12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Абаканова Торгон Сенбаевна81 Россия, Тюменская обл., п. Ленинка, Абатский район |
Программа предметного курса 11 класса по обществознанию «Массовая культура»
Программа предметного курса 11 класса по обществознанию.
Тема: «Массовая культура»
2016- 2017 гг.
Пояснительная записка.
Курс «Массовая культура» предназначен для старшеклассников, интересующихся проблемами современного общества и желающих расширить свои знания о его важнейших особенностях и проявлениях.
Массовая культура является одним из важнейших социальных феноменов современного общества. Ее продукты вошли в повседневную жизнь практически каждого человека. Одним из главных потребителей продуктов массовой культуры выступает молодежь, причем, как правило, потребителем бездумным и некритическим. Данное обстоятельство определяет актуальность предложенной темы элективного курса. Направленность курса - познавательно-развивающая. Курс нацелен на то, чтобы помочь старшеклассникам:
Осознать массовую культуру как социальное явление, во всей ее противоречивости и неоднозначности воздействия на сознание и поведение личности;
Осмыслить связь массовой культуры с другими видами культур, ее роль и место в культурной жизни;
Овладеть умением видеть за внешним многообразием направлений, форм и жанров массовой культуры шаблоны и жесткие стандарты;
Убедиться в необходимости приобщения к культурному наследию человечества во всей его многогранности и полноте.
Программа скорректирована в соответствии с учебно-методическими условиями и образовательными потребностями учащихся. Курс рассчитан на 17 часов (1 час 2 недели в течение года).
Курс состоит из двух разделов. Первый раздел «Массовая культура как общественное явление» посвящен характеристике наиболее общих явлений и процессов в сфере культуры, массовая культура в нем показана как продукт развития общества. Второй раздел «Основные направления и формы массовой культуры» посвящен рассмотрению конкретных проявлений и продуктов массовой культуры: поп-музыке, моде, дизайну, рекламе, массовой литературе и т.д.
Настоящий курс является синтетическим, в содержании курса интегрированы знания из области социологии, культурологии, психологии, права, маркетинга, искусствоведения, теории и истории музыки. Это позволяет, с одной стороны, сформировать целостное представление о феномене массовой культуры, с другой – создать условия для проявления вкусов, предпочтений и творческих наклонностей учащихся. Кроме того, содержание курса ориентирует старшеклассников в мире профессий, связанных с деятельностью в области массмедиа, СМИ, рекламы, дизайна, сферы индустрии развлечений.
В процессе изучения курса предусмотрены разнообразные формы организации занятий и виды деятельности, как традиционные, так и активные и интерактивные: лекции, тренинги, просмотр и анализ видеофрагментов, практикумы по решению учебно-познавательных задач, учебные дискусии. Значительное место отводится самостоятельной работе учащихся. Формой отчетности учащихся является подготовка мини-проекта, доклада, статистической справки. Итоговый контроль осуществляется в форме тестирования.
Учебно-тематический план:
№ п\п | Название темы | Кол.час. | Содержание занятия | Форма |
Раздел 1. Массовая культура как общественное явление. | 7 | |||
1. | Культура в жизни человека и развитии общества. | 1 | Множественность значений понятия «культура». Материальная и духовная культура. Компоненты духовной культуры. Внебиологический характер наследования культуры. Функции культуры в обществе. | Беседа |
2. | Культура как сфера жизни общества. | 1 | Проблема взаимодействия государственной власти и творцов культуры. Рычаги государственного влияния на культуру. Негосударственная поддержка культуры. Спонсорство и меценатство. | Беседа |
3. | Культуры в культуре. | 1 | Типология культуры: народная, элитарная и массовая культуры, их взаимодействие. Субкультуры в составе основного культурного потока. Контркультура как антитеза господствующей культуры. Антикультура и ее «герои». | Лекция/ презентация докладов |
4 | Массовая культура современного общества. | 1 | Этапы формирования массовой культуры. Характерные черты массовой культуры. Основные направления и жанры. Различие в оценках роли массовой культуры в общественном развитии. | Проблемная лекция |
5 | Массовая культура в России. | 1 | Зарождение массовой культуры в России. Отношение к феномену массовой культуры передовых русских мыслителей. Отличия советской массовой культуры от ее западной модели. Особенности массовой культуры в постсоветском обществе. Взаимосвязь традиционной и массовой культуры в современных условиях. | Лекция/ беседа |
6 | Массмедиа. | 1 | Средства массовой коммуникации как общественный институт. Функции СМК. Влияние СМИ на сознание и поведение людей. Массовая культура и СМИ. Роль государства в регулировании деятельности СМИ. Особенности развития отечественных СМИ. | Беседа/ тренинг |
7 | Эра телевидения. | 1 | Социальные и технологические предпосылки перехода к «эре телевидения». Телевидение в системе СМИ. Информационное и развлекательное вещание. Государственное, общественно-государственнон и частное телевещание. Развитие телевещания в нашей стране | Лекция |
Раздел 2. Основные направления и формы массовой культуры. | 10 | |||
Массовая литература. | 1 | Факторы, способствующие появлению массовой литературы. Коммерциализация литературной деятельности. Направления и жанры массовой литературы. Массовая литература в современном обществе: масштабы и характер ее влияния. Читательские предпочтения наших соотечественников. Неоднородность массовой литературы. Создание произведений массовой литературы: ремесло или творчество? | Беседа/ Тренинг/ Практикум | |
Популярная музыка. | 1 | Основные вехи в развитии музыкального искусства. Появление профессиональных создателей и исполнителей музыкальных произведений. Создание систем звукозаписи. Музыка для массовой аудитории. Жанры популярной музыки. Основные направления легкой музыки. Развитие популярной музыки в России. | Лекция/ Практикум, Презентация мини-проектов | |
Реклама в жизни современного общества. | 1 | Предыстория рекламного дела. Реклама как компонент маркетинга. Государственное регулирование рекламной деятельности. | Лекция/ Практикум | |
Реклама и культура. | 1 | Рекламные сообщения как мифологемы. Влияние рекламы на другие направления и формы массовой культуры. СМИ и реклама. Основные этапы процесса создания рекламы. | Лекция/ Практикум | |
Капризы моды. | 2 | Место моды в системе социальной регуляции. Стремление соответствовать моде: базовая потребность или навязанная прихоть? Универсальность и демонстративность, изменчивость и постоянство моды. «Высокая мода». Мода как массовое явление. Индустрия моды. Молодежная мода. | Лекция/ тренинг/ Презентация мини-проектов | |
Дизайн. | 1 | Утилитарность и эстетика вещи. Прикладное искусство и дизайн. Требования эргономики в дизайне. Разновидности дизайна: индустриальный, графический, архитектурный, артдизайн. Стили в дизайне. | Лекция/ Практикум | |
Индустрия развлечений. | 1 | Досуг как значимый общественный фактор. Досуг как отвлечение и развлечение. Профессиональные «равлекатели». Антрепренеры и продюсеры. Шоу-бизнес. | Беседа/ Презентация мини-проектов | |
Культура потребления и потребление культуры. | 1 | Типы потребительского поведения. Влияние культурных норм и стандартов на потребительское поведение. Сакральное и демонстративное поведение. | Лекция/ Практикум | |
Итоговый контроль. | 1 | Итоговое тестирование по контрольно-измерительным материалам ЕГЭ. | тестирование | |
Всего часов | 17 |
Литература:
Обществознание /Боголюбов Л.Н., «Просвещение», 2010.
Культурология./под.ред. проф. Г.В. Драча. – Ростов–на–Дону, «Феникс», 1998.
Лазебникова А.Ю., Савельева О.О. и др. «Массовая культура»
Марков Б.В. Человек в эпоху масс–медиа.//Информационное общество: ЦБ. – М.:ООО Издательство АСТ, 2004.
Преподавание истории и обществознания в школе, № 1, 2005.
Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – М., 1999.