Методическая разработка музыкального занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в карельский лес»

1
0
Материал опубликован 22 April 2020


Методическая разработка музыкального занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в карельский лес»


Автор: Кобелева Светлана Александровна,

Музыкальный руководитель.

МДОУ «Финно-угорский детский сад

комбинированного вида № 20 «Лумикелло»

г. Петрозаводск



Пояснительная записка

Актуальность: Концепции развития личности ребёнка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребёнка. Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сформировавшиеся традиции воспитания, а стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Именно национальная культура становится для ребёнка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы.

 Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою родину, надо с детства научить его любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает.

Данное занятие в игровой форме с применением наглядных материалов позволяет познакомить детей с традиционным музыкальным инструментом - кантеле, с его историей и приемами игры на нем.

Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурно-историческим ценностям прошлого народа Карелии, через ознакомление их с карело-финским эпосом «Калевала», национальным музыкальным инструментом - кантеле, детскими песнями на финском языке.

Задачи:

Совершенствовать развитие активного познавательного интереса и эмоциональной отзывчивости дошкольников к своей малой родине.

Вызвать интерес детей к изучению и сохранению родного языка.

Воспитывать уважение к культуре и традициям своего народа.

Развивать воображение, музыкальный кругозор, мелкую моторку рук

Методическое обеспечение (материалы): музыкальный инструмент диатоническое кантеле, иллюстрации из книги «Калевала», ритмоформула песни.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Методы стимулирования познавательной активности:

- разрешение проблемных ситуаций;

- создание ситуации творческого поиска;

- привлечение детей к музыкальному творчеству;

- метод эмоционального стимулирования;

- положительная оценка детской деятельности.

Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Образовательная деятельность рассчитана на 30 минут.

Заинтересованная аудитория: педагоги дошкольных учреждений, педагоги дополнительного образования.

Ход мероприятия:

Этапы работы

Деятельность музыкального руководителя

Деятельность детей

Организационный этап


Музыкально- ритмические упражнения






















Мотивационный этап















Танцевальная импровизация

Музыкальный руководитель встречает детей в музыкальном зале песней на финском языке:


Lapset tulevat musiikkisaliin, musiikkisaliin, musiikkisaliin,

Lapset tulevat musiikkisaliin.Tervetuloa!

(Дети пришли в музыкальный зал. Добро пожаловать!)


Lapset tulevat tanssimaan, tanssimaan, tanssimaan,

Lapset tulevat tanssimaan. Tervetuloa!

(Дети пришли танцевать. Добро пожаловать!)


Lapset tulevat hyppimään, hyppimään, hyppimään,

Lapset tulevat hyppimään. Tervetuloa!

(Дети пришли прыгать. Добро пожаловать!)


Lapset tulevat taputtamaan, taputtamaan, taputtamaan,

Lapset tulevat taputtamaan. Tervetuloa!

(Дети пришли хлопать. Добро пожаловать!)


-Terve, lapset. (Здравствуйте, дети!).


- Ребята, я недавно гуляла в лесу и набрела на красивую полянку. Хотите побывать на ней?

Только она находится далеко. На чем бы нам туда добраться?


- Как много транспорта вы назвали, который может довезти нас в лес. А я вам, чтобы определиться, на чем мы все-таки поедем, предлагаю отгадать музыкальную загадку. Про какой транспорт поется в песенке?

- Смотрите, вот уже и автобус нас ждет. Занимайте все места.

А чтобы было весело в пути, нам поможет песенка.






Дети выполняют движения в соответствии со словами песни





















Ответ детей: Terve!






Предложения детей.




Дети слушают песню на финском языке и дают ответ

(Приложение 1)




Дети исполняют песню «Bussilaulu» с движениями.

(Приложение 1)

Основная часть.







Пение


Музыкально- дидактическая игра на развитие динамического слуха «Тихо-громко»










Отгадывание загадки











Слушание музыки






























Элементарное музицирование



Музыкально- ритмические движения



- Lapset, tulka tänne. (Дети, идите сюда.)

Смотрите, как много листьев на полянке. В прошлый раз, когда я здесь была, то листиков не было. Что случилось? Почему они все опали?

- Возьмите каждый себе по два листика. Скажите по-фински, какого цвета у вас листики?

- Мне листочки нашептали, что хотят послушать песенку про осень.

(раздается шум листвы)

- Что такое? Кто шуршит?

Не пойму, кто здесь шумит?

Нужно все скорей узнать,

Кто шуршит, нам разыскать.

И поможет нам в этом музыка. Если тихо она звучит, значит то, что мы ищем далеко, а если громко музыка звучит – значит близко, то, что мы ищем. Справимся с заданием?


- Попробуем листочки мы убрать, и кто же там спрятался узнать.

(Муз. руководитель поднимает верхний лист). А на этом листочке что-то написано: «Вы загадку отгадайте, и что там спряталось - узнайте».

Отгадаем загадку, ребята? Слушайте внимательно.

««В лесу родилось, в тайге выросло, на стену повесили, на гвозде спало, на коленях запело, на столе заиграло».


- Правильно. Это кантеле. Это очень старый музыкальный инструмент. Садитесь все на полянку, и я вам расскажу удивительную историю об этом инструменте. Жил давным-давно, в северной стране Калевала, мудрый старец и звали его Вяйнямёйнен. Первое свое кантеле он смастерил из головы огромной щуки.


Музыкальный руководитель исполняет руну под сопровождение на кантеле

Вековечный Вяйнямёйнен

В мастера преобразился.

Кантеле из кости сделал,

Вековечную отраду.


Из чего он короб сделал?

Щучью челюсть взял на короб.

Из чего колки он сделал?

Щучьи зубы приспособил.

Из чего он струны сделал?

Волос конский взял у Хийси.


Вот и кантеле готово,

Сделан короб музыкальный,

Инструмент из рыбьей кости,

Щучьих плавников певучих.

( «Калевала» руна 40)


- Но потом, это кантеле у Вяйнямейнена утонуло в морской пучине, и второе он сделал уже из березы, а струны из волос девушки, которая не плакала и не смеялась, а только пела тихонько песню. И вот поэтому, наверное, кантеле звучит мягко, ласково и не громко.

(звучит фонограмма шума дождя)

- Вот и осенний дождик начался. Услышал звуки кантеле и поиграть с вами захотел.

(показываю ритмоформулу песни «Sade, sade ropisee»)


Капельки дождя сложили знакомую нам песенку. Кто узнал какую?

Мы её сегодня попробуем исполнить необычно, и поможет нам в этом музыкальный инструмент - кантеле.

Попробуем на нем исполнить эту песенку.


- Справились с заданием. А тем временем, дождик- то уже закончился, и мы можем выйти на полянку станцевать наш любимый танец «Ystäväni, tuttavani»






Ответы детей: Осень пришла


Ответы детей: Vihrea, oranssi, punainen, keltainen, ruskea.

(зеленый, оранжевый, красный, желтый, коричневый)

Дети исполняют песню с движениями «Lehdet lentää»

(Приложение 2)





Предположения детей.



Дети выполняют задание и подходят к дереву, под которым лежат горой осенние листочки.









Ответ детей: кантеле






Рассматривают иллюстрацию с изображением Вяйнямейнена.

(Приложение 3)































Предположения детей.

(Приложение 4)

Дети исполняют песню «Sade, sade ropisee» на кантеле с пением.


Дети исполняют танцевальные движения по показу

(Приложение 5)



Итог занятия

- Сколько сюрпризов нам преподнес сегодня наш карельский лес. Мы познакомились со старинным музыкальным инструментом – кантеле и даже научились на нем играть. Еще немало секретов в нем спрятано, и мы обязательно их раскроем в следующем путешествии. А сейчас, нас ждет наш автобус, который отвезет нас обратно в детский сад.


Дети исполняют песню «Bussilaulu» с движениями.





Список литературы:

Лённрот Элиас, Калевала: Эпическая поэма на основе древних карельских и финских народных песен / переводчики Э.Киуру, А. Мишин. - Петрозаводск: Карелия , 2001. – 583 с.


Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155).


Kultainen lastenlaulukirja / ред.: Вирпи Кари.- Латвия: Ливония принт, 2015. – 255 с.




Приложение 1.



t1587538977aa.jpg







Приложение 2.

Песня «Lehdet lentää»

t1587538977ab.jpg







Приложение 3.

Вяйнямейнен

t1587538977ac.jpg

t1587538977ad.jpg











Приложение 4.

Ритмоформулу песни «Sade, sade ropisee»





t1587538977ae.jpg



Приложение 5



t1587538977af.jpg

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации