12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
AnastasiaLog26
Учитель-логопед высшей квалификационной категории
Россия, Пермский край, Пермь
3

Мастер-класс для родителей "Использование биоэнергопластики в логопедической работе"

МАДОУ «Детский сад № 352» г. Перми












Мастер-класс

«Использование биоэнергопластики в логопедической работе»












Учитель-логопед

Сергеева Анастасия Владимировна


Пермь, 2021

Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. Во многих исследованиях отечественных авторов отмечена связь речевого развития ребенка со степенью развития мелкой (пальцевой) моторики. Достаточно новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата оказывают чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной и речевой деятельности детей.

От развития моторики рук напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Развитие мелкой моторики положительно сказывается на становлении речи.

Цель мастер класса - формирование у родителей понимания важности применения биоэнергопластики в развитии речи ребенка.

Задачи:

-познакомить родителей с понятием биоэнергопластика;

-показать элементарные приемы с применением биоэнергопластики;

-объяснить важность применения биоэнергопластики.

Один из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного возраста, обозначенных во ФГОС ДО, определен так: «ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности».

В данном случае мы берем более конкретный результат: «у ребенка развита артикуляционная и мелкая моторика».

В логопедии существует множество различных приемов, используемых для развития артикуляционной и мелкой моторики. В мастер-классе мы сделали упор на использование нестандартного развития артикуляционной и мелкой моторики при помощи биоэнергопластики. Оно не требует больших временных и материальных затрат, только воображение, и возможно некоторое атрибуты. Это легко, и, что немало важно, может использоваться как в ДОУ, так и в домашних условиях родителями.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика – это упражнения для выполнения более точных движений артикуляционного аппарата при постановке того или иного звука.

Артикуляционная гимнастика проводится одновременно с движениями сначала кисти одной руки, затем обеих рук, имитирующими движения челюсти и языка.

Артикуляционное упражнение «Улыбка-окошко»

Располагаем руки на уровне рта. Улыбка – руки, будто за нитки, поднимают уголки рта, окошко – имитируем руками широко раскрытый рот, для этого просто открываем ладони и закрываем в кулак.

Для того что бы применить данный прием на занятии предлагаем детям представить, что волшебник нас заколдовал и теперь делать артикуляционные упражнения мы можем только с помощью рук. Чтобы он нас расколдовал, мы должны выполнить все упражнения правильно.

Данное упражнение является артикуляционным базовым, оно очень часто используется в практике, способствует развитию навыка переключения с одного движения на другое, развитию артикуляционной моторики, а при использовании рук (биоэнергопластики) становится еще более эффективной в плане развития мелкой моторики.

Биоэнергопластика в данном случае позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, тат как в жизни дети не видят свою артикуляцию.

Мелкая моторика

Мелкая моторика - это тонкие и точные движения пальцев рук. Их развитие является необходимым условием освоения ребенком большинства видов творческой и бытовой деятельности. Кроме того, "на кончиках детских пальчиков находятся мышление и речь ребенка". От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга.

Пальчиковая гимнастика

«АПЕЛЬСИН»

Мы делили апельсин. (Дети «разламывают» апельсин.)

Много нас, (Показывают 10 пальцев.)

А он один. (Показывают 1 палец.)

Эта долька — для ежа. (Загибают пальцы левой руки

Эта долька — для стрижа. щипковым захватом правой руки.)

Эта долька — для утят.

Эта долька — для котят.

Эта долька — для бобра.

А для волка — кожура. (Бросательное движение правой рукой.)

Он сердит на нас — (Сжимают кулаки и прижимают

Беда!!! их к груди.)

Разбегайтесь — («Бегут» пальцами по столу.)

Кто куда!

Этот прием считаю эффективным, поскольку развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, а сочетание движений речевого аппарата и кистей рук создает предпосылки к развитию координации, произвольности поведения, внимания, памяти и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности, но и развивает артикуляционную и мелкую моторику.

Автоматизация звуков

Автоматизация звука - это закрепление правильного произношения звука в речи.

Автоматизация звуков порой дается довольно тяжело как детям, так и самому логопеду. Детям не интересно повторять одни и те же слоги или слова, поэтому существенно облегчает задачу логопеда биоэнергопластика.

Упражнения “Игра на пианино”, когда, имитируя игру на пианино, ребёнок проговаривает заданный слог 5 раз:

РА-РА-РА-РА-РА, РО-РО-РО-РО-РО

РУ-РУ-РУ-РУ-РУ РЭ-РЭ-РЭ-РЭ-РЭ

РЫ-РЫ-РЫ-РЫ-РЫ РА-РО-РУ-РЭ-РЫ.


Упражнение «цветок» - наша левая рука имитирует закрывший цветок, правая разгибая каждый палец (лепесток) проговаривает слог, затем можно поменять руку и наоборот «уложить цветок спать» закрывая лепестки и проговаривая слоги.

Использование биоэнергопластики в данном приеме существенно ускоряет не только исправление неправильно произносимых звуков у детей, но и артикуляционную и мелкую моторику, потому что работающие пальцы во много раз усиливают импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Слоговая структура слова

Слоговая структура слова — порядок расположения и количество слогов в словах.

Для развития слоговой структуры с применением метода биоэнергопластики можно использовать дополнительное оборудование, например, эспандер одновременно с речедвижениями сначала кисти одной руки, затем обеих рук, имитирующими движения сжимания.

Упражнение поймай (сожми) слог.

Берется любая изучаемая тема (школа).

Педагог предлагает назвать слова — действия по теме.

При этом сжимать эспандер или просто руку в кулак на каждый слог в слове: шко-ла; тет-радь, дос-ка.

Слог и действие эспандера (кулака) одновременно.

Выполнять нужно с разным темпом и ритмом, в зависимости от возможностей детей.

Данный прием очень полезен тем, что ребенок помимо развития моторики артикуляционной (за счет концентрации на слоге и многократном повторении) и развития мелкой моторики, но и тем, что ребенок тренируется делению слова на слоги.

Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.

Игра «У врача»

Первично врачом становится логопед. Он одет в белый халат, на шее – фонендоскоп. Дети приходят со своими мамами (тоже дети) на прием, рассказывают, что их беспокоит. При этом врач просит раскрыть ротик (синхронизировать движения раскрытого рта и кистей руки) в нужной позиции. Для того, чтобы горлышко было здорово, нужно повторить упражнение несколько раз. Затем дети становятся врачами и выполняют со своими пациентами нужные упражнения, согласно правилам.

Или «В гостях у Самоделкина»

Грустная девочка спешит к Самоделкину, потому что у нее сломалась кукла, она не может говорить. Самоделкин дает задание кукле и просит его выполнить девочку. Упражнения повторяются многократно (артикуляция и движение кисти синхронизируются). Девочка благодарит Самоделкина и спешит домой.

Помимо того что данные игры развивают коммуникационные навыки, так же они развивают умение ребенка соотносить и синхронизировать движения раскрытого рта и кистей движения; развивать подвижность губ, челюстей, языка.

Уровни развития, критерии и показатели сформированности результата

Исследование мелкой моторики рук по методике Волковой Г.А.

Основные задачи при исследовании мелкой моторики рук:

1) обследование тонких движений пальцев рук;

2) определение качества и дифференцированности движений;

3) исследование возможности выполнять действия с предметами.


Для реализации данных задач использовались следующие задания:

1. сжать пальцы в кулак;

2. загнуть каждый из пальцев попеременно то на правой, то на левой руке («пальчики прячутся»);

3. соединить пальцы одной руки с пальцами другой («Пальчики здороваются»);

4. выложить узор мозаики;

5. самостоятельно застегнуть пуговицы;

6. вчертить карандашом вертикальные палочки в разлинованной тетради;

7. нанизывать на нитку бусинки;

Качество выполнения предложенных упражнений оценивается по трехбалльной шкале:

«1» балл – с заданием справился;

«2» балла – с заданием справился частично;

«3» балла – с заданием не справился.

Минимальное число по всем заданиям составляет 7 баллов, что соответствует высокому уровню развития мелкой моторики рук. Максимальное же число – 21 балл, что соответствует низкому уровню развития мелкой моторики рук.


Исследование артикуляционной моторики по Фотековой Т.А.

Инструкция: смотри внимательно и повторяй за мной движения.

1)губы в улыбке;

2)язык “лопаткой” – широкий, распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт;

3)язык “иголочкой” – узкий язык заостренным кончиком выдвинут изо рта, рот приоткрыт;

4)“маятник” – рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому;

5)чередование движений губ: “улыбка” – “трубочка”.

Для того чтобы оценить выполнение артикуляционных движений, нужно попросить ребенка удерживать органы речи в нужном положении три – пять секунд: последние три упражнения необходимо выполнить по 4-5 раз.

Во время выполнения ребенком артикуляционных упражнений следует обращать внимание на их объем, темп выполнения, точность конфигурации, симметричность, наличие синкинезий, то есть сопутствующих непроизвольных движений (например, при выполнении движения “маятник” нередко наблюдаются сопутствующие движения подбородка, реже – головы или глазных яблок вслед за языком, синкинезии могут отмечаться и со стороны моторики рук), гиперкинезов, то есть насильственных движений в мышцах речевого аппарата, усиленного слюноотделения, тремора органов речи, то есть дрожания языка или губ, а также посинения артикуляционных органов или носогубного треугольника.

Качество выполнения предложенных упражнений оценивается по трехбалльной шкале:

«1» балл – правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения предъявленному;

«2» балла – замедленное и напряженное выполнение;

«3» балла – выполнения с ошибками; длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы.

Минимальное число по всем заданиям составляет 5 баллов, что соответствует высокому уровню развития артикуляционной моторики. Максимальное же число – 15 баллов, что соответствует низкому уровню развития артикуляционной моторики.

Рефлексия: Родители оценивают мастер класс.

1 балл – материал понятен и важен.

2 балла - материал понятен, но большой важности для них не представляет.

3 балла – материал не понятен, не считают его нужным.

Приемы, демонстрируемые на практической части: артикуляционная гимнастика, автоматизация звука, развитие слоговой структуры слова.




В подготовке данного мастер-класса использовались следующие источники:

Комплекс игр и упражнений «Биоэнергопластика» в коррекционной работе с детьми-логопатами (составитель: учитель-логопед Тютюнова В.И)

Исследование артикуляционной моторики (Фотекова Т.А.)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.