональных создателей и исполнителей музыкальных произведений. Создание систем звукозаписи. Музыка для массовой аудитории. Жанры популярной музыки. Основные направления легкой музыки. Развитие популярной музыки в России. |
Лекция/ Практикум, Презентация мини-проектов |
|
Реклама в жизни современного общества. |
1 |
Предыстория рекламного дела. Реклама как компонент маркетинга. Государственное регулирование рекламной деятельности. |
Лекция/ Практикум |
|
Реклама и культура. |
1 |
Рекламные сообщения как мифологемы. Влияние рекламы на другие направления и формы массовой культуры. СМИ и реклама. Основные этапы процесса создания рекламы. |
Лекция/ Практикум |
|
Капризы моды. |
2 |
Место моды в системе социальной регуляции. Стремление соответствовать моде: базовая потребность или навязанная прихоть? Универсальность и демонстративность, изменчивость и постоянство моды. «Высокая мода». Мода как массовое явление. Индустрия моды. Молодежная мода. |
Лекция/ тренинг/ Презентация мини-проектов |
|
Дизайн. |
1 |
Утилитарность и эстетика вещи. Прикладное искусство и дизайн. Требования эргономики в дизайне. Разновидности дизайна: индустриальный, графический, архитектурный, артдизайн. Стили в дизайне. |
Лекция/ Практикум |
|
Индустрия развлечений. |
1 |
Досуг как значимый общественный фактор. Досуг как отвлечение и развлечение. Профессиональные «равлекатели». Антрепренеры и продюсеры. Шоу-бизнес. |
Беседа/ Презентация мини-проектов |
|
Культура потребления и потребление культуры. |
1 |
Типы потребительского поведения. Влияние культурных норм и стандартов на потребительское поведение. Сакральное и демонстративное поведение. |
Лекция/ Практикум |
|
Итоговый контроль. |
1 |
Итоговое тестирование по контрольно-измерительным материалам ЕГЭ. |
тестирование |
|
Всего часов |
17 |
Литература:
Обществознание /Боголюбов Л.Н., «Просвещение», 2010.
Культурология./под.ред. проф. Г.В. Драча. – Ростов–на–Дону, «Феникс», 1998.
Лазебникова А.Ю., Савельева О.О. и др. «Массовая культура»
Марков Б.В. Человек в эпоху масс–медиа.//Информационное общество: ЦБ. – М.:ООО Издательство АСТ, 2004.
Преподавание истории и обществознания в школе, № 1, 2005.
Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – М., 1999.