Мастер-класс «Инфографика на уроках русского языка и литературы как средство достижения предметных и метапредметных результатов»
|
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема мастер-класса: «Инфографика на уроках русского языка и литературы как средство достижения предметных и метапредметных результатов». |
|
Проблема развития учебных способностей школьников всегда являлась одной из наиболее актуальных. Чем полнее будут реализованы потенциальные возможности школьника, тем больших успехов личность сможет добиться в жизни. Заинтересовать ученика, повысить его мотивацию, сделать так, чтобы ему было нескучно на уроке, усвоить программный материал - вот задачи, стоящие перед учителем, которому необходимо за 40 минут урока объяснить сложный материал и закрепить его. Одной из эффективных технологий активизации обучения и формирования навыка читательской грамотности является метод визуализации учебной информации. Визуализация – это наглядный способ представления любой информации, которая лучше усваивается учащимися, если есть опора на зрительный образ. Использование на уроке различных средств и приемов визуализации делает урок более информативным и эффективным. Визуализация помогает уплотнить учебную информацию, большой объем информации скомпоновать в маленькую блок-схему, увидеть причинно-следственные связи, создать зрительную модель. Существует большое разнообразие традиционных способов визуализации урока: опорные конспекты, схемы, таблицы, планы, развернутые вопросы и ответы, презентации, видеоролики, фрагменты кинофильмов, тренажеры и т.д. С развитием информационно-коммуникационных технологий появляются новые средства визуализаци: скрайбинг, инфографика, плейкаст, интеллект-карты, облако слов, лента времени, коллаж, различные интерактивные задания, основанные на визуальном ряде, интерактивные презентации и др. Их задача - представить и структурировать основной учебный материал; дополнить его; обеспечить логичность в изложении информации; продемонстрировать взаимосвязь между текстом и графическими изображениями, способствующими активному восприятию учебного материала. |
|
Особенно выросла роль визуализации в связи с активным развитием информационных технологий. Мы не успеваем, не только усваивать, но порой даже бегло ознакомиться с потоком информации, приходящим к нам через Интернет. И именно средства визуализации облегчают восприятие и помогают нашему мозгу справляться с обработкой сотен терабайт данных. |
|
Но, хотя понятие визуализации появилось совсем недавно, визуальные средства, облегчающие построение ментальных образов, имеют давнюю историю. Примерами визуализации могут служить географические карты, периодическая таблица Менделеева, всевозможные графики и диаграммы, т.е. принцип наглядности.
|
|
В образовательном процессе сложилось несколько техник визуализации учебной информации. 1. Таймлайн (от англ. timeline – букв. «линия времени») – это временная шкала, прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события. Лента времени позволяет получить визуальную картинку о том, как в хронологии развивалось какое-либо событие. Лента времени на уроке литературы позволяет активизировать межпредметные связи, когда, например, на представленный на ленте жизненный путь писателя добавляются значимые исторические события, повлиявшие на его творчество. Благодаря таким вариантам использования ленты времени, у учащихся будет складываться целостная картина мира, а не фрагментарные знания. Другая сфера использования таймлайнов — управление проектами. Таймлайны в проектной деятельности помогают участникам видеть этапы реализации проекта, сроки его окончания. |
|
2. Интеллект-карта (ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей, ассоциативная карта, mindmap) — это графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем. То есть, это инструмент для структурирования идей, планирования своего времени, запоминания больших объемов информации, проведения мозговых штурмов. Метод «интеллект-карт» был создан британским учёным и бизнесменом ТониБьюзеном. Бьюзен отмечал, что эффективность использованияданного методасвязана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации.Обработка информации в мозге человека сводится к её обработке правым и левымполушариемодновременно. Левоеполушариеотвечаетзалогику,слова,числа,последовательность,анализ,упорядоченность.Правоеполушарие–заритм,восприятиецветов,воображение,представлениеобразов, размеры,пространственныесоотношения. Ученик, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов, учиться различать видовые понятия. Для педагога интеллект-карты позволяют: - формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности; - формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией; - развивать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т.д.) учащихся; - ускорять процесс обучения; учить учащихся решать проблемы. |
|
3. Ещё одним из инструментов визуализации является скрайбинг. Скрайбинг (от английского «scribe» – набрасывать эскизы или рисунки) – это способ визуализации информации при помощи графических символов, просто и понятно отображающих ее содержание и внутренние связи. Техника скрайбинга была изобретена британским художником Эндрю Парком. Новизна и привлекательность этой технологии позволяет на ее основе организовывать самостоятельную работу обучающихся, направленную на обработку изученного материала. Такая работа обеспечивает творческих характер, способствует заинтересованности в приобретении новых учебных знаний. Существует несколько видов скрайбинга (аппликация, рисунок, видеоролик и другие)
|
|
Техника скрайбинга предполагает структурирование и упорядочивание информации. Допустим, на уроке литературы факты биографии писателя можно оформить как небольшие зарисовки, причем цвет имеет значение. При изучении творчества Сергея Есенина скрайбинг- рисунок может выглядеть примерно следующим образом. Рассматривая рисунок даже через много лет, ученик легко сможет воспроизвести в памяти основные моменты жизни и творчества поэта. Это крестьянская изба, в которой родился и провел детские годы Сергей Есенин. Протекающая рядом с селом река Ока. Образ березы, о ней так часто писал поэт, крест- отношение Есенина к религии, сердце- любовь к женщинам(за свою короткую жизнь был женат три раза) и т.д. Работа с рисунком, когда ученик сам придумывает образ, прорисовывает его, позволяет сохранить в памяти информацию надолго.
|
|
На уроках русского языка (не так часто, все- таки это требует времени!) также этот прием уместно применять. Особенно при изучении лексикологии. |
|
4. Инфографика – это графический способ подачи информации, данных и знаний. Современный мир развивает очень быстрый темп жизни, так что совсем не остается времени на прочтение каких – либо статей или произведений. Теперь, для того чтобы вникнуть в суть вопроса быстро и по существу, создают инфографику. Благодаря ей мы и можем разобраться за считанные секунды с необходимой информацией. Итак, инфографика – это сочетание иллюстрации и информации. Она помогает просто и удобно преподнести читателю сложную тему, что дает возможность оформлять какие-либо важные и сложные для понимания данные в виде простых графических схем и рисунков.
Основными принципами инфографики являются содержательность, смысл, легкость восприятия и аллегоричность. Для создания инфографики могут использоваться таблицы, диаграммы, графические элементы и т.д.
|
|
Инфографика предполагает сворачивание больших объемов информации и представление ее в более интересном и компактном для читателя виде.
|
|
Инфографика в образовании явление не новое. Ведь хорошо иллюстрированные таблицы на страницах учебных пособий и карты можно назвать образцами учебной инфографики.
|
|
Попытки визуализации учебной информации предпринимались педагогами-новаторами еще в советские времена. Так, например, известную технологию опорных конспектов Виктора Федоровича Шаталова по формальным признакам можно сравнить с инфографикой. В основу методики В.Ф. Шаталова было положено развернутое, образно-эмоциональное объяснение учителем материала (создание блока вопросов), а также сжатое изложение учебного материала по опорному плакату — озвучивание, расшифровка закодированного с помощью разнообразных символов основных понятий и логических взаимосвязей между ними. Опорные схемы В.Ф. Шаталова Причем смысл опорных сигналов был известен лишь непосредственным участникам образовательного процесса и самостоятельное изучение материала по «чужому» опорному конспекту было весьма затруднительным.
|
|
Идеально выполненная инфографика представляет собой законченный информационный блок, который можно усвоить самостоятельно, без чьей-либо помощи (комментария), причем весьма эффективно. Инфографика позволяет говорить с ребенком на языке образов и ассоциаций, что соответствует как наглядно-образному типу мышления школьника, так и особенностям восприятия информации.
|
|
Основная функция инфографики — информировать, представлять большой объем информации в организованном виде, удобном для восприятия.
|
|
По характеру представляемых данных различают такие категории инфографики: числа в картинках: наиболее распространѐнная категория, которая позволяет сделать числовые данные более удобоваримыми; расширенный список: статистические данные, линия времени, просто набор фактов, который может быть визуализирован; процесс и перспектива: служит для визуализации сложного процесса или предоставления некоторой перспективы. Может вообще не содержать числовых данных. |
|
По способу отображения инфографика подразделяется на следующие виды: статичная инфографика — одиночные изображения без элементов анимации; динамическая инфографика — инфографика с анимированными элементами. Основными подвидами динамической инфографики являются видеоинфографика, анимированные изображения, презентации; интерактивная инфографика — вид инфографики, в котором пользователю предлагается управлять отображением данных.
|
|
По типу источника различают 3 основных вида инфографики: аналитическая инфографика — графика, подготавливаемая по аналитическим материалам. Наиболее часто используется экономическая инфографика: аналитика проводится исключительно по данным экономических показателей и исследований; новостная инфографика — инфографика, подготавливаемая под конкретную новость в оперативном режиме; инфографика реконструкции — инфографика, использующая за основу данные о каком-либо событии, воссоздающая динамику событий в хронологическом порядке.
|
|
В образовательном процессе используется инфографика следующих типов: инструкция; памятка; плакат; путеводитель; статистика.
|
|
Работа с инфографикой может идти в двух направлениях: 1) анализ учащимися созданной учителем инфографики; 2) создание инфографики учащимися под руководством учителя на основе имеющихся данных (в ходе проектной деятельности, по изученному материалу).
|
|
В первом случае методика работы с инфографикой строится так же, как и работа с наглядным пособием. Учащимся предлагаются задания, направленные на анализ информации, сопоставление приведенных фактов, формулировка выводов, обобщение и постановка вопросов к представленной информации. Также можно предлагать задания на функциональное чтение:
|
|
опиши представленного персонажа (событие); представь данные в табличной форме и предположи, как они будут изменяться в дальнейшем; составь рассказ (план); дополни недостающие в тексте данные, используя инфографику.
|
|
Подбирая (создавая) инфографику для включения в урок, педагог должен ответить на четыре вопроса: 1. Как я отношусь к содержанию материала, какие центральные факты, идеи, аргументы, процессы, процедуры я хочу, чтобы ученики поняли? 2. Какая схема поможет лучше организовать материал и наполнить его смыслом? 3. Какой вид визуального организатора поможет ученикам в анализе и осмыслении содержания? 4. Какие надо поставить вопросы, как организовать актуализацию субъектного опыта по теме для активизации мышления учеников?
|
|
Во втором случае работа требует длительной подготовки, которая направлена на сбор данных, их анализ, выбор способа представления, дизайн. Процесс создания инфографики включает следующие этапы: 1. Формулирование цели создания инфографики и определение аудитории. Разрабатываемый информационный дизайн обычно предназначен для какой-то целевой аудитории. 2. Сбор определенного количества данных, материала по теме. Данные могут быть представлены в различных форматах — текстовый контент, графика, видео материалы, страницы таблиц и др. 3. Аналитика и обработка информации. Собранный материал необходимо проанализировать и обработать, привести к одному знаменателю –обычно это неоформленные графики, гистограммы. 4. Построение доступной визуализации, верстка. Весь материал компонуется, приводится в красивый наглядный вид. Выбирается формат (в зависимости от целей и количества данных) –презентация, слайд-каст, одностраничная картинка, видеоролик.
|
|
Выделяют следующие направления в использовании инфографики в образовательном процессе: организация целенаправленного восприятия информации; запоминание информации с опорой на графические образы; отображение существенных для понимания сторон изучаемого материала; способ делиться знаниями и результатами исследований; способ обработки данных исследований; развитие критического мышления; формирование навыков функционального чтения. |
|
На уроках русского языка учитель и ученики оперируют большими объемами информации, которые современному школьнику в текстовом виде усвоить очень сложно. Подача фактов о русском языке в компактном виде способна решить эту проблему, ведь правила орфографии и пунктуации или материал для изучения будут даны сжато, интересно и доступно. Сложный материал, преподнесённый в виде инфографики, усваивается учеником быстро и чётко, ведь графическая информация, по мнению многих учёных, постигается легче, чем текстовая
|
|
|
|
|
|
Инфографика на уроках русского языкаспособствует развитию навыков говорения, т.к. у ученика нет готового текста, а только информация, при помощи которой можно построить своё высказывание. Таким образом, инфографику не читают в привычном смысле, а изучают, делают выводы и создают собственный текст. Этот метод позволяет не только транслировать информацию, но выполняет аналитическую, конструктивную, адаптивную, экспрессивную и эстетическую функции.
|
|
Например, при изучении многих тем можно использовать инфографику любого рецепта |
|
Инфографика «Рецепт овсяного печенья» позволяет создать следующие задания: Запишите рецепт, используя глаголы в будущем времени в 3 лице множественного числа. Измените наклонение глаголов в рецепте. Используйте глаголы в будущем времени во 2 лице множественного числа в повелительном наклонении («сделайте»), обозначьте окончания глаголов. Выпишите из инфографики все вещественные существительные. Выпишите из инфографики все количественные числительные.
|
|
Или ещё задание: Используя инфографику, восстановите пропуски в тексте при помощи количественных числительных: Для приготовления овсяного печенья вам понадобится ________ стакан овсяных хлопьев, ___ яйца, _____________________________ граммов сливочного масла, __________ стакан сахара, ___________ стакана муки, ванилин и _______ граммов разрыхлителя. Создайте текст на основе инфографики
|
|
Инфографика на уроках литературы - Найти в инфографике 5-10 интересных фактов, событий, вершин в биографии писателя. - Проверить источники на истинность (найти подтверждение им в научных источниках). - Сделать краткое резюме, используя инфографику. - Составить анкету-опросник по приведенной информации для проверки понимания другими учащимися. - Рефлексия: «Что особенно запомнилось в данной инфографике?»
|
|
|
|
На уроках литературы проводится анализ персонажей — героев произведений. Как описывает героя автор? Как он выглядит, во что одет, какие привычки или яркие черты говорят о его внутреннем мире? Почему герой поступил именно так? Ответы на все эти вопросы выбираются из текста — на их основе создаётся графический портрет |
|
|
|
Заключение Перечисленные выше техники визуализации можно использовать на различных этапах обучения: при объяснении нового материала; при повторении; при закреплении; при контроле и систематизации; при обобщении; при выполнении домашних заданий, заучивании наизусть; при работе с текстом произведения; при самостоятельной работе, а также при подготовке к экзаменам, кроме этого визуализация применяется в групповых, коллективных и индивидуальных формах организации работы на уроке. Нестандартно подготовленные задания позволяют поддерживать активность класса и интерес обучающихся к предмету.
|