Мастер-класс по созданию арт-тетради и её применению в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста
Мастер-класс «Составление и использование арт-тетрадей в работе с детьми с ОВЗ»
Цель: знакомство педагогов и специалистов групп компенсирующей направленности ДОУ с составлением и использованием арт-тетрадей для проведения индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- познакомить педагогов с термином «арт-тетрадь», разобрать его значение;
- ознакомить педагогов ДОУ с возможным применением арт-тетради в собственной педагогической деятельности;
- представить педагогам систему составления арт-тетрадей и правил их использования.
Участники: педагоги и специалисты групп компенсирующей направленности.
Форма проведения: вебинар в онлайн-формате
Оборудование: персональный компьютер с функцией воспроизведение видео в формате МР4.
Этапы мастер-класса:
1. организационный момент, вводная часть;
2. актуальность проблемы;
3. изучение нового материала;
4. практическая работа;
5. подведение итогов;
6. рефлексия.
Ход мастер-класса:
Этап мастер-класса | Хронометраж 15 мин | Содержание деятельности педагога-психолога |
Организационный момент | 1 мин. | - Здравствуйте, уважаемые педагоги! Меня зовут Фаина Викторовна, я педагог-психолог «Детского сада №55 компенсирующего.вида» г.Ухты. Рада приветствовать вас на своем онлайн-занятии, посвященном практике работы с детьми с ОВЗ. Сегодня я предлагаю вам познакомиться к таким понятием как «арт-тетрадь» и практикой его использования в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста» |
Актуальность проблемы | 2 мин. | Официальная статистика показывает, что в настоящее время кол-во детей с ОВЗ постоянно увеличивается: по данным Федеральной службы государственной статистики на начало 2020 года насчитывалось более 2 млн. детей с ОВЗ, посещающих дошкольные организации. В работе с такими детьми я столкнулась с проблемой их мотивирования: их достаточно сложно завлечь на индивидуальном коррекционном занятии, их внимание зачастую рассеянное, концентрация снижена, произвольность слабая, они часто отвлекаются, это связано с тем, что дети с ОНР зачастую имеют сопутствующие диагнозы, такие как ЗПР, дефицит внимания и др. (с чем это связано?) В связи с этим особое внимание необходимо уделить подбору материала для занятия: упражнения и игры для таких детей должны быть особо увлекательными и в то же время способствовать развитию некоторых психических процессов или коррекции отклоняющегося поведения В процессе поиска новых методик работы с данными детьми, нами были разработаны арт-тетради. |
Изучение нового материала | 5 мин. | Что такое «Арт-тетрадь»? Арт-тетради – это творческие тетради, в которых собраны игры и упражнения на развитие психических процессов или коррекцию поведенческих отклонений. Наряду с коррекцией и развитием у ребенка происходит формирование эстетического вкуса и творческого мышления. Арт-тетради, которые я использую в своей деятельности, рассчитаны на детей с ОВЗ 5-7 лет, но в перспективе планирую разработать подобные арт-тетради для детей более младшего возраста. На данный момент разработаны и апробированы следующие арт-тетради: арт-альбом по развитию пространственной ориентации; тетрадь на развитие межполушарного взаимодействия; тетрадь по развитию внимания «Внимание, только внимание!»; тетрадь для гармонизации эмоциональной сферы агрессивных детей. |
Практическая работа | 5 мин. | Итак, перейдем к процессу создания тетради и подбору упражнений для арт- тетрадей: Шаг №1. Выбираем специфику арт-тетради (на развитие какого психического процесса или коррекцию какого отклонения арт- тетрадь будет направлена). Шаг №2. Прописываем цели и задачи нашей арт-тетради. Шаг №3. Определяем возраст ребенка или группы детей, которые будут непосредственно заниматься по данной арт-тетради. Шаг №4. Далее исходя из специфики, цели, задач и возраста мы подбираем упражнения для арт-тетради, опираясь на следующие принципы: - задания должны содержать элементы творчества, то есть у ребенка должна быть возможность выполнить упражнение разными материалами (цветные карандаши, краски, гуашь, пастель и т.д.); - упражнения должны стимулировать ребенка проявить фантазию (дорисовать что-то, додумать и т.д.); - упражнения и игры должны обязательно соответствовать специфике, цели и задачам арт-тетради, подбираться в соответствии с возрастным развитием ребенка; - задания размещаются в арт-тетради в порядке от самых простых к сложным; - задания должны быть описаны на понятном для ребенка языке (чтобы, например, ребенок подготовительной группы мог самостоятельно прочитать и выполнить задание). Данные принципы очень важно соблюдать, особенно первые два, так как без опоры на них арт-тетрадь перестает быть арт и становится обычной тетрадью с заданиями. На слайдах представлены примеры заданий, которые возможно могли войти в арт-тетрадь. Подумайте, какое из двух заданий наиболее подходящее к принципам, которые мы уже разобрали? Итак, задание с улиточкой наиболее подходящее, так как его возможно выполнить любым материалом, здесь предлагается дорисовать последовательность, а в этом процессе уже задействовано мышление, также ребенкцу можно дать выбор в выполнении этого задания, например раскрасить кружок полностью или по контуру либо раскрасить его решеточкой. Также предлагаю вам посмотреть отрывок занятия по арт-тетради Специфика совместной с детьми деятельности по арт-тетрадям заключается в том, что ребенку в начале индивидуального занятия предоставляется выбор материала для рисования, всю тетрадь не обязательно вести исключительно карандашами, это могут быть и гуашь, акварель, пастель или даже пальчиковые краски. На одном занятии ребенок выполняет 3-4 задания из тетради. В конце занятия ребенок делится впечатлениями от выполненных упражнений. Как показала практика, применения арт-тетрадей, данная разработка помогает более эффективно проводить индивидуальную работу с детьми с ОВЗ, повышает качество коррекционно-развивающей работы, развивает те психические процессы, на которые направлена, а значит, способствует повышению эффективности в совместной коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ. Итак, кому будет полезна данная форма работы с детьми с ОВЗ и как возможно ее реализовывать. Первое – это конечно педагоги-психологи ДОУ, также учителя-логопеды, если разработают арт-тетради например в дополнение к своей деятельности. Также данная разработка пригодится воспитателям для закрепления материала в рамках образовательной программы. применять данную разработку можно самостоятельно на индивидуальных занятия, также возможно применение в рамках коррекционно-развивающей программы. Можно задания по арт-тетрадям давать на дом для совместного выполнения с родителями. Арт-тетради могут стать хорошими помощниками в дистанционном образовании, чтобы у детей не создавался пробел в занятиях. Родители при этом могут консультироваться с педагогами посредством онлайн-конференции. |
Подведение итогов. Рефлексия | 2 мин. | Итак, сегодня мы с вами познакомились с таким понятием как «арт-тетради», познакомились с принципами их составления и способами их использования в совместной деятельности с детьми. Надеюсь, каждый из слушателей взял что-то полезное для себя в свою педагогическую копилку! Своими впечатлениями отзывы вы можете оставить в комментариях под видео. Также вы можете задать вопросы по теме вебинара, которые у вас появились. Также од видео вы можете найти памятку по составлению арт-тетради, которую можете скачать. Благодарю за внимание! Желаю вам успехов в работе! |