12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Захарова Татьяна Николаевна61
Россия, Ивановская обл., Савино
5

Мастер-класс для педагогов по изготовлению и использованию многофункционального дидактического пособия «Чудо-куб»

Мастер-класс для педагогов по изготовлению и использованию многофункционального дидактического пособия «Чудо-куб»


Цель: Познакомить педагогов с опытом работы по использованию дидактических игр с использованием многофункционального дидактического пособия «Чудо-куб» для дошкольников.

Задачи:

- передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, приёмов и форм использования дидактических игр с использованием многофункционального дидактического пособия «Чудо-куб» для дошкольников.

Вводная часть:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я расскажу Вам о моей методической разработке, которая является многофункциональным дидактическим пособием и называется «Чудо-куб» (Природные зоны России). Данное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста и может быть использовано педагогами ДОУ как в рамках непосредственно-образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности ребенка.

Цель: расширение представлений детей старшего дошкольного возраста о природных зонах РоссииПособие поможет детям не только познакомиться с животными, растениями разных уголков нашей страны, увидеть красоту и разнообразие природы, но и расширить кругозор воспитанников, развить их память, внимание, мышление, речь. Способствует повышению познавательной активности ребёнка.

Задачи:

- Воспитание чуткости, доброты, бережного  отношения  к природе; любви к Родине;

- формирование потребности в приобретении экологических знаний;

- формирование интереса к объектам окружающего мира, условиям жизни  растений, животных;

-поддерживать у детей инициативу, пытливость, активность и самостоятельность в экологически ориентированной деятельности.


В младшем дошкольном возрасте дети любят играть кубиками. Затем, взрослея, старшие дошкольники играют в настольные игры, где пользуются всё тем же кубиком. Кубики можно считать универсальной игрушкой. Она способствует проявлению и развитию разных сторон личности, удовлетворению интеллектуальных и эмоциональных потребностей в любом возрасте. Что такое дидактический куб? Пособие представляет собой куб с 6-ю гранями, выполненный из картона. Одна грань куба открывается.

На каждой грани куба располагается фотография природной зоны России. В нижней части граней карманы для карточек с изображениями представителей флоры и фауны различных природных зон. Внутри куба хранятся карточки с изображениями животных и растений определенной природной зоны.


Основные достоинства пособия:

 Куб удобен в использовании.

Участвовать в игре и в выполнении заданий может один ребёнок или вся группа детей одновременно.

Куб можно переставлять, переносить – он мобильный.

Куб даёт возможность использовать в работе самые разные дидактические игры – он полифункционален.

Куб объёмный, но удобный для хранения, занимает мало места (вместо макетов природных зон – один куб).

Использование куба в работе. 


Методическое пособие "Чудо-куб" в соответствии с ФГОС ДО  многофункционально, доступно, безопасно; активизирует самостоятельную игровую деятельность детей, обогащает предметно-пространственную среду группы, привлекает детей своей яркостью, необычностью.

Предлагаю Вам поиграть с «Чудо-кубом». Вначале нужно его подбросить или покрутить в руках, чтобы выбрать одну грань. Затем педагог рассказывает о выпавшей природной зоне и животных и растениях, характерных для данной зоны (см. Приложение). Далее предлагаю варианты игр.

Варианты игр и упражнений

«Где растут эти растения?»

«Где живут эти животные?»

«Помоги животным и растениям найти свой дом»- дети помогают животным и растениям найти свой дом, выбрав подходящие климатические условия. 

«Найди лишнее»

«Помоги исправить ошибку» - дети сравнивают животных, находят сходство и различие между ними, общее и различное у растений, учатся замечать интересные особенности внешнего вида, поведения животных. 

«Узнай по описанию» - детям предлагается  определить природную зону по описанию.

«Установи соответствие» - дети учатся устанавливать соответствие: природная зона – её климат, растения, животные, птицы. 

«Составь рассказ» - опираясь на пособие можно  рассказать о животном или растении, составлять  и отгадывать загадки.


В конце мастер-класса я хочу предложить Вам самим изготовить такой кубик и придумать его наполнение.

Для изготовления кубика нам понадобятся:
- цветной картон
- ножницы
- клей
- линейка.

Возьмите лист картона и расчертите его таким образом: по длине 4 квадрата, по ширине 3 квадрата. В моем случае получились квадратики 6х6 см.

На этой основе начертите вот такую выкройку.




t1638821439aa.jpg




Вырежьте ее.
Получится вот такая заготовка.

Сложите по всем линиям.

Смажьте припуски клеем.

Соберите кубик.

t1638821439ab.jpg



Итог: В заключение моего мастер-класса хочется сказать, что мой куб - многофункциональное пособие, преимущество его, заключается в том, что это пособие можно использовать для любого вида деятельности, оно мобильно - его можно использовать за столом, на коврике. А главное, что после выполнения задания, куб можно перевернуть и проверить друг друга.

Рефлексия: Уважаемые, коллеги! Если мой мастер-класс был вам интересен и полезен - улыбнитесь, а если ничего нового вы не узнали – погрустите.


Приложение


Природная зона Арктика.

Арктические пустыни – бесплодные, покрытые вечным снегом. Растительность здесь практически отсутствует – выживают редкие лишайники. Животный мир тоже небогат, в основном тут обитают белые медведи, белухи, нарвалы, моржи и тюлени, а также приморские птицы. Эти животные приспособлены к холоду и защищены толстой шкурой и толстым слоем жира, питаются в основном рыбой, которой здесь предостаточно.


Природная зона - Степь.

Характерная черта степи — безлесье огромных равнин, покрытых богатой травянистой растительностью. Травы, образующие сомкнутый или почти сомкнутый ковёр: ковыль, типчак, тонконог, мятлик, овсец и др.

В степи – растения солнцелюбивые, листья видоизменены в колючки, не нуждаются во влаге, корни близко к поверхности.

Как по видовому составу, так и по некоторым экологическим особенностям животный мир степи имеет много общего с животным миром пустыни. Зимой в степи часто бывают сильные холода, и обитающим животным и растениям приходится приспосабливаться, помимо высоких, ещё и к низким температурам. Животные активны летом преимущественно ночью. Растения также приспосабливаются к неблагоприятным условиям. Многие из них засухоустойчивы, либо активны весной, когда ещё остаётся влага после зимы. Из копытных типичны виды, отличающиеся острым зрением и способностями к быстрому и длительному бегу, например, антилопы; из грызунов — строящие сложные норы суслики, сурки, слепыши и прыгающие виды: тушканчики, кенгуровые крысы. Большая часть птиц на зиму улетает. Обычны: степной орёл, дрофа, степной лунь, степная пустельга, жаворонки. Многочисленны пресмыкающиеся и насекомые.


Природная зона – Тайга.

В зоне тайги сосредоточено большое количество болот, озер и крупных водохранилищ (Рыбинское, Камское, Братское, Вилюйское и др.). Тайга богата подземными водами. Таким образом, все природные комплексы тайги имеют достаточное и избыточное увлажнение. Соотношение тепла и влаги в значительной мере определяет развитие растительности и почв.

Главный тип растительности зоны — леса светлохвойные и темнохвойные. Господствуют леса из лиственницы, менее распространены леса из сосны, ели, пихты и сибирского кедра.  К хвойным в тайге примешиваются лиственные породы, прежде всего береза, осина, ольха. Достаточно широко распространены на вырубках и гарях вторичные мелколиственные леса. Среди лесов обычны луга и различные болота .

Животный мир таежных лесов неоднороден. Восточная тайга более богата животными по сравнению с западной. К востоку от Енисея господствуют типичные сибирские таежные виды — соболь, кабарга, каменный глухарь, рябчик и др. В обводненной западно-сибирской тайге наряду с коренными таежными видами много водоплавающих птиц и рыб. В европейской тайге широко представлены лось, белка, заяц-беляк, глухарь, рябчик, местами тетерев. Широко распространенными таежными видами являются бурый медведь, росомаха, рысь, белка и др. Богата тайга и насекомыми.


Природная зона - Пустыня.

Пустыня — природная зона, характеризующаяся практическим отсутствием флоры и фауны. Самая большая песчаная пустыня Земли – Сахара.

За год в пустыне выпадает очень мало осадков. Почвы пустынь развиты слабо. Растительный покров занимает обычно менее половины поверхности почвы, причём может совсем отсутствовать на протяжении нескольких километров. 

Из растений распространены в основном безлистные колючие кустарники, из животных — пресмыкающиеся (змеи, ящерицы) и мелкие грызуны. Жизнь в пустынях сосредотачивается в основном около оазисов – мест с густой растительностью и водоёмами, а также в долинах рек. В оазисах распространены лиственные деревья: туранговые тополя, ивы, а в долинах рек — пальмы, олеандры.


Природная зона – Смешанные леса.

Лес - это место, в котором растут деревья и травы, живут птицы и животные, насекомые и микроорганизмы. Все они в совокупности составляют сложную экологическую систему, с цепочками питания и совместного обитания на одной территории. Ну а вся эта экосистема в совокупности со множеством таких же действительно является легкими нашей планеты. А какая функция легких? Ответ простой - дышать, обогащать кислородом организм человека или животного. Этим занимаются леса, они очищают загрязненный воздух, высвобождают кислород, что очень ценно и полезно для нас с вами. Замечали ли вы, какой чистый и свежий воздух в лесу? Как приятно и легко там дышать? Поэтому прогулки в лесу так полезны в наше время развития промышленности и химических отраслей.

 Растения, растущие в лесу (травы, цветы, ягоды), составляют его нижний ярус. Средний ярус - это кусты, а высокий - деревья. В основном это ясени и вязы, дубы и липы, березы и ольха. В траве (нижнем ярусе) и почве обитает множество мелких насекомых и их личинок, а также вездесущие мыши. Животный мир лиственных лесов не очень разнообразен, но интересен. Составляют его колючие ежики, быстрые белки, лисы и волки, дикие кабаны и лоси, лесные куницы и бурундуки, барсуки и хорьки. В высоких кронах деревьев вьют свои гнезда дятлы и щеглы, соловьи и чижики. Растут здесь лесные ягоды, названия и описание которых стоит знать, чтобы случайно не сорвать несъедобную ягодку и не отравиться. Съедобные здесь брусника и земляника, также можно найти чернику и уже не в траве, а на низкорослых кустах ежевику и рябину. То, что в лесу растет, может быть весьма полезным и вкусным. Лиственный лес дает много видов съедобных грибов. Есть в нем и несъедобные, поэтому нужно быть осторожным, и не собирать грибы, если плохо знаете их. Ягоды в лиственном лесу тоже есть. Весной и летом это земляника, осенний лес угощает спелой ежевикой и очень полезным шиповником. К осени спеют также лесные орехи - вкусное и, к сожалению, уже довольно редкое лакомство. Ну и, конечно, лекарственные растения, например, тысячелистник, пустырник. Таежный лес (или хвойный) богат кедровыми орешками. Они очень вкусные, легко усваиваются и богаты питательными веществами. Сосновый бор дает нам такие ценные и полезные растения, как тимьян (именно из него делают вкусную и эффективную микстуру от кашля) и кладония, которую называют еще оленьим лишайником.

Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу. В дупле на старом дубе Орешки я грызу.( белка)

 На овчарку он похож, Что ни зуб - то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. (волк)

 Из иголок колобок. Кто свернулся здесь в клубок? Не поймёшь, где хвост, где носик, На спине продукты носит. В общем, сразу не поймёшь. Кто же это всё же? (ёжик)

 Зимой беленький, А летом серенький. Никого не обижает, А всех сам боится. (заяц )

Рыжая плутовка, Хитрая да ловкая, В сарай попала, Кур пересчитала. (лиса) 


Природная зона – Тундра.

Тундра-край вечной мерзлоты. Земля, промёрзшая за долгую и холодную зиму,только чуть-чуть успевает оттаять и прогреться за короткое лето. В слегка прогревшемся слое почвы уже могут жить растения. Они не могут вырасти высокими и обзавестись пышной кроной, поэтому деревья здесь карликовые с маленькими листьями. Растения в тундре растут очень медленно, что и неудивительно при таких условиях. За год они вырастают примерно на один миллиметр. И травы не могут подняться высоко над землей: их пригибает сильный ветер, и они стелются по земле. Из ягод за короткое лето успевают созреть только голубика, брусника и морошка. Но зато ягоды эти очень крупные, гораздо крупнее, чем в нашей местности. Но чаще всего встречаются лишайники и мхи.

Ягоды тундры: голубика, брусника, морошка.

Самые крупные и красивые животные тундры — северные олени. Они-то как раз и питаются мхами. Жители тундры издавна приручили северного оленя.

Кроме оленей в тундре живут белые полярные совы, песцы, зайцы, похожие на кроликов и лемминги. Песец — это хищный зверь с очень красивым белым пушистым мехом, а лемминги — это безобидные маленькие грызуны, которыми питаются все, кому не лень: и совы, и песцы, и даже олени. У всех этих животных есть теплый подшерсток, защищающий их от мороза.



Фотоматериалы:



t1638821439ac.jpg





t1638821439ad.jpg




t1638821439ae.jpg

Опубликовано


Комментарии (2)

Захарова Татьяна Николаевна, 07.12.21 в 21:37 1Ответить Пожаловаться
Это точно! Мы любим мастерить что-то новое и полезное!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.