Материал на проверке

Методы и приёмы развития учебной мотивации обучающихся с особыми образовательными потребностями на коррекционно – развивающих занятиях

1
0
Материал опубликован Вчера в 21:21 в группе


Методы и приёмы развития учебной мотивации обучающихся с особыми образовательными потребностями на коррекционно – развивающих занятиях

В практике обучения детей с интеллектуальными нарушениями педагоги образовательных учреждений часто сталкиваются с проблемами низкой мотивации, отсутствия интереса к получению знаний, безразличием к результатам своей деятельности. Поэтому для достижения успеха в обучении необходима целенаправленная работа по формированию положительной мотивации. Одним из важных направлений коррекционной работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями является формирование устойчивых побудительных мотивов учения, а также создание необходимых условий, которые позволят школьникам получать удовлетворение от выполняемой ими деятельности.

Факторы влияющие на формирование положительной мотивации:

- организация учебной деятельности;

- содержание учебного материала (необходимо учитывать возрастные и психологические особенности детей, использование игровых технологий, занимательного материала, визуальных средств обучения, практических упражнений для повышения понимания и запоминания материала, использование вариативности: применение различных методов обучения, чтобы соответствовать индивидуальным особенностям школьников);

- создание в классе атмосферы взаимного доверия и сотрудничества;

- индивидуальные, групповые и коллективные формы учебной деятельности;

- создание ситуации успеха;

- стиль педагогической деятельности

Мотивация школьников – один из критериев эффективности педагогического процесса. В своей педагогической практике используем различные методы развития познавательного интереса.

Важную роль в стимулировании познавательного интереса и формировании мотивации к занятиям играет положительная психологическая атмосфера занятия, поэтому каждое занятие начинается с позитивного настроя , это могут быть рифмованное начало урока или упражнения в кругу, например, упражнение «Частичка тепла», содержание: «Ребята, встанем в круг, чтобы занятие прошло в тёплой дружеской атмосфере, давайте подарим друг другу частичку тепла: потрите ладошки друг о дружку до тёплого состояния. А теперь прикоснитесь к ладошкам товарища – подарите своё тепло и возьмите от него частичку тепла».

Такие упражнения эффективно и динамично помогают начать занятие, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и благоприятную атмосферу в классе.  

Одним из наиболее эффективных приёмом повышения мотивации являются интеллектуальные разминки, которые используются как организационное начало занятия, для активизации внимания и повышения интереса.

Представим некоторые интересные упражнения

«Друдлы», это загадочные, незаконченные картинки- головоломки.

Цель упражнения: увидеть необычное в обычном и как можно больше придумать интепретаций изображения.

t1741544282aa.jpg

«Изографы», картинки, на которых слова нарисованы буквами, различным образом расположенными в пространстве и оптически похожими на предмет.

Инструкция:

- обучающимся предлагается рассмотреть изограф и определить на какой предмет он похож;

- на рисунке необходимо найти буквы, составить из них слово и записать его.


t1741544282ab.jpg

На коррекционно – развивающих занятиях активно используем и интеллектуальные разминки с вербальным вариантом:

1) растение похожее на ежа,

2) кто со всеми говорит, а его не видно?

3) сколько лет было 20 летнему человеку 4 года назад?

4) одно яйцо варят 4 минуты. Сколько надо времени, чтобы сварить 5 яиц?

5) прошло три дня после воскресенья. Какой наступил день?

Наиболее эффективным средством включения школьников с особыми образовательными потребностями в учебный процесс является игровая деятельность. Дидактическая игра способствующим формированию и повышению уровня мотивации и познавательного интереса к учебной деятельности. Они применяются при закреплении, повторении, обобщение материала, направлены на активизацию высших психических функций. Игра способствует организации развивающей среды для обучающихся, в которой моделируются жизненные ситуации, закрепляются способности и качества, необходимые для формирования представлений об окружающем мире, развития игровых, коммуникативных, творческих умений.

Примеры игровых упражнений, используемых на занятиях:

«Собери слова»

Выполните математические действия и запишите получившиеся слова:

Р+КА+У-А+СИ-РИ+Т= (куст)

ОЛИ+С-О+ТИ-И= (лист)

ОРА+К+П-ПА+НО-Р= (окно)

ТЕ+МИ+Т+Р-ИМ+А+Д+Ь= (тетрадь)

«Восстанови слова»

Из «рассыпанных» букв собери слова на тему мебель (тема может быть любая)

факш, навид, срокел, ротьвак, катебурат, модок, султ, рвантес, качтумбо, солт

«Замени букву»

Замени подчёркнутую букву, чтобы получилось новое слово.

Балет, олень, машина, Толя, Маша, Таня, белка, салат, речка, стол, сетка, норка

«Абракадабра»

Найдите в названии фантазийного животного две части, из которого оно составлено. Подчеркните первую часть. Название какого домашнего животного подразумевалось в первой части?

Кошбаран, козутка, лоиндюк, собовца, куригусь, свинкролик, вербкорова

Запоминаем пары слов

Прочтите пары слов, постарайтесь мысленно связать их между собой. Прикройте задания, а затем вставьте недостающие слова.

Россия – берёзы; Москва –Кремль; север – тундра; юг – Чёрное море; зима- морозы; весна – скворцы; лето – ромашки; осень – листопад; чтение – Пушкин; музыка – Чайковский; живопись – Шишкин.

Россия – …, Москва - …, север - …, юг- …, зима- …, весна - …, лето - …, осень - …, чтение - …, музыка - …, живопись - ….

6.«Гулливер и лилипуты»

Задача школьников прочитать слова начиная с самой большой или самой маленькой буквы, и далее по убыванию или по возрастанию

от самой маленькой от самой большой

t1741544282ac.jpg

7. «Разноцветный текст»

Перед обучающимися перечень разноцветных слов. Необходимо назвать цвет каждого слова по порядку.

желтый черный красный зеленый красный

синий красный желтый черный зеленый

черный желтый красный зеленый синий

красный черный зеленый синий желтый

синий зеленый желтый красный синий

Упражнения являются эмоционально привлекательными для обучающихся, развивают познавательный интерес и делают обучение увлекательным!

Игровые технологии с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья являются эффективным инструментом, они направлены на создание комфортной обстановки для школьников, стимулируют интерес к учебной деятельности, развивают познавательные процессы, социально – эмоциональные навыки, что  в конечном итоге повышает учебную мотивацию и приводит к улучшению успеваемости.

Повышение работоспособности, умение планировать учебную деятельность, навыки самоконтроля позволяют эффективнее устранить имеющиеся нарушения,

Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным личным опытом и чтобы в конце занятия возникала положительная установка на дальнейшее учение.

На этапе рефлексии занятия учащиеся оценивают своё эмоциональное состояние и результаты своей работы, выполняем упражнения: «Незаконченное предложение» (детям предлагается продолжить предложение: «Мне было интересно…», «У меня на занятии получилось лучше всего…», «Теперь я умею…», упражнение «Смайлики» рассматриваем карточки с изображением пиктограмм с эмоциональным состоянием: радостного, печального и спокойного. Каждому обучающемуся необходимо выбрать свое настроение и прицепить к этой картинке прищепку.

Важная задача педагога– формирование у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, поэтому на занятиях используем методы создания ситуации успеха: вербального поощрение за выполненное задание или за всю работу в целом: «Я знала, что ты можешь это сделать», «Я вижу, что ты стараешься, у тебя всё получается», «Я верю в тебя», «Ты делаешь это сегодня значительно лучше!», коллективная похвала (можно хвалить ребёнка всем классом за определённые достижения), на протяжении всего занятия актуально психологическое поглаживание (одобрительный кивок, улыбка, лаконичное одобрение) выполнение заданий разной сложности, которые позволяют обучающемуся выполнить задания, которое ему под силу. Такие приёмы способны приободрить ученика, заставить его поверить в свои силы, повышают уверенность, нивелируют тревожное состояние, формирую адекватную самооценку.

Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм, методов и приёмов развития учебной мотивации укрепляет желание обучающихся овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к занятиям.








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.