12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Байнова Александра Владимировна28
Россия, Свердловская обл., Березовский

Управление образования Березовского городского округа

Березовское муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования «Центр детского творчества»



Объединение «Основы графической грамотности»






МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

Решение занимательных и творческих задач на проецирование





Педагог дополнительного образования А.В. Байнова











2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Понятие «графическая культура» широко и многогранно. В широком значении графическая культура понимается как совокупность достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации. Применительно к обучению школьников под графической культурой подразумевается уровень совершенства, достигнутый школьниками в освоении графических методов и способов передачи информации, который оценивается по качеству выполнения и чтения чертежей. Формирование графической культуры учащихся есть процесс овладения графическим языком, используемым в технике, науке, производстве, дизайне и других областях деятельности.

Формирование графической грамотности обучающихся неотделимо от развития образного (пространственного), логического, абстрактного мышления средствами предмета, что реализуется при решении графических задач. Курс графики и черчения у школьников формирует аналитические и созидательные (включая комбинаторные) компоненты мышления и является основным источником развития статических и динамических пространственных представлений учащихся.

Творческий потенциал личности развивается посредством включения школьников в различные виды творческой деятельности, связанные с применением графических знаний и умений в процессе решения проблемных ситуаций и творческих задач.

Предлагаемое открытое занятие по закреплению знаний, умений и навыков учащихся, полученных при изучении модуля программы «Проецирование», нетрадиционной формы - занятие-конкурс. Выбор формы организации обучения обусловлен темой занятия: «Решение занимательных и творческих задач на проецирование». Все вместе это позволяет применить методы, стимулирующие и развивающие познавательный процесс: игра, занимательное содержание задач, ситуации творческого поиска, проблемные ситуации, а также методы накопления социального опыта: работа в группах, соревнование, ситуации совместного переживания.

Занятие-конкурс представляет собой активную самостоятельную деятельность обучающихся (индивидуальную или групповую) под управлением педагога по решению разнообразных задач.

Можно выделить группы задач следующих типов:

1. Задачи на воссоздание образа детали путем восприятия наглядного изображения, чертежа или словесного описания ее особенностей. Сюда же относятся и «обратные» задачи, в которых необходимо на основе восприятия реального объекта (или по памяти) выполнить чертеж в трех проекциях.

2. Задачи, основанные на выполнении логических операций и создании нового образа, отличного от исходного, изображаемого на чертеже. К этому типу относятся задачи на доконструирование, восполнение недостающего звена и прочие.

3. Задачи, в которых требуется на основе восприятия и осмысления графических изображений установить причинно-следственные соотношения и зависимости, позволяющие сделать вывод об устройстве изделия, принципе его действия.

Все перечисленные типы задач, характерные для многих областей производственно-технической деятельности, различны в своем техническом содержании, однако они могут быть решены только путем активной работы воссоздающего и творческого воображения, пространственного мышления, умением анализировать и синтезировать пространственные формы и их отношения.

Разнообразие предлагаемых задач, занимательность и практичность их содержания повышают интерес учащихся к предмету и в результате – способствуют улучшению качества их графической подготовки.

ПЛАН ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

Место проведения

БМАУДО «Центр детского творчества», кабинет графики

Контингент

Учащиеся 7-9 классов в количестве 10-12 человек

Дисциплина

Основы графической грамотности

Модуль программы

Проецирование

Тема занятия

Решение занимательных и творческих задач на проецирование

Цель занятия

Актуализировать и закрепить знания об основном методе выполнения чертежей - проецировании; способствовать выработке умений использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях, развивать мышление будущих техников, их способности к коммуникации, графические навыки; познавательную самостоятельность

Задачи занятия

1. Отрабатывать умение учащихся решать практические задачи на применение метода проецирования, закрепить знания специальной терминологии по материалу модуля.

2. Развивать память, речь, коммуникативные качества, пространственное, образное и логическое мышление учащихся, творческие способности, умение анализировать условие задачи, концентрировать внимание и мыслительные усилия при решении задач.

3. Воспитывать внимательность, самостоятельность в работе, формировать опыт коллективной мыслительной деятельности, стремление к достижению поставленной цели, повысить интерес к графике и ее значимость.

Тип занятия

Закрепление и применение знаний, умений и навыков

Вид занятия

Конкурс

Методы обучения

Словесные методы: объяснение, опрос.

Наглядные методы: иллюстрация, демонстрация. Практические методы: графическая работа, самостоятельная работа.

Методы, стимулирующие и развивающие познавательный процесс: игровые формы, занимательное содержание, ситуации творческого поиска, проблемные ситуации.

Методы накопления социального опыта: работа в группах, соревнование, ситуации совместного переживания

Форма организации обучения

Групповая

Средства обучения

Карточки-задания

Оборудование и принадлежности


Для педагога: карточки-задания для проведения конкурса (2 комплекта), оценочные листы для жюри, плакат «Кроссворд», листы писчей бумаги, ножницы (2 шт.), клей, маркеры;

Для учащихся: черт. инструменты и принадлежности

Литература

Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2022.

Воротников И.А. Занимательное черчение – М.: Просвещение, 1990.

Черчение. 9 класс: рабочая тетрадь к учебнику «Черчение. 9 класс» А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского / В.И Вышнепольский. – Москва: Просвещение, 2023.


ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ


1. Организационный этап

Приветствие. Проверка присутствия учащихся на занятии.

Учащиеся должны приготовить к занятию чертежные инструменты и принадлежности.

- Сегодня мы заканчиваем изучение материала модуля «Проецирование». Будьте максимально внимательны и активны.

3. Мотивация к работе

- Итак, мы заканчиваем изучение очень серьезного и важного учебного материала, так как основной конструкторский документ – рабочий чертеж создается по правилам проецирования.

На протяжении многих занятий мы изучали основные положения проекционного черчения, выполняли построения, решали разные графические задачи, применяя специальные методы изображения предметов на плоскости. Хотя это были чертежи моделей, т.е. геометрические тела или их сочетания, но мы знаем, что каждый предмет представляет собой сумму или разность геометрических тел. И вы, конечно же, поняли, что для того, чтобы успешно решать задачи и выполнять чертежи, необходимо развивать и совершенствовать свое пространственное мышление: образное представление и воображение, что и происходило в процессе вашей работы. Эта полезная способность пригодится вам в жизни в любой ситуации.

Процесс проецирования сложен для понимания тем, что это условность. Но его аналогии всюду в природе присутствуют и тем он интересен. Сегодня, для закрепления знаний, совершенствования приобретенных умений, я предложу вам следующую тему: «Решение занимательных и творческих задач на проецирование».

Разнообразных интересных задач, ребусов, головоломок на эту тему составлено большое множество. К сожалению, на этом занятии мы сможем решить только несколько из них, но я думаю, что вы проявите интерес к ним и на досуге захотите порешать еще и другие задачи.

4. Подготовительный к конкурсу этап

- Я решила организовать наше занятие сегодня в форме конкурса, так как это позволит вам проявить свои способности в соревновании друг с другом, тем самым повысит эффективность занятия.

-Для этого вы должны поделиться на две группы и занять отведенные для разных команд места.

Учащиеся занимают соответствующие командам рабочие места, на которых приготовлены писчая бумага, чертежные инструменты, принадлежности и все необходимые материалы.

- Итак, в любой команде всегда должен быть капитан. Я думаю, вам несложно будет выбрать достойного этого звания члена команды. И, конечно же, вам надо придумать своей команде звучное название.

Члены команд сообща выбирают капитанов и придумывают название.

- А сейчас я представлю вам жюри конкурса.

- Итак, вам будет предложено 10 конкурсных заданий. В основном, задания вы будете выполнять коллективно, но одно задание будет специально для капитанов. За каждое задание команды будут получать баллы. При оценивании учитываются правильность и точность ответов, скорость выполнения задания, организованность и взаимодействие в работе, активность, аккуратность, качество графической работы. Я желаю вам успеха.

- Начинаем конкурс!

5. Конкурс

Педагог дает инструкцию к каждому заданию, выдает карточки, направляет и анализирует работу студентов.

Задание 1. «Зарядка для ума»

Командам выдаются карточки, на которых изображены проекции хорошо всем знакомых предметов.

t1712335645aa.png

Необходимо определить, какие это предметы.

Участники команд отвечают по команде преподавателя, предварительно подняв руку. За правильные ответы получают баллы. Максимальное количество баллов за задание – 3.


Задание 2. «Прочитай текст»

Каждой команде выдаются по карточке, в левой части которой изображено 16 предметов в прямоугольных проекциях. В правой части карточки эти же предметы изображены в аксонометрической проекции.

Для того, чтобы прочитать текст, нужно брать по порядку номера с прямоугольных проекций и заменять их словами, помещенными около соответствующего аксонометрического изображения.

t1712335645ab.png

Жюри оценивает ответ, учитывая организованность команды, быстроту и правильность ответа. Максимальное количество баллов – 5.

Задание 3. «Мыслим творчески»

Командам предоставляется чертеж детали, на котором дана только одна проекция, а для двух других только намечены места.

t1712335645ac.png

Предлагается придумать детали, которые могут иметь такую проекцию и выполнить их эскизы. Учитывается количество эскизов возможных деталей и качество графической работы. Максимальное количество баллов за задание – 5.


Задание 4. «Заморочки из бочки»

Представители команд по очереди вытягивают из «бочки» свернутые бумажки с вопросами и сразу отвечают на них. В случае затруднения можно попросить помощи у своей команды. Если дается неправильный ответ, право отвечать получает другая команда.


Вопрос 1. При каком условии ребро предмета проецируется в точку и при каком условии – в натуральную величину?

Вопрос 2. Проекции каких геометрических тел имеют одинаковые очертания?

Вопрос 3. Чем вызвано наличие стандартов на чертежи?

Вопрос 4. Мы воспроизводим на бумаге те процессы, которые совершаются реально в самой природе. С чем можно сравнить процесс проецирования?

Вопрос 5. Чертежи каких геометрических тел могут состоять только из одной проекции?

Вопрос 6. Какую форму имеет куриное яйцо?


Жюри учитывает правильность, четкость и самостоятельность при даче ответа. Максимальное количество баллов за задание – 6.


Задание 5. «Кубики»

Команды получают карточки, на которых изображены две развертки – А и Б и двадцать кубиков.

Нужно определить, какие из кубиков соответствуют развертке А, а какие – развертке Б.

t1712335645ad.png

Учитываются правильность ответа, организованность и взаимодействие членов команд в работе. Максимальное количество баллов за задание - 6.


Задание 6. «Разгадай кроссворд»

Дать ответы на вопросы кроссворда и в выделенных по вертикали клетках прочитать ключевое слово.

Кроссворд изображен на плакате, вывешенном на классной доске.

Право отвечать на вопросы кроссворда предоставляется командам по очереди. Представители от команд выходят к доске и маркером заполняют какую-либо строчку кроссворда. Если команда затрудняется с ответом, то право отвечать передается другой команде.

Вопросы:

1. Кривая линия - изометрическая проекция окружности

2. Чертежный инструмент

3. Плоская фигура, представляющая собой совокупность поверхностей тела в порядке их расположения

4. Результат процесса проецирования

5. Линия уровня

6. Расстояние, определяющее положение точки относительно плоскостей проекций

7. Инструмент, с помощью которого строят кривые линии по точкам

8. Вид аксонометрической проекции

9. Геометрическое тело

10. Процесс получения поверхностей цилиндра, конуса, сферы

11. Основной элемент чертежа

12. Неразвертываемая поверхность

13. Характеристика каждого геометрического тела


t1712335645ae.png


Выигрывает команда, давшая наибольшее количество правильных ответов и прочитавшая ключевое слово. Учитывается также активность членов команд. Максимальное количество баллов – 4.


Задание 7. «Графический тест»

Команды получают карточки-задания. По двум заданным видам (вид спереди и вид слева) выбрать из предложенных вариантов правильный вид сверху.


t1712335645af.png


Жюри учитывает точность ответа, скорость выполнения задания. Максимальное количество баллов – 6.


Задание 8. Для капитанов: «Аппликация»

Капитаны команд получают лист бумаги, клей и набор цветных фигур, из которых они должны составить (с помощью аппликации) чертеж модели по словесному описанию.


«В основании модели лежит параллелепипед. В центре верхней (большей) грани его расположена шестиугольная призма, в центре верхнего основания которой установлен прямой полный конус».


Каждая составная часть модели (геометрическое тело) имеет свой цвет.

Капитаны выполняют задание за отдельными столиками.

Жюри при оценивании учитывает правильность, аккуратность и скорость выполнения задания. Максимальное количество баллов за задание – 3.


Для команд: «Определи соответствие»

Задание выполняется каждой из команд за рабочими столами.

Из предложенных двух групп понятий необходимо создать пары. Соответствие показать стрелками.

ось вращения

развертка

проецирование

фигура

линия сгиба

окружность

плоскость

лучи

чертеж

инженерная графика

многогранник

цилиндр

центр

масштаб

размер

геометрическое тело

электрическая схема

документ


Учитываются быстрота, организованность, взаимодействие в команде и правильность ответа. Максимальное количество баллов – 5.


Задание 9. «Специальное задание»

На карточке дано аксонометрическое изображение дома, отнесенное к плоскостям проекций П1, П2 и П3 и его чертеж. Необходимо построить проекции точек A, B, D, E, G, F, T, N. Для примера проекции точек M, S и R уже обозначены.

t1712335645ag.png

t1712335645ah.png


Жюри оценивает выполнение задания, учитывая точность ответа, организованность, активность членов команды. Максимальное количество баллов за задание – 4.


Задание 10. «Вырезалки»

Командам выдаются сложенные вчетверо листы бумаги и ножницы. Нужно сделать в бумаге вырезы и отверстия так, чтобы при развертывании получилось изделие, точно совпадающее с показанным образцом.


t1712335645ai.png

При выполнении задания учитываются точность, быстрота, аккуратность и организованность в работе. Максимальное количество баллов – 4.

6. Заключительный этап

- Для подведения итогов конкурса слово предоставляется жюри.

Жюри объявляет итоги конкурса, характеризует работу команд и отдельных студентов.

-Уверена, что вы сегодня стали еще умнее, сообразительнее, дружнее, а значит, вы молодцы! Спасибо за работу!

Уборка рабочих мест. Прощание.


КЛЮЧИ К ЗАДАНИЯМ


Задание 1. «Зарядка для ума»

а – чайное блюдце; б – чайник; в – ножницы; г – молоток; д – кусачки;

е – вилка; ж – карманные часы; з – ложка; и – будильник; к – карандаш;

л – кнопка.


Задание 2. «Прочитай текст»

«Если чертеж является языком техники, одинаково понятным всем образованным народам, то начертательная геометрия служит грамматикой этого мирового языка, так как она учит нас правильно читать чужие и излагать на нем наши собственные мысли, пользуясь в качестве слов одними только линиями и точками как элементами всякого изображения»

(В.И. Курдюмов)


Задание 3. «Мыслим творчески»

Например:

t1712335645aj.pngи другие.

Задание 4. «Заморочки из бочки»

Вопрос 1: При каком условии ребро предмета проецируется в точку и при каком условии – в натуральную величину?

Ответ: Ребро проецируется в точку, если оно расположено перпендикулярно плоскости проекций; в натуральную величину – если параллельно.

Вопрос 2: Проекции каких геометрических тел имеют одинаковые

очертания?
Ответ: Куб, сфера, тетраэдр.

Вопрос 3: Мы воспроизводим на бумаге те процессы, которые совершаются реально в самой природе. С чем можно сравнить процесс проецирования?

Ответ: С отбрасыванием тени от предмета при падении на него светового луча.

Вопрос 4: Чертежи каких геометрических тел могут состоять только из

одной проекции?

Ответ: Цилиндр, конус, сфера.

Вопрос 5: Какую форму имеет куриное яйцо?

Ответ: Овоидальную

Вопрос 6: Чем вызвано наличие стандартов на чертежи?
Ответ: Чертежи должны пониматься всеми людьми однозначно.


Задание 5. «Кубики»

А – 10

Б – 1, 4, 9, 11, 12, 16


Задание 6. «Разгадай кроссворд»

1 – эллипс; 2 - циркуль; 3 - развертка; 4 - проекция; 5 - фронталь;

6 – координата; 7 - лекало; 8 - диметрия; 9 - тор; 10 - вращение; 11 - точка;

12 - сфера; 13 – поверхность.

Ключевое слово – «электромонтер»


Задание 7. «Графический тест»

Вариант №1. 1 – Б; 2 – Г; 3 – А; 4 - Г

Вариант №2. 1 – Д; 2 – В; 3 – Г; 4 - Б


Задание 8. Конкурс капитанов «Аппликация»

t1712335645ak.png


Конкурс для команд «Определи соответствие»

ось вращения – цилиндр;

проецирование – лучи;

линия сгиба – развертка;

плоскость – фигура;

чертеж – документ;

многогранник – геометрическое тело;

центр – окружность;

размер – масштаб;

электрическая схема – инженерная графика


Задание 9. «Специальное задание»



РЕШЕНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА ПРОЕЦИРОВАНИЕ


ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ




Команда


Задания (максимальное количество баллов)



Узнай предмет

(3)


Прочитай текст

(5)


Мыслим творчески

(5)




Заморочки из бочки

(6)

Кубики

(6)


Разгадай кроссворд

(4)

Графический

тест

(6)



Аппликации

(3)

Определение соответств. понятий

(5)


Специальное задание

(4)

Вырезалки

(4)

Дополнительные баллы

Сумма

































Критерии оценивания

- правильность и точность выполнения задания;

- скорость выполнения задания;

- самостоятельность при даче ответов;

- качество и аккуратность графических работ;

- активность;

- эффективность взаимодействия в группах;

- организованность

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.