Технологическая карта урока русского языка в 6 классе «Местоимение как часть речи»
Технологическая карта урока русского языка
6 класс
УМК М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова
Тема урока «Местоимение как часть речи»
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Цель урока: повторение и обобщение теоретического материала.
Задачи:
1.совершенствовать умения и навыки учащихся работы с текстом, находить в тексте местоимения , определять морфологические признаки местоимения, синтаксическую роль,объяснять изученные орфограммы.
2.Развивать познавательную деятельность учащихся, память, внимание, быстроту реакции, умение систематизировать изученный материал.
3. Воспитывать интерес к предмету, внимание к слову, культуру речи.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты | ||
Вводно-мотивационный. Ц:включение учащихся в деятельность. Постановка учебной задачи Операционно – содержательный этап Ц:систематизировать знания о местоимении как части речи, совершенствовать умения и навыки работы с текстом Рефлексия | Приветствует уч.-ся, проверяет готовность к уроку. Показывает уч-ся несколько упражнений по нейрофитнесу Притча об учёбе и знаниях от Леонардо Да Винчи Получив однажды сильный удар от огнива, кремень возмущенно спросил у обидчика: – С чего ты так набросилось на меня? Я тебя знать не знаю. Ты меня, видимо, с кем-то путаешь. Оставь, пожалуйста, мои бока в покое. Я никому не причиняю зла. – Не сердись попусту, сосед, – с улыбкой промолвило огниво в ответ. – Если ты наберешься немного терпения, то вскоре увидишь, какое чудо я извлеку из тебя. При этих словах кремень успокоился и стал терпеливо сносить удары огнива. И ,наконец, из него был высечен огонь, способный творить подлинные чудеса. Так терпение кремня было по заслугам вознаграждено. Притча сказана для тех, кто поначалу робеет в учебе. Но если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок Языковая разминка На доске с одной стороны закреплена карточка Местоимение, с другой признаки и понятия разных частей речи.Обуч.-ся должны выбрать понятия и признаки, относящиеся к местоимению.
С признаками какой части речи мы с вами работали? Учитель выдает сплошной текст. Обучающиеся должны выделить тесты разных стилей, восстановить абзацы.У каждого обучающегося текстовыделители 1 Около Антарктиды со стороны Африки есть маленький островок. Он скалистый, покрыт льдами. Анатомическое строение пингвинов связано с тем, что они обитают в экстремальных природных условиях, связанных с достаточно низкими температурами И вокруг в холодном океане плавают льдины. Всюду крутые скалы, только в одном месте берег низкий — это пингвиний пляж. С корабля мы выгрузили свои вещи на этот пляж. Пингвины вылезли из воды, столпились у ящиков. Бегают по мешкам, клюют их и громко кричат, переговариваются: никогда они не видели таких удивительных вещей! Естественными местами обитания пингвинов стали водные просторы южного полушария, а также прибрежные акватории Антарктики и Новой Зеландии, южные региона Австралии и Южной Африки, а также побережья Южной Америки и Галапагосские острова. Один пингвин клюнул мешок, голову склонил набок, постоял, подумал и громко что-то сказал другому пингвину. Другой пингвин тоже клюнул мешок; вместе постояли, подумали, поглядели друг на друга и громко закричали: «Карр… Каррр…» У нас был большой лист фанеры. Он лежал на камнях, и пингвины на нём устроили танцы. Пробежит пингвин по фанере, назад вернётся, ещё раз пробежит, да ещё лапкой притопнет! Очередь выстроилась — всем хочется потанцевать Тут ещё пингвины с гор прибежали на нас смотреть. Много их собралось, задние на передних напирают и кричат, как на базаре. Ещё бы: ведь они первый раз увидели людей и каждому хочется вперёд пролезть, посмотреть на нас, клюнуть мешок. Вдруг слышу: сзади кто-то танцует. Пингвины на сегодняшний день представляют одно из самых многочисленных семейств. Это единственные на сегодняшний день нелетающие птицы, входящие в отряд «Пингвинообразные». Они прекрасно плавают и ныряют, но совсем не умеют летать. Один пингвин поскользнулся на гладкой фанере и на брюхе проехал, другие тоже стали падать и кататься. Весь день они танцевали на фанере. Я её не убирал. «Пускай, — думаю, — повеселятся, они, наверное, радуются, что мы приехали». Вечером пингвины построились в одну шеренгу и ушли. Один пингвин на меня загляделся и отстал. Потом он догнал остальных пингвинов, но никак не мог идти в ногу, потому что всё на меня оглядывался. Эти животные обладают обтекаемой формой тела, что позволяет им без проблем перемещаться по водным просторам морей и океанов. Это достигается благодаря прекрасно развитой мускулатуре, устройству костей, а также наличию крыльев 2.Сколько текстов вы выделили? 3. Докажите , что это тексты? Определите стили текста. 4.Озаглавьте текст художественного стиля. Учитель сообщает, что автор текста Г.Снегирёв, рассказ называется «Пингвиний пляж» 5.Найдите в тексте стилистически окрашенное слово, подберите к нему стилистически нейтральный синоним. 6.Найдите в тексте местоимения ,укажите их разряд, заполните ТК 7. «Лови ошибку» В ТК дан морфологический разбор местоимения с ошибками. Обуч.должны найти и исправить ошибки. 8.Синтаксический разбор предложения. 9.Самостоятельная работа со взаимопроверкой. . Ребята, давйте прочитаем тему урока, задачи. Что у нас получилось, а над чем нужно будет поработать. Закончить предложения Я знаю________________________ Я умею__________________________ Я могу__________________________________ | Подготовка уч.-ся к уроку Обуч.-ся по цепочке выходят к доске и перемещают карточки с признаками местоимения. Отвечают на вопрос. Записывают в ТК тему урока Работают с текстом Цифрами обозначают абзацы Обуч.-два текста, научного и художественного стиля.Доказывают научность одного из текстов. В другом называют средства выразительности. Называют слово брюхо-живот. Работают с текстом и ТК В ТК исправляют ошибки Осуществляется взаимопроверка,выставляют оценки. | Личностные:самоопределение Метапредметные:планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками Метапредметные результаты Целеполагание (Р)Предметные: Самостоятельное формулирование цели. Коммуникативные :умение слушать, участие в коллективной деятельности Развитие монологической речи , умение слушать(К) Использование ранее полученных знаний(П) Извлечение нужной информации , осознанное построение речевого высказывания, технология приёма изучающего чтения.(П) Анализировать, обобщать,группировать слова, делать выводы (П,Р,Л) Умение осуществлять взаимопроверку Самооценка на основе успешности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности |
Г.Снегирёв «Пингвиний пляж»
Около Антарктиды со стороны Африки есть маленький островок. Он скалистый, покрыт льдами.
И вокруг в холодном океане плавают льдины. Всюду крутые скалы, только в одном месте берег низкий — это пингвиний пляж. С корабля мы выгрузили свои вещи на этот пляж.
Пингвины вылезли из воды, столпились у ящиков. Бегают по мешкам, клюют их и громко кричат, переговариваются: никогда они не видели таких удивительных вещей!
Один пингвин клюнул мешок, голову склонил набок, постоял, подумал и громко что-то сказал другому пингвину. Другой пингвин тоже клюнул мешок; вместе постояли, подумали, поглядели друг на друга и громко закричали: «Карр… Каррр…»
Тут ещё пингвины с гор прибежали на нас смотреть. Много их собралось, задние на передних напирают и кричат, как на базаре. Ещё бы: ведь они первый раз увидели людей и каждому хочется вперёд пролезть, посмотреть на нас, клюнуть мешок.
Вдруг слышу: сзади кто-то танцует.
У нас был большой лист фанеры. Он лежал на камнях, и пингвины на нём устроили танцы. Пробежит пингвин по фанере, назад вернётся, ещё раз пробежит, да ещё лапкой притопнет! Очередь выстроилась — всем хочется потанцевать
Один пингвин поскользнулся на гладкой фанере и на брюхе проехал, другие тоже стали падать и кататься.
Весь день они танцевали на фанере. Я её не убирал. «Пускай, — думаю, — повеселятся, они, наверное, радуются, что мы приехали».
Вечером пингвины построились в одну шеренгу и ушли. Один пингвин на меня загляделся и отстал. Потом он догнал остальных пингвинов, но никак не мог идти в ногу, потому что всё на меня оглядывался.
Пингвины на сегодняшний день представляют одно из самых многочисленных семейств. Это единственные на сегодняшний день нелетающие птицы, входящие в отряд «Пингвинообразные». Они прекрасно плавают и ныряют, но совсем не умеют летать.
Эти животные обладают обтекаемой формой тела, что позволяет им без проблем перемещаться по водным просторам морей и океанов. Это достигается благодаря прекрасно развитой мускулатуре, устройству костей, а также наличию крыльев
Анатомическое строение пингвинов связано с тем, что они обитают в экстремальных природных условиях, связанных с достаточно низкими температурами
Естественными местами обитания пингвинов стали водные просторы южного полушария, а также прибрежные акватории Антарктики и Новой Зеландии, южные региона Австралии и Южной Африки, а также побережья Южной Америки и Галапагосские острова
Технологическая карта ученика
Дата
Фамилия, имя________________________________________________
Тема урока_______________________________________________________
Задачи урока_____________________________________________________
1.Из текста Г.Снегирёва «Пингвиний пляж» выписать местоимения, распределяя их по разрядам
Личное | Возвратн. | Указат. | Определьн. | Неопредел. | Отрицат. | Притяж. | Вопрос.-относит. |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
2.Найдите ошибки в морфологическом разборе, исправьте их :другому (пингвину)
1 Другому –местоимение, указывает на лицо______________________________________
Н.ф._другой_______________________________________________
2. Морфологические пр.:_указательное,муж.р.,предложный падеж, ед.ч______________________________________________________
3.Синтаксическая роль: дополнение
3.Произведите словообразовательный разбор слов:
Кто-то_____________________________________________
Что-то______________________________________________
Притопнет___________________________________________
4 Дайте правильную характеристику предложения,подчёркивая нужное. Расставьте знаки препинания, графически обозначьте члены предложения.
Пингвины вылезли из воды столпились у ящиков.(Побудительное, нераспространённое, сложное, повествовательное, двусоставное, простое, односоставное, осложнено обращением, обобщающим словом, однородными подлежащими, сказуемыми, распространённое)
5 Мини –тест
Укажите строку , где все местоимения указательные
А. этот, такой, те, сам
Б .кто-то, таков, никто
В . этот, столько, таков, такой
Укажите строку , где все местоимения пишутся через дефис
А. кое (кто), кое(с) кем, у кого(то)
Б ни(кто), чем(нибудь), не(с)кем
В кто(нибудь),что(то), кое(чего)
3 Укажите предложение в котором есть определительное местоимение.
А .Солдаты не нашли ничего подозрительного
Б. Мы всем классом пришли в цирк.
В. Мама получила от кого-то по почте чудесную открытку.
Итог
Я знаю________________________
Я умею__________________________
Я могу__________________________________