12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Белова
Аккаунт удалён
1

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ОДИН ИЗ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯИХ СПО: НА ПРИМЕРЕ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОГО И ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 22.02.06 СВАРОЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Белова Марина Павловна, 

преподаватель высшей категории,

Мариупольского машиностроительного

профессионального колледжа ГВУЗ «ПГТУ»


МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ОДИН ИЗ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯИХ СПО: НА ПРИМЕРЕ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОГО И ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 22.02.06 СВАРОЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Аннотация. В статье рассматривается метод проектов как практико-ориентированной технологии. А также применение данного метода в образовательных организациях СПО, на примере выполнения курсового и дипломного проекта обучающихся в образовательной организации СПО специальности 22.02.06 Сварочное производство.

Постановка проблемы. На сегодняшний день вопрос подготовки высококвалифицированного специалиста, способного создавать и распространять современные технологии является приоритетным направлением среди образовательных организаций среднего профессионального обучения. Успешность профессиональной деятельности специалиста зависит от уровня его информационной культуры, которая обеспечивает умение находить информацию для решения определенной проблемы, анализировать ее, предоставлять гипотезы, делать необходимые обобщения, устанавливать закономерности, делать аргументированные выводы.

Поэтому педагогический процесс требует особой организации, с усилением практического, межпредметного и прикладного аспектов, который достигается методом подготовки профессиональной деятельности, выхода от декларирования знаний к формированию практических умений. Предусматривается включение в процесс образования проблемных ситуаций, задач, способы и технологии решения которых отвечают профилю будущей профессиональной деятельности обучающихся.

Происходит усиление поисковой и проблемно-исследовательской деятельности учебного процесса, активизация самостоятельной работы обучающихся в направлении решения ситуаций, которые имитируют проблемы профессиональной деятельности.

Постановка задания. Цель статьи – обосновать особенности применения проектных технологий в формировании профессиональных компетенций специалистов СПО.

Анализ последних исследований и публикаций. Одним из эффективных методов профессионализации обучения в образовательной организации СПО, по оценке исследователей считается практико-ориентированный подход, который максимально приближает подготовку специалистов к будущей профессиональной деятельности. Среди способов практико-ориентированной деятельности будущих специалистов является их активная работа по созданию проектов, связанных с самоорганизацией в профессиональной деятельности.

Изложение основного материала. Проектные технологии являются воплощением идеи продуктивного обучения, за которыми образовательный процесс имеет на выходе индивидуальный опыт продуктивной деятельности. Задание преподавателя – создать условия, при которых обучающиеся самостоятельно действуют для достижения поставленных целей, добывают необходимые знания из разных источников, параллельно развивая исследовательские и коммуникативные умения.

Проектные технологии ориентируют обучающихся на создание образовательного продукта. Обучающиеся индивидуально или в группой выполняют исследовательскую, конструкторскую и другие виды работ по определенной теме.

Метод проекта – это способ представления желаемого результата и действий по его достижению. Поэтому любой проект должен содержать задание и постановку цели, которые дают видение будущего результата, определения конкретных действий, которые необходимо реализовать в конкретных условиях.

Проектная работа способствует развитию компетентностей, которые будут нужны не только в будущей профессиональной деятельности, но и в социальной жизни человека. К их числу относится:

1. Умение решать проблемы и работать в команде.

2. Умение участвовать в дискуссии и критически относиться к проблеме..

3. Умение работать с информацией.

4. Умение ставить цель и определять задачи.

Всего этого можно достичь, если следовать основному принципу проектного метода – предоставить проектным группам возможность работать самостоятельно.

Именно проектной и командной работе я хочу посвятить данную статью, на примере выполнения курсового и дипломного проекта обучающихся в образовательной организации СПО специальности 22.02.06 Сварочное производство.

Цель данных проектов – привить обучающимся навыки самостоятельного решения технологических и организационных задач по изготовлению сварных конструкций на основе знаний, полученных при изучении профессиональных дисциплин и в процессе прохождения практики. Одна из задач проектирования – научить обучающихся пользоваться технической литературой, нормативами, ГОСТами, справочными материалами и международными стандартами.

Курсовой и дипломный проект позволяют установить степень усвоения обучающимися знаний, полученных по профессиональным дисциплинам и оценить их умение применить эти знания. В проекте необходимо разработать прогрессивный, технологический процесс изготовления конструкции наиболее эффективный в экономическом отношении, по сравнению с производственным, предусматривая максимальную комплексную механизацию и автоматизацию, роботизацию производственного процесса, поточные методы производства. В проекте необходимо применить высокопроизводительное оборудование, робототехнические комплексы, приспособления, энергосберегающие технологии и оборудование.

Основой для выполнения данных проектов являются: критический анализ техпроцесса, оборудования и приспособлений, действующих на предприятиях, а также литературные данные о передовом опыте производства сварных конструкций.

Законченный курсовой или дипломный проект, обучающийся или группа обучающихся, передает на рецензию руководителю и при положительной оценке защищает его перед комиссией. Проект дает возможность подготовить обучающегося к решению производственных технологических задач при проектировании технологического процесса на изготовление сварной конструкции.

Подход к выбору темы проекта подразумевает разные вариант, но все они должны быть актуальными. Также проект должен заинтересовать предприятие, на базе которого будут проходить исследования.

Другой вариант подхода к выбору темы курсового или дипломного проекта, и именно его я использую в своей работе, заключается в ориентации на будущее трудоустройство. Выбирается такая тема проекта, которая в большей своей части отвечает будущей профессиональной деятельности и в дальнейшем работе по специальности. В основном это проект участка изготовления сварки или наплавки определенной конструкции.

Кратко изложу содержание курсового проекта для обучающихся в образовательной организации СПО специальности 22.02.06 Сварочное производство.

1. Общая часть.

При изучении данного разделе проекта, обучающимся необходимо рассмотреть следующие вопросы:

- определиться с актуальностью разрабатываемой темы, ориентируясь на отрасль промышленности, в которой изготавливается конструкция;

- исследовать назначение и условия работы заданной конструкции;

- произвести анализ технологичности;

- изучить технические условия на основные и сварочные материалы;

изучить технические условия на заготовку, сборку, сварку, а также контроль качества, который осуществляется на всех этапах производственного цикла.

2. Технологическая часть.

Данный раздел рекомендуется рассматривать на основании спецификации и требований на изготовление конструкции, по следующим направлениям:

- выполнить нормирование заготовительных и сборочно-сварочных операций. При этом, каждый обучающийся нормирует только те операции, которые входят в его проектируемый узел;

- обосновать выбор марки стали. Сделать вывод о свариваемости, согласно выбранной марки стали;

- обосновать выбор методов сборки и сварки конструкции, с учетом максимальной механизации и роботизации;

- произвести технико-экономическое обоснование способа сварки;

- определиться с выбором сварочных материалов;

- выполнить расчет режимов сварки;

- подобрать рациональное, энергосберегающее сварочное оборудование нового поколения;

- спроектировать сборочно-сварочное приспособление в соответствии с выбранными способами сварки. Выбрать грузоподъёмное оборудование, с учетом роботизации участка и внедрения транспортных роботизированных систем;

- исследовать способ предупреждения возникновения сварочных напряжений и деформаций, при изготовлении конструкции;

- изучить и выбрать методы контроля качества готовой продукции.

4. Экономика производства.

В экономическом разделе необходимо изучить организацию рабочего согласно выбранного способа сварки, а также выполнить расчет:

- количества рабочих мест;

- фонда заработной платы промышленно-производственного персонала;

- технологической себестоимости проектированной конструкции;

- определить экономическую эффективность проекта.

4. Мероприятия по охране труда.

В данном разделе проекта обучающиеся раскрывают следующие вопросы:

- меры электробезопасности;

- меры пожарной безопасности;

- меры защиты окружающей среды.

Из вышесказанного следует, что именно выполнение курсового и дипломного проекта в образовательных организациях СПО, может наглядно показать проектно-исследовательскую деятельность обучающихся в рамках реализации новых ФГОС.

Выводы.

Таким образом, использование метода проектов при изучении профессиональных дисциплин в подготовке будущих специалистов СПО способствует созданию условий для информационного поиска и усвоение специальных знаний, выработки умений и навыков самоорганизации в профессиональной деятельности.

Также метод проектов развивает критическое мышление, способствует творческому поиску и инновационной деятельности.


Список использованных источниковК

1. Комарова И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС (Электронный ресурс)/Комарова И.В. – Электрон.тестовые данные. – СПб.: КАРО, 2015. – 128 с. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61038/html/- ЭБС «IPRbooks», по паролю.

2. Лазарев В.С. «Новое понимание метода проектов в образовании» // Проблемы современного образования. – 2011. №6. – с.33-47.

3. Пак В.В. Метод проектов как способ формирования обобщенных проектных умений студентов инженерных вузов/ В.В. Пак// Современные проблемы науки и образования. – 2016. - №1. С.68-75.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.