МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА педагогам дополнительного образования по теме: «Воспитание экологической культуры через изучение птиц»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
дополнительного образования
муниципального образования город Краснодар
«Детский морской центр имени адмирала Федора Федоровича Ушакова»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
педагогам дополнительного образования по теме:
«Воспитание экологической культуры через изучение птиц»
методиста Федуловой Ирины Сергеевны
Краснодар, 2025 год
Содержание
Раздел 1. Пояснительная записка | 3 |
Раздел 2. Тема Занятия 1: «Пернатые друзья», сценарий праздника «День птиц» 2.1. Фотография 1. Конструирование птиц из бумаги с обучающимися объединения «Ступенька» | 5-16 16 |
Раздел 3. Тема занятия 2: «Эколята», знакомство с охраной окружающего мира 3.1. Рисунок 1. «Эколята» Раздел 4. Тема занятия 3: интерактивное мероприятие «Звуки птиц в природе» 4.1. Рисунок 2. 4.2. Рисунок 3. 4.3. Рисунок 4. Анализ проведенных мероприятий Методические рекомендации Список использованной литературы и интернет-ресурсов | 16 20 23 23 23 24 24 26-26 26-27 |
Аннотация
Методическая разработка с рекомендациями к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности «Ступенька» объединяет цикл занятий и направлена на формирование у дошкольников основ экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Экологические инновации (или экоинновации), это актуальное направление работы любого образовательного учреждения, это новые продукты, новые технологии, обеспечивающие взаимодействие между экономическим развитием и сохранением окружающей среды.
Методическая разработка, может стать источником передового педагогического опыта для классных руководителей, учителей, родителей и педагогов дополнительного образования в формировании экокультуры дошкольников.
Раздел 1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка по теме «Пернатые друзья» содержит 3 занятия: праздник «Пернатые друзья», знакомство с охраной окружающего мира по теме «Эколята», интерактивное мероприятие по теме «Звуки птиц в природе» и рассчитана на обучающихся 5 лет.
В наш не простой век, когда вопросы экологии значимы, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, мы решили провести мероприятие, посвященное этой теме. Оно позволит расширить и углубить знания детей о птицах, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым пробуждая лучшие чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме. В этом актуальность выбранной тематики.
Различные мероприятия помогают формировать экологическую культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь к ней и нести ответственность за ее состояние. Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в наше время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем её уровень.
Актуальность данной методической разработки заключается в том, что с одной стороны перед педагогами остро стоит задача определения наиболее эффективных путей в приобщении детей дошкольного возраста в природе, но на практике многие реализуют традиционную методику экологического воспитания, мало способствующую формированию у детей системы экологических знаний, с другой стороны.
Новизна методической разработки состоит в использовании современных нетрадиционных форм занятий с использованием приёма игровой деятельности, что для дошкольников является ведущей, способствующей систематизации знаний детей о природе, повышению интереса к обучению.
Цель разработки – поделиться с педагогами, воспитателями собственными наработками, опытом проведения мероприятий, связанных с темой знакомства с животным миром, дать методические рекомендации по дальнейшему использованию материала.
Тема реализуется через все виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, творческую, а также в рамках неё решаются образовательные задачи, с одной стороны, социально значима, с другой стороны вызывает личностный интерес детей.
Представленная разработка – это теоретический и практический материал, который может использоваться воспитателями, педагогами как отдельными элементами, так и в целом.
Место проведения: МБОУ ДО ДМЦ
Возраст участвующих: учащиеся 5 лет объединений «Калейдоскоп», «Ступенька», «АБВГДейка».
Форма проведения: праздник, знакомство с охраной окружающего мира, интерактивное мероприятие.
Оборудование: компьютер, Wi-Fi модуль, мультимедийный проектор, колонки.
Предварительная подготовка:
Стены зала оформляются плакатами «Птицы – друзья леса, сада и огорода!», «Ребята, любите и охраняйте птиц!», «Готовьтесь к встрече пернатых друзей!»; оформляется выставка детских рисунков и поделок на тему «Мир птиц»; сцена зала оформляется силуэтами берёз и елей, чучелами птиц, взятых из кабинета биологии.
Цель: обобщение и расширение знаний детей о птицах.
Задачи:
- формирование бережного отношение к птицам;
- формирование экокультуры, необходимости бережного отношения к природе;
- формирование навыков ухода за домашними птицами, птицами живого уголка, птицами, прилетающими на участок детского сада необходимости охраны не только птиц, но и их «дома», мест обитания;
- развитие высших нравственных чувств, какими являются гуманизм и справедливость, предполагающие действенную активную позицию ребенка в отношении к птицам и всей живой природе (помочь, защитить, позаботиться и т.д.);
- развитие логического мышления, внимания, творческих способностей.
Планируемые результаты: расширить представление о птицах, их видах, сформировать навыки бережного отношения к природе, братьям нашим меньшим, развить чувства сострадания, справедливости, желания заботиться, защищать.
РАЗДЕЛ 2.
Тема занятия 1
«ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ»
Сценарий праздника «День птиц»
Звучит запись с голосами птиц.
Ведущий:
Сегодня в нашем Морячке праздник – День птиц. Почему без птиц нам не обойтись? Птицы – друзья нашего детства. Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят нам на своих крыльях весну. Птицы – верные наши помощники, защитники лесов, полей, садов и огородов. Птицы дороги нам как часть нашего чудесного мира. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Помните. Ребята, что нельзя разорять гнёзда птиц, стрелять в них из рогаток! Берегите птиц! Птицы – наши друзья! Птицы – это красота и тайна. Они – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. Дети исполняют песню "У дороги чибис".
На сцену поднимаются дети в костюмах, изображающие разных птиц.
Учащийся 1:
От рассвета до заката –
Вот рабочий день пернатых!
Рано солнышко встаёт
За собою в путь зовёт:
Если вырубить леса.
Пыль пойдёт под небеса,
Высохнут озёра,
Обмелеют реки
И не станут птицы
В пустыне гнездиться.
Это очень грустно,
Когда вокруг пусто.
Учащийся 2:
«Люди добрые, - проснитесь!
На работу торопитесь…
Птичий хор уже давно
Раздаётся за окном.
Ждёт птиц трудная работа,
Целый день одна забота –
Накормить своих птенцов,
Желторотых "молодцов".
Ну, а им и горя мало,
Потому что кормит «мама».
Учащийся 3:
В тёплом гнёздышке лежат
Потихонечку пищат.
Им родители приносят
Много разных вредных мошек.
Столько…, что не перечесть
Вот за это птицам – честь!
Учащийся 4:
Очень ловко ловят мух
Наши мухоловки
Лишь мелькают тут и там
Серые головки.
Вихрем ласточки летают.
Что захватывает дух,
Мошек на лету хватают,
Очищают воздух.
Учащийся 5:
Трясогузка в огороде
На пружинке будто ходит.
Вся изящна и стройна
В тёмной шапке голова.
Очень ловко вправо, влево
Всё шныряет то и дело,
Достаёт из-под комков
И жуков, и червяков,
И никто не скроется
От такой работницы.
Учащийся 6:
Кто-то там верху на ёлке
Виден чуть из-за иголки,
Это птичка королёк –
Золотистый хохолок.
Весит он всего 5 грамм,
Но известен по делам,
Потому что круглый год
Работать он не устаёт:
Насекомых достаёт из хвоинок ёлок
И зимой он на "посту" несмотря на холод.
Учащийся 7:
Что за облако с небес
В озеро скатилось,
Это лебедь белая на воду опустилась.
Поплыла, как пава, гордо, величаво,
Распушила пёрышки, вытянула шею.
До чего ж красиво, это просто диво!
Учащийся 8:
Оляпка – птичка-водолаз
И этим удивляет нас,
По дну реки заправски ходит
И много корма там находит.
Оляпка очень осторожна
И подойти к ней невозможно.
Чуть звук какой-то раздаётся,
Птичка тотчас окунётся.
Учащийся 9:
Над рекой на ветке
Лазурный огонёк,
Это птичка зимородок
Добычу стережёт.
Сидит долго, долго,
Свесив длинный клюв,
Кажется, уснула
Нет... рыбок обманула,
Стремительный бросок –
Попалась рыбка на "крючок".
Учащийся 10:
А это птичка – ремез-синичка
У неё гнездо – рукавичка,
Она сама "вяжет"
И на ветку прилаживает.
И висит она, как гамачок
Для синичьих "деточек".
Учащийся11:
Дятел – лесу приятель
Как заправский лекарь
Он деревья лечит.
Клювом по стволу стучит
Тут же хворь определит.
Если дерево больное,
То звучание глухое,
Если звонко звук стучит –
Дятел дальше полетит.
Долбит клювом дупло-дом
И птенцов выводит в нём.
Там они на жёстком дне
Сидят долго в темноте,
Выбираются на волю,
Когда вырастут мозоли.
Разлетаются потом,
Оставляя "родной дом".
Учащийся 12:
На берёзовом стволе
Выросла вдруг шишка,
Берестой опутана серая кубышка
Это зяблик трудится,
Он большая умница,
Смастерил себе гнездо
И замаскировал его.
И никто не поймёт,
Что зяблик в нём живёт.
Учащийся 13:
А гнездо у славки
Только одна травка
Всё оно, как сито,
Паутинкой свито
И в кустарник вплетено,
Прочно держится оно.
И никакие ветры
Его не растреплют.
Славки славно трудятся
Собирают гусениц в огороде и в саду,
Урожай нам берегут.
Учащийся 14:
А щегол – настоящий "щеголь".
Оперение просто диво,
Всё подобрано красиво,
Где он только пролетит,
Всякий в след ему глядит.
Стайками щеглы посещают пустыри,
Будто бабочки порхают,
Сорняки уничтожают.
Учащийся 15:
Удивительная птичка –
Ну, а кто скажите нам,
Ловко ходит по стволам:
Вверх и вниз и тут и там?
Кто мелькает целый день?
Это птица – поползень.
Настоящий акробат,
Чистит все стволы подряд.
Учащийся 1:
Ну, а аист, такой франт,
Он одет в парадный фрак
И на ножках красные сапожки,
Часами терпеливо стоит аист в болоте,
Подбоченившись игриво,
Будто танцевать он хочет.
Нет… он просто ждёт лягушек,
Потому что хочет кушать.
Учащийся 2:
Всё вокруг белым бело,
За окном зима давно,
Только вот на яблонях
Румяные яблочки.
Не съедобные они
Это птицы-снегири.
Учащийся 3:
А у горихвостки
Огонь-хвостик,
Точно пламя он мерцает,
Чем людей он удивляет.
Люди думают – "дом горит"!
А это птичка на крыше сидит.
Учащийся 4:
С птичками-певуньями
Веселей живётся,
Потому и надо нам
О них позаботиться.
Сделать домик для скворца,
Для синиц – синичник,
А когда придёт зима –
Подготовить им корма:
Мячики репейные.
Веники крапивные,
Букетики лебеды –
И не будет им беды.
Ведущий:
Для игры нам необходимо выбрать участников, а ими станут те, кто правильно отгадает загадки.
Не княжеской породы,
А ходит с короной,
Не ратный ездок,
А с ремнём на ноге,
Не сторожем стоит,
А всех рано будит (Петух).
По ночам летает
На охоту.
Днём не видит
Да и спать охота (Филин).
Чёрный, проворный,
Кричит "крак",
Червякам враг (Грач).
Белее снега, чернее сажи,
Выше дома, ниже травы (Сорока).
В синем небе голосок,
Будто крохотный звонок (Жаворонок).
Белый, как снег,
Надутый, как мех,
Лопатами ходит,
А рогами ест (Гусь).
Спереди шильце,
Сзади вильце,
Сам мал,
А за морем бывал (Ласточка).
Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждёт.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет (Скворец).
Длинноноги, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек.
А как лето пробежит,
Он уже на юг спешит
По путям старинным, длинным
В стае, выстроенной клином (Журавль).
Мать отца не знаю,
Но часто называю,
Детей знать не буду,
Чужим сбуду (Кукушка).
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Кле! Кле! Кле! – поет со свистом.
Тем ещё известна птица,
Что морозов не боится:
Может в холод самый злой
Деток вывести зимой(Клёст).
Длиннохвостая она,
Со спины черным-черна.
Брюхо белое да плечи.
Тарахтенье вместо речи.
Хоть кого увидит – вмиг
Подымает стрёкот-крик (Сорока).
Ведущий:
Те, кто за правильный ответ получили синие жетоны, занимают места игроков, а кто получил зелёные – их помощников.
Условия игры:
Участники игры выходят в следующий тур по наибольшему количеству набранных очков и звёзд.
За правильный ответ игроки получают по одному очку. В случае, если ответ правильный и у игроков и у помощников, добавляется и звезда.
У игроков и у помощников на столах есть "ладошки" с числами1, 2, 3, 4. Они нужны вам для ответов.
1 ТУР
1. Какая из птиц быстрее всех летает?
• Ласточка
• Стриж
• Сокол
• Кулик
2. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуёй?
• Королёк
• Страус
• Колибри
• Пингвин
3. О какой птице идёт речь в сказке дацкого писателя Г.-Х. Андерсена «Дюймовочка».
• Синица
• Ласточка
• Ворон
• Гусь
4. Какая из птиц весной может подражать голосам многих своих собратьев, причём так увлечённо, что, не слыша ничего вокруг, может стать жертвой охотника или хищника.
• Глухарь
• Рябчик
• Тетерев
• Куропатка (4 игрока выходят во второй тур).
ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ
Нужно отгадать ребусы. Победителей ждут призы. (1.Сорока, 2. Стриж, 3. Цапля, 4. Ласточка, 5. Воробей, 6. ворона, 7. Чайка, 8. Сокол, 9. Чиж).
2 ТУР
Ведущий:
Сейчас из этой коробки–грамматейки выскочат 12 кубиков с изображёнными на них буквами. Вы должны за 2 минуты составить слова, имеющие отношение к миру пернатых, используя буквы только один раз. Сколько использовано букв, столько и очков.
П Я И Т А Ц С Р Б Ж Л Е
(Птица, аист, ястреб, стриж, цапля и т. д.)
Тот, кто составил самое длинное слово, выходит к 5-ти коробкам, в которых лежат призы. Среди них – «зрительские аплодисменты». Игрок может выбрать себе коробку с призом, отдав звезду. Если ему приз не нравится, он может открыть другую коробку, но за это ему снова придётся отдать звезду.
(В 3 тур выходят 3 человека).
ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ
(Предлагается головоломка. Ведущий читает описание птицы, а зрители должны угадать её название. Правильные ответы сопровождаются демонстрацией иллюстрации с изображением этой птицы. За правильный ответ участник игры получает приз).
Вопросы:
1. Птица семейства вороновых отряда воробьиных. Оперение рыхлое, красновато-серое; хвост чёрный, на крыле голубое пятно с чёрными пёстринами, на голове хохол с чёрными пятнами. Полезна уничтожением насекомых; делает на зиму запасы желудей, чем способствует расселению дуба; вместе с тем вредит, разоряя гнёзда мелких птиц. (Сойка.)
2. Эта птичка обитает преимущественно в лесах. Зимой часто встречается у жилья. Полезна уничтожением насекомых в садах и лесах. Оперение густое, пушистое, жёлтая грудка. (Синица.)
3. Певчая птица. Весной и летом оперение взрослых чёрное, с ярким металлическим блеском. Осенью, после линьки, оно покрыто белыми крапинами – это светлые концы контурных перьев, которые к весне стираются, и крапины исчезают. Молодые чёрно-бурой окраски с более светлым горлом. Клюв жёлтый, острый и довольно длинный. Заметный для человека, прилёт этих птиц означает, особенно для жителей городов, наступление весны. (Скворец.)
4. Птица подотряда стрижей отряда длиннокрылых. Крылья длинные, узкие. Оперение тёмно-бурое или черноватое. Гнёзда этой птицы состоят из растительных материалов, склеенных слюной, или из одной затвердевшей слюны (так называемые ласточкины гнёзда); в Китае эти гнёзда люди употребляют в пищу. (Саланган.)
5.Птица из отряда воробьиных. Голова большая, клюв на вершине с крючком и зубцом перед вершиной, хвост длинный. Оперение рыхлое, чаще серых тонов в сочетании с белым и чёрным, реже с рыжим. Избегая сплошных лесов, селится в лесотундре, на опушках леса, на полянах, в степи или пустыне с зарослями кустарника или отдельными деревьями. Некоторые из них запасают пищу, накалывая добычу на сучки или колючки. (Сорокопут).
6. Величиной со скворца, нарядная птица. Оперение розовато-серое. Горло и полоска от клюва к глазу чёрные, лоб красноватый. Крылья чёрные с широкими белыми и узкими жёлтыми полосками; на голове большой хохол; на конце хвоста поперечная жёлтая полоса. Распространена на севере лесной зоны от Кольского полуострова до Камчатки. Песня – нежное «свирири-свирири». (Свиристель).
3 ТУР
«Логическая цепочка»
Нужно найти ошибку в цепочке предложенных ответов и показать номер, который ей не соответствует.
1. Я думаю, что все эти птицы роют норы для гнезда.
• Береговая ласточка
• Зимородок
• Дятел
• Щурка
2. У всех этих птиц весной появляются птенцы.
• Скворец
• Клёст
• Жаворонок
• Иволга
3. У этих птиц все пальцы на ногах соединены между собой перепонками.
• Чайка
• Пингвин
• Утка
• Индюк
4. Я думаю, что все эти птицы охотятся днём.
• Сокол
• Орёл
• Филин
• Беркут
(В финал выходят 2 человека).
ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ
А сейчас мы проверим знания о птицах у наших зрителей. В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте вспомним их. Нужно соединить первую часть пословицы с другой. За правильный ответ игрок получает приз.
• НА ЧУЖОЙ СТОРОНУШКЕ… , А МОРЯ НЕ ЗАЖГЛА.
• ЛУЧШЕ СИНИЦА В РУКАХ… КОТОРОЙ СВОЁ ГНЕЗДО НЕ МИЛО.
• У КАЖДОЙ ПТИЦЫ… РАД СВОЕЙ ВОРОНУШКЕ.
• ЦЫПЛЯТ ПО ОСЕНИ… ВСЕЙ ПТИЧКЕ ПРОПАСТЬ.
• СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ… ЧЕМ ЖУРАВЛЬ В НЕБЕ.
• РАНО ПТАШЕЧКА ЗАПЕЛА… ДА НИЗКО СЕЛ.
• СТАРОГО ВОРОБЬЯ… СВОЯ ПЕСНЯ.
• ВСЯКИЙ КУЛИК… ВЕСНЫ НЕ ДЕЛАЕТ.
• ГЛУПА ТА ПТИЦА… СЧИТАЮТ.
• ОДНА ЛАСТОЧКА… СВОЁ БОЛОТО ХВАЛИТ.
• НАДЕЛАЛА СИНИЦА СЛАВЫ… ВЫЛЕТИТ, НЕ ПОЙМАЕШЬ.
• МОЛОДОЙ ЖУРАВЛЬ ВЫСОКО ВЗЛЕТЕЛ,… КАК БЫ КОШЕЧКА НЕ СЪЕЛА.
• КОГОТОК УВЯЗ… НА МЯКИНЕ НЕ ПРОВЕДЁШЬ.
Правильно, ребята. Нужно оберегать птичьи гнёзда; не стрелять в птиц из рогаток; устанавливать весной скворечники, а зимой – кормушки. Ну и, конечно, не забывать эти кормушки и скворечники наполнять кормом.
Ученик:
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма –
Горсть зерна нужна,
Горсть одна-
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПОДЕЛКИ. (звучит музыка)
Сейчас каждый из вас изготовит поделку – птицу, которая станет ему другом. Из цветной бумаги и картона дети конструируют снегиря или синицу.
Фотография 1
Конструирование птиц из бумаги обучающимися объединения «Ступенька» (5 лет)
РАЗДЕЛ 3.
Тема занятия 2
«Эколята»
знакомство с охраной окружающего мира
ВВЕДЕНИЕ
Одним из основных способов обновления образовательного процесса являются инновационные образовательные технологии. Активное участие детей в природоохранной деятельности, развитие экологической культуры обучающихся, получение опыта организации работы коллектива, творческий перенос полученных знаний при решении конкретных проблем экологии - эти и многие другие позитивные проявления развития и социализации личности являются результатами применения инновационных технологий в образовательном процессе.
Экологические инновации (или экоинновации) - это новые продукты, новые технологии, обеспечивающие взаимодействие между экономическим развитием и сохранением окружающей среды.
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознано-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Новый природоохранный социально-образовательный проект «Эколята - молодые защитники природы» направлен на формирование у детей экологической культуры и культуры природолюбия как части патриотического воспитания ребёнка.
Цель проекта: сформировать у ребёнка богатый внутренний мир и систему ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развить внутреннюю потребность любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитать у ребёнка культуру природолюбия.
Задачи проекта:
- Создать условия для формирования у воспитанников экологической культуры и культуры природолюбия, бережного отношения к природе посредством расширения представлений об окружающем мире.
- Расширять представления детей об окружающей их природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой Родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы.
- Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней. Формировать новое экологическое мышление «Мы - дети Земли» - часть природы.
- Развивать познавательную активность детей посредством опытов и экспериментов с объектами природы.
- Расширять общий кругозор детей, развивать их творческие способности.
- Способствовать развитию у детей внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности.
- Активизировать участие родителей в экологическом воспитании детей.
4. Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста.
Сценарий мероприятия «Эколята»,
знакомство с охраной окружающего мира
Цели: обобщение и систематизация знаний детей о природе через сказочных персонажей – «Эколят», образовательные: закрепить у детей знания о культуре поведения в природе и умение правильно оценивать поступки окружающих; развивающие: развивать логическое мышление детей через решение проблемных ситуаций; воспитывающие: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение работать в команде.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально — коммуникативное развитие, художественно -эстетическое развитие, физическое развитие.
Сценарий мероприятия «Эколята»
Ведущий:
Где бы ни жил человек: в городе или в загородной местности, он всегда окружён растениями и животными. Но, к сожалению, люди не всегда бережно относятся к природе. Вырубая леса и загрязняя воду в реках, люди невольно губят многих диких животных, для которых лес и река – дом. Из-за людей некоторые растения и животные навсегда исчезли, а многие стали редкими. А куда занесены редкие виды животных и растений? В Красную книгу. Красная книга – это справочник об исчезающих животных и растениях. Почему именно красный цвет?
Дети: сигнал опасности.
Ведущий:
Да, действительно — красный цвет – сигнал тревоги и запрета, понятный людям всего мира. Многие животные и растения уже исчезли с лица Земли. Всех животных и растения, которые занесены в эту книгу, необходимо охранять. Люди создают заповедники, парки, в которых охота запрещена, чтобы сохранить богатства природы.
А сегодня мы с вами, ребята, познакомимся со сказочными героями – «Эколятами», которые также, как и мы, любят и бережно относятся к природе.
На доску крепятся изображения «Эколят».
Дети! Подойдите, посмотрите на этих сказочных героев!
Рисунок 1. «Эколята»
Давайте познакомимся с ними поближе. Итак, самым озорным и шкодливым, без сомнения, является Шалун. Он любит веселые игры, которых знает великое множество. Он все время стремится узнать что-то новое и неизвестное, его жёлтая шапочка с торчащим дубовым листочком постоянно мелькает то тут, то там. К своей яркой шапочке Шалун подобрал синие башмачки, перчатки и шарфик.
Самая серьёзная, пожалуй, Умница в розовой шапочке, с двумя забавными косичками. Она носит зеленую юбочку, зеленый воротничок, желтые перчатки, темно-розовые башмачки. Умница много знает и рассказывает своим друзьям интересные истории, потому что любит читать. Нет-нет, только не надо думать, что она всегда поступает правильно и знает ответы на все вопросы. Просто из всех малышей она самая старшая, и это всё объясняет.
Младшего брата-жёлудя, который носит оранжевую шапочку, темно-розовые ботинки, зеленые перчатки и такого же цвета воротничок из дубовых листьев, бордовый пояс, зовут Тихоней. Он, и вправду, довольно тихий и скромный, даже скорее стеснительный. Но это нисколько не мешает ему всячески поддерживать старшего брата – Шалуна – не только во всех его проказах, но и полезных делах. А ещё Тихоня очень любит цветы, поэтому перед домиком он разбил чудесный цветник.
У малышей-желудей есть подруга – веселая и общительна Елочка. Она носит бордовую шапочку и такие же башмачки, желтые перчатки и маленькую брошку-шишечку на платье. Она часто заходит к малышам в гости, чтобы поиграть, поговорить о том, о сём.
Для встречи с вами, дорогие дети, Умница приготовила несколько загадок:
Белки в нём живут и волки,
В нём растут дубы и ёлки
Высоченны – до небес!!
Называют его ….(лес)
Стоят у дорожки
На одной ножке,
В панаме с полями,
Зовутся….(грибами)
Выносливый и хитрый,
Голодный и сердитый,
Добычу ищет в лесу
Грозный, страшный, серый …(Волк)
Умница вас благодарит, и хочет познакомить со своим братишкой – желудем Шалуном. Шалун очень озорной и непоседливый. Любит весёлые игры, всё время стремиться узнать что-то новое.
Шалун: Ребята, в моём лесу выросло много грибочков, помогите мне их собрать!!
Игра на внимательность: «Собери грибочки». В помещении то тут, то там, раскиданы бумажные изображения грибочков. Дети их с удовольствием собирают.
Шалун: Молодцы, ребята, вы очень ловкие и внимательные, все грибочки собрали на полянке!!
Умница: - а это Тихоня, мой младший брат-желудь. Он и вправду, очень стеснительный, и любит цветы. А возле своего дома он разбил цветник!
Ведущий: - Дети, а давайте сделаем Тихоне цветочки! И раздаёт наборы для изготовления разноцветных аппликаций цветка.
Умница: А это моя сестрица, Ёлочка, знакомьтесь, детки.
Ёлочка: Здравствуйте, дети!! А вы знаете, какие плоды дают мои сёстры-сосны?
Дети: Шишки!
Ёлочка: А давайте поиграем с шишками!
Дети под руководством ведущего проводят самомассаж шишками под музыкальное сопровождение.
Все герои: Нам было очень приятно с вами познакомиться, ребята. Вам понравилось играть с нами? (Да). Вы бы хотели вступить в ряды Эколят-юных защитников природы? (Да).
Для этого нужно произнести клятву Эколят. Мы будем говорить, а вы повторяйте за нами:
«Вступая в ряды Эколят- Молодых защитников природы, я клянусь, что сделаю всё возможное, чтобы стать лучшим другом Природы, надёжным и верным!
Клянусь все свои силы направлять на заботу о природе, животных и растениях!
Клянусь нести знания п природолюбии окружающим меня людям!
После Клятвы учащемуся вручается Диплом «Защитника природы своей малой Родины».
Ведущий: Поздравляем вас, ребята, вы приняты в многочисленные ряды «Эколят». До свидания, ребята, до новых встреч!!
РАЗДЕЛ 4.
Тема занятия 3:
интерактивное мероприятие
«Звуки птиц в природе»
Ведущий: - Здравствуйте, дети! А сегодня мы продолжим изучать птиц нашего родного края. Для этого я принес записи звуков пения птиц и их изображения в презентации.
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Ведущий ставит звуковое оформление - пение различных птиц, по очереди называет их, и просит детей описать птицу и её пение.
Затем ведущий просит изобразить понравившихся птиц на бумаге.
Дети закрепляют знания о птицах, учатся слышать природу, различать виды птиц.
Анализ проведенных мероприятий
Комплекс экологических мероприятий «Наши пернатые друзья» способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умению приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.
Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к природе. Обучающиеся приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности, научились сравнивать, анализировать, делать выводы.
Для реализации поставленных задач педагог использовала следующие методы: наглядный словесный и практический. Также использовала такие методические приёмы как: показ, беседа, рассказ, вопросы, речевые пояснения к действиям, смена видов деятельности. На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие. Создание поисковой, проблемной ситуации активизировало мыслительную и речевую деятельность детей. Весь наглядный материал и оборудование для занятия подобраны в соответствии с программным содержанием и возрастом детей.
Были продуманы условия: размещение детей в классе, расставлено оборудование, подготовлен соответствующий материал для проведения совместной образовательной деятельности.
Продолжительность занятия соответствовало требованиям СанПина. Также педагог использовала здоровьесберегающие технологии – физминутка под музыкальное сопровождение, что помогло детям расслабиться и повысить эмоциональный настрой. На протяжении всего занятия старалась акцентировать внимание детей на вопросах, стимулировала речевую активность детей, задавала вопросы, добивалась ответов, предлагала повторить. В ходе мероприятия реализовывалась совместная деятельность взрослого и детей, детей между собой, главной составляющей являлось взаимодействие.
С содержанием ребята справились. Дети расширили свои знания о птицах, узнали об экологическом проекте «Эколята», вступили в ряды защитников природы, обогатили словарный запас.
Считаю, что мне удалось достичь цели занятия через реализацию всех поставленных задач. В ходе реализации данного проекта у детей сформировалось гуманное отношение к природе. В результате познавательно - исследовательской деятельности по данной теме у обучающихся систематизированы знания о птицах. Использование сюрпризных моментов, смена видов деятельности позволили в течение всего занятия удерживать внимание детей. В процессе работы над данным проектом ребята занимались продуктивными видами деятельности, направленными на развитие связной речи и развития мелкой моторики.
Методические рекомендации для педагогов по проведению подобных мероприятий:
1) развить определенные условия, дающие возможность каждому ребенку участвовать в мероприятии в своём темпе, т.е. выбрать щадящий вариант работы для каждого дошкольника;
2) практически воплотить в группе эмоционально комфортные условия, средствами художественного слова, что будет способствовать развитию личного потенциала каждого воспитанника.
3) научить детей понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом, планировать свое высказывание, свои действия на отдельных этапах занятия, осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности. (для старших дошкольников)
4) Экологические загадки — это не только способ весело провести время с ребенком. Это еще и отличный инструмент для получения важных знаний об экологии. Если такие загадки красиво оформить с помощью картинок, то их можно отдать малышу для самостоятельного изучения.
5) Использование системного подхода к изучению природы и окружающего мира предполагает взаимопроникновение различных видов деятельности в учебно-воспитательном процессе, таких как наблюдение, беседа, чтение и прослушивание сказок и рассказов, выполнение заданий, игра, проведение опытов, прогулки, проведение занятий на природе, работа на опытном участке вокруг образовательных организаций, рисование и т.д. Такие экологические занятия протекают на уровне формирования образов, представлений и различных понятий в мире природы. При этом важно, что в процессе занятия должно происходить не механическое запоминание услышанного и увиденного, а реальный анализ происходящего и принятие на основе этого реального решения в своей дальнейшей деятельности.
Список использованной литературы и интернет-ресурсов:
Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. - Москва: Просвещение, 1980.
Позина Е. Животные-рекордсмены. Энциклопедия животных с наклейками. – М.: Стрекоза. 2014.
Рубинштен Н. Животный мир России. – М.: Рипол-Классик», 2014.
Соколов Л.В. Почему перелетные птицы возвращаются домой. – Москва: Просвещение, 1991.
Целлариус Е. Животные всего мира. От больших до маленьких. – М., 2012.
6. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе/ авт.-сост. С.В.Машкова [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2012.-174 с.
7. Образовательная социальная сеть nsportal.ru
8. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).
9. Николаева, С.Н. Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 6. – С. 17-21.
10. Строкова, О.Н. Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2014.- № 10. – С. 25-28.
26