Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию «По неизведанным дорожкам»
ПРОГРАММА
дополнительного образования экологической направленности
«По неизведанным дорожкам»
Актуальность: Последнее десятилетие на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля, так как мы стали брать от природы все, что нам необходимо, но при этом, ничего не давая ей взамен.
Объективной предпосылкой такого поведения является тот факт, что человек перестал «чувствовать» природу и контактировать с ней. Природа стала для человека отвлеченным словом, не наполненным конкретным содержанием. Поэтому, напряженная экологическая обстановка требует, чтобы образование на всех уровнях формировало у обучающихся представления об окружающем мире, как о среде, которая, предоставляет живым существам разнообразные условия для удовлетворения потребностей, но при этом является средой с очевидными пределами ресурсов и возможностей.
Целью программы является создание педагогических условий для формирования экологической культуры дошкольников в образовательном процессе ДОУ на основе краеведческого материала.
В процессе разработки содержания программы учитывались следующие принципы:
природосообразность, обеспечивающий учет возрастных, индивидуальных особенностей развития, а также зону ближайшего и актуального развития ребенка;
культуросообразность, обусловливающий раскрытие взаимосвязи личностной и общественной культур в жизнедеятельности человека;
деятельностный, обуславливающий факт развития личности в деятельности, в данном случае в рамках доминирующих видов деятельности ребенка дошкольного возраста – общение, игра, продуктивная и познавательная деятельность;
антропологический, обуславливающий самоценность периода детства, первичную ценность личности ребенка и его развития в деятельности педагога.
Содержание программы направлено на реализацию основных функций экологического образования дошкольников:
Просветительная функция помогает дошкольникам осознать природу как среду обитания человека и как эстетическое совершенство; мысль о необходимости использования экологических знаний в целях сохранения природы, предотвращения опасного и необратимого нарушения экологического равновесия.
Развивающая функция реализуется в процессе формирования у детей умения осмысливать экологические явления, устанавливать связи и зависимости, существующие в мире растений; делать выводы, обобщения и заключения относительно состояния природы родного края, осознавать способы разумного взаимодействия с ней.
Воспитательная функция проявляется в формирований у детей нравственного и эстетического отношения к родной природе. Чувство долга и ответственности органично сливается с чувством восхищения величием и красотой природного мира малой родины. Это побуждает дошкольников к природоохранительной деятельности. Углубленное познание ими родной природы, деятельная любовь к ней обогащают и укрепляют патриотизм и ответственное отношение к собственным поступкам.
Организующая функция состоит в стимулировании активной природоохранительной деятельности воспитанников с учетом их возрастных особенностей развития и возможностей.
Прогностическая функция заключается в развитии у детей умения предсказания возможных последствий тех или иных действий человека в природе; к чему ведет нарушение экологических процессов, а какие мероприятия необходимо провести для пользы природы.
Задачи:
Систематизировать и углубить знания детей о живой и неживой природе;
Расширять кругозор детей на основе знакомства с природой родного края, формировать представления об экологических проблемах; Обогащать у детей представления о ценности природы и правилах поведения в ней;
Учить понимать причинно-следственные связи, показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; показать многообразие живых организмов и их сообществ; формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, от окружающей среды, а их сохранность – обязанность человека;
Воспитывать этические и эстетические чувства, развитие эмоций средствами природы;
Формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера у детей дошкольного возраста;
Формирование доброжелательного отношения к живым существам в процессе общения с ними
Пути реализации:
Создание условий, соответствующей развивающей среды.
Повышение экологической грамотности в области экологического воспитания.
Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами.
Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой, вовлечение в активную природоохранную деятельность.
Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.
Тематическое планирование программы включает в себя три основных блока:
Природа родного края и села.
Царство растений.
Зеленая аптека.
и допускает вариативность использования предложенных тем, их дополнение или сокращение.
Методическим обеспечением реализации содержания программы выступали: набор иллюстраций «Времена года в картинах природы родного края», «Подарки природы», «Законы природы», презентационные материалы (слайды) «Природа Ставропольского края», «Просторы Арзгирского заказника», атрибуты для игр «Кто, где живет», «Времена года», «Где, чей листок», «Такие разные цветы», «Кто, что ест» и др., экологическая библиотека «Лирика родной Земли», экологические книги-самоделки.
Список литературы для изучения:
С.Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду».2002г.
Николаева С.Н. «Юный эколог». — М.: Мозаика-Синтез,
Н. А. Рыжова «Не просто сказки»
«Экологическое воспитание и образование в Московской области», Москва, Современные тетради, 2006 г.
Е.А. Данилова «Труд и наблюдения в природе», Москва, 1960 г.
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.1991.
Е.И. Золотова «Знакомим дошкольников с миром животных», «Просвещение», Москва, 1982 г.
М.М. Марковская «Уголок природы в детском саду», Москва «Просвещение»
Дрязгунова В.И. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М. 1981.
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2003.
Лучич М.В. Детям о природе. М. Просвещение, 1989.
Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. — М.: Академия, 2002.
Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1978.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Потамошнева Наталья Алексеевна
Свистула Таисия Николаевна