Методическая логопедическая сказка, как способ объяснения нового материала
Методическая логопедическая сказка, как способ объяснения нового материала.
Сказки нашу жизнь окружают и окружали всегда, начиная с самого младенчества. Родители, бабушки, воспитатели, учителя нам рассказывали сказки. Почему именно сказки? Потому что с помощью сказки легко усвоить важное, информация в ней доступна. В сказке герой или герои получают урок.
Я специалист ДОУ и люблю использовать сказки при обучении грамоте сказки: про звуки, про буквы, про веселых гномиков. «Веселых гномиков» давным – давно начали использовать ученые логопеды. Сказки дети любят и очень внимательно их слушают и пересказывают родителям. А вот логопедические сказки – это педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов. Эти сказки могут представлять собой целое занятие или быть ее частью, а также проводиться в форме игры.
Цель сказки – это всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии. Логосказки по содержанию просты, небольшие по объему, чтобы ребенок мог понять их содержание и пересказать.
В логопедической сказке можно использовать общеизвестные сюжеты, можно придумывать сюжет самим, или изменять, или дополнять сюжет совместно с детьми. Логосказка — это интерактивная сказка, она требует от участников активности в ходе повествования. Вовлечение детей в процесс создания сказок, может способствовать заинтересованности в происходящем.
Для постановки сказок подходит картинный материал, а также различные виды театров (пальчиковый, настольный, рукавичный, куклы бибабо, платковые и т.п.).
Таким образом, логопедическая сказка является эффективным коррекционным средством для развития всех сторон речи в работе с детьми, имеющими речевые нарушения; обогащает круг представлений детей; делает обучение более доступным, способствует более глубокому и прочному усвоению учебного материала; способствует сохранению интереса детей на протяжении всего занятия. Использовать сказки можно как на групповых, так и на индивидуальных логопедических занятиях, для объяснения нового материала, и при повторении старого.
Чаще всего я использую логосказки при подготовке к обучению грамоте (о звуках и буквах).
Логосказки при подготовке к обучению грамоте:
знакомят детей с гласными и согласными звуками
формируют понятия: «звук», «буква», «гласный звук», «согласный звук»
развивают слуховое внимание
развивают фонематический слух
знакомят детей с гласными и согласными буквами, закрепляют зрительные образы букв
формируют и дифференцируют понятия «звук — буква»,
учат правилам.
Учитель – логопед МДОУ «Детский сад 6» г. Ярославля Кукушкина Марина Васильевна составила очень хорошую грамотную сказку о Йотированных буквах «Хитрые буквы», лет 5-6 этой логосказкой пользуются все педагоги и специалисты МДОУ. Мне кажется это хороший пример того как сказка может хорошо помогать при обучении грамоте, и если ей пользуются столько лет – это хороший показатель. На занятиях по грамоте я даю эту сказку и детям, и родителям. Дети ее с удовольствием пересказывают и, когда мы делаем звуковые анализы слов с этими хитрыми буквами, мы вспоминаем эту сказку.
Вашему вниманию я хочу представить свою авторскую сказку.
Глупый заяц
Жил на свете глупый заяц,
Хвастался он день и ночь.
Не хотел учиться в школе
Убегал из леса прочь.
Но однажды он попал впросак,
Когда не смог все верно написать.
Думал- думал, но не угадал
Решение свое не верно написал.
Все посмеялись от его беды,
И понял глупый заяц,
Что знания нужны.
А не вранье и ложь.
В лесной тиши живет
Хороший педагог,
И знания, и мудрость
Он преподаёт.
И пошел наш заяц
К мудрому учителю тех мест
И сказал, что хочет грамотноо писать
И правила все знать.
Все детки в школе и в лесу знают,
Что имена свои с большой мы буквы пишем.
Таким образом, моя логосказка в стихотворной форме помогает усвоить, что имена мы пишем с большой буквы – всегда. Не поступаем как глупый заяц в сказке. Использование логопедических сказок в коррекционной работе позволяет логопеду устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, создавать у него радостное настроение, активизировать речевое общение, оказывать ненавязчивое воспитательное воздействие, пополнять запас знаний и сведений, совершенствовать психические процессы (внимание, восприятие, воображение, память, мышление), развивать все стороны речи, объяснить новый материал.