Конспект занятия (совместной деятельности педагога) с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) по робототехнике
Конспект занятия (совместной деятельности педагога) с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) по робототехнике
Автор-разработчик: Лапшина Ольга Александровна, преподаватель Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Самарской области "Губернский колледж г.Сызрани"
Аннотация.
Данная методическая разработка выполнена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Конспект представляет собой подробное сюжетно-игровое описание совместной конструктивной деятельности педагога с дошкольниками 6-7 лет по созданию подвижной модели «Непотопляемый парусник» из конструктора Lego Education Wedo 9580, приводимой в движение с помощью компьютерной программы. Представленное описание деятельности рассчитано на 30 минут деятельности (в соответствии с требованиями СанПиН и программы дошкольного образования длительность занятий в подготовительной к школе группе (6-7 лет) дошкольной образовательной организации должна составлять 25-30 минут). Методическая разработка успешно может использоваться в работе с учащимися младших классов начальной школы (1-4 класс) с условием увеличения длительности, усложнения конструкции и предоставления детям большей доли самостоятельности в процессе совместной с педагогом деятельности. Возможно организовать совместную работу учащихся в парах.
Совместная деятельность педагога и детей в рамках данного конспекта предполагает достаточный уровень сформированности у ребят конструктивных навыков: предполагается, что дети уже знакомы с такого типа конструктором и создавали ранее более простые конструкции.
По усмотрению педагога данная методическая разработка может быть условно разбита на несколько занятий с дошкольниками (или уроков с младшими школьниками) с возможностью внесения усложнений в постройку - условия по ее модификации. Данная методическая разработка может быть полезна воспитателям детей дошкольного возраста, учителям начальных классов, учителям-предметникам; преподавателям образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования; методистам образовательных учреждений; студентам, а также всем, кто интересуется работой с детьми в области конструирования и робототехники.
Тема: Водный транспорт. Создание подвижной модели «Непотопляемый парусник» (совместно с педагогом) из конструктора Lego Education Wedo 9580
Цель. Формирование умения совместно с педагогом создавать подвижную модель из конструктора Lego Education Wedo 9580, программировать ее и испытывать.
Задачи.
Задача по программированию. Формировать умение создавать программу конструкции «Непотопляемый парусник» по образцу; определять условия (изменения наклона движения, сопровождение движения звуком); модифицировать конструкцию с помощью дополнительной постройки (маяка); умение подключать собранную модель к компьютеру, запускать и завершать программу нажатием соответствующих кнопок.
Задача по экспериментированию. Формировать умение экспериментировать с датчиком скорости/ со звуком (по выбору).
Образовательная (обучающая) задача. Формировать умение создавать подвижную конструкцию «Непотопляемый парусник», видеть конструкцию объекта в целом и анализировать ее основные части, детали, выделять их функциональное назначение; действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом, соблюдая инструкцию при создании подвижной модели.
Формировать умение совместно с воспитателем анализировать сделанную педагогом конструкцию; на основе анализа планировать создание собственного элемента конструкции, отбирать необходимые детали для создания парусника; создавать элемент конструкции по рисунку. Знакомить с новыми деталями конструктора. Формировать умение завершать создание модели из конструктора, собирая ее элемент - парус (корпус - по усмотрению педагога и в зависимости от способностей детей)..
Продолжать формировать представления о водном транспорте (виды, строение).
Развивающая задача. Развивать мелкую моторику. Обогащать словарь детей терминами: судно, корпус, мачта, маяк, шторм; «Ось», «Мотор», «Звук», «Начало» «Зубчатые колёса», «Рычаг», «Датчик наклона»; блоки: «Мощность мотора», «Звук», «Цикл», «Начало», «Датчик наклона», «Ждать» и др. Активизировать словарь детей: корабль, парус, парусник, волны, качается.
Развивать умение грамотно отвечать на вопросы; умение выдвигать идеи по совершенствованию конструкции, решению игровой проблемы, работать в паре. Развивать внимание, память, конструктивное мышление, воображение.
Воспитательная задача. Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание и интерес к конструированию.
Дидактическая задача: найти и устранить неполадки в подвижной конструкции.
Материал и оборудование. Детали конструктора Lego Education Wedo 9580 (по количеству детей), инструкции по сборке, лотки для размещения деталей на рабочем месте, ноутбуки (по количеству детей); smart-доска (для демонстрации видеозаписи готовой конструкции (на этапе актуализации знаний), и рассматривания различных видов водного транспорта, а также устройства парусника (основные части: корпус, мачта, парус).
Ход деятельности.
1. Введение в игровую ситуацию. Установление взаимосвязей (2 мин.)
Здравствуйте, ребята! Сегодня я вам расскажу история, которая произошла с одним знакомым мальчиком. Однажды Вадим, проходя мимо магазина игрушек, увидел на витрине парусник. Ему очень захотелось такую игрушку. Вадим с папой зашел в магазин, и продавец рассказал, что это – «Непотопляемый парусник». Мальчику стало интересно, почему он так называется. Продавец ответил только, что он может двигаться, издавать разные звуки, и протянул коробку с заводной игрушкой. А еще можно придумать истории про путешествия парусника и их воспроизводить. По дороге домой папа рассказал Вадиму, что у него в детстве тоже был такой парусник, но он не двигался.
Дома Вадим обнаружил, что игрушку надо собрать из такого же конструктора, как у нас с вами. Но не просто собрать ее, а привести в движение с помощью компьютера.
Ребята, а вы видели когда-нибудь такую игрушку, которую купили Вадиму? (Ответы детей).
Проблема. Как выглядит и устроена игрушка «Непотопляемый парусник», которую купили мальчику?
Давайте попробуем сегодня собрать такую игрушку и тем самым поможем Вадиму. Согласны? (Ответы детей).
2. Актуализация знаний. (3 мин.)
Ребята, у вас на столах детали конструктора (В лотке у каждого ребенка имеется комплект деталей для создания модели). Посмотрите на них, вы когда-нибудь видели такие детали? (Ответы детей). Действительно, это детали конструктора Lego. Вы часто собираете из него модели, он есть у нас в группе (Педагог вместе с детьми рассматривает и анализирует детали) Может быть, у кого-то из вас Lego есть и дома. Но конструктор, который перед вами не совсем обычный и простой…
В чем его необычность, как вы думаете? (Ответы детей).
Посмотрите на похожую заводную игрушку «Непотопляемый парусник» (Педагог предлагает образец готовой конструкции и приводит ее в движение с помощью программы). Как называется транспорт, который передвигается по воде? (Ответы: водный). Какие виды водного транспорта вы еще знаете? (Корабль, пароход, лодка и др.) А наша игрушка называется «Парусник». Как вы думаете, почему? (У нее есть парус). Зачем нужен парус судну? (Он помогает двигаться с помощью ветра). Как называются части настоящего парусного судна? (Ответы: корпус, мачта, парус, двигатель (мотор)). А еще у капитана любого судна есть судовой журнал, куда он записывает всё, что происходит в путешествии. (На экране интерактивной доски демонстрируются иллюстрации видов водного транспорта и с помощью стрелочки, указывающей на части судна, предложить ребятам называть их).
В чем же необычность конструктора, который перед вами? (Созданные из него модели могут двигаться при подключении к компьютеру). Верно, и сегодня мы с вами вместе сконструируем игрушку «Непотопляемый парусник», которую можно будет привести в движение с помощью программы на компьютере.
Вы будете моими помощниками и соберете только парус (и/или корпус - в зависимости от способностей детей) из тех деталей, которые у вас на столах. Потом закрепите их на основании игрушки и запустите компьютерную программу, которую создам я. Если мы всё сделаем верно, то наш парусник будет качаться на волнах и гудеть. Готовы к работе? (Ответы детей)
3. Затруднение в игровой ситуации. (2 мин)
Но сможете ли вы сразу приступить к созданию парусника? (Ответы детей). Верно, мы не совсем еще готовы к работе, ведь не знаем, какие детали используются при создании «Непотопляемого парусника» и как они называются.
Поэтому сначала давайте рассмотрим образец игрушки (Демонстрируется; анализируется вместе с детьми).
4.Открытие нового знания. Конструирование. (20 мин.)
Из каких основных частей она состоит? (Ответы детей). (Педагог обращает внимание на следующие термины: мотор, большое и малое зубчатые колеса, мотор и др.). (Также рассматриваются и анализируются детали, используемые в основании конструкции парусника).
Вот, а теперь вы готовы к работе по созданию парусника. Каждый из вас выполнит из деталей конструктора парус (и/или корпус). Вы работаете вдвоем, но каждый с деталями из своего набора. Затем вместе прикрепляете парус на основании корпуса. Помогайте друг другу. Будьте внимательны при соединении деталей, чтобы игрушка могла «завестись»
(Дети конструируют парус и/или корпус парусника; при необходимости педагог дает пояснения, разъяснения, оказывает помощь). (По мере завершения конструирования паруса и/или корпуса педагог раздает детям основание конструкции и показывает, как закрепить корпус и парус на мачте). В процессе работы педагог обращает внимание детей на аккуратность при создании конструкции. Также педагог проводит зрительную гимнастику и организует двигательную активность детей.
(Одновременно педагог (или совместно с детьми после завершения ими постройки) создает программу на компьютере. По завершению целостной конструкции «Непотопляемый парусник» педагог обращает внимание детей на экран и поясняет изображение программы, делая акцент на блоке «Начало» и кнопке «Стоп»).
Молодцы! Сегодня вы смогли завершить конструкцию парусника. А вместе мы с вами создали игрушку, которую привели в движение с помощью компьютера и помогли Вадиму. Теперь он самостоятельно сможет конструировать такой парусник и благодарит вас за это.
Вадим еще вспомнил, что продавец говорил, что можно сочинять истории про путешествия судна…А давайте придумаем историю путешествия нашего парусника (Варианты идей детей)
Я придумала начало истории. Помогите мне придумать ее продолжение.
Как-то раз, когда парусник был далеко от морского берега, началась гроза, и поднялись волны; небо потемнело… Парусник попал в шторм – буря, сильный ветер. Что стало происходить с парусником дальше? Судно стало крениться (наклоняться) то на правый, то на левый бок, раздался скрип в моторе... Что случилось? (Предположения детей) Верно, судно сбилось с курса и могла произойти беда… Как помочь капитану? (Ответы детей). Правильно, нужен маяк – это сооружение на пути мореплавателей, которое помогает им не сбиться с курса. Как сигналят маяки? (Ответы: светом, звуком сирены) Я уже создала маяк с сиреной, и теперь надо его испытать. (Педагог конструкцию маяка (на основе вертушки) подключает к компьютерной программе и запускает ее) Маяк исправен!
Проблема: Что нужно сделать теперь, чтобы помочь капитану избежать беды в шторм и отремонтировать мотор парусника? (Дети высказывают предположения)
Верно, сейчас попробуем запустить вместе и парусник, и маяк (Педагог запускает программу маяка, а дети – парусника. Изменения в программу парусника вносит педагог, поясняя детям – экспериментирует с датчиком наклона и/или со звуком)
5. Рефлексия (3 мин).
Как вы думаете, смогли ли мы помочь Вадиму понять устройство заводной игрушки «Непотопляемый парусник»? (Ответы детей). Почему парусник назвали непотопляемым? (Ответы детей: в нашей истории удалось помочь паруснику в шторм с помощью маяка). Как нам это удалось? (Ответы детей. Мы смогли создать и запустить программу на компьютере). (Педагог подводит детей к обозначению в речи новых знаний и умений). После завершения работы педагога обращает внимание на то, что нужно привести в порядок рабочее место, аккуратно разобрать постройки и сложить детали в коробку.
Примечание.
Модификация программы конструкции.
Программа «Непотопляемый парусник» модифицируется, добавляется Блок «Датчик наклона».
Вход Случайное число Блока «Ждать» заменяется на Блок «Датчик наклона». Добавляются три Блока «Звук»: в начало программы, после Блока «Датчик наклона» («Носом вверх») и после Блока «Датчик наклона» («Носом вниз»). Сначала программа воспроизводит Звук 10 (Гром). Затем задаёт уровень мощности мотора 2 и ожидает, когда датчик наклона будет
опущен. После этого программа воспроизводит Звук 9 (Скрип), задаёт уровень мощности мотора 6 и ожидает, когда датчик наклона будет поднят. Тогда программа воспроизводит Звук 8 (Всплеск) и повторяется сначала.
Если щёлкать на Блоке «Датчик наклона», положение, на которое он будет реагировать, последовательно изменяется: «Носом вверх», «Носом вниз», «На левый бок», «На правый бок», «Нет наклона» и «Любой наклон».
Потамошнева Наталья Алексеевна
Лапшина Ольга Александровна
Лапшина Ольга Александровна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Лапшина Ольга Александровна
Потамошнева Наталья Алексеевна