Методическая разработка ООД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста по теме: Д. Н.Мамин - Сибиряк «Сказка про храброго зайца»
Методическая разработка ООД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ: Системный оператор, ТПФ – «Волшебник Времени», «Имя признака – Значение имени признака», метод работы с анализаторами, метод Противоречий - игра «Хорошо-Плохо».
Интеграции образовательных областей: Познавательное, Речевое, Музыкальное, Художественно-эстетическое, Физическое развитие.
Тема: Д. Н.Мамин - Сибиряк «Сказка про храброго зайца»
Образовательные задачи:
Учить детей представлять выбранный объект с точки зрения его настоящего, прошлого и будущего, при построении описательного рассказа использовать разные типы предложений.
Совершенствовать навык ведения диалога, умение самостоятельно задавать вопросы.
Расширять представления о переносном значении «косой заяц» и активизация в речи слов с переносным значением.
Закреплять способы словообразования с использованием существительных с уменьшительными и увеличительными суффиксами, прилагательных и глаголов с различными способами словообразования.
Упражнять детей в умении подбирать и называть части предмета для определения целого.
Учить сравнивать предметы с выделением различных и сходных качеств, составлять простое описание предмета с применением моделей, символов.
Развивающие задачи:
Продолжать развивать фонематический слух, навыки произнесения слов различной звуко - слоговой структуры.
Развивать пространственные и временные представления.
Воспитывающие задачи:
Воспитывать эмоциональную отзывчивость, стремление решать проблемные ситуации вместе.
Предварительная работа: чтение художественного произведения Д.Н.Мамина - Сибиряка «Сказка про храброго зайца», игровые дидактические упражнения: «Ты мой кусочек» (часть – целое), «Где живет?», «Кто понравился, возьми и назови», «Кто такой же?», «Какой?» (подбор описательных слов), «Чьи детки?», «Кто кем будет?», «Скажи наоборот».
Оборудование: картинки по сюжету сказки, раздаточный материал детям: экраны системного оператора, простой карандаш, игрушка заяц, сундучок,
часы, волшебник «Времени», Анализаторы: рука, нос, ухо, рот, глаз; имена признаков.
Ход ООД:
1 Организационный момент, погружение в тему:
Ребята, нас сегодня ждет встреча со сказкой, с которой вы недавно познакомились, отгадайте, что это за сказка с помощью Загадалки:
«Сказка, про длинноухое животное, которое было обычным трусишкой, а потом смогло испугать сильного и страшного зверя».
- Кто это? Как называется сказка? (Сказка, про храброго зайца). Сегодня каждый должен узнать что-то новое об этом трусишке, а в конце занятия нам рассказать.
2 Основная часть:
-) Ребята, а кто из вас любит кино? А как вы думаете трудно снять кинофильм? Хотите попробовать себя в роли режиссеров фильма? Это профессия человека, который по сценарию руководит процессом киносъемки, игрой актеров.
Приложение - Модель 18. Игра «Режиссеры фильма» (таблица с девятью экранами)
Работа по систематизации объектов природного мира.
Место обитания объекта в начале жизни - 3 | Место обитания объекта В зрелом возрасте - 6 | Место обитания объекта В старости - 9 |
Объект в начале жизни - 1
| Объект в зрелом возрасте - 4 | Объект в старости – 7 |
Части объекта в начале жизни - 2 | Части объекта в зрелом возрасте - 5 | Части объекта в старости - 8 |
-Ребята, я хочу предложить вам снять кино про нашего зайца, (все кадры кинофильма мы будем зарисовывать на нашем волшебном экране телевизора.)
В центре экрана поместим нашего героя – зайца.
- Заяц в лесу живет один? Со своей семьей (найди признак – Семейство).
- Назови семью зайца? (Заяц, зайчиха, зайчонок - картинки используются.)
Кинезиологическая гимнастика: «Ригу-рагу».
Произносим слова «Ригу-рагу – У зайца есть рога? (Одновременно со словами показ руками «ушей зайца», 3 пальца зажаты в кулак, указательный и средний подняты вверх и попеременно опускаются – поднимаются).
«Ригу-рагу – у волка есть рога? Ригу-рагу – у лося есть рога; у улитки…»
( сначала в игре допустимы односложные ответы: да – нет, постепенно формируем навык полного ответа на поставленный вопрос).
Игра «Один-много»
Один папа – (заяц), много пап – (зайцев);
Одна мама – (зайчиха), много мам – (зайчих);
Один детеныш – (зайчонок, зайчик), много детенышей – (зайчат, зайчиков)
-Куда мы поместим всю семью (в центральное окно нашего экрана)
Игра «Найди помощников зайцу»: (на ковре, обследование объекта-игрушки с помощью разных анализаторов).
- Что есть у зайца, давайте внимательно рассмотрим и перечислим: у зайца есть туловище, четыре лапы, хвостик, голова, уши, глаза, нос, рот.
-Чем покрыто тело? (шерстью, мехом, шкуркой)
-Какой помощник Умной головы помог нам это узнать? (Глаза)
- По рельефу какая шерсть? (пушистая, гладкая, мягкая, волнистая)
-Какой помощник нам сейчас помог? (Рука)
-У зайца передние лапы короткие, а задние длинные, зачем? (чтобы быстро бегать, прыгать, прятаться).
- А почему говорят «петляешь, как заяц», что это значит? (значит прыгать в разные стороны, запутывать следы).
- А кто знает, почему у зайца раскосые глаза? Почему, зайца называют косым? (чтобы видеть все, что происходит вокруг и быть в безопасности).
-А как называют длинные уши зайца? (длинноухий)
-Зачем ему такие уши? (хорошо слышать)
-Каким зайчик должен быть? (чутким, осторожным, хитрым, умным).
-Какой помощник ему в этом помог? (Уши)
Задание детям: зарисовать помощников зайца в среднем, нижнем экране телевизора.
Поднимемся на лифте на 3 этаж: Игра «Где живет заяц?» (принимаются любые варианты ответов: в лесу, зоопарке, в тайге, в норке, на картинке и т.д) Зарисуем любой понравившийся вариант, можно все(признак Место)
3 Динамическая пауза:
Ну-ка, зайка, выходи, ну-ка, серый, выходи.
Зайка, зайка попляши, ну-ка, серый попляши.
Лапками похлопай, ножками потопай.
И немножко покружись, всем нам низко поклонись.
Зайка, зайка берегись под кусточком – хитрый лис.
Хочет зайку он схватить, хочет зайку изловить.
Зайка, уши навостри и в избушку побеги,
Спрячься дома у себя, не поймает лис тебя (показ движений по ходу игры).
Игра « Волшебник Времени» (переведи часы, стрелки вращаем в обратном направлении, объект попадает в прошлое):
- Кем был заяц, когда был маленьким? (детенышем)
Игра «Назови ласково детеныша»
Зайка - заинька - зайчишка - заюшка.
Найди признак «Части», назови ласково у зайки: лапы, шерсть, уши, глаза, нос, зубы, язык, хвост, Какие они будут по размеру? (найди признак - Размер)
Задание: зарисуй, что есть у маленького зайчика в нижнем левом экране телевизора.
Поднимаемся на лифте на верхний этаж, расскажи, где живет зайчишка, с кем живет? (зарисуй свой вариант ответа или закодируй картинку).
-Какой признак здесь живет? (признак Место)
Игра « Хорошо – плохо»
Цель: Учить находить противоречивые свойства у одного и того же объекта.
( игру можно провести по цепочке, варианты ответов фиксируются на доске с помощью знаков « +» «-» , в конце подводятся результаты игры.
Ход игры: Из сундучка педагог достает мокрого и грустного зайца.
-) Ребята, как вы думаете, почему заяц мокрый? (он купался, в лужу наступил, попал под дождь…)
-) Как вы думаете дождь, это хорошо или плохо?
-) Что хорошего в дожде? Плохого?
-) А солнце какое?
-) Как мы можем помочь зайцу? (высушить, согреть под одеялом, на солнышко поставить сохнуть).
-) В каких сказках есть зайчик? Ну вот зайчик высох - ему пора в сказку.
И снова Волшебник Времени стрелки перевел – вперед, где мы окажемся? В будущем времени. Что же будет с зайцем, когда пройдет время?
Прием Эмпатия: Давайте представим себя старым зайцем, покажите, что он умеет? Каким стал заяц? Что с ним может случиться? (Признак- Размер)
- Какой по размеру будет заяц? По цвету? По Форме? (признаки: Цвет, форма).
Игра « Заяц и зайчище»
Цель: закреплять в речи детей новые формы словообразования.
Я – заяц, а ты – зайчище; У зайца лапы – а у зайчища- лапища; глаза-глазища; зубы-зубища; нос- носище; хвост-хвостище; когти-когтища…
4 Самостоятельная работа детей, задание: зарисуй в правом нижнем экране телевизора, что есть у взрослого зайца (Признак Части)
Поднимаемся на лифте на верхний правый этаж, какой признак там живет?
(Признак – Место), Где мы встретимся со старым зайцем? Зарисуем.
5 Подведение итога занятия:
Кто сегодня был гостем на «волшебном экране»?
Игра «Живой микрофон»: Пожелание для зайца или расскажи, что нового ты узнал о зайце.
Приложение - Модель мышления: Приемы типового фантазирования (способы преобразования признаков объектов); Анализаторы «Помощники Умной Головы» и Эмоции, причинно-следственные связи, технология способа формулировки вопросов.