12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Решетило Наталья206 Материал размещён в группе «Дошкольники» |
Методическая разработка по экологии на тему «Путешествие олененка»
Задачи:
Познакомить детей с заповедниками находящимися на территории краснодарского края
Показать, что в них ценное, что охраняется
Развивать наблюдательность, умение высказывать свое мнение, память
Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям родного края, пробуждать желание побывать в этих местах
Материал. Предметные картинки или слайды с изображением диких животных, птиц, таблицы-схемы, Красная книга, карта Краснодарского края.
Содержание НОД
Звучит загадочная музыка. На электронной доске появляется изображение детёныша кавказского оленя.
Олененок: «Ребята, у меня беда какие-то злые люди увезли меня далеко от дома, помогите мне попасть домой»
Педагог. Вы догадались, кто же нас просит о помощи? (оленёнок)
А где же он живет? (в лесу). В нашей стране очень много лесов. Как же нам отыскать место, в котором он живет? (спросить у олененка.)
Олененок. Я помню, как папа мне читал про наше место так…
Люблю тебя, мой край родной
За широту земли,
За то, что ты передо мной
Дороги расстелил.
За все сады и тополя,
За радость наших лет,
За то, что черная земля
Рожает белый хлеб.
Край, который с детства дорог
Родиной зовется.
Педагог. О чем говорится в стихотворении? (о родном крае.)
А как называется наш край?
- Ребята, мы с вами отправимся в путешествие по родному краю и его лесным просторам.
- А кто покажет наш край на карте? (Дети показывают)
- Вспомните, какие моря омывают его? Как по-другому называю наш край?
(Кубанью. Потому, что по ее территории протекает река Кубань. (Показывают на карте).
- Чем же славен наш кубанский край? Что здесь выращивают?
(выращивают урожаи пшеницы, подсолнечника, сахарной свеклы, кукурузы, овощей и фруктов)
- Еще раз посмотрите на карту. Как вы думаете, что обозначено на ней зеленым цветом? (обозначены леса и горы.)
- Кто знает, как они называются? (Эти горы называются Кавказские.)
- Леса и горы – это большой природный мир. А кто живет в этом мире?
(В лесах и горах живут животные, птицы, насекомые)
- А какие животные живут в лесах нашего края? (живут лисы, зайцы, волки, белки, ежи.)
- А всегда ли хорошо живется в лесу его обитателям?
(Думаем, что не всегда, потому что на животных охотятся, разоряют гнезда птиц, вырубают деревья.)
- А кто же пришел на помощь природе? (человек)
- Верно, дети, люди пришли на помощь природе. А как они это сделали? (Ответы детей)
- Люди не стали охотиться на животных, сделали заповедники и заказники. Заказник – это территория, где охраняются все виды животных и растений. В заказниках охота на животных временно прекращена.
Кроме заказников есть и заповедники, лесопарки, охотничьи угодья. Заповедник – это участок земли, на котором постоянно охраняется природа, это острова спасения для животных, птиц, растений. Там обитают редкие животные, птицы и растения. Поэтому на территории заповедника запрещено охотиться, ловить рыбу, строить дома, нельзя и просто так, без причины, без дела, ходить по заповеднику и беспокоить его обитателей, нельзя жечь костры, рубить деревья.
А теперь посмотрите, какие животные живут в Кавказском заповеднике. (Показываю иллюстрации).
Кавказский зубр – самое крупное животное. Живет кавказский благородный олень.
- Как вы думаете, почему он так называется? (Потому, что он очень красивый). Кого он мне напоминает? (он похож на нашего олененка, мы нашли его дом)
- Это очень красивое, стройное животное, голова его украшена большими ветвистыми рогами.
Живут в заповеднике бурые медведи, очень крупные, но очень добрые животные, самые мирные из всех медведей. Живут в заповеднике и дикие кабаны. Высоко в горах живут туры, горные козлы, а еще выше, на самых скалах, живут серны. В заповеднике живет очень много птиц. Среди них ястребы, орлы, беркуты.
Всех этих животных и птиц, осталось в природе мало, их нужно беречь, поэтому они занесены в Красную книгу. А почему она называется Красной, вспомните? (Ответы детей)
- Красный цвет как сигнал светофора, предупреждает людей, что этих животных осталось мало и их нужно спасать. Книга необычная, в ней страницы не белые, а цветные. Есть животные, птицы, которых в нашем крае уже не вернуть. Они уничтожены. Это кавказский леопард, дрофа, черный аист, розовые фламинго, величайшей редкостью стали пеликаны.
А теперь мы немножко отдохнем.
Физкультминутка.
(Дети выполняют движения по тексту)
Руки подняли и помахали
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут – покажем.
Руки сложили назад.
- наше путешествие продолжается. Мы все ближе и ближе подходим к заповеднику. А что там за знаки виднеются вдали? Давайте подойдем и посмотрим. (На знаках изображены: сломанное дерево, рука с магнитофоном, рука, протянутая к гнезду птицы, ребенок, несущий охапку цветов и т. д.).
- Попробуйте объяснить, что обозначают эти знаки? Согласны ли вы с тем, что здесь изображено? (Нет, не согласны)
- Почему? ( Нельзя рвать охапками цветы. - Нельзя ломать деревья. - Нельзя в лесу шуметь. - Нельзя ловить животных и приносить их домой. В неволе они погибнут.- Нельзя разорять птичьи гнезда и приносить птенцов домой – они тоже погибнут.)
- Что нам нужно сделать с этими знаками.
Дети: На всех знаках нарисовать запрещающий крест красным цветом.
(На всех знаках дети рисуют запрещающий знак).
Педагог. Посмотрите вокруг лежат картинки с изображением животных. Чтобы продолжить наш путь. Необходимо рассказать о любом понравившемся животном. А схема вам поможет. (дети рассказывают о животных – как называется, чем питается, где можно его встретить)
Педагог. Я думаю, ребята, что никто из вас не будет разрушать природу, а только помогать ей. На все вопросы вы отвечали правильно. Я думаю, что теперь нам разрешат зайти в заповедник. Сядьте на «полянке» поудобнее, закройте глаза и представьте себе, что мы зашли в заповедник. (Звучит спокойная музыка). Что светит солнце, дует легкий ветерок. Мы вдыхаем чистый, свежий воздух и аромат опавшей листвы. Мы очень рады, что встретились с удивительным миром заповедника. Мы слышим пение птиц, топот копыт пробегающих животных. Мы хотим жить в мире с природой и будем с друзьями защищать все живое. А теперь откройте глаза. Вот мы с вами и побывали в заповеднике.
Олененок. Ребята путешествуя вместе с вами, я снова вернулся домой. Спасибо вам.
Педагог. А теперь вспомним, куда мы путешествовали? Кого мы встретили?
Кому мы помогли?
Что было вам интересно?
Что было вам трудно?