Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Методы и приёмы обучения и воспитания»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 203»
Учебно-методическое пособие для педагогов
дошкольных образовательных учреждений.
«Методы и приёмы
обучения и воспитания».
Составитель :
Кашпор Оксана Владимировна
Ярославль 2022г.
Содержание
Пояснительная записка | 3 | |
1 | Понятия методы и приемы | 5 |
2 | Традиционная классификация | 6 |
3 | Классификация по характеру познавательной деятельности | 10 |
4 | Классификация по характеру определяющей деятельности | 11 |
5 | Классификация на основе целостного подходы | 11 |
6 | Список источников | 12 |
Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Методы и приёмы обучения и воспитания. [Текст] / сост. О.В. Кашпор.- Ярославль, МДОУ «Детский сад №203», 2022 - 12 с.
Руководитель: Пластинина И.Ю.
Пояснительная записка.
Современная действительность диктует повышенные требование к профессиональной деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения, направленные на всестороннее развитее ребенка, что требует знания педагогики, психологии, физиологии и понимания возрастных закономерностей развития дошкольника. В связи с чем повышение педагогического мастерства стало неотъемлемой частью профессиональной деятельности педагога.
Но, не смотря на быстро меняющееся сферу педагогической направленности, связанную, в первую очередь, с спецификой скачкообразного развития дошкольника, фундаментальными остаются знания и понимания методов и приемов обучения детей дошкольного возраста.
В дошкольной педагогике, среди прочих, наиболее распространена традиционная классификация методов и приемов обучения, в основу которой положены понимания основных форм мышления: наглядно-действенное и наглядно-образное.
Но в силу обилия материала и разнообразия способов его представления существуют и другие классификации методов обучение, которые также представлены в данном пособии.
Основной целью данного учебно-методического пособия является конспективное представление методов и приемов обучения и воспитания в области дошкольного образования.
Метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога и обучающихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Здесь же часто понимают - совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования.
Метод обучение – сложное, многомерное, многокачественное понятие, в котором находят отражение объективные закономерности, цели, содержание, принципы и формы обучения. Именно методы обучения обеспечивают учет практической реализации содержания целей обучения.
Функциями метода являются: обучающая, развивающая, воспитывающая, побуждающая, контрольно-коррекционная.
Прием обучения – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод простой по структуре.
Традиционная классификация методов и приемов обучения.
Виды методов | Практический | Наглядный | Словесный |
методы | Опыт Упражнение Учебно- произво-дительный труд (моделирование) | Иллюстрация Демонстрация Наблюдение | Объяснение Разъяснение Рассказ Беседа Инструктаж Лекция Диспут |
Практические методы
Метод | Содержание | Прием |
Опыт | Преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и пр.. | Демонстрация, исследование, поиск, решение задач. |
Упражнение | Многократноеповторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания Дидактические правила проведения упражнений: 1-ставить перед детьми учебную задачу; 2-показывать способ выполнения действий с одновременным словесным пояснением; 3-многократное повторение упражнений с постепенно усложняющейся задачей, с введением новых приемов работы, предметного оборудования; 4-контроль со стороны педагога; переход от прямого контроля к косвенному, развитие у детей элементов самоконтроля | Подражание Многократное повторение |
Учебно- произво дительный труд (моделирование) | Процесс создания моделей (объемных, плоскостных )и их использования для формирования знаний о свойствах,структуре, отношениях, связях объектов. | Замещение (рисунок, аппликация, лепка импровизация, игровая ситуация, театрализация) |
Наглядные методы
Метод | Содержание | Прием |
Иллюстрация | Показ и восприятие предметов, процессов, явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, рисунков, схем. | Показ способа действий Показ образца |
Демонстрация | Показ предмета, , способа действий | |
Наблюдение | Умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происхо -дящие изменения, устанав ливать их причины. Виды наблюдений: кратковременные и длительные; повторные и сравни -тельные; распознающего характера; за изменением и преобразованием объектов; репродуктивного харак -тера. Дидактические требования к наблюдению 1-объект наблюдения должен быть интересен для детей; 2-объект наблюдается в таких условиях, которые позволяют выявить его характерные особенности; 3-педагог намечает цель наблюдения, определяет круг новых знаний, продумывает их связь с опытом детей; 4-детям дается целевая установка для наблюдения; 5-стимулирование умственной активности и самостоятельности детей; 6-усвоенные в процессе наблюдения знания, зародившиеся чувства и отношение к наблюдае- мому должны получить свое развитие в деятель -ности детей; 7-последовательность и планомерность наблюде -ния; 8-сопровождение наблюдения точным и конкретным словом. |
Словесные методы
Метод | Содержание | Прием |
Объяснение | Истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. | вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности); указание, поручение (целостное и дробное); пояснение; педагогическая оценка; беседа (после экскурсии, прогулки, просмотра диафильмов и т.п.) |
Разъяснение | Эмоционально-словесное воздействие на воспитанников | |
Рассказ | Самостоятельно составленное связное, развернутое изложение какого-нибудь факта, события. Присуще самомостоятельный выбор содержания и речевая форма | |
Беседа | Целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. В дошкольной педагогике, как метод ознакомления с окружающим и одновременно как метод развития связной речи По содержанию выделяют познавательные (со средней группы) и этические беседы (в старшем дошкольном возрасте). По дидактическим задачам выделяют: вводные (предварительные) и итоговые (обобщающие) беседы | |
Лекция | Форма передачи учебной информации посредством ее последовательного изложения в устной форме, одна из форм организации учебной деятельности. | |
Диспут | Активный, заинтересованный, оживленный разговор, спор, участники которого стремятся обоснованно выяснить определенные проблемы, решить затронутые вопросы. |
Методы обучения по характеру познавательной деятельности
Метод | Содержание | Приемы |
Информационно- рецептивный | Экономный путь передачи информации. Представление информации, организация действий ребенка с объектом изучения | Распознающее наблюдение |
Репродуктивный | Многократное повторение информации или способа деятельности с целью формирования навыков и умений, закрепления мредставлений | Упражнение по демонстрации Катехизическая1 беседа Составление рассказа по модели |
Проблемный | Постановка проблемы и поиск её решения через опыты, наблюдения и пр. | Рассказ Воссоздающее наблюдение Разрешение коллизии Дидактические формы |
Эвристический | Поэтапное (по частям) решение поставленной проблеммы/задачи воспитанниками, при скрытом контроле педагога. | Упражнение конструктивного характера Дидактические формы Моделирование Диспут |
Исследовательский | Решение организованных или самостоятельно определенных проблемных ситуация | Опыты Эксперименты Творческие упражнения |
Классификация методов обучения по характеру определяющей деятельности: информационно-рецептивные, репродуктивные, проблемного изложения, эвристические, исследовательские.
Классификация методов обучения на основе целостного подхода, отражающего единство целей, содержания обучения, характера учебно-познавательной деятельности: методы организации, стимулирования и мотивации, методы контроля и самоконтроля в процессе обучения.
Список источников
Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов пед.интиститутов: В 2 ч / под редакцией В. И. Логиновой. —М.: Просвещение, 2015
Подласый. И. П. Педагогика: Учебник — М.: Высшее образование, 2006.
Созанова Н.П. Дошкольная педагогика: Курс лекция. — СПб., 2010.
1 Катехизис- поучать, наставлять, внушать, отвечать