Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Методы и приёмы обучения и воспитания»

1
0
Материал опубликован 17 April 2022

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 203»





Учебно-методическое пособие для педагогов

дошкольных образовательных учреждений.





«Методы и приёмы

обучения и воспитания».







Составитель :

Кашпор Оксана Владимировна













Ярославль 2022г.

Содержание




Пояснительная записка

3

1

Понятия методы и приемы

5

2

Традиционная классификация

6

3

Классификация по характеру познавательной деятельности


10

4

Классификация по характеру определяющей деятельности


11

5

Классификация на основе целостного подходы

11

6

Список источников

12









Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Методы и приёмы обучения и воспитания. [Текст] / сост. О.В. Кашпор.- Ярославль, МДОУ «Детский сад №203», 2022 - 12 с.

Руководитель: Пластинина И.Ю.



Пояснительная записка.

Современная действительность диктует повышенные требование к профессиональной деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения, направленные на всестороннее развитее ребенка, что требует знания педагогики, психологии, физиологии и понимания возрастных закономерностей развития дошкольника. В связи с чем повышение педагогического мастерства стало неотъемлемой частью профессиональной деятельности педагога.

Но, не смотря на быстро меняющееся сферу педагогической направленности, связанную, в первую очередь, с спецификой скачкообразного развития дошкольника, фундаментальными остаются знания и понимания методов и приемов обучения детей дошкольного возраста.

В дошкольной педагогике, среди прочих, наиболее распространена традиционная классификация методов и приемов обучения, в основу которой положены понимания основных форм мышления: наглядно-действенное и наглядно-образное.

Но в силу обилия материала и разнообразия способов его представления существуют и другие классификации методов обучение, которые также представлены в данном пособии.

Основной целью данного учебно-методического пособия является конспективное представление методов и приемов обучения и воспитания в области дошкольного образования.















Метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога и обучающихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Здесь же часто понимают - совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования.

Метод обучение – сложное, многомерное, многокачественное понятие, в котором находят отражение объективные закономерности, цели, содержание, принципы и формы обучения. Именно методы обучения обеспечивают учет практической реализации содержания целей обучения.

Функциями метода являются: обучающая, развивающая, воспитывающая, побуждающая, контрольно-коррекционная.

Прием обучения – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод простой по структуре.




Традиционная классификация методов и приемов обучения.

Виды

методов

Практический

Наглядный

Словесный

методы

Опыт


Упражнение


Учебно-

произво-дительный труд

(моделирование)



Иллюстрация


Демонстрация


Наблюдение

Объяснение


Разъяснение


Рассказ


Беседа


Инструктаж


Лекция


Диспут















Практические методы

Метод

Содержание

Прием

Опыт

Преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и пр..

Демонстрация, исследование,

поиск,

решение задач.

Упражнение

Многократноеповторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания

Дидактические правила проведения упражнений:

1-ставить перед детьми учебную задачу;

2-показывать способ выполнения действий с одновременным словесным пояснением;

3-многократное повторение упражнений с постепенно усложняющейся задачей, с введением новых приемов работы, предметного оборудования;

4-контроль со стороны педагога; переход от прямого контроля к косвенному, развитие у детей элементов самоконтроля

Подражание

Многократное повторение

Учебно-

произво

дительный труд

(моделирование)

Процесс создания моделей (объемных, плоскостных )и их использования

для формирования знаний о свойствах,структуре, отношениях, связях

объектов.

Замещение (рисунок, аппликация, лепка импровизация, игровая ситуация, театрализация)

Наглядные методы

Метод

Содержание

Прием

Иллюстрация

Показ и восприятие предметов, процессов, явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, рисунков, схем.

Показ способа действий

Показ образца

Демонстрация

Показ предмета, , способа действий

Наблюдение


























Умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происхо -дящие изменения, устанав

ливать их причины.

Виды наблюдений: кратковременные и длительные;

повторные и сравни -тельные;

распознающего характера;

за изменением и преобразованием объектов;

репродуктивного харак -тера.

Дидактические требования к наблюдению

1-объект наблюдения должен быть интересен для детей;

2-объект наблюдается в таких условиях, которые

позволяют выявить его характерные особенности;

3-педагог намечает цель наблюдения, определяет круг

новых знаний, продумывает их связь с опытом детей;

4-детям дается целевая установка для наблюдения;

5-стимулирование умственной активности и

самостоятельности детей;

6-усвоенные в процессе наблюдения знания,

зародившиеся чувства и отношение к наблюдае- мому должны получить свое развитие в деятель -ности детей;

7-последовательность и планомерность наблюде -ния;

8-сопровождение наблюдения точным и конкретным словом.



Словесные методы

Метод

Содержание

Прием

Объяснение

Истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.

вопросы

(требующие

констатации;

побуждающие к

мыслительной

деятельности);

указание, поручение

(целостное и

дробное);

пояснение;

педагогическая

оценка;

беседа (после

экскурсии,

прогулки,

просмотра

диафильмов и

т.п.)

Разъяснение

Эмоционально-словесное воздействие на воспитанников

Рассказ

Самостоятельно составленное связное, развернутое изложение какого-нибудь факта, события. Присуще самомостоятельный выбор содержания и речевая форма

Беседа

Целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. В дошкольной педагогике, как метод ознакомления с окружающим и одновременно как метод развития связной речи

По содержанию выделяют познавательные (со

средней группы) и этические беседы (в старшем

дошкольном возрасте).

По дидактическим задачам выделяют: вводные

(предварительные) и итоговые (обобщающие) беседы

Лекция

Форма передачи учебной информации посредством ее последовательного изложения в устной форме, одна из форм организации учебной деятельности.

Диспут

Активный, заинтересованный, оживленный разговор, спор, участники которого стремятся обоснованно выяснить определенные проблемы, решить затронутые вопросы.


Методы обучения по характеру познавательной деятельности

Метод

Содержание

Приемы

Информационно-

рецептивный

Экономный путь передачи информации. Представление информации, организация действий ребенка с объектом изучения

Распознающее наблюдение

Репродуктивный

Многократное повторение информации или способа деятельности с целью формирования навыков и умений, закрепления мредставлений

Упражнение по демонстрации


Катехизическая1 беседа


Составление рассказа по модели


Проблемный

Постановка проблемы и поиск её решения через опыты, наблюдения и пр.

Рассказ


Воссоздающее наблюдение


Разрешение коллизии


Дидактические формы

Эвристический

Поэтапное (по частям) решение поставленной проблеммы/задачи воспитанниками, при скрытом контроле педагога.

Упражнение конструктивного характера


Дидактические формы


Моделирование


Диспут

Исследовательский

Решение организованных или самостоятельно определенных проблемных ситуация

Опыты

Эксперименты

Творческие упражнения








Классификация методов обучения по характеру определяющей деятельности: информационно-рецептивные, репродуктивные, проблемного изложения, эвристические, исследовательские.

Классификация методов обучения на основе целостного подхода, отражающего единство целей, содержания обучения, характера учебно-познавательной деятельности: методы организации, стимулирования и мотивации, методы контроля и самоконтроля в процессе обучения.





















Список источников

Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов пед.интиститутов: В 2 ч / под редакцией В. И. Логиновой. —М.: Просвещение, 2015

Подласый. И. П. Педагогика: Учебник — М.: Высшее образование, 2006.

Созанова Н.П. Дошкольная педагогика: Курс лекция. — СПб., 2010.







1 Катехизис- поучать, наставлять, внушать, отвечать

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации