Мастер-класс к уроку физики «Давление» (7 класс)
Пояснительная записка к презентации
Мастерская «Давление твердых тел»
Урок изучения нового материала.
Цель мастерской:
Образовательная: познакомить учащихся с новой физической величиной – давлением; показать значение давления в природе, быту и технике; изучить способы изменения давления.
Развивающая: развивать умение наблюдать, видеть проблему, любознательность, умение ставить цель, добывать знания, понимать, оценивать и соотносить свою точку зрения с мнением других, проводить самоанализ и самооценку.
Воспитательная: воспитывать раскованность чувств и движений, сочетающихся с умением выдерживать нормы поведения, умение вести диалог, слушать других.
Методы, приемы, способы:
Обмен мнениями, групповое обсуждение, дискуссия;
Анализ собственного опыта;
Эксперимент.
Оборудование:
наглядный материал - Презентация с рисунками по теме;
сказка Г.Х.Андерсена «Принцесса на горошине»(Приложение 1);
кусок пластилина, монета, карандаш;
напольные весы;
на каждой парте:
- презентация "Давление"
PPT / 478.5 Кблоток с сыпучим веществом, груз, столик, инструкция для проведения опыта (Приложение 2).
разлинованный лист-заготовка<Рисунок>, инструкция для определения площади и давления тела (Приложение 3).
Этап |
Учитель |
Ученики |
Индуктор (создание эмоционального настроя) |
В возрасте почемучек дети задают много вопросов. Моя дочь не исключение. Однажды я читала ей сказку Г.Х.Андерсена «Принцесса на горошине» ( слайд 1, приложение 1.) Вопрос: - Правда ли таким способом можно выявить девицу благородного происхождения? Вы как думаете? Затем пришло время приготовлений к школе. (слайд 2) И мы с ней отправились в магазин школьных принадлежностей. Подошла очередь портфеля. И тут…. - А почему не мишкой, он красивее? Сейчас моя дочь учится в 7 классе и точно знает ответы на эти детские вопросы. Почему? Пришло время изучать новый предмет – физика. |
Дети слушают известную сказку, задумываются над ответами.
Изучают содержание слайда. |
Социализация |
Физика – наука экспериментальная. Эксперимент может быть мысленный и опытный (лабораторный), индивидуальный и фронтальный, демонстрационный. Начнем с первого. МЫСЛЕННЫЙ эксперимент. (см. слайд 3) Представим, себя в зимнем лесу. (слайд 3). Глубокие сугробы, белый искристый снег, вокруг тишина, МАЛЬЧИК В СУГРОБЕ. Проанализируйте ситуацию.(слайд 3 !) ЧТО изменится, если теперь рядом с ребенком встанет взрослый человек. Мальчик в зимнем лесу на лыжах. -ЧТО можете сказать в этой ситуации? (слайд 3!) Итак - результат действия сил зависит от F и s . ( слайд 3 !) А сейчас демонстрационный эксперимент: на столе круглый кусок пластилина, карандаш. -ЧТО произойдет, если острие карандаша опустить на комок пластилина? ПРОВЕРИМ. -ЧТО произойдет, если на опыт повторить, но на пластилин положить монету? ПРОВЕРЯЕМ. |
Участвуют в проведении мысленного эксперимента. Анализируют ситуацию. (Человек действует на снег с силой, которая называется вес тела и зависит она от массы тела) Мыслительная деятельность продолжается. (Деформация снега увеличится, т.к. масса взрослого человека больше) Мальчик меньше проваливается в снег, хотя его масса не изменилась. Скорее всего изменения связаны с тем, что площадь опоры стала больше) Визуальная деятельность, обсуждение увиденного. (карандаш провалится в комок пластилина) Продолжение опыта. (карандаш не смог проникнуть в кусок пластилин) |
Разрыв |
-Перейдем к опытному обоснованию ситуации. Попробуем проверить полученные выводы на опыте. Внимательно прочитайте инструкцию, выполните то, что требуется и постарайтесь ответить на предложенные вопросы. |
Самостоятельная работа в парах по 2 человека по проверке результатов обсуждения мысленного и демонстрационного эксперимента. Проведение эксперимента на местах по предложенной инструкции (приложение 2). Работа в тетради. |
Теперь все это перенесем на наш предмет и тему «Давление» - новая физическая величина. Давление – р - какая сила приходится на единицу поверхности. (Записать на доске: ДАВЛЕНИЕ. ) Измеряется в Па – паскалях. - (на доске: , [Па] -Паскаль) Интересно, какое давление оказывает человек, стоя вниз головой на руках? Мои помощники и подробная инструкция помогут вам рассчитать давление, когда вы стоите на одной руке вверх ногами. Для этого вам потребуется лист бумаги в клетку, фломастер, напольные весы и доверие моим помощникам. (слайд 4) ДЛЯ ДВУХ РУК? Подумайте.(слайд 4) -Перед вами примеры давлений, часто встречающихся в жизни. Сравните ваше давление с табличными.( слайд 5) |
Записи в тетради. Самостоятельная работа в группах по определению собственного давления, стоя на одной руке вниз головой. (приложение 3). Сравнение собственного давления с давлением трактора. Они примерно одинаковые. |
|
-КАКИЕ СПОСОБЫ ИЗМЕНЕНИЯ ДАВЛЕНИЯ ВЫ УЗНАЛИ? Доска: р↑ - s↓ или F↑, чтобы р↓ - s↑ или F↓ |
Говорят, что успели выяснить по мере проведения опытов. Делают записи в тетради. |
|
Рефлексия Самоанализ |
-Давление широко применяется в природе, технике, быту. ( слайд 6 - лопата) - Какая обувь наиболее подходит для походов? Кроссовки – вряд ли, подошва слишком мягкая, и если наступишь на камень… Для чего представленная обувь? ( слайд 6 - обувь ) - Иглы, клювы, когти, зубы, клыки, жала (ЗАЧЕМ???) – неплохо природа вооружила живой мир для создания большого давления небольшим усилием! ( слайд 6 - животные ) -Определите способы применения давления с точки зрения уменьшения или увеличения. ( слайд 6 ) - ГОВОРЯТ, что сказка ложь да в ней намек. Вернемся к началу занятия. - МОГЛА ЛИ СКАЗОЧНАЯ ПРИНЦЕССА ОЩУТИТЬ ГОРОШИНУ? - Какой портфель вы не купите ребенку для посещения школы? (слайд 7) СПАСИБО ЗА ОБЩЕНИЕ И СОВМЕСТНУЮ РАБОТУ. |
Используя примеры из жизни, находят проявление новой физической величины – ДАВЛЕНИЯ. Отвечают на вопросы, которые возникли вначале занятия. Выбирают правильный портфель. |
Приложение 1
Отрывок из сказки Г.Х.Андерсена «Принцесса на горошине».
Жил-был принц, и хотелось ему взять за себя тоже принцессу, только настоящую…
Раз вечером разыгралась непогода… Вдруг в городские ворота постучали…
У ворот стола принцесса…
«Ну, уж это мы узнаем!» - подумала старая королева, но не сказала ни слова и пошла в спальню. Там она сняла с постели все тюфяки и подушки и положила на доски горошину; поверх горошины постлала на доски двадцать тюфяков, а еще сверху двадцать пуховиков.
На эту постель и уложила принцессу на ночь.
Утром ее спросили, как она почивала.
- Ах, очень дурно! – сказала принцесса. - Я почти глаз не сомкнула! Бог знает что у меня была за постель! Я лежала на чем-то твердом, что у меня все тело в синяках! Просто ужасно!
Тут-то все и увидали, что она была настоящей принцессой! … И принц женился на ней.
Знай, что история эта истинная!
Приложение 2
Инструкция по проведению опыта
Поставьте столик в грунт на ножки.
Сверху положите груз.
Переверните столик и поставьте его в грунт на крышку.
Сверху положите груз.
3. Сделайте вывод: от чего зависит результат действия силы
(смотри п.1 и п.2)
Приложение 3
Инструкция
для проведения расчета давления человека по формуле
Для нахождения площади ладони s:
- положите ладонь руки (4 пальца плотно сжаты) на разлинованный в клетку лист и обведите фломастером;
- подсчитайте целое число квадратов , затем найдите количество неполных квадратов и разделите ее на 2;
- сложите два полученных числа, умножьте их на 0,0001;
- произведение и будет площадью вашей ладони.
Для определения силы F, с которой вы действуете на пол:
- c помощью весов найдите массу своего тела, если она вам неизвестна;
- округлите ее до целого числа;
- умножьте целое число на 10 – это и будет сила.
По формуле вычислите ваше давление, если вы стоите вверх ногами на одной руке.
Подумайте и догадайтесь, как, не выполняя выше перечисленных действий определить давление человека, стоящего на двух руках.
Если догадались, вычислите и СРАВНИТЕ с первым давлением.
СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД.
Приложение 4