
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 194 г. Челябинска»
Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории Чистякова Н.Г.
Применение метода
фокальных объектов
в работе с детьми
дошкольного возраста

Метод фокальных объектов (МФО) – это метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств, других, случайно выбранных объектов.
Метод фокальных объектов (МФО) – это метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств, других, случайно выбранных объектов.
В первоначальном виде этот метод стал известен как “метод каталога”. Он был предложен в 1926 году немецким профессором Ф. Кунце, а затем в 50-ые годы ХХ века усовершенствован американским ученым Чарльзом Вайтингом.

Цели работы применения МФО в работе с дошкольниками
Придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая привычный реальный объект.
Познакомить детей с чем-то новым или закрепить ранее полученные знания, рассматривая предмет с необычной стороны.
Составить рассказ, сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения (полностью или частично).
Проанализировать художественное произведение или картину.
Разработать новый вид программы, занятия, прогулки, подвижной игры и т.д., выбрав из найденных словосочетаний то, которое больше нравится или подходит по цели.
Задачи МФО
Метод фокальных объектов используется в целях развития у детей дошкольного возраста (3-7 лет) воображения, речи, фантазии.

АЛГОРИТМ МЕТОДА ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ
АЛГОРИТМ МЕТОДА ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ
(6 шагов, выполняемых последовательно)
Шаг 1. Выбираем фокальный объект – то, что мы хотим усовершенствовать.
Шаг 2. Выбираем случайные объекты.
Шаг 3. Записываем свойства случайных объектов.
Шаг 4. Найденные свойства присоединяем к исходному объекту.
Шаг 5. Полученные варианты развиваем путём ассоциаций.
Шаг 6. Оцениваем с точки зрения эффективности, интересности и жизнеспособности полученные решения.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МФО С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Использовать случайные слова из разных областей: техника, поэзия, фантастика, явления природы, живые объекты и др.
Выбранным объектом могут быть: любое слово из любой книги; карточки с картинками; игрушки или яркие предметы.
Слова не должны относиться к той же области, что и сам фокальный объект.
При выборе свойств следует избегать банальных определений, таких слов как: красивый, жёлтый, треугольный, тяжелый, надежный и т.д., т.к. они подходят почти к любому объекту поэтому, высока вероятность того, что при ассоциировании с фокальным объектом они не дадут интересного сочетания. Можно выбирать свойства, признаки, которые объект проявляет иногда.
При генерации новых идей на основе полученных словосочетаний важно развивать цепочки ассоциаций, давать несколько вариантов ответов на вопросы: «Что это может быть?", «Где это можно использовать?". вопрос «Кому это надо?"

ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ
При ответе детей их необходимо слушать внимательно, восхищаться новой идеей.
Отсутствие отрицательных оценок и критики в адрес ребенка.
Привычные оценочные слова заменяются и разбавляются синонимами, например, использовать не слово "правильно", а слова "замечательно", "здорово", "интересное решение", "необычный подход«.
Поддерживать ребенка, когда он хочет возразить взрослому, не пресекать этих попыток, наоборот, учить доказывать, возражать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения.

Случайный объект
Признаки случайного объекта
Фокальный объект
Идея (усовершенствованный объект)
Очки
солнечные, защитные,
модные
Машина
Машина солнечная – подзаряжается от солнечного света;
Машина защитная – с электрошокером, встроенным в замок зажигания, поэтому ее невозможно угнать
Машина мягкая – салон машины имеет особое мягкое покрытие, в таком салоне невозможно удариться,
Детская машина – в виде игрушки
Машина раскрывающаяся – складная, может уменьшать размеры, цветная – меняет цвет, в зависимости от погоды,
крепкая – ударопрочная, не останутся вмятины при столкновении
Валенки
тёплые,
мягкие,
детские
Парашют
раскрывающийся
цветной,
крепкий

Случайный объект
Признаки случайного объекта
Фокальный объект
Идея (усовершенствованный объект)
Дерево
высокое
зеленое
с толстыми корнями
Кастрюля
Кастрюля с корнями -
кастрюля с теплоизолирующим дном
Электрическая кастрюля – работает от электричества
Светящаяся кастрюля - светится
Прозрачная кастрюля - прозрачные стенки
Разбитая кастрюля – разделенная на секции для одновременной готовки нескольких блюд
Мяукающая кастрюля – подает сигнал когда блюдо будет готово
Лампа
электрическая
светящаяся
разбитая
прозрачная, перегорает, включается в электросеть
Кошка
игривая
пушистая
мяукающая

Случайный объект
Признаки случайного объекта
Фокальный объект
Идея (усовершенствованный объект)
Лампа
светится,
теплая,
прозрачная, перегорает, включается в электросеть
Кукла
Кукла светится изнутри. в комнате темно, а она светится. не потеряешь и даже читать можно!
Кукла теплая – с ее помощью можно греться
кукла прозрачная. видно, что у нее внутри, можно изучать анатомию
Кукла перегорает – у нее есть запасные части: набор рук, ног, голов, платьев.
кукла-конструктор.
Летающая кукла -
Надувная кукла - надутой куклой можно играть в ванне, учиться плавать...
Кукла показывает упражнения утренней зарядки, аэробики, йоги
кричит, когда ее начинают ломать или при ней ссорятся...
Воздушный шарик
летает,
надувается,
не тонет, отскакивает
Телевизор
показывает,
говорит,
поет

ИГРЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ
Игра «Фантастические животные»
Ребенок называет 3 случайных животных и 3-4 свойства каждого. Затем выбирает животное, на которое будет переносить эти свойства. Можно нарисовать того, кто получился или рассказать про его жизнь.
Игра «Давай поменяемся»
Ребенок выбирает 3 объекта: кот, самокат, воздушный шар. Называет их признак: кот ленивый, самокат катящийся, воздушный шар лопающийся. Перемешивает свойства и их объекты: кот лопающийся, самокат ленивый, воздушный шар катящийся. Объясняет когда такое может быть: кот лопающийся – когда кот – это форма воздушного шара и он лопнул, самокат ленивый – ребенок отдыхает, а самокат лежит рядом, воздушный шар катящийся – когда в него насыпали муки и он перемещается, только если его катят.
Игра «Отгадай секрет»
Взрослый предлагает необычные словосочетания признак + объект, а ребенок предлагает гипотезы, от какого объекта взяты признаки. Например, меховая книга – от крысы, кота, лысая кровать – от головы лысого человека, породы кошек — сфинкс.

Метод фокальных объектов развивает воображение, мышление.
Метод можно использовать в отрыве от реальности, как тренажер поиска ассоциативных связей, а можно для решения жизненных задач.
Есть вероятность найти сильные идеи, такие, которые логическим путем найти невозможно.
Детям нравится этот метод, потому что он похож на игру и в нем четкая последовательность действий.
МФО делает речь ребенка разнообразной, интересной, увеличивается словарный запас; дошкольники учатся выражать свои мысли.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
материалы сети интернет в открытом доступе, в том числе:
https://vk.com/wall-55344597_151 Приемы развития фантазии и воображения... | Логопед | Запуск речи | Раннее развитие
https://www.1urok.ru/categories/19/articles/67101 Мастер–класс для воспитателей ДОУ «Метод фокальных объектов, как средство развития креативного мышления дошкольников» | Дошкольное образование | СОВРЕМЕННЫЙ УРОК
https://urok.1sept.ru/articles/101953 Использование метода фокальных объектов в работе с дошкольниками
https://azbyka.ru/deti/trening-razvitiya-fantazii-i-voobrazheniya Развитие фантазии и воображения у ребенка. Тренинг - Азбука воспитания
https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2022/01/19/36-priemov-fantazirovaniya-s-doshkolnikami 36 приемов фантазирования с дошкольниками