Программа предметного курса 11 класса по обществознанию «Массовая культура»

1
0
Материал опубликован 6 March 2018

Программа предметного курса 11 класса по обществознанию.

Тема: «Массовая культура»

2016- 2017 гг.

Пояснительная записка.

Курс «Массовая культура» предназначен для старшеклассников, интересующихся проблемами современного общества и желающих расширить свои знания о его важнейших особенностях и проявлениях.

Массовая культура является одним из важнейших социальных феноменов современного общества. Ее продукты вошли в повседневную жизнь практически каждого человека. Одним из главных потребителей продуктов массовой культуры выступает молодежь, причем, как правило, потребителем бездумным и некритическим. Данное обстоятельство определяет актуальность предложенной темы элективного курса. Направленность курса - познавательно-развивающая. Курс нацелен на то, чтобы помочь старшеклассникам:

Осознать массовую культуру как социальное явление, во всей ее противоречивости и неоднозначности воздействия на сознание и поведение личности;

Осмыслить связь массовой культуры с другими видами культур, ее роль и место в культурной жизни;

Овладеть умением видеть за внешним многообразием направлений, форм и жанров массовой культуры шаблоны и жесткие стандарты;

Убедиться в необходимости приобщения к культурному наследию человечества во всей его многогранности и полноте.

Программа скорректирована в соответствии с учебно-методическими условиями и образовательными потребностями учащихся. Курс рассчитан на 17 часов (1 час 2 недели в течение года).

Курс состоит из двух разделов. Первый раздел «Массовая культура как общественное явление» посвящен характеристике наиболее общих явлений и процессов в сфере культуры, массовая культура в нем показана как продукт развития общества. Второй раздел «Основные направления и формы массовой культуры» посвящен рассмотрению конкретных проявлений и продуктов массовой культуры: поп-музыке, моде, дизайну, рекламе, массовой литературе и т.д.

Настоящий курс является синтетическим, в содержании курса интегрированы знания из области социологии, культурологии, психологии, права, маркетинга, искусствоведения, теории и истории музыки. Это позволяет, с одной стороны, сформировать целостное представление о феномене массовой культуры, с другой – создать условия для проявления вкусов, предпочтений и творческих наклонностей учащихся. Кроме того, содержание курса ориентирует старшеклассников в мире профессий, связанных с деятельностью в области массмедиа, СМИ, рекламы, дизайна, сферы индустрии развлечений.

В процессе изучения курса предусмотрены разнообразные формы организации занятий и виды деятельности, как традиционные, так и активные и интерактивные: лекции, тренинги, просмотр и анализ видеофрагментов, практикумы по решению учебно-познавательных задач, учебные дискусии. Значительное место отводится самостоятельной работе учащихся. Формой отчетности учащихся является подготовка мини-проекта, доклада, статистической справки. Итоговый контроль осуществляется в форме тестирования.

Учебно-тематический план:

п\п

Название темы

Кол.час.

Содержание занятия

Форма

 

Раздел 1.

Массовая культура как общественное явление.

7

   

1.

Культура в жизни человека и развитии общества.

1

Множественность значений понятия «культура». Материальная и духовная культура. Компоненты духовной культуры. Внебиологический характер наследования культуры. Функции культуры в обществе.

Беседа

2.

Культура как сфера жизни общества.

1

Проблема взаимодействия государственной власти и творцов культуры. Рычаги государственного влияния на культуру. Негосударственная поддержка культуры. Спонсорство и меценатство.

Беседа

3.

Культуры в культуре.

1

Типология культуры: народная, элитарная и массовая культуры, их взаимодействие. Субкультуры в составе основного культурного потока. Контркультура как антитеза господствующей культуры. Антикультура и ее «герои».

Лекция/

презентация докладов

4

Массовая культура современного общества.

1

Этапы формирования массовой культуры. Характерные черты массовой культуры. Основные направления и жанры. Различие в оценках роли массовой культуры в общественном развитии.

Проблемная лекция

5

Массовая культура в России.

1

Зарождение массовой культуры в России. Отношение к феномену массовой культуры передовых русских мыслителей. Отличия советской массовой культуры от ее западной модели. Особенности массовой культуры в постсоветском обществе. Взаимосвязь традиционной и массовой культуры в современных условиях.

Лекция/

беседа

6

Массмедиа.

1

Средства массовой коммуникации как общественный институт. Функции СМК. Влияние СМИ на сознание и поведение людей. Массовая культура и СМИ. Роль государства в регулировании деятельности СМИ. Особенности развития отечественных СМИ.

Беседа/

тренинг

7

Эра телевидения.

1

Социальные и технологические предпосылки перехода к «эре телевидения». Телевидение в системе СМИ. Информационное и развлекательное вещание. Государственное, общественно-государственнон и частное телевещание. Развитие телевещания в нашей стране

Лекция

 

Раздел 2.

Основные направления и формы массовой культуры.

10

   
 

Массовая литература.

1

Факторы, способствующие появлению массовой литературы. Коммерциализация литературной деятельности. Направления и жанры массовой литературы. Массовая литература в современном обществе: масштабы и характер ее влияния. Читательские предпочтения наших соотечественников. Неоднородность массовой литературы. Создание произведений массовой литературы: ремесло или творчество?

Беседа/

Тренинг/

Практикум

 

Популярная музыка.

1

Основные вехи в развитии музыкального искусства. Появление профессиональных создателей и исполнителей музыкальных произведений. Создание систем звукозаписи. Музыка для массовой аудитории. Жанры популярной музыки. Основные направления легкой музыки. Развитие популярной музыки в России.

Лекция/

Практикум,

Презентация мини-проектов

 

Реклама в жизни современного общества.

1

Предыстория рекламного дела. Реклама как компонент маркетинга. Государственное регулирование рекламной деятельности.

Лекция/

Практикум

 

Реклама и культура.

1

Рекламные сообщения как мифологемы. Влияние рекламы на другие направления и формы массовой культуры. СМИ и реклама. Основные этапы процесса создания рекламы.

Лекция/

Практикум

 

Капризы моды.

2

Место моды в системе социальной регуляции. Стремление соответствовать моде: базовая потребность или навязанная прихоть? Универсальность и демонстративность, изменчивость и постоянство моды. «Высокая мода». Мода как массовое явление. Индустрия моды. Молодежная мода.

Лекция/

тренинг/

Презентация мини-проектов

 

Дизайн.

1

Утилитарность и эстетика вещи. Прикладное искусство и дизайн. Требования эргономики в дизайне. Разновидности дизайна: индустриальный, графический, архитектурный, артдизайн. Стили в дизайне.

Лекция/

Практикум

 

Индустрия развлечений.

1

Досуг как значимый общественный фактор. Досуг как отвлечение и развлечение. Профессиональные «равлекатели». Антрепренеры и продюсеры. Шоу-бизнес.

Беседа/

Презентация мини-проектов

 

Культура потребления и потребление культуры.

1

Типы потребительского поведения. Влияние культурных норм и стандартов на потребительское поведение. Сакральное и демонстративное поведение.

Лекция/

Практикум

 

Итоговый контроль.

1

Итоговое тестирование по контрольно-измерительным материалам ЕГЭ.

тестирование

 

Всего часов

17

   

Литература:

Обществознание /Боголюбов Л.Н., «Просвещение», 2010.

Культурология./под.ред. проф. Г.В. Драча. – Ростов–на–Дону, «Феникс», 1998.

Лазебникова А.Ю., Савельева О.О. и др. «Массовая культура»

Марков Б.В. Человек в эпоху масс–медиа.//Информационное общество: ЦБ. – М.:ООО Издательство АСТ, 2004.

Преподавание истории и обществознания в школе, № 1, 2005.

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – М., 1999.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.