Методическая разработка урока алгебры в 10 классе «Целые и рациональные числа»
Урок по алгебре в 10 классе.
Тема: «Целые и рациональные числа».
Цель: ввести понятие периодической дроби, научиться записывать обыкновенные дроби в виде бесконечной десятичной дроби.
Задачи:
Образовательные: обобщить знания о множествах чисел, ввести понятие бесконечной дроби, сформировать умение переводить обыкновенную дробь в бесконечную десятичную дробь.
Развивающие: формировать навыки познавательного мышления и учебного труда.
Воспитательные: воспитывать положительное отношение к приобретению новых знаний, ответственность за свои действия и поступки.
Планируемые результаты:
Предметные: обобщить знания о множествах чисел.
Метапредметные УУД:
Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии, управлять своим поведением (контроль, самоконтроль, оценка своего результата).
Регулятивные: оценивать уровень владения учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею»), выстраивать последовательности необходимых операций.
Познавательные: выделять из множества один или несколько объектов, имеющие общие свойства, выделять общее и частное, целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах, классифицировать объекты, владеть общим приемом решения задач (перевода обыкновенной дроби в бесконечную десятичную дробь).
Личностные УУД: формирование устойчивой мотивации к обучению математике, формирование навыка составления алгоритма выполнения задачи (перевода обыкновенной дроби в бесконечную десятичную дробь), формирование познавательного интереса к изучению нового способом обобщения и систематизации знаний (о множествах чисел).
Тип урока: комбинированный.
Учебник: Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева и др., 2016г.
Структура урока:
Орг. момент.
Актуализация опорных знаний.
Мотивация учебной деятельности. Формулировка темы урока.
Изучение нового материала.
Закрепление нового материала.
Постановка домашнего задания.
Рефлексия.
Выставление оценок.
ХОД УРОКА:
Орг. момент.
- приветствие;
- проверка наличия учащихся;
- проверка готовности классного помещения к уроку.
Актуализация опорных знаний.
1). Объединить числа в группы по общим признакам (подсказка: 4группы, в каждой группе по три числа):
Ожидаемый ответ:
1 группа: 4; 7; 12
2 группа:
3 группа:
4 группа:
2). Назвать одним словом полученные группы чисел.
Ожидаемый ответ:
1 группа: положительные числа
2 группа: числа
3 группа:
4 группа:
Мотивация учебной деятельности. Формулировка темы урока.
Учащиеся отвечают на наводящие вопросы, самостоятельно формулируют тему урока.
1) Представителями какого множества чисел являются числа из группы №1?
2) Представителями какого множества чисел являются числа из групп №1 и №2 вместе?
3) Представителями какого множества чисел являются числа из групп №3 и №4 вместе?
IV. Изучение нового материала.
Учитель. Остановимся на десятичных и обыкновенных дробях более подробно (т.е. на множестве рациональных чисел)
В предыдущих классах вы научились записывать обыкновенную дробь в виде десятичной и наоборот – десятичную дробь записывать в виде обыкновенной.
Рассматриваются и разбираются следующие примеры:
8,75 = 8
II способ – деление уголком 2 на 5.
При делении уголком 13 на 19 получаем: 0,68421…
Ученики дают название полученной дроби (бесконечная десятичная дробь).
Разберем другой пример:
- перевести в десятичную дробь.
- при делении уголком находим
- замечаем повторяющуюся цифру, называем ее периодом.
- а полностью дробь – десятичная периодическая.
- запись и чтение: .
V. Закрепление нового материала.
- Открыть с. 4-5 учебника.
- Найти определение понятия периодической дроби.
- Можно ли каждое рациональное число записать в виде бесконечной периодической дроби?
- Решение упражнений
С.6 № 1 (2, 5)
2) 5)
№ 2 (1,6,4)
6)
4) .
VI. Рефлексия.
Закончить предложение «На сегодняшнем уроке»:
- Тема…
- Цель…
- Я узнал…
- Я научился…
- Я выполнял задания…
- Особенно мне понравилось…
- Было трудно…
- Я считаю, нужно запомнить…
- Я считаю, что нужно еще поработать над…
- На следующем уроке я хотел бы научиться…
VII. Постановка домашнего задания.
Изучить с. 4-5 учебника,
Решать №1(6), №2(2,3).