Мастер-класс по созданию арт-тетради и её применению в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста

0
0
Материал опубликован 7 November 2020

Мастер-класс «Составление и использование арт-тетрадей в работе с детьми с ОВЗ»


Цель: знакомство педагогов и специалистов групп компенсирующей направленности ДОУ с составлением и использованием арт-тетрадей для проведения индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- познакомить педагогов с термином «арт-тетрадь», разобрать его значение;

- ознакомить педагогов ДОУ с возможным применением арт-тетради в собственной педагогической деятельности;

- представить педагогам систему составления арт-тетрадей и правил их использования.

Участники: педагоги и специалисты групп компенсирующей направленности.

Форма проведения: вебинар в онлайн-формате

Оборудование: персональный компьютер с функцией воспроизведение видео в формате МР4.

Этапы мастер-класса:

1. организационный момент, вводная часть;

2. актуальность проблемы;

3. изучение нового материала;

4. практическая работа;

5. подведение итогов;

6. рефлексия.



Ход мастер-класса:

Этап мастер-класса

Хронометраж

15 мин

Содержание деятельности педагога-психолога

Организационный момент

1 мин.

- Здравствуйте, уважаемые педагоги! Меня зовут Фаина Викторовна, я педагог-психолог «Детского сада №55 компенсирующего.вида» г.Ухты. Рада приветствовать вас на своем онлайн-занятии, посвященном практике работы с детьми с ОВЗ. Сегодня я предлагаю вам познакомиться к таким понятием как «арт-тетрадь» и практикой его использования в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста»

Актуальность проблемы


2 мин.

Официальная статистика показывает, что в настоящее время кол-во детей с ОВЗ постоянно увеличивается: по данным Федеральной службы государственной статистики на начало 2020 года насчитывалось более 2 млн. детей с ОВЗ, посещающих дошкольные организации.

В работе с такими детьми я столкнулась с проблемой их мотивирования: их достаточно сложно завлечь на индивидуальном коррекционном занятии, их внимание зачастую рассеянное, концентрация снижена, произвольность слабая, они часто отвлекаются, это связано с тем, что дети с ОНР зачастую имеют сопутствующие диагнозы, такие как ЗПР, дефицит внимания и др. (с чем это связано?)

В связи с этим особое внимание необходимо уделить подбору материала для занятия: упражнения и игры для таких детей должны быть особо увлекательными и в то же время способствовать развитию некоторых психических процессов или коррекции отклоняющегося поведения

В процессе поиска новых методик работы с данными детьми, нами были разработаны арт-тетради.

Изучение нового материала

5 мин.

Что такое «Арт-тетрадь»? Арт-тетради – это творческие тетради, в которых собраны игры и упражнения на развитие психических процессов или коррекцию поведенческих отклонений. Наряду с коррекцией и развитием у ребенка происходит формирование эстетического вкуса и творческого мышления.

Арт-тетради, которые я использую в своей деятельности, рассчитаны на детей с ОВЗ 5-7 лет, но в перспективе планирую разработать подобные арт-тетради для детей более младшего возраста.

На данный момент разработаны и апробированы следующие арт-тетради: арт-альбом по развитию пространственной ориентации; тетрадь на развитие межполушарного взаимодействия; тетрадь по развитию внимания «Внимание, только внимание!»; тетрадь для гармонизации эмоциональной сферы агрессивных детей.

Практическая работа

5 мин.

Итак, перейдем к процессу создания тетради и подбору упражнений для арт- тетрадей:

Шаг №1. Выбираем специфику арт-тетради (на развитие какого психического процесса или коррекцию какого отклонения арт- тетрадь будет направлена).

Шаг №2. Прописываем цели и задачи нашей арт-тетради.

Шаг №3. Определяем возраст ребенка или группы детей, которые будут непосредственно заниматься по данной арт-тетради.

Шаг №4. Далее исходя из специфики, цели, задач и возраста мы подбираем упражнения для арт-тетради, опираясь на следующие принципы:

- задания должны содержать элементы творчества, то есть у ребенка должна быть возможность выполнить упражнение разными материалами (цветные карандаши, краски, гуашь, пастель и т.д.);

- упражнения должны стимулировать ребенка проявить фантазию (дорисовать что-то, додумать и т.д.);

- упражнения и игры должны обязательно соответствовать специфике, цели и задачам арт-тетради, подбираться в соответствии с возрастным развитием ребенка;

- задания размещаются в арт-тетради в порядке от самых простых к сложным;

- задания должны быть описаны на понятном для ребенка языке (чтобы, например, ребенок подготовительной группы мог самостоятельно прочитать и выполнить задание).

Данные принципы очень важно соблюдать, особенно первые два, так как без опоры на них арт-тетрадь перестает быть арт и становится обычной тетрадью с заданиями.

На слайдах представлены примеры заданий, которые возможно могли войти в арт-тетрадь. Подумайте, какое из двух заданий наиболее подходящее к принципам, которые мы уже разобрали?

Итак, задание с улиточкой наиболее подходящее, так как его возможно выполнить любым материалом, здесь предлагается дорисовать последовательность, а в этом процессе уже задействовано мышление, также ребенкцу можно дать выбор в выполнении этого задания, например раскрасить кружок полностью или по контуру либо раскрасить его решеточкой.

Также предлагаю вам посмотреть отрывок занятия по арт-тетради

Специфика совместной с детьми деятельности по арт-тетрадям заключается в том, что ребенку в начале индивидуального занятия предоставляется выбор материала для рисования, всю тетрадь не обязательно вести исключительно карандашами, это могут быть и гуашь, акварель, пастель или даже пальчиковые краски. На одном занятии ребенок выполняет 3-4 задания из тетради. В конце занятия ребенок делится впечатлениями от выполненных упражнений.

Как показала практика, применения арт-тетрадей, данная разработка помогает более эффективно проводить индивидуальную работу с детьми с ОВЗ, повышает качество коррекционно-развивающей работы, развивает те психические процессы, на которые направлена, а значит, способствует повышению эффективности в совместной коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.

Итак, кому будет полезна данная форма работы с детьми с ОВЗ и как возможно ее реализовывать.

Первое – это конечно педагоги-психологи ДОУ, также учителя-логопеды, если разработают арт-тетради например в дополнение к своей деятельности. Также данная разработка пригодится воспитателям для закрепления материала в рамках образовательной программы. применять данную разработку можно самостоятельно на индивидуальных занятия, также возможно применение в рамках коррекционно-развивающей программы. Можно задания по арт-тетрадям давать на дом для совместного выполнения с родителями. Арт-тетради могут стать хорошими помощниками в дистанционном образовании, чтобы у детей не создавался пробел в занятиях. Родители при этом могут консультироваться с педагогами посредством онлайн-конференции.

Подведение итогов. Рефлексия

2 мин.

Итак, сегодня мы с вами познакомились с таким понятием как «арт-тетради», познакомились с принципами их составления и способами их использования в совместной деятельности с детьми. Надеюсь, каждый из слушателей взял что-то полезное для себя в свою педагогическую копилку!

Своими впечатлениями отзывы вы можете оставить в комментариях под видео. Также вы можете задать вопросы по теме вебинара, которые у вас появились.

Также од видео вы можете найти памятку по составлению арт-тетради, которую можете скачать.

Благодарю за внимание!

Желаю вам успехов в работе!



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации