Логопедическая коррекционно-развивающая работа над предложением у учащихся первого класса с особыми образовательными потребностями
Кудрявцева Елена Геннадьевна,
учитель-логопед МБОУ СОШ №93
Барабинского района Новосибирской области.
«Логопедическая коррекционно-развивающая работа над предложением у учащихся первого класса с особыми образовательными потребностями».
Проблема нарушений письменной речи у школьников является одной из самых актуальных в общеобразовательной школе. Каждый год в процессе обследования устной речи детей, поступивших в первый класс, у части учащихся с особыми образовательными потребностями наблюдаются нарушения устной речи. У таких детей отмечаются нарушения звуковой стороны речи, бедность словарного запаса, неумение правильно строить предложение, грамматически правильно оформлять его, последовательно передавать содержание небольшого рассказа, выполнять анализ и синтез слов. Уже на первых этапах обучения письму учителя начальных классов сталкиваются с тем, что учащиеся допускают ошибки в написании границ предложения, слитное написание слов в предложении, пропускают слова, буквы. Если своевременно не провести логопедическую коррекционно-развивающую работу, то такие нарушения могут оказывать отрицательное влияние на усвоение учащимися программного материала по русскому языку.
Традиционные направления коррекционного логопедического воздействия широко известны и отражены в многочисленных публикациях (Р.Е.Левина, 1961; Л.Ф.Спирова, 1965; Р. И.Лалаева, 1997, 1998; Р. И. Лалаева, Л. В. Бенедиктова, 1997; И. Н.Садовникова, 1995; Л. Н. Ефименкова, 1991; А. В.Ястребова, 1999; Л. Г. Парамонова, 2001, и др.).
Поэтому в своей логопедической работе с учащимися первых классов с особыми образовательными потребностями коррекционно-развивающее обучение начинаю с формирования фразы и работы над предложением, его структурой, грамматическим и интонационным оформлением.
Сегодня представлю упражнения и задания в работе над предложением у учащихся с особыми образовательными потребностями.
В своей логопедической работе опираюсь на труды и методические рекомендации отечественных учёных Л.Н. Ефименковой, А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой, И.Н. Садовниковой, Е.В. Мазановой, Н.Г. Андреевой и др.
Основная задача на данном этапе работы: научить детей различать языковые единицы, умение определять количество, последовательность и место слов в предложении, умение определять начало и конец предложения.
Работа над предложением ведется параллельно с работой над словосочетанием, чтобы дети умели дифференцировать понятия. Дается понятие «слово». Затем учим детей соединять слова в простое нераспространённое предложение, так как эти предложения являются грамматической основой предложения, то есть подлежащим и сказуемым.
Работа над предложениями начинается с простого нераспространённого предложения.
В начале работы дать понятие, что такое предложение. Здесь могут быть предложены следующие виды работ: Детям предлагается предложение «Девочка читает сказку». Затем задаются вопросы: «Вам понятно, что я сказала? (Понятно). Про кого вы узнали? (Про девочку). Что вы узнали про девочку? (Девочка читает). Что она читает? (Сказку).
Далее детям предлагаются три слова, не связанных между собой грамматически, например: мальчик, рисовать, кошка. Далее даётся объяснение, что между словами «нет согласия», они не составляют предложение. Логопед предлагает детям соединить слова так, чтобы между ними появилось «согласие». В итоге получается предложение: Мальчик рисует кошку. И проводится работа с ответами на вопросы по данному предложению о понимании смысла и согласовании слов. Далее логопед предлагает: «Попробуйте сделать вывод, когда получается предложение?».
Затем предлагается рассмотреть картинку и составить предложения, состоящие из 2 слов, поставить вопрос к каждому слову в предложении и ответить на него.
Образец: Корова мычит. Кто? – Корова. – Что делает? – мычит.
Затем предложение разбирается графически.
Разбираем предложение: Корова мычит.
Логопед: Что обозначает первое слово в этом предложении? (предмет)
Логопед: Как изобразим это слово графически? (одной прямой линией)
Логопед: Что обозначает второе слово? Как изобразим это слово графически? (действие, изобразим двумя линиями)
Так как сначала рекомендуется дать понятие «слово», затем «словосочетание» и только потом «предложение», то самые первые занятия работы посвящены «слову».
Предлагается составить вместе с детьми предложение, добавляя каждый раз по одному слову, начинается с двух слов. Дети должны увидеть, что чем больше слов в предложении, тем больше они узнают.
Далее логопед даёт графическое изображение предложения на доске, а учащиеся – в тетрадях. Затем логопед обращает внимание учащихся, что начало предложения показывается уголком, а конец обозначают точкой. Всё повторяется.
Упражнения по закреплению данной работы проводятся на дифференциацию понятий «слово» - «предложение». Логопед два слова: пчела, жужжать и спрашивает у детей: «Что я назвала? (два слова)». А затем называю предложение: Пчела жужжит. – Что я назвала? (предложение). – Как вы догадались? ( в первом случае слова не дружили, во втором – слова живут в согласии). На этом этапе работы над предложением включаю карточки схемы: 1. Схемы двух слов, 2. Схемы предложений, разных по структуре (подлежащее и сказуемое, сказуемое и подлежащее).
Затем проводится работа над интонационным оформлением предложения. Детям даются понятия об интонационной законченности предложений. Чтобы правильно передать смысл рассказа очень важно уметь правильно произносить предложения, делать остановку в конце предложения, и обращать внимание на то, как «повышается» и «понижается» голос, т.е. повышается и понижается интонация.
Упражнения на определения конца предложения. Дети поднимают карточку с точкой, если предложение закончено. Например, Наступила осень. Идут дожди. Дуют ветры. Трава пожелтела. Цветы завяли. Опадают листья.
Закрепляя навыки учащихся с особыми образовательными потребностями очень важно проводить упражнения на закрепление изученной темы, используя разнообразные упражнения и игры и игровые моменты. Для закрепления работы над интонационной законченностью предложения можно давать следующие задания, включая работу на слуховое внимание:
Послушайте предложение и начертите его схему. (Надвинулись тучи. Солнце скрылось. Подул ветер. Сверкнула молния. Загремел гром. Дождь начался.)
Сосчитайте, сколько получилось предложений. Какие по счёту предложения начинаются со слов, обозначающих действие? (1, 3, 4, 5-е) Какие по счёту предложения начинаются со слов, обозначающих предмет? (2, 6-е)
Определить по интонации количество предложений и поднять цифру. (Мама шила. Нина спала. Дима играет. Папа читает.)
Физкультурная минутка. Слушайте внимательно. Подпрыгнуть, если услышите набор слов, присесть, если услышите предложение. (Ранней осенью. Наступила осень. Цветы завяли. Птиц гнёзда. Замолкли птицы. Идут дожди.)
Далее проводится работа, в процессе которой логопед учит детей составлять предложение из 3-х слов. Сначала детям предлагается рассмотреть картинку и составить предложение из 2-х слов. (Девочка несёт.) Логопед задаёт вопросы: «Кто это? (девочка) Что делает девочка? (несёт) Что несёт девочка? (розу)» «Какое слово прибавилось в предложении?» «Сколько стало слов в предложении?». Логопед с учениками изображают предложение графически.
Можно использовать задания на закрепление данного этапа.
Задание: Сосчитайте сколько слов в предложении, поднимите цифру, хлопните (подпрыгните, присядьте) столько раз, сколько слов в предложении:
Сима читает книгу. Мама варит еду. Кошка ловит мышку. Валя ест кашу. Девочка моет посуду. Маша делает уроки.
Задание: Составьте предложение по данному образцу. Такого рода задания помогают учащимся подбирать подходящие по смыслу слова, а значит развивать и обогащать словарный запас.
Юра держит мяч. Ваня купил …… . Женя решил …… . Люба метёт …… . Собака грызёт …… . Нина кушает …… .
Таня ловит мяч. Дедушка льёт …… . Курица снесла …… . Лошадь везёт …… Корова пьёт …… .
Далее проводится работа по распространению предложения.
Сначала учащимся даётся задание составить предложение из двух слов по картинке и вопросам кто? что делает? Затем логопед с помощью наводящих вопросов побуждает детей распространить предложение.
Образец: 1.Девочка рисует. Девочка рисует картинку. Девочка рисует картинку красками. 2.Девочка чистит. Девочка чистит картошку. Девочка чистит картошку ножом.
Для закрепления темы, можно использовать игры.
«Составь предложение». На доске записано слово. Дети хором его читают и составляют с ним предложение сначала из 2-х слов, затем из трёх и так далее. Эту игру можно проводить в виде соревнования в парах. Побеждает пара, составившая больше правильных предложений.
«Дополни предложение». На доске записана часть предложения. Рядом в столбик записаны слова или предметные картинки, или карточки со словами. Варианты: - ученик читает и соединяет стрелкой начало предложения и подходящее слово, - ученик читает начало предложения и добавляет в конце предложения картинку, - ученик читает начало предложения и добавляет подходящее слово на карточке. Все дети хором или парами, тройками читают получившиеся предложения.
«Составьте предложение по графической схеме». Детям предлагается графическая схема предложения, состоящая из 2, 3-х слов. На начальном этапе можно применить картинки, а далее без картинки. Например, Кошка лакает. Кошка лакает молоко. Серая кошка лакает молоко.
«Место слова». Детям предлагается определить, какое по счёту место занимает заданное слово в предложении. Например, спит. Нина спит. (2) Рыжая кошка спит. (3) Спит уставшая мама. (1)
«Живые слова». Учащиеся стоят у доски. 2-4 детям даются карточки со словами. Остальные ученики читают слова и молча составляют предложение из этих слов. Затем, вызванный ученик расставляет детей с карточками, чтобы получилось составленное им предложение. Дети объясняют, по каким признакам составили предложение (большая буква в начале предложения и точка в конце).
Вашему вниманию представлена лишь часть логопедического обучения письму и работа над предложением с первоклассниками с особыми образовательными потребностями. Коррекционно-развивающая работа строится сначала в устной форме и с использованием различных схем, символов слов и предложений, а затем, в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, в письменной форме.
На протяжении всей логопедической коррекционно-развивающей работы над предложением на своих занятиях одновременно развиваю зрительную, речеслуховую память и внимание, пространственные представления, развиваю мелкую моторику детей. Так же формирую умение детей анализировать слово, предложение, расширять и обогащать словарный запас.
Таким образом, взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов у учащихся первого класса с особыми образовательными потребностями способствует успешному усвоению программного материала по родному языку в целом.
Список литературы
Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Ч-2: Предложение. Текст: пособие для логопеда./ ВЛАДОС, 2008-302с.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда. ВЛАДОС, 2006 – 335с.
Ястребова А.В, Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. АРКТИ, 2007-360с.