Метапредметные задания как средство формирования универсальных учебных навыков на уроках математики в 5–6 классах
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г. ИРКУТСКА
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №38
(МБОУ г. Иркутска СОШ №38)
664048, город Иркутск, улица Севастопольская, дом 218,
факс: (3952) 44-85-37, тел: 44-87-44, 44-90-26, Е-mail: school38_nl@mail.ru
Метапредметные задания как средство формирования универсальных учебных навыков на уроках математики в 5-6 классах
Автор: Дейкун Ксения Владимировна, учитель математики
«Математике дóлжно учить
ещё с той целью, чтобы познания, здесь приобретаемые,
были достаточными для обыкновенных потребностей жизни»
Н.И. Лобачевский
Нет необходимости утверждать, что математика царица всех наук, так как мы постоянно сталкиваются с потребностью в тех или иных математических знаниях.
Математика окружает человека повсюду. Однако на деле мы видим обратное. Многие школьники перестают считать устно и письменно, большие трудности испытывают при решении задач, иногда не желают их решать совсем. Нынешний школьник не приучен мыслить, мало работает самостоятельно. Об этом говорит и низкий процент решённых на ГИА и ЕГЭ по математике нетиповых задач.
Математику мы рассматриваем как важнейшую составляющую качественной подготовки обучающихся. Никто не будет отрицать, что математика является важным элементом общей культуры, универсальным языком всех изучаемых наук. А качественное математическое образование - это важнейшая задача современного образования.
Важная сторона математики - практическая, связанная с умением выполнять математические расчёты, анализировать, находить в справочниках и применять математические формулы, измерять и осуществлять построения, читать и обрабатывать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков.
В настоящее время формирование метапредметных умений становится центральной задачей любого обучения. В руках учителя математики богатый материал для развития метапредметных умений учащихся – это математические задачи. Ведь решение задач способствует формированию важнейших качеств умений личности ребенка, необходимых ему для жизни.
В своей практике я уже давно применяю метапредметные задания для формирования универсальных учебных навыков.
Включая метапредметные задания в основу урока, или используя их на занятиях метапредметного курса, педагог решает задачу усвоения обучающимися учебного материала различных предметов в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации.
Приведу примеры метапредметных заданий. Я сама очень люблю историю и географию, особенно историю и географию Иркутской области, и, поэтому, на моих уроках очень много заданий, содержащих какую-либо историческую и географическую информацию. Я разработала целый сборник метапредметных задач для 5-6 класса, активно им пользуюсь и дополняю новыми задачами.
Задача 1. Самое глубокое озеро в мире — Байкал. Максимальная глубина озера 1642 метра. На втором месте по глубине стоит озеро Танганьика его глубина на 172 метра меньше глубины озера Байкал. Озеро Танганьика на 445 метров глубже Каспийского моря. Насколько озеро Байкал глубже Каспийского моря?[12],[1]
А знаете ли вы, что | Из 52 видов байкальских рыб к эндемичным относятся 27 видов. По геологическим исследованиям возраст Байкала 20 - 25 млн. лет – это время от начала заполнения его котловины водой. На побережье Байкала найден кедр в возрасте 550 лет и лиственница в возрасте 700 лет. При этом древесина их стволов не имела даже сердцевинной гнили, а крона - никаких признаков возрастного угнетения. Кедр в 550 лет продолжал плодоносить. Бассейн Байкала без акватории составляет около 570 тыс. кв. км, что превышает площадь Франции или Украины (без Крыма). |
Обрати внимание на диаграмму
Диаграмма 1
Глубина Байкала в сравнении с глубинами Каспийского моря
и озера Танганьика
Узнайте, какое озеро самое маленькое в мире.
Деятельность ученика | Развиваемые УУД |
1. Составление плана решения задачи: 1) Найти глубину озера Танганьика 2) Найти глубину Каспийского моря 3) Определить, на сколько метров озеро Байкал глубже каспийского моря | Регулятивное действие планирования (составление плана и последовательности действий), и саморегуляции. |
2. Решая задачу, обучающиеся осуществляют пооперационный и итоговый контроль | Регулятивное действие коррекции и контроля (реализуется за счет сравнения ответа задачи с предложенной диаграммой) Познавательное действие кодирования (преобразование информации из текстовой формы в графическую форму и наоборот) |
Обсуждение задачи проводят коллективно.
Деятельность ученика | Развиваемые УУД |
4.В ходе обсуждения решения задачи, обучающиеся отстаивают свою точку зрения по плану решения задачи, приводя аргументы и подтверждая их фактами | Познавательные логические действия (построение логической цепи рассуждений; доказательство). Познавательное действие рефлексии (контроль и оценка процесса и результатов деятельности) |
5. Понимают позицию одноклассника и различает в его речи доказательство и факты. | Коммуникативное действие управления поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий). Коммуникативное действие владения монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка |
6.В ходе дискуссии, обучающиеся сравнивают разные точки зрения, проявляют терпение и доброжелательность. | Личностное действие нравственно- этическая ориентация |
6. Чтение рубрики задачи «А знаете ли вы, что?», о некоторых фактах озера Байкала. | Познавательное действие чтение (смысловое чтение, свободная ориентация и восприятие текстов, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации) |
7. Выполнение домашнего задания: «Какое озеро самое маленькое в мире?». | Познавательное действие поиска и выделения необходимой информации и оценивать её достоверность; применение методов информационного поиска |
Задача 2. Спасская церковь (рис. 1) является самым старым каменным сооружением Иркутска. Церковь расписана не только изнутри, но и снаружи. Уникальна эта церковь ещё и своими колоколами (рис. 2). Это единственное место в Иркутске, где любой желающий может подняться на колокольню и позвонить [18,70].
Рис. 1 Спасская церковь Рис. 2 Колокол Спасской церкви
Задание:
Колокол Спасской церкви весом 80 килограмм состоит из бронзы и серебра, и серебра содержится 0,125 от всего веса. Сколько серебра содержится в колоколе?
Исследование:
1. Где в Иркутске находится Спасская церковь?
2. Кто завез в Иркутск колокола для Спасской церкви?
3. Зачем при изготовлении колокола добавляли серебро?
Посмотри, как выглядела Спасская церковь в 1672 году (рис. 3) и как она выглядит сейчас (рис. 4)
Рис. 3 Спасская церковь Рис. 4 Спасская церковь в 2011 году
в 1672 году
А знаете ли вы, что | Спасская церковь является единственным сооружением Иркутского кремля, которое дошло до наших дней. Также, наряду с Богоявленским Собором — старейшее церковное каменное здание в Восточной Сибири и Дальнем Востоке. В церкви имеется большая коллекция колоколов, в том числе уникальных гилевских. В 1861 году церковь сильно пострадала из-за землетрясения — её пришлось восстанавливать. В 1879 году храм спасали от сильного пожара, поливая водой. | | ||
| | | | |
Деятельность учеников | Развиваемые УУД | |||
1. Составление плана решения задач 1) Определить содержание серебра в колоколе Спасской церкви 2) Определить площадь, которую занимают Московские ворота. Работая в паре по два человека, обучающиеся распределяют деятельность по задаче между собой. Обсуждают решение задачи, помогают друг другу в решении задачи. | Регулятивное действие планирования (составление плана и последовательности действий), и саморегуляции (самостоятельность при составлении плана). Познавательное действие рефлексии (контроль и оценка процесса и результатов деятельности) Коммуникативное действие управления поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий). Коммуникативное действие планирования учебного сотрудничества со сверстником — определение цели, функций участников, способов взаимодействия, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | |||
2. Решая задачу, обучающиеся осуществляют пооперационный и итоговый контроль | Регулятивное действие коррекции и контроля (в ходе решения задачи) |
Обсуждение задачи проводят коллективно.
Деятельность учеников | Развиваемые УУД |
4.В ходе обсуждения решения задачи, обучающиеся отстаивают свою точку зрения по плану решения задачи, приводя аргументы и подтверждая их фактами, а также понимают позицию одноклассника и различает в его речи доказательство и факты. Проявляют терпение и доброжелательность. | Познавательные логические действия (построение логической цепи рассуждений; доказательство). Познавательное действие рефлексии (контроль и оценка процесса и результатов деятельности) Коммуникативное действие управления поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий). Коммуникативное действие владения монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка Личностное действие нравственно- этическая ориентация |
5. Чтение рубрики задачи «А знаете ли вы, что?», о некоторых фактах Спасской церкви. | Познавательное действие чтение (смысловое чтение, свободная ориентация и восприятие текстов, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации) |
6. Проведение исследования: 1. Где в Иркутске находится Спасская церковь? 2. Кто завез в Иркутск колокола для Спасской церкви? 3. Зачем при изготовлении колокола добавляли серебро? 4. Когда состоялась первая закладка триумфальной арки? 5.Для чего использовались помещения ворот? И обсуждение проведенных исследований Проявляют терпение и доброжелательность к друг другу. Слушают выступления по проведенному исследованию. | Познавательное действие поиска и выделения необходимой информации и оценивать её достоверность; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательное действие чтение (смысловое чтение, свободная ориентация и восприятие текстов, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации) Личностное действие нравственно- этическая ориентация. Коммуникативное умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Использование межпредметных связей на уроках математики, показывают, что повышается познавательный интерес учащихся, а как следствие познавательная активность и познавательная деятельность учеников.
Еще хочется подчеркнуть, что несмотря на отсутствие четких взаимосвязей в программах и учебниках, каждый из нас имеет широкие возможности для реализации межпредметных связей в процессе обучения.
Список литературы
Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) // http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm
Наумова М.В. Метапредметные компетенции как условие развития мыслительной деятельности у учащихся на уроках математики в средней школе . // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7 – С. 129-133 URL: www.rae.ru/meo/?section=content&op=show_article&article_id=5527
Каспийское море – Википедия. Поисковик Гугл [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://ru.wikipedia.org/wiki/Каспийское_море.
Байкал – Википедия. Поисковик Гугл [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://ru.wikipedia.org/wiki/Байкал.
18. Памятники истории и культуры Иркутска [Текст] / А. В. Дулов, А. В. Корзун, В. Т. Щербин. – Иркутск : Вост. Сиб. Книж. Изд., 1993. – 448 с.