(«Мастер-класс как форма взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста»
Муниципальные педагогические чтения «Лучшие педагогические практики работы с семьей»
Тема: «Мастер–класс как форма взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста»
Докладчик: Чапыева Алевтина Васильевна
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко»,
Должность: воспитатель
с. Шебалино
2024 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Ввведение……………………………………………………………………….3
1.1. Актуальность…………………………………………………………………3
2. Мастер–класс как форма взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………4
2.1. Описание работы по использованию мастер класса во взаимодействии с родителями………………………………………………………………………...5
3. Вывод, анализ работы по использованию мастер класса в работе с семьей...7
4. Литература………………………………………………………………………9
1.ВВЕДЕНИЕ
1.1. Актуальность
«Семья для ребенкаэто источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение… Ребенок – зеркало семьи».
Сухомлинский В. А.
Раньше, семье отдавалась не ведущая роль, и считалось, что ребенка формирует школа и социальные институты, то в последние 20 лет отношение к институту семьи определенным образом изменилось.
Об этом свидетельствует последний документ – ФГОС ДО, который выдает определенные требования стандарта и в котором прописано, что одна из задач - «обеспечение психолого – педагогической поддержки семье и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, охраны и укрепления их здоровья». Поэтому, от нас, педагогов многое зависит.
Неслучайно, в профессиональном образовательном стандарте воспитателя в разделе профессиональные компетенции указано, что одна из его задач – умение осуществлять взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственно вовлекать их в образовательный процесс на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семей.
Но как показала практика, что прежние формы взаимодействия, мы их называем традиционными – беседы, консультации, родительские собрания, папки -передвижки, имели низкую востребованность у родителей, не пользовались популярностью, в них родители участвовали по необходимости и информацию получали не на достаточном уровне.
Статистика говорит о том, что в основном родители отдавали приоритет индивидуальным консультациям и беседам. Коллективные формы взаимодействия, как родительские собрания и конференции не получили особую популярность. Вместе с тем, педагоги отдавали предпочтение информационно – наглядным формам (папки – передвижки, ширмы, выставки и т.д.), так как они не требовали эмоциональных затрат.
Таким образом, взаимодействие осуществлялось формально и не приносило нужных результатов. А между тем, вызов нового времени актуализировал построение новых отношений между ДОУ и семьей, основанных на сотрудничестве. Только в процессе такого сотрудничества можно добиться положительных результатов в развитии, воспитании и образовании ребенка.
2. Мастер–класс как форма взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста
При работе с родителями я поставила цель - укрепление взаимосвязи семьи и детского сада, как одного из важнейших факторов повышения воспитания подрастающего поколения.
А для достижения поставленной цели мне нужно было решить следующие задачи:
- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
- Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.
- Установить доверительные партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
- расширение сферы участия родителей в организации жизни детей в ДОУ, активизация позиции семьи в образовании детей, приобщение их к общечеловеческим ценностям, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.
- Объединить усилия педагога и родителей для развития и воспитания детей.
Одной из успешной формой вовлечения родителей в педагогический процесс для меня является мастер-класс. Эта форма взаимодействия дает ребенку возможность ощутить себя на равных со своими родителями. Взрослый вместе с ребенком может получить новые знания и освоить новые технологии. А совместное творчество доставляет ни с чем несравнимую радость.
2.1. Описание работы по использованию мастер класса во взаимодействии с родителями
Мастер-класс для родителей – это партнерская форма работы, которая помогает решать задачи ФГОС, а именно непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность.
Для того чтобы спланировать такую работу, я тщательно изучила социальный состав семей воспитанников, провела анкетирование, личные беседы, уточнила настрой взрослых, ожидания от пребывания ребенка в группе, выявила активных, тревожных, пассивных родителей. Такая предварительная подготовка помогла мне правильно выстроить работу с родителями, сделала ее эффективной.
При организации работы с родителями я помнила, что доброжелательный стиль общения педагога – это создание ситуации успеха у родителей и детей. Настраивала участников мастер-класса на совместный успех, поддерживала инициативу и творчество. Нив коем случае в общении с родителями не использовала требовательный и категоричный тон.
Чтобы мастер - классы прошли с успехом, мы совместно сними разработали определенный алгоритм действий:
– определение темы;
– выделение цели и задач мероприятия для родителей, детей и педагогов;
– составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей (возможно, необходимо будет написать подробную карту проведения мероприятия с отдельными словами, с которыми педагог сможет обратиться к детям и родителям);
– распределение ролей взрослых (если их нужно несколько);
– подготовка материалов для мастер-класса (заготовок, инструментов и материалов для творчества, памяток и подарков, которые родители и дети смогут забрать домой, чтобы продолжить совместную работу дома);
– организация фотофиксации процесса и результатов;
– подведение итогов: чем можно завершить совместное творчество (подарок, танец, песня, создание коллективной работы, плаката, постера, видеофильма).
На мастер-классе мои родители выступают не в роли пассивных наблюдателей, а становятся активными участниками в образовательной деятельности. Для эксперимента я предложила родителям на родительском собрании попробовать провести первый мастер-класс, который назывался «Шоу мыльных пузырей» . И тут сразу одна из мам изъявила желание провести самостоятельно этот мастер класс, чему я была очень рада и во всем ее поддержала. Праздник мыльных пузырей принес детям море радостей и незабываемое впечатление. Дети получили массу положительных эмоций и зарядились хорошим настроением на целый день.
После проведения этого мастер-класса стали поступать предложения от других родителей о проведении других мастер-классов.
Второй мастер-класс по изготовлению популярной сквиш-игрушки анти стресс вызвалась провести другая мама, дети совместно с родительницей и воспитателями изготовили своими руками игрушку. Для детей это был очень интересный и увлекательный процесс. Такие игрушки для ребят становятся лучшими друзьями и компаньонами веселых играх.
В марте 2024г. группа родителей провели третий мастер класс который состоял из трех этапов, по изготовлению игрушки «Травянчик». «Травянчик» это забавная игрушка, на голове которой растет травка, для этого игрушку нужно регулярно поливать. На первом этапе родители совместно с детьми изготовили экологическую игрушку своими руками. На втором этапе дети поливают и ведут наблюдение за ростом волос травянчика. На третьем этапе у травянчика вырос волос, и наши родители пригласили парикмахера чтобы она рассказала детям о своей профессии, и чтобы каждый ребенок смог по бывать в роли парикмахера, и сделать стрижку своему травянчику. Мастер-класс вызвал эмоциональный отклик не только у детей, но и у родителей.
А так же родители придумали веселую прогулку и уборку своей площадки во вторую половину дня, где один из пап сотрудник ГБДД провел поучительные игры по правилам дорожного движения. И совместили трудовую деятельность.
В процессе проведения мастер-классов я увидела как объединились усилия участников. Родитель, который проводил мастер-класс, за небольшой отрезок времени активизировались и обогатили свои воспитательные умения.
Мне как организатору мастер-класса нужно определить, какую помощь могут оказать родители детям в процессе создания совместного продукта творчества. Важно, чтобы взрослые не делали всю работу за малышей, а старались продвигаться по этапам мастер-класса, приобретали новые умения и достигли результата вместе со своими детьми.
3. Вывод , анализ работы по использованию мастер класса в работе с семьей.
В такой форме работы ребенок радуется полученному результату и тому, что мама или папа работает вместе с ним. Родитель получает новые знания о том, чему можно научить ребенка, как можно организовать совместную деятельность дома.
При работе с каждым дошкольным возрастом педагог ДОУ сам выбирает форму взаимодействия с семьёй воспитанников, но самая эффективная форма по моему мнению – это форма мастер-класса на определённую тему. Как доказано многими педагогами, что именно формы мастер-классов более интересны при работе с семьями.
По итогу проведенной работы, я для себя решила что нужно давать родителям возможность принимать активное участие в планировании и в реализации образовательной деятельности. Благодаря этому педагогическому практикуму работы с семьей я решила не останавливаться на достигнутом, в будущем я планирую включить другие формы работы с семьей: например «День открытых дверей, где родители сами смогут разработать дидактическую игру и проиграть ее с детьми, провести утреннюю зарядку, и участвовать во всех развлечениях, праздниках где родители берут на себя роль какого либо героя, которые проходят в детском саду». А для своих коллег я убедительно рекомендую использовать мой опыт в своей работе, ведь при помощи него Вы точно к каждому родителю сможете подобрать ключи.
ЛИТЕРАТУРА
Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Т.Н. Доронова, М.: «Сфера», 2002
Современные формы работы с родителями [Электронный ресурс]// http://www.vseodetishkax.ru/rabotnikam-doshkolnogo-obrazovaniya/112-sotrudnichestvo-pedagogov-i-roditelej-/798-sovremennye-formy-raboty-s-roditelyami-v-doshkolnom-uchrezhdenii
Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи [Электронный ресурс] //http://tmntpk.ucoz.ru/publ/robota_s_roditeljami/formy_raboty_s
_roditeljami/sovremennye_podkhody_k_sotrudnichestvu_detskogo_sada_i_semi/50-1-0-105
Здравствуйте, уважаемые коллеги, гости и члены жюри! (Слайд 1 фото сада, самой). Меня зовут Алевтина Васильевна Чапыева, работаю воспитателем в детском саду «Солнышко» села Шебалино.
Представляю вашему вниманию свою лучшую педагогическую практику работы с семьей. Слайд 2 («Мастер-класс как форма взаимодействия с
родителями детей дошкольного возраста»).
Слайд 3 «Семья для ребенка это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение… Сухомлинский В. А.
Ребенок – зеркало семьи»
На слайде вы видите слова Сухомлинского, которые отражают понимание роли семьи в его жизни, в том числе и наше понимание, роль семьи в развитии ребенка, в его формировании, отношение к ребенку как к зеркалу, которое складывалось на протяжении многих лет, в русле всей российской советской педагогики.
Действительно мы понимаем, что если раньше , семье отдавалась не ведущая роль, и считалось , что ребенка формирует школа и социальные институты, то в последние 20 лет отношение к институту семьи определенным образом изменилось.
Об этом свидетельствует последний документ – ФГОС ДО, который выдает определенные требования стандарта и в котором прописано, что одна из задач - «обеспечение психолого – педагогической поддержки семье и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, охраны и укрепления их здоровья». Поэтому, от нас, педагогов многое зависит.
Неслучайно, в профессиональном образовательном стандарте воспитателя в разделе профессиональные компетенции указано, что одна из его задач – умение осуществлять взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственно вовлекать их в образовательный процесс на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семей.
Но как показала практика, что прежние формы взаимодействия, мы их называем традиционными, (Слайд 4 – беседы, консультации. Родительские собрания, папки -передвижки) вы их видите на экране, имели низкую востребованность у родителей, не пользовались популярностью, в них родители участвовали по необходимости и информацию получали не на достаточном уровне.
Статистика говорит о том, что в основном родители отдавали приоритет индивидуальным консультациям и беседам. Коллективные формы взаимодействия, как родительские собрания и конференции не получили особую популярность. Вместе с тем, педагоги отдавали предпочтение информационно – наглядным формам (папки – передвижки, ширмы, выставки и т.д.), так как они не требовали эмоциональных затрат.
Таким образом, взаимодействие осуществлялось формально и не приносило нужных результатов. А между тем, вызов нового времени актуализировал построение новых отношений между ДОУ и семьей, основанных на сотрудничестве. Только в процессе такого сотрудничества можно добиться положительных результатов в развитии, воспитании и образовании ребенка.
Поэтому при работе с родителями я поставила Слайд5 цель - укрепление взаимосвязи семьи и детского сада, как одного из важнейших факторов повышения воспитания подрастающего поколения.
А для достижения поставленной цели мне нужно было решить следующие Слайд 6 задачи:
- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
- Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.
- Установить доверительные партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
- расширение сферы участия родителей в организации жизни детей в ДОУ, активизация позиции семьи в образовании детей, приобщение их к общечеловеческим ценностям, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.
- Объединить усилия педагога и родителей для развития и воспитания детей.
Вы их видите на экране .
Одной из успешной формой вовлечения родителей в педагогический процесс для меня является мастер-класс. Эта форма взаимодействия дает ребенку возможность ощутить себя на равных со своими родителями. Взрослый вместе с ребенком может получить новые знания и освоить новые технологии. А совместное творчество доставляет ни с чем несравнимую радость.
Мастер-класс для родителей – это партнерская форма работы, которая помогает решать задачи ФГОС, а именно непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность.
Для того чтобы спланировать такую работу, я тщательно изучила социальный состав семей воспитанников, провела анкетирование, личные беседы, уточнила настрой взрослых, ожидания от пребывания ребенка в группе, выявила активных, тревожных, пассивных родителей. Такая предварительная подготовка помогла мне правильно выстроить работу с родителями, сделала ее эффективной.
При организации работы с родителями я помнила, что доброжелательный стиль общения педагога – это создание ситуации успеха у родителей и детей. Настраивала участников мастер-класса на совместный успех, поддерживала инициативу и творчество. Нив коем случае в общении с родителями не использовала требовательный и категоричный тон.
Чтобы мастер - классы прошли с успехом, мы совместно сними разработали определенный алгоритм действий:
– определение темы;
– выделение цели и задач мероприятия для родителей, детей и педагогов;
– составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей (возможно, необходимо будет написать подробную карту проведения мероприятия с отдельными словами, с которыми педагог сможет обратиться к детям и родителям);
– распределение ролей взрослых (если их нужно несколько);
– подготовка материалов для мастер-класса (заготовок, инструментов и материалов для творчества, памяток и подарков, которые родители и дети смогут забрать домой, чтобы продолжить совместную работу дома);
– организация фотофиксации процесса и результатов;
– подведение итогов: чем можно завершить совместное творчество (подарок, танец, песня, создание коллективной работы, плаката, постера, видеофильма).
На мастер-классе мои родители выступают не в роли пассивных наблюдателей, а становятся активными участниками в образовательной деятельности. Для эксперимента я предложила родителям на родительском собрании попробовать провести первый мастер-класс, который назывался «Шоу мыльных пузырей» Слайд7. И тут сразу одна из мам изъявила желание провести самостоятельно этот мастер класс, чему я была очень рада и во всем ее поддержала. Праздник мыльных пузырей принес детям море радостей и незабываемое впечатление. Дети получили массу положительных эмоций и зарядились хорошим настроением на целый день.
После проведения этого мастер-класса стали поступать предложения от других родителей о проведении других мастер-классов.
Второй мастер-класс по изготовлению популярной сквиш-игрушки анти стресс Слайд 8 вызвалась провести другая мама, дети совместно с родительницей и воспитателями изготовили своими руками игрушку. Для детей это был очень интересный и увлекательный процесс. Такие игрушки для ребят становятся лучшими друзьями и компаньонами веселых играх.
В марте 2024г. группа родителей провели третий мастер класс который состоял из трех этапов, по изготовлению игрушки «Травянчик». Слайд 9 «Травянчик» это забавная игрушка, на голове которой растет травка, для этого игрушку нужно регулярно поливать. Слайд10 На первом этапе родители совместно с детьми изготовили экологическую игрушку своими руками. Слайд11 На втором этапе дети поливают и ведут наблюдение за ростом волос травянчика. Слайд12 На третьем этапе у травянчика вырос волос, и наши родители пригласили парикмахера чтобы она рассказала детям о своей профессии, и чтобы каждый ребенок смог по бывать в роли парикмахера, и сделать стрижку своему травянчику. Мастер-класс вызвал эмоциональный отклик не только у детей, но и у родителей.
Слайд13 А так же родители придумали веселую прогулку и уборку своей площадки во вторую половину дня, где один из пап сотрудник ГБДД провел поучительные игры по правилам дорожного движения. И совместили трудовую деятельность.
В процессе проведения мастер-классов я увидела как объединились усилия участников. Родитель, который проводил мастер-класс, за небольшой отрезок времени активизировались и обогатили свои воспитательные умения.
Мне как организатору мастер-класса нужно определить, какую помощь могут оказать родители детям в процессе создания совместного продукта творчества. Важно, чтобы взрослые не делали всю работу за малышей, а старались продвигаться по этапам мастер-класса, приобретали новые умения и достигли результата вместе со своими детьми.
В такой форме работы ребенок радуется полученному результату и тому, что мама или папа работает вместе с ним. Родитель получает новые знания о том, чему можно научить ребенка, как можно организовать совместную деятельность дома.
При работе с каждым дошкольным возрастом педагог ДОУ сам выбирает форму взаимодействия с семьёй воспитанников, но самая эффективная форма по моему мнению – это форма мастер-класса на определённую тему. Как доказано многими педагогами, что именно формы мастер-классов более интересны при работе с семьями.
По итогу проведенной работы, я для себя решила что нужно давать родителям возможность принимать активное участие в планировании и в реализации образовательной деятельности. Благодаря этому педагогическому практикуму работы с семьей я решила не останавливаться на достигнутом, в будущем я планирую включить другие формы работы с семьей: например «День открытых дверей, где родители сами смогут разработать дидактическую игру и проиграть ее с детьми, провести утреннюю зарядку, и участвовать во всех развлечениях, праздниках где родители берут на себя роль какого либо героя, которые проходят в детском саду». А для своих коллег я убедительно рекомендую использовать мой опыт в своей работе, ведь при помощи него Вы точно к каждому родителю сможете подобрать ключик.
Спасибо за внимание! Слайд13