Мастер-класс для педагогов по изготовлению и использованию многофункционального дидактического пособия «Чудо-куб»
Мастер-класс для педагогов по изготовлению и использованию многофункционального дидактического пособия «Чудо-куб»
Цель: Познакомить педагогов с опытом работы по использованию дидактических игр с использованием многофункционального дидактического пособия «Чудо-куб» для дошкольников.
Задачи:
- передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, приёмов и форм использования дидактических игр с использованием многофункционального дидактического пособия «Чудо-куб» для дошкольников.
Вводная часть:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я расскажу Вам о моей методической разработке, которая является многофункциональным дидактическим пособием и называется «Чудо-куб» (Природные зоны России). Данное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста и может быть использовано педагогами ДОУ как в рамках непосредственно-образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности ребенка.
Цель: расширение представлений детей старшего дошкольного возраста о природных зонах России. Пособие поможет детям не только познакомиться с животными, растениями разных уголков нашей страны, увидеть красоту и разнообразие природы, но и расширить кругозор воспитанников, развить их память, внимание, мышление, речь. Способствует повышению познавательной активности ребёнка.
Задачи:
- Воспитание чуткости, доброты, бережного отношения к природе; любви к Родине;
- формирование потребности в приобретении экологических знаний;
- формирование интереса к объектам окружающего мира, условиям жизни растений, животных;
-поддерживать у детей инициативу, пытливость, активность и самостоятельность в экологически ориентированной деятельности.
В младшем дошкольном возрасте дети любят играть кубиками. Затем, взрослея, старшие дошкольники играют в настольные игры, где пользуются всё тем же кубиком. Кубики можно считать универсальной игрушкой. Она способствует проявлению и развитию разных сторон личности, удовлетворению интеллектуальных и эмоциональных потребностей в любом возрасте. Что такое дидактический куб? Пособие представляет собой куб с 6-ю гранями, выполненный из картона. Одна грань куба открывается.
На каждой грани куба располагается фотография природной зоны России. В нижней части граней карманы для карточек с изображениями представителей флоры и фауны различных природных зон. Внутри куба хранятся карточки с изображениями животных и растений определенной природной зоны.
Основные достоинства пособия:
Куб удобен в использовании.
Участвовать в игре и в выполнении заданий может один ребёнок или вся группа детей одновременно.
Куб можно переставлять, переносить – он мобильный.
Куб даёт возможность использовать в работе самые разные дидактические игры – он полифункционален.
Куб объёмный, но удобный для хранения, занимает мало места (вместо макетов природных зон – один куб).
Использование куба в работе.
Методическое пособие "Чудо-куб" в соответствии с ФГОС ДО многофункционально, доступно, безопасно; активизирует самостоятельную игровую деятельность детей, обогащает предметно-пространственную среду группы, привлекает детей своей яркостью, необычностью.
Предлагаю Вам поиграть с «Чудо-кубом». Вначале нужно его подбросить или покрутить в руках, чтобы выбрать одну грань. Затем педагог рассказывает о выпавшей природной зоне и животных и растениях, характерных для данной зоны (см. Приложение). Далее предлагаю варианты игр.
Варианты игр и упражнений:
«Где растут эти растения?»,
«Где живут эти животные?»,
«Помоги животным и растениям найти свой дом»- дети помогают животным и растениям найти свой дом, выбрав подходящие климатические условия.
«Найди лишнее»,
«Помоги исправить ошибку» - дети сравнивают животных, находят сходство и различие между ними, общее и различное у растений, учатся замечать интересные особенности внешнего вида, поведения животных.
«Узнай по описанию» - детям предлагается определить природную зону по описанию.
«Установи соответствие» - дети учатся устанавливать соответствие: природная зона – её климат, растения, животные, птицы.
«Составь рассказ» - опираясь на пособие можно рассказать о животном или растении, составлять и отгадывать загадки.
В конце мастер-класса я хочу предложить Вам самим изготовить такой кубик и придумать его наполнение.
Для изготовления кубика нам понадобятся:
- цветной картон
- ножницы
- клей
- линейка.
Возьмите лист картона и расчертите его таким образом: по длине 4 квадрата, по ширине 3 квадрата. В моем случае получились квадратики 6х6 см.
На этой основе начертите вот такую выкройку.
Вырежьте ее.
Получится вот такая заготовка.
Сложите по всем линиям.
Смажьте припуски клеем.
Соберите кубик.
Итог: В заключение моего мастер-класса хочется сказать, что мой куб - многофункциональное пособие, преимущество его, заключается в том, что это пособие можно использовать для любого вида деятельности, оно мобильно - его можно использовать за столом, на коврике. А главное, что после выполнения задания, куб можно перевернуть и проверить друг друга.
Рефлексия: Уважаемые, коллеги! Если мой мастер-класс был вам интересен и полезен - улыбнитесь, а если ничего нового вы не узнали – погрустите.
Приложение
Природная зона Арктика.
Арктические пустыни – бесплодные, покрытые вечным снегом. Растительность здесь практически отсутствует – выживают редкие лишайники. Животный мир тоже небогат, в основном тут обитают белые медведи, белухи, нарвалы, моржи и тюлени, а также приморские птицы. Эти животные приспособлены к холоду и защищены толстой шкурой и толстым слоем жира, питаются в основном рыбой, которой здесь предостаточно.
Природная зона - Степь.
Характерная черта степи — безлесье огромных равнин, покрытых богатой травянистой растительностью. Травы, образующие сомкнутый или почти сомкнутый ковёр: ковыль, типчак, тонконог, мятлик, овсец и др.
В степи – растения солнцелюбивые, листья видоизменены в колючки, не нуждаются во влаге, корни близко к поверхности.
Как по видовому составу, так и по некоторым экологическим особенностям животный мир степи имеет много общего с животным миром пустыни. Зимой в степи часто бывают сильные холода, и обитающим животным и растениям приходится приспосабливаться, помимо высоких, ещё и к низким температурам. Животные активны летом преимущественно ночью. Растения также приспосабливаются к неблагоприятным условиям. Многие из них засухоустойчивы, либо активны весной, когда ещё остаётся влага после зимы. Из копытных типичны виды, отличающиеся острым зрением и способностями к быстрому и длительному бегу, например, антилопы; из грызунов — строящие сложные норы суслики, сурки, слепыши и прыгающие виды: тушканчики, кенгуровые крысы. Большая часть птиц на зиму улетает. Обычны: степной орёл, дрофа, степной лунь, степная пустельга, жаворонки. Многочисленны пресмыкающиеся и насекомые.
Природная зона – Тайга.
В зоне тайги сосредоточено большое количество болот, озер и крупных водохранилищ (Рыбинское, Камское, Братское, Вилюйское и др.). Тайга богата подземными водами. Таким образом, все природные комплексы тайги имеют достаточное и избыточное увлажнение. Соотношение тепла и влаги в значительной мере определяет развитие растительности и почв.
Главный тип растительности зоны — леса светлохвойные и темнохвойные. Господствуют леса из лиственницы, менее распространены леса из сосны, ели, пихты и сибирского кедра. К хвойным в тайге примешиваются лиственные породы, прежде всего береза, осина, ольха. Достаточно широко распространены на вырубках и гарях вторичные мелколиственные леса. Среди лесов обычны луга и различные болота .
Животный мир таежных лесов неоднороден. Восточная тайга более богата животными по сравнению с западной. К востоку от Енисея господствуют типичные сибирские таежные виды — соболь, кабарга, каменный глухарь, рябчик и др. В обводненной западно-сибирской тайге наряду с коренными таежными видами много водоплавающих птиц и рыб. В европейской тайге широко представлены лось, белка, заяц-беляк, глухарь, рябчик, местами тетерев. Широко распространенными таежными видами являются бурый медведь, росомаха, рысь, белка и др. Богата тайга и насекомыми.
Природная зона - Пустыня.
Пустыня — природная зона, характеризующаяся практическим отсутствием флоры и фауны. Самая большая песчаная пустыня Земли – Сахара.
За год в пустыне выпадает очень мало осадков. Почвы пустынь развиты слабо. Растительный покров занимает обычно менее половины поверхности почвы, причём может совсем отсутствовать на протяжении нескольких километров.
Из растений распространены в основном безлистные колючие кустарники, из животных — пресмыкающиеся (змеи, ящерицы) и мелкие грызуны. Жизнь в пустынях сосредотачивается в основном около оазисов – мест с густой растительностью и водоёмами, а также в долинах рек. В оазисах распространены лиственные деревья: туранговые тополя, ивы, а в долинах рек — пальмы, олеандры.
Природная зона – Смешанные леса.
Лес - это место, в котором растут деревья и травы, живут птицы и животные, насекомые и микроорганизмы. Все они в совокупности составляют сложную экологическую систему, с цепочками питания и совместного обитания на одной территории. Ну а вся эта экосистема в совокупности со множеством таких же действительно является легкими нашей планеты. А какая функция легких? Ответ простой - дышать, обогащать кислородом организм человека или животного. Этим занимаются леса, они очищают загрязненный воздух, высвобождают кислород, что очень ценно и полезно для нас с вами. Замечали ли вы, какой чистый и свежий воздух в лесу? Как приятно и легко там дышать? Поэтому прогулки в лесу так полезны в наше время развития промышленности и химических отраслей.
Растения, растущие в лесу (травы, цветы, ягоды), составляют его нижний ярус. Средний ярус - это кусты, а высокий - деревья. В основном это ясени и вязы, дубы и липы, березы и ольха. В траве (нижнем ярусе) и почве обитает множество мелких насекомых и их личинок, а также вездесущие мыши. Животный мир лиственных лесов не очень разнообразен, но интересен. Составляют его колючие ежики, быстрые белки, лисы и волки, дикие кабаны и лоси, лесные куницы и бурундуки, барсуки и хорьки. В высоких кронах деревьев вьют свои гнезда дятлы и щеглы, соловьи и чижики. Растут здесь лесные ягоды, названия и описание которых стоит знать, чтобы случайно не сорвать несъедобную ягодку и не отравиться. Съедобные здесь брусника и земляника, также можно найти чернику и уже не в траве, а на низкорослых кустах ежевику и рябину. То, что в лесу растет, может быть весьма полезным и вкусным. Лиственный лес дает много видов съедобных грибов. Есть в нем и несъедобные, поэтому нужно быть осторожным, и не собирать грибы, если плохо знаете их. Ягоды в лиственном лесу тоже есть. Весной и летом это земляника, осенний лес угощает спелой ежевикой и очень полезным шиповником. К осени спеют также лесные орехи - вкусное и, к сожалению, уже довольно редкое лакомство. Ну и, конечно, лекарственные растения, например, тысячелистник, пустырник. Таежный лес (или хвойный) богат кедровыми орешками. Они очень вкусные, легко усваиваются и богаты питательными веществами. Сосновый бор дает нам такие ценные и полезные растения, как тимьян (именно из него делают вкусную и эффективную микстуру от кашля) и кладония, которую называют еще оленьим лишайником.
Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу. В дупле на старом дубе Орешки я грызу.( белка)
На овчарку он похож, Что ни зуб - то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. (волк)
Из иголок колобок. Кто свернулся здесь в клубок? Не поймёшь, где хвост, где носик, На спине продукты носит. В общем, сразу не поймёшь. Кто же это всё же? (ёжик)
Зимой беленький, А летом серенький. Никого не обижает, А всех сам боится. (заяц )
Рыжая плутовка, Хитрая да ловкая, В сарай попала, Кур пересчитала. (лиса)
Природная зона – Тундра.
Тундра-край вечной мерзлоты. Земля, промёрзшая за долгую и холодную зиму,только чуть-чуть успевает оттаять и прогреться за короткое лето. В слегка прогревшемся слое почвы уже могут жить растения. Они не могут вырасти высокими и обзавестись пышной кроной, поэтому деревья здесь карликовые с маленькими листьями. Растения в тундре растут очень медленно, что и неудивительно при таких условиях. За год они вырастают примерно на один миллиметр. И травы не могут подняться высоко над землей: их пригибает сильный ветер, и они стелются по земле. Из ягод за короткое лето успевают созреть только голубика, брусника и морошка. Но зато ягоды эти очень крупные, гораздо крупнее, чем в нашей местности. Но чаще всего встречаются лишайники и мхи.
Ягоды тундры: голубика, брусника, морошка.
Самые крупные и красивые животные тундры — северные олени. Они-то как раз и питаются мхами. Жители тундры издавна приручили северного оленя.
Кроме оленей в тундре живут белые полярные совы, песцы, зайцы, похожие на кроликов и лемминги. Песец — это хищный зверь с очень красивым белым пушистым мехом, а лемминги — это безобидные маленькие грызуны, которыми питаются все, кому не лень: и совы, и песцы, и даже олени. У всех этих животных есть теплый подшерсток, защищающий их от мороза.
Фотоматериалы:
Потамошнева Наталья Алексеевна
Захарова Татьяна Николаевна