12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна22
учитель физики
Россия, Нижегородская обл.
2

Мастер-класс «Давление». 7 класс



Мастерская «Давление твердых тел»

Урок изучения нового материала.

Цель мастерской:

Образовательная: познакомить учащихся с новой физической величиной – давлением; показать значение давления в природе, быту и технике; изучить способы изменения давления.

Развивающая: развивать умение наблюдать, видеть проблему, любознательность, умение ставить цель, добывать знания, понимать, оценивать и соотносить свою точку зрения с мнением других, проводить самоанализ и самооценку.

Воспитательная: воспитывать раскованность чувств и движений, сочетающихся с умением выдерживать нормы поведения, умение вести диалог, слушать других.

Методы, приемы, способы:

Обмен мнениями, групповое обсуждение, дискуссия;

Анализ собственного опыта;

Эксперимент.

Оборудование:

наглядный материал - Презентация с рисунками по теме;

сказка Г.Х.Андерсена «Принцесса на горошине»(Приложение 1);

кусок пластилина, монета, карандаш;

напольные весы;

на каждой парте:


  1. презентация "Давление"
    PPT / 478.5 Кб

    лоток с сыпучим веществом, груз, столик, инструкция для проведения опыта (Приложение 2).

    разлинованный лист-заготовка<Рисунок>, инструкция для определения площади и давления тела (Приложение 3).

Этап

Учитель

Ученики

Индуктор

(создание эмоционального настроя)

В возрасте почемучек дети задают много вопросов. Моя дочь не исключение.

Однажды я читала ей сказку Г.Х.Андерсена «Принцесса на горошине»

( слайд 1, приложение 1.)

Вопрос:

- Правда ли таким способом можно выявить девицу благородного происхождения? Вы как думаете?

Затем пришло время приготовлений к школе. (слайд 2) И мы с ней отправились в магазин школьных принадлежностей. Подошла очередь портфеля. И тут….

- А почему не мишкой, он красивее?

Сейчас моя дочь учится в 7 классе и точно знает ответы на эти детские вопросы.

Почему? Пришло время изучать новый предмет – физика.

Дети слушают известную сказку, задумываются над ответами.

 

Изучают содержание слайда.

Социализация

Физика – наука экспериментальная. Эксперимент может быть мысленный и

опытный (лабораторный), индивидуальный и фронтальный, демонстрационный.

Начнем с первого. МЫСЛЕННЫЙ эксперимент. (см. слайд 3)

Представим, себя в зимнем лесу. (слайд 3). Глубокие сугробы, белый искристый снег, вокруг тишина, МАЛЬЧИК В СУГРОБЕ. Проанализируйте ситуацию.(слайд 3 !)

ЧТО изменится, если теперь рядом с ребенком встанет взрослый человек.

Мальчик в зимнем лесу на лыжах.

-ЧТО можете сказать в этой ситуации?

(слайд 3!)

Итак - результат действия сил зависит от F и s . ( слайд 3 !)

А сейчас демонстрационный эксперимент: на столе круглый кусок пластилина, карандаш.

-ЧТО произойдет, если острие карандаша опустить на комок пластилина?

ПРОВЕРИМ.

-ЧТО произойдет, если на опыт повторить, но на пластилин положить монету?

ПРОВЕРЯЕМ.

Участвуют в проведении мысленного эксперимента.

Анализируют ситуацию.

(Человек действует на снег с силой, которая называется вес тела и

зависит она от массы тела)

Мыслительная деятельность продолжается.

(Деформация снега увеличится, т.к. масса взрослого человека больше)

Мальчик меньше проваливается в снег, хотя его масса не изменилась. Скорее всего изменения связаны с тем, что площадь опоры стала больше)

Визуальная деятельность, обсуждение увиденного.

(карандаш провалится в комок пластилина)

Продолжение опыта.

(карандаш не смог проникнуть в кусок пластилин)

Разрыв

-Перейдем к опытному обоснованию ситуации. Попробуем проверить полученные выводы на опыте.

Внимательно прочитайте инструкцию, выполните то, что требуется и постарайтесь ответить на предложенные вопросы.

Самостоятельная работа в парах по 2 человека по проверке результатов обсуждения мысленного и демонстрационного эксперимента. Проведение эксперимента на местах по предложенной инструкции (приложение 2).

Работа в тетради.

 

Теперь все это перенесем на наш предмет и тему «Давление» - новая физическая

величина. Давление – р - какая сила приходится на единицу поверхности.

(Записать на доске: ДАВЛЕНИЕ. )

Измеряется в Па – паскалях. - (на доске: , [Па] -Паскаль)

Интересно, какое давление оказывает человек, стоя вниз головой на руках?

Мои помощники и подробная инструкция помогут вам рассчитать давление, когда вы стоите на одной руке вверх ногами.

Для этого вам потребуется лист бумаги в клетку, фломастер, напольные весы и

доверие моим помощникам. (слайд 4)

ДЛЯ ДВУХ РУК? Подумайте.(слайд 4)

-Перед вами примеры давлений, часто встречающихся в жизни.

Сравните ваше давление с табличными.( слайд 5)

Записи в тетради.

Самостоятельная работа в группах по определению собственного давления, стоя на одной руке вниз головой. (приложение 3).

Сравнение собственного давления с давлением трактора. Они примерно одинаковые.

 

-КАКИЕ СПОСОБЫ ИЗМЕНЕНИЯ ДАВЛЕНИЯ ВЫ УЗНАЛИ?

Доска: р↑ - s↓ или F↑, чтобы р↓ - s↑ или F↓

Говорят, что успели выяснить по мере проведения опытов.

Делают записи в тетради.

Рефлексия

Самоанализ

-Давление широко применяется в природе, технике, быту. ( слайд 6 - лопата)

- Какая обувь наиболее подходит для походов? Кроссовки – вряд ли, подошва

слишком мягкая, и если наступишь на камень… Для чего представленная обувь? ( слайд 6 - обувь )

- Иглы, клювы, когти, зубы, клыки, жала (ЗАЧЕМ???) – неплохо природа

вооружила живой мир для создания большого давления небольшим усилием!

( слайд 6 - животные )

-Определите способы применения давления с точки зрения уменьшения или

увеличения. ( слайд 6 )

- ГОВОРЯТ, что сказка ложь да в ней намек. Вернемся к началу занятия.

- МОГЛА ЛИ СКАЗОЧНАЯ ПРИНЦЕССА ОЩУТИТЬ ГОРОШИНУ?

- Какой портфель вы не купите ребенку для посещения школы? (слайд 7)

СПАСИБО ЗА ОБЩЕНИЕ И СОВМЕСТНУЮ РАБОТУ.

Используя примеры из жизни, находят проявление новой физической величины – ДАВЛЕНИЯ.

Отвечают на вопросы, которые возникли вначале занятия.

Выбирают правильный портфель.

Приложение 1

Отрывок из сказки Г.Х.Андерсена «Принцесса на горошине».

Жил-был принц, и хотелось ему взять за себя тоже принцессу, только настоящую…

Раз вечером разыгралась непогода… Вдруг в городские ворота постучали…

У ворот стола принцесса…

«Ну, уж это мы узнаем!» - подумала старая королева, но не сказала ни слова и пошла в спальню. Там она сняла с постели все тюфяки и подушки и положила на доски горошину; поверх горошины постлала на доски двадцать тюфяков, а еще сверху двадцать пуховиков.

На эту постель и уложила принцессу на ночь.

Утром ее спросили, как она почивала.

- Ах, очень дурно! – сказала принцесса. - Я почти глаз не сомкнула! Бог знает что у меня была за постель! Я лежала на чем-то твердом, что у меня все тело в синяках! Просто ужасно!

Тут-то все и увидали, что она была настоящей принцессой! … И принц женился на ней.

Знай, что история эта истинная!

Приложение 2

Инструкция по проведению опыта

Поставьте столик в грунт на ножки.

Сверху положите груз.

Переверните столик и поставьте его в грунт на крышку.

Сверху положите груз.

3. Сделайте вывод: от чего зависит результат действия силы

(смотри п.1 и п.2)

Приложение 3

Инструкция

для проведения расчета давления человека по формуле

Для нахождения площади ладони s:

- положите ладонь руки (4 пальца плотно сжаты) на разлинованный в клетку лист и обведите фломастером;

- подсчитайте целое число квадратов , затем найдите количество неполных квадратов и разделите ее на 2;

- сложите два полученных числа, умножьте их на 0,0001;

- произведение и будет площадью вашей ладони.

Для определения силы F, с которой вы действуете на пол:

- c помощью весов найдите массу своего тела, если она вам неизвестна;

- округлите ее до целого числа;

- умножьте целое число на 10 – это и будет сила.

По формуле вычислите ваше давление, если вы стоите вверх ногами на одной руке.

Подумайте и догадайтесь, как, не выполняя выше перечисленных действий определить давление человека, стоящего на двух руках.

Если догадались, вычислите и СРАВНИТЕ с первым давлением.

СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД.

Приложение 4

                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.