Методическая разработка проведения занятий на тему «Денежная реформа С.Ю. Витте» в учреждениях среднего профессионального образования
Методическая разработка проведения занятий на тему «Денежная реформа С.Ю. Витте» в учреждениях среднего профессионального образования
Методические аспекты изучения источников по теме «Денежная реформа С.Ю. Витте»
В современных условиях обучения понятие «методические аспекты» предусматривает следующую сущностную характеристику:
1) приемы1, методы2, формы организации учебной деятельности, используемые педагогом;
2) применение на занятиях различных средств обучения, в т.ч. технических.
Использование методов и приемов педагогом в системе позволяет оценить их эффективность на основе полученных показателей планируемых результатов обучения. Суждение об их действенности может быть сформировано как после проведения одного занятия, так и нескольких. Уровень достижений обучающихся за определенный период является основой для корректировки спектра используемых преподавателем на практике методов и приемов.
Средства обучения – это источники, использование которых позволяет обучающемуся получать новые знания, формировать умения3. Согласно специфике настоящего исследования, к средствам обучения относятся учебные пособия, наглядные материалы, исторические источники, ИКТ-технологии. Использование средств обучения способствует развитию познавательный процессов, мотивации к более подробному рассмотрению вопроса, позволяет передать необходимую информацию точнее.
Форма обучения характеризуется как вид организации учебной деятельности учителя и обучающихся на занятии; способ упорядочивания взаимодействия участников обучения. Формы выполняют свои воспитательные и образовательные задачи, дополняя друг друга4.
Таким образом, по нашему мнению, что понятия «методы обучения», «приемы обучения», «средства обучения», «формы обучения» в аспекте методики преподавания являются взаимосвязанными. Все это является элементами практической деятельности, которые педагог может использовать на занятии по теме «Денежная реформа С.Ю. Витте».
Методы, которые позволяют изучить источники по теме «Денежная реформа С.Ю. Витте», возможно разделить на три группы:
1) словесные;
2) наглядные;
3) практические.
Рассмотрим каждый метод более подробно. В начале обратим внимание на группу словесных методов. К ней относятся рассказ, беседа, дискуссия. Источником выступает словесная форма получения знаний в устном или письменном виде. Так, например, обучающиеся самостоятельно знакомятся с источником по теме «Денежная реформа С.Ю. Витте», а далее реализуется следующий вид деятельности: обучающиеся отвечают на вопросы или выполняют задания в устной или письменной форме. В рамках ФГОС СПО обучающийся – субъект образовательной деятельности, активный ее участник. Следовательно, значимая роль в ходе применения учителем словесного метода на уроке должна отводиться именно обучающемуся. В результате происходит вовлечение обучающихся в работу, создается основа для рассуждения и т.д.
Наглядные методы предусматривают использование конкретных средств обучения. К ним относятся иллюстрации на бумажном носителе или в электронном варианте. Например, портрет С.Ю. Витте. Иллюстрации являются для обучающихся значимыми источниками при формировании общего представления о внешних особенностях С.Ю. Витте.
Не менее важным является использование практических методов. Источником знаний, в данном случае, является самостоятельная деятельность обучающихся в сочетании с определенной тьюторской работой педагога по отношению к учащимся. Группу практических методов составляют практические работы, исследования и др. Использование практических методов на занятиях создает основу для развития учебной мотивации на основе организации самостоятельной деятельности в сочетании с познавательным интересом.
Таким образом, мы считаем, что словесный, наглядный и практический методы исследования являются значимыми в ходе изучения источников по теме «Денежная реформа С.Ю. Витте». Методы возможно сгруппировать на основе такого признака как «источник передачи информации».
Признаку «логика изложения, получения и восприятия информации». выделяется два метода: индуктивный и дедуктивный. Индуктивный метод предусматривает организацию процесса от простого к более сложному. Дедуктивный метод имеет обратный характер. Работа заключается в переходе от сложного к простому. В целом процесс возможно отразить, например, в следующей схеме:
1) словесное определение понятий «реформа», «денежная реформа», предусмотренных к изучению;
2) анализ признаков понятий;
3) усвоение понятия, закрепление и обобщение его существенных признаков;
4) изучение источников, связанных с денежной реформой С.Ю. Витте;
5) применение на практике знаний о сущности понятий «реформа», «денежная реформа», содержании источников по указанной теме, их значении в изучении исторических событий конца XIX – начала XX вв.
М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер разработали классификацию с учетом уровня познавательной деятельности обучающихся степени самостоятельности.
Таблица 1 – Методы обучения
М.Н. Скаткин | И.Я. Лернер |
информационно-рецептивный | объяснительно-иллюстративный |
репродуктивный | репродуктивный |
проблемного изложения | проблемного изложения |
эвристический | частично-поисковый |
исследовательский | исследовательский |
Согласно таблице 1, первые два метода имеют репродуктивный характер, т.е. учитель излагает, передает, предоставляет готовые знания, в результате чего обучающиеся их воспринимают. Остальные методы продуктивного, интерактивного содержания. Обучающие – активные участники образовательного процесса. Их работа заключается в самостоятельном получении, поиске знаний. Педагог при этом активно взаимодействует с обучающимися, однако не предоставляет им готовой учебной информации. Данная группа методов в настоящее время является актуальной в методике преподавания. Цель активного, интерактивного методов обучения заключается в общем развитии обучающихся, предоставлении каждому из них оптимальных возможностей для личностного роста. При этом осуществляется поддержка учебной мотивации на основе познавательной деятельности5.
Считаем важным отметить, один метод педагогом на занятиях истории использоваться не может. Положительного эффекта данная ситуация не будет иметь, в т.ч. это послужит малоэффективным способом для изучения источников по теме «Денежная реформа С.Ю. Витте». Важно применение нескольких методов в рамках одного занятия. Выбор методов может быть обусловлен несколькими факторами, в числе которых, например, уровень подготовки обучающихся, этап занятия, выбор педагогической технологии и др.
Под влиянием разнообразных факторов происходит эволюция общества. На сегодняшний день происходит развитие цифровых технологий, повсеместный процесс компьютеризации, наблюдается популярность социальных сетей, блогеров. В связи с этим отметим, что контент социальных сетей может стать средством (кейсом) для изучения источников по теме «Денежная реформа С.Ю. Витте». Работа с данным средством позволит вызвать заинтересованность у обучающихся, развивать устойчивую мотивацию к изучению истории. Кейс-метод – это практико-ориентированный метод обучения, позволяющий применять полученные исторические знания и опыт деятельности в повседневной жизни6.
Далее обратим внимание на методические приемы. Так, возможными к использованию при изучении источников по теме «Денежная реформа С.Ю. Витте» являются следующие:
1) кластер;
2) «тонкие и толстые вопросы»;
3) ассоциации;
4) синквейн;
5) корзина идей;
6) инсерт;
7) фишбоун;
8) чтение с остановками;
9) мозговой штурм;
10) хронологическое лото.
Прием «хронологическое лото» позволяет фактически организовывать игру в лото. На бочонках могут быть указаны вопросы (например, годы жизни С.Ю. Витте; в каком году появился указ «Об изменении надписи на империалах и полуимпериалах», какое значение имел указ от 3 января 1897 г. «Об изменении надписи на империалах и полуимпериалах» и т.д. Тем самым происходит повторение и закрепление изученного материала. Отметим, что на бочонках можно указать номера вопросов, а на экране мультимедиа открывать их содержание относительно номеров на бочонках. Данный вариант будет являться достаточно удобным для реализации приема.
Также значимым приемом являлся «смысловой ряд». Он предусматривает то, что студентам предлагаются понятия, которые связаны с темой «Денежная реформа» С.Ю. Витте («реформа», «империал», «полуимпериал» и т.д.). При этом, например, возможно составление смыслового ряда осуществлять в ходе групповой работы, когда задание для групп отражается на экране мультимедиа или задействовать интерактивную доску в ходе индивидуальной работы.
Следующим значимым приемом является «кластер». Его схема представлена на рисунке 1.
|
Рисунок 1 – Схема кластера
Кластер представляет собой совокупность объектов, связанных между собой или объединенных по наличию у них сходных признаков. Ведущим звеном может быть любой элемент (Денежная реформа С.Ю. Витте; указ от 29 августа 1897 г. «Об основах эмиссии кредитных билетов»; этапы проведения денежной реформы С.Ю. Витте и др.). Кластер позволяет классифицировать различные аспекты, выявлять их взаимосвязи и т.д. Следовательно, кластер педагог может отразить на экране мультимедиа. Возможно, что ключевое звено кластера будет уже определено или же обучающимся будет предоставлен вариант самостоятельного его выбора.
Прием «тонкие и толстые вопросы». Это условное называние вопросов. На «тонкие вопросы» студенты представляли однозначный ответ. Например, началом денежной реформы С.Ю. Витте является 1895 г.? (да/нет). В свою очередь «толстые» предусматривают развернутый ответ, возможно с наличием в них проблемной составляющей, необходимостью выражения собственной позиции (сколько выделяется этапов в ходе проведения денежной реформы С.Ю. Витте; какое значение имела денежная реформа С.Ю. Витте и др.). В любом случае создается основа для оценки знаний относительно программного материала. Педагогический прием «тонких и толстых вопросов» способствует повторению фактического материала, а позволяет рассуждать, анализировать с опорой на программный материал, социальный опыт. Возможно составление «тонких и толстых вопросов» предложить обучающемуся/обучающимся в качестве домашнего задания. Оформление можно рекомендовать в виде презентации.
Обратим внимание еще на один прием под названием «синквейн». Синквейн представляет собой стихотворение, состоящее из 5 строк. Его построение подчинено определенным требованиям: первая строка – понятие, какое-либо обобщающее слово, значимый элемент в рамках содержания темы, вторая – два прилагательных или причастия, третья – три глагола, четвертая – фраза, которая раскрывает, характеризует понятие, пятая – обобщающее слово.
Прием «корзина идей». Он чаще применяется на начальном этапе занятия, когда осуществляется актуализация имеющегося у обучающихся опыта и знаний, связанных с темой. На экране мультимедиа отражается значок корзины. В корзину (условно) можно собрать все то, что все обучающиеся вместе знают в рамках темы. Это позволяет повторить, обобщить материал.
«Инсерт» – это прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП), используемый при работе с текстом, с новой информацией. Учащиеся читают тексты, маркируют содержательные части специальными значками:
1) «+» – я это знаю;
2) «!» – это новая информация для меня;
3) «-» – я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;
4) «?» – это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.
Это позволяло понять степень готовности обучающихся применить полученные знания, уровень усвоения темы в рамках программного материала. В то же время, у учащихся есть возможность определить для себя те моменты, которые они забыли или являются для них затруднительными. Возможно педагогу отражать предложения/абзацы на экране, а обучающиеся у себя в листах оценки, рефлексии будут указывать специальные значки.
«Фишбоун» – это прием, направленный на усвоение программного материала через подачу его в схематической форме. В основе данного приема – диаграмма в форме рыбьего скелета, что позволяет наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа конкретного объекта или явления причины возникновения проблем, сформулировать соответствующие выводы или результаты обсуждения (рис. 2).
|
Рисунок 2 – Скелет рыбы (фишбоун)
Содержание рыбьего скелета может быть следующим:
1) голова – тема, вопрос, проблема;
2) верхние кости – основные понятия, причины и т.д.;
3) нижние косточки – факты, сущность понятий и т.д.;
4) хвост – вывод, ответ, обобщение.
«Мозговой штурм» (брейнсторминг) – это прием коллективной работы обучающихся. Данный интерактивный образовательный прием позволяет стимулировать творческую активность обучающихся. Это было направлено на решение проблемы/задачи/темы посредством поиска и развития разнообразных вариантов/идей в условиях свободного обмена ими по мере возникновения их у студентов. В ходе реализации данного приема применялись следующие варианты организации деятельности: коллективная работа была фронтальной; обучающиеся объединялись в две группы (генераторы идей и аналитики идей). Первая группа представляет свои варианты идей, а вторая группа осуществляет отбор идей, с учетом соотношения их с данной темой, задачей, проблемой. Одним из вариантов средств ИКТ-технологий может быть виртуальный помощник «Алиса», когда обучающиеся в ходе общения с искусственным интеллектом получают необходимые ответы на вопросы.
Отметим, что в процессе изучения темы важны не только методические приемы работы, но и логические, которые также возможно применять. К их числу относим следующие:
1) сравнение;
2) анализ;
3) абстрагирование;
4) обобщение.
Представленные методические приемы и методы работы (в соответствии с их спецификой) можно реализовывать в рамках различных форм работы. Индивидуальная форма работы предполагает то, что каждый студент получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его уровнем подготовки и учебными возможностями. Парная работа предусматривает деятельность учителя с одним обучающимся или взаимодействие двух обучающихся. Групповая работа предполагает функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями.
Следовательно, обращаем внимание на то, что в настоящее время существуют различные педагогические приемы. Считаем, что учитель выбирает приемы в зависимости от их целесообразности в рамках урока, особенностей класса, применяемых методов работы.
Обновление законодательства Российской Федерации также диктует необходимость особого внимания к проблеме компетентности учителей. Составляющими компетентности являются знания, навыки, ценности, личностные установки и способы поведения. Несмотря на инновационные процессы в образовании, учитель истории и обществознания продолжает оставаться значимым субъектом обучающего процесса, от которого зависит, насколько обучающиеся будут мотивированы в получении знаний при изучении темы «Денежная реформа С.Ю. Витте».
Происходящие в настоящее время всемирные процессы глобализации, переход к цифровому обществу, повсеместное использование цифровых устройств, бурное развитие инновационных технологий – все это напрямую касается и сферы образования. Современные вызовы, стоящие перед человечеством, сегодня требуют использования принципиально новых решений, интегрирования новейших IT-разработок в образовательный процесс.
Внедрение и применение инновационных средств – виртуальных помощников – позволяет изменить характер организации учебно-воспитательного процесса, полностью погрузить обучаемого в информационно-образовательную среду, мотивировать процессы восприятия информации и получения знаний. Все это в совокупности обусловит формирование компетентной личности студента, ориентирующейся в особенностях цифровых технологий.
Современная система обучения ориентирована на то, чтобы ученик являлся активным участником образовательно-воспитательного процесса и личностью, стремящейся к самообразованию и развитию. Педагогу необходимо вовлекать обучающихся в исследовательскую и поисковую деятельность, которая требует их непосредственного участия, с применением виртуальных помощников, созданных на основе искусственного интеллекта.
Алгоритмы искусственного интеллекта применяются в различных сферах деятельности, в частности, в образовании. Относительно данной области искусственный интеллект возможно интерпретировать как инструмент, имеющий междисциплинарный характер и представляющий собой комплекс технологических решений, применяемых в образовательном пространстве, направленный на достижение группы планируемых результатов, что важно для развития личности обучающегося.
В настоящее время разработаны различные виртуальные помощники. Удачным будет использование цифровых помощников в ходе игровой деятельности, командной работы на занятии при изучении денежной реформы. Это интеллектуальная и творческая деятельность, которая благоприятно влияет на развитие личности. Виртуальные помощники не следует применять в процессе всей игры. Рекомендуется их использование в разовом варианте, например, при выполнении одного задания. Это позволит разнообразить командную работу обучающихся, дополнить урок актуальным современным средством максимально знакомым обучающимся. В качестве виртуального помощника для данного случая возможно использовать, например, Алису.
Ее в 2017 г. представила российская компания Яндекс. Предполагается, что Алису возможно установить на Android, на iOS или на компьютер. Главным достоинством Алисы являются ее коммуникативные способности. Указанный виртуальный помощник может находить необходимые файлы на устройстве, нужную информацию, привлекая поисковую систему, отвечать на вопросы. Также одним из положительных аспектов работы Алисы является ее способность распознавать произнесенные человеком слова. Работа выполняется качественно, практически безошибочно (даже при некоторой нечеткости речи). Несмотря на преимущества, данный виртуальный помощник на похожие вопросы может предоставить противоречивые ответы, нарушать ход диалога, а также способен выдавать шаблонные фразы7.
При необходимости педагогу следует расширять информационное содержание темы «Денежная реформа С.Ю. Витте». Так, например, обучающиеся могут в соответствии с представленным заданием узнать характеристику понятия «реформа», предложенных специалистами (педагога предлагает фамилии), значение денежной реформы с позиции современных историков (также предлагает фамилии). Работу возможно осуществлять через применение «Алисы».
Нейросеть «Порфирьевич» специализируется на создании историй. Автор начинает рассказ, а ИИ продолжает. Этот продукт может быть незаменим в ходе поиска новых идей и преодоления страха «чистого листа»8. В ходе выполнения подобной работы цифровой помощник «Порфирьевич» возможно применять в рамках выполнения домашней работы. Например, от обучающихся потребуется написать введение сочинения-рассуждения о денежной реформе С.Ю. Витте с использованием указанного цифрового помощника.
Учителю истории важно делать акцент на практико-ориентированности содержания предмета «История». Обучающимся необходимо уметь самостоятельно заполнять формы, составлять документы. Так, например, учитель может воспользоваться возможностями YandexGPT, чтобы данный помощник составил документ, а обучающиеся, в свою очередь, проверили правильность его подготовки. YandexGPT может развернуто описывать то, что представлено на изображении, например, это карикатура. В результате, обучающиеся также могут проработать описание или сравнить свой вариант с предложенным от цифрового помощника.
Уникальным продуктом от «Сбера» является Visper. Нейросеть способна создавать видео по текстовому описанию, которое возможно сопровождать озвучиванием и презентацией. В основе персонажей, автор может создать аватар со своим лицом из селфи. Есть возможность выбирать голос и интонацию. Помощник «Маэстро» также является продуктом от «Сбера». Он может быть незаменим при создании музыки. Также ассистент способен предоставить исходное музыкальное произведение, предложить варианты на исходную музыку9.
В качестве домашнего задания студентам может быть предложено создание ролика, компьютерной презентации. В этом случае, обучающиеся могут воспользоваться Visper. Цифровой помощник позволит создать ролик на основе текстового описания, сопроводить его дикторской озвучкой; персонаж/участник ролика может иметь аватар любой исторической личности и самого студента. При этом, «Маэстро» поможет в подборе и создании музыкальных композиций, которые возможно использовать в качестве дополнения к созданному ролику, презентации. Творческий процесс будет сопровождаться развитием уровня цифровой компетентности обучающихся, что является значимым в условиях современного общества.
В ходе изучения темы «Денежная реформа С.Ю. Витте» с использованием виртуальных помощников педагогу важно обращать внимание на следующие аспекты:
1) подробно рассматривать темы;
2) использовать дополнительный материал (соответствующий возрастным особенностям обучающихся) в совокупности с основным учебным;
3) формулировать разнообразные вопросы и задания, ответы на которые находить при помощи указанных технологий искусственного интеллекта;
4) соблюдать требования по здоровьесбережению.
Считаем важным отметить, что предлагаемые задания, в целом, независимо от формы работы, используемых средств, приемов должны соответствовать ряду принципов. Так, значимыми являются следующие:
1) корректность формулировок, их ясность и четкость;
2) отсутствие двусмысленного толкования, противоречий в содержании;
3) формулировка должна ориентировать на составление участником правильного ответа;
4) недопустимо наличие заданий/вопросов, противоречащих правовым, этическим, эстетическим, религиозным нормам, демонстрирующих аморальные, противоправные модели поведения и т. п.;
5) тематическое разнообразие вопросов и заданий в соответствии с программным материалом;
6) сочетание текстовой формулировки вопроса/задания с представлением знаковых элементов (например, рисунок, схема, график, таблица), что значимо для зрительно-пространственного восприятия;
7) типовое разнообразие заданий.
Таким образом, учет данных принципов педагогом будет способствовать обеспечению разнообразия дидактического материала по форме и содержанию, правильности восприятия и понимания их обучающимися, исключения возможных противоречий, а также не позволит допустить ситуационные недопонимания. Это важно для того, чтобы в итоге преподаватель имел возможность оценить уровень усвоения учебного материала.
Методические аспекты изучения темы «Денежная реформа С.Ю. Витте» должны соответствовать и принципам воспитания. К ним относятся следующие принципы:
1) принцип развития, что выражается в повышении уровня образованности – овладении новыми знаниями в рамках указанной темы;
2) принцип гуманизации, заключается в акцентировании внимания на личности С.Ю. Витте: его личностных качествах, которые позволили ему добиться значительных результатов на уровне государственной деятельности.
В настоящее время значимую роль в обществе играет компетентная личность. Она владеет знаниями, умениями и способна их оперативно и целесообразно применить для выполнения практических задач. Основа компетентности закладывается на уровне среднего профессионального образования. При этом важно применение различных актуальных и эффективных педагогических технологий.
В этой связи обратимся к педагогическим технологиям. Г.К. Селевко указывает на существование и применение ряда технологий. Рассмотрим варианты более подробно. Так, специалист отмечает, например, технологию проблемного обучения, которая способствует развитию критического мышления, творческого потенциала обучающегося10; Case-study, что создает основу для развития умений работать с источником правового, научного характера, находить решение ситуации11.
Достаточно актуальной в настоящее время является технология игровой деятельности. В игровом процессе мотивом у обучающихся служит действие или сам процесс, направленный на получение новых знаний о социуме. В ситуации игровой деятельности происходит усвоение программного материала по тебе «Денежная реформа С.Ю. Витте», закрепление полученных знаний, развитие творческих способностей, коммуникативных навыков, самоорганизации, внимательности и др. Интегрируя в процесс обучения элемент игры, учитель создает условия для более глубокого усвоения обучающимися ключевых моделей поведения в определенных ситуаций, способствует осознанному нравственному выбору обучающихся в ходе анализа их поступков в игре12.
Значимая роль в развитии личности обучающегося также принадлежит и технологии критического мышления. С.В. Иванова также указывает на то, что применение технологии позволяет формировать компетентность в работе с информацией, способствует принятию самостоятельного осознанного решения, развивает аналитические способности, что важно при оценке событий, явлений и процессов окружающей действительности13.
Одной из перспективных для успешной деятельности обучающихся в современных образовательных условиях является технология проектного обучения. Проектная деятельность имеет значимый потенциал в процессе формирования метапредметных действий, способствующих развитию ключевых компетенций личности. У обучающихся формируется индивидуальная позиция, собственная оценка событий, явлений и процессов исторического становления и развития общества. Это создает условия для возможности обучающимся анализировать, рассматривать через призму личностной парадигмы различные аспекты политической, социальной и экономической жизни социума, что способствует развитию критического мышления.
В настоящее время используется технология обучения в сотрудничестве. Она интерпретируется как педагогическая технология, предполагающая такую форму учебного взаимодействия учащихся, коллективный способ обучения, который осуществляется в парах или группах. Существуют несколько вариантов реализации технологии сотрудничества. Первый вариант «Обучение в команде», предполагает обращение особого внимания на достижение групповой цели и успешности пары/команды. Каждая пара/команда выполняет свое индивидуальное задание, изучая отдельный аспект в рамках общей темы урока. При этом команды могут соревноваться друг с другом, получать определенное количество баллов/очков. Значимый момент при реализации варианта «Обучение в команде» состоит в том, что каждый член команды/пары получает баллы/очки, что способствует улучшению показателей работы коллектива. В результате данная ситуация позволяет членам команды/пары чувствовать себя полноправными участниками, мотивирует на улучшение индивидуальных показателей работы и работы коллектива, стимулирует на совершенствование.
Второй вариант реализации технологии обучения в сотрудничестве получил название «Пила». Такое название вариант получил в результате того, что каждый участник возможно считать, как отдельный элемент единого целого – команды. От работы каждого элемента зависит успех коллектива. Особенность данной формы работы заключается в том, что класс разделяется на команды, каждая из которых работает над общей предложенной темой. При этом каждый член команды получает свое индивидуальное задание, которое выполняет в течение определенного количества времени. В результате создаются условия, при которых каждый член команды демонстрирует результат своей работы, который оценивается. Баллы, набранные каждым членом команды, суммируется и в итоге победу одерживает та, у которой наибольшее количество баллов. Мотивация к победе обусловливает проявление ответственности со стороны каждого участника команды.
Третий вариант под названием «Учимся вместе» имеет отличную направленность формирования команды в сравнении с другими вариантами. В данном случае акцент делается на индивидуальных особенностях обучающихся, следовательно, группа должна быть разнородной. В данном случае это может быть разный уровень учебной подготовки, развития, имеющих навыков и т.д. Команда формируется из обучающихся, которые могут чему-то научиться друг у друга, что в итоге важно будет для усвоения нового материала и достижения личного и командного успеха [там же].
Представленное описание вариантов сотрудничества в рамках соответствующей технологии, позволяет сделать вывод о том, что каждая форма имеет свои отличительные особенности. Однако, несмотря на это и независимо от того, в какой предметной области происходит использование технологии, теоретически необходимо понимать, что при реализации той или иной формы необходимо четко следовать основным принципам, без соблюдения которых не будет достигнут эффект и максимальный результат. В данном случае, это следующие значимые принципы:
1) при формировании группы учителю необходимо учитывать психологию совместимости обучающихся;
2) группа получает одно задание, однако происходит распределение ролей между ее членами, что осуществляется самостоятельно обучающимися или с возможной рекомендацией учителя;
3) оценивается работа всей группы, а не одного ученика.
Выбранную педагогом конкретную технологию для изучения темы денежной реформы необходимо сочетать с ИКТ-технологиями. В этом случае преподаватель может задействовать компьютер, учебное пособие в электронном формате, интерактивную доску, интернет-ресурсы для поиска информации, возможности виртуальных помощников и т.д.
Обратим внимание, что одним из эффективных средств является использование видеоинформации для правильного понимания учащимися содержания учебного материала. Текстовая информация, размещенная в учебных пособиях, часто дополняется черно-белыми или цветными иллюстрациями, которые демонстрируют отдельные явления и процессы. Однако проиллюстрировать в полном объеме весь материал учебной программы в пределах учебника технически невозможно. Единичные статичные фотографии предоставляют лишь ограниченный образ исторического события или персоналии и зачастую могут вызвать у учеников недопонимание. Довольно высокие требования к результатам изучения программы, обозначенные образовательным стандартом, невозможно удовлетворить с помощью одной или двух простых иллюстраций, в то время как видеоматериалы способны сформировать представления студентов в необходимом объеме. Одним из вариантов, который поможет педагогу разнообразить урок истории России являются видео. Так, примером служит материал, отраженный на сайте исторического факультета МГУ. Материал представлен в форме видео лекции, имеющей название «Сергей Юльевич Витте». Лекцию читает д.и.н., профессор Н.С. Борисов – заведующий Кафедрой истории России до начала XIX века исторического факультета МГУ (http://video.hist.msu.ru/?p=427). Данный образовательный материал позволяет преподавателю использовать демонстрации видеороликов в качестве, например, дополнительного материала к изучению в рамках домашней работы или же использовать его фрагменты на определенном этапе урока относительно специфики построения занятия (например, при реализации методики перевернутого класса; организации дистанционного обучения). Подробно представленная информация в видео лекции позволяет фрагментарно ее применять на этапе закрепления знаний в качестве мини-обобщения материала. Техническая доступность материалов создает широкую вариативность их применения, начиная от общего просмотра на экране или мультиборде до индивидуального изучения на мобильном телефоне в удобном для каждого учащегося темпе.
При изучении истории большое значение имеет понимание учащимися причин и следствий тех или иных исторических событий, многие из которых зафиксированы в документальной форме. Обучающиеся обладают достаточными навыками аналитического мышления, поэтому им можно предлагать работу по осмыслению и оценке исторических документов. При этом в качестве цифрового ресурса могут быть использованы различные электронные библиотеки, определяющее значение которых заключается в предоставлении пользователю прямого доступа к материалу. Он может быть предложен как в сканированном варианте, так и в оригинальном. Электронные библиотеки предоставляют возможность познакомиться с различными видами исторических источников, наиболее распространенными среди которых являются книжные тексты, документы. В целом, электронная библиотека представляют собой сложную информационную систему, основанную на наличии справочного аппарата для быстрого ориентирования пользователя. Одной из крупнейших научных библиотек является библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова. На сегодняшний день книжные фонды включают около 100 тыс. отечественных и зарубежных книг, журналов и др. Данная библиотека позволяет ознакомиться с историческими источниками в электронном формате, представленных на различных языках мира. В настоящее время идет работа по созданию сводного электронного каталога факультета, однако он доступен только из внутренней сети исторического факультета. Используя ресурсы, библиотеки можно получить значительную по объему информацию, получить доступ к уникальному историческому материалу. Относительно темы «Денежная реформа С.Ю. Витте» возможно использовать такие материалы, как, например, «Витте и модернизация России», «На изломе эпох: вклад С.Ю. Витте в развитие российской государственности», «Сергей Юльевич Витте – государственный деятель, реформатор, экономист» и др., которые представлены на сайте научной библиотеки.
На сегодняшний день существует ряд требований к планируемым результатам по каждому предмету, в том числе по истории. Общие планируемые результаты группируются по категориям личностные, предметные и метапредметные. У обучающихся одной из компетенций, формируемых в рамках метапредметных результатов, является работа с картами. Она важна при изучении истории на любом уровне обучения. Работу с исторической картой педагогу, основываясь на требованиях методики преподавания предмета, необходимо использовать при изучении политической ситуации в стране в определенный временной период, при рассмотрении социально-экономических отношений, а также при знакомстве обучающихся с особенностями культурной сферы государства.
Цифровые ресурсы данного вида можно использовать в нескольких вариантах в зависимости от уровня технической и предметной подготовки конкретной аудитории обучающихся. Первый вариант использования интерактивных карт – работа с готовыми инструментами. Второй вариант – собственное создание интерактивных карт. В качестве примера такого сервиса, позволяющего выполнить данную работу, можно отметить отечественный виртуальный проект «Хронокон». В рамках темы «Денежная реформа С.Ю. Витте» возможно создать карту, связанную с итогами реформы. Так, например, на карте отразить данные о количестве промышленных предприятий до и после реформы, производственные показатели и др.
Большую помощь учителю истории ИКТ-технологии могут оказать в ходе организации контроля усвоения учащимися учебного материала, в т.ч. и в рамках темы «Денежная реформа С.Ю. Витте». На этапе проверки знаний наиболее популярным методом на сегодняшний день являются компьютерные тестовые задания. Их основным преимуществом является быстрая и качественная обратная связь, простота обработки результатов и возможность получения статистики как для всех, так и для отдельного обучающегося. Другой причиной популярности у учащихся такой формы проведения опросов является их приближенность к компьютерным и мобильным играм, что делает процесс проверки знаний менее напряженным, а при организации групповой работы вносит определенный элемент азарта и соревновательности.
В настоящее время достаточно популярными являются ресурсы для создания и проведения онлайн-опросов и викторин. Проанализируем возможности некоторых ресурсов. Цифровой инструмент LearningApps.org предлагает большой выбор готовых заданий, применимых на уроках истории. Среди них есть задания различных типов и разного уровня сложности. Однако, используя указанный цифровой инструмент, при необходимости учитель может создать собственное задание по теме на основе предложенных шаблонов. Кроме того, простой пользовательский интерфейс и набор несложных инструментов позволяет предложить подобную работу самим обучающимся. Выполненная при этом взаимопроверка созданных учащимися тестов решит одновременно задачи закрепления и контроля знаний.
Следующим ресурсом является Оnline Тest Рad. Он предлагает широкий выбор готовых тестовых заданий. Данный цифровой инструмент может быть использован как для проведения уроков в обычном аудиторном формате, так и для работы в онлайн-режиме и организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся.
В настоящее время опубликованы десятки научных статей о С.Ю. Витте, денежной реформе. Наиболее точную информацию, отображающую данные об авторе работы и ее название, а также наименование периодического издания, год и номер, возможно получить на многих электронных сайтах. Распространенными являются официальные ресурсы https://www.elibrary.ru и https://cyberleninka.ru. Сайты позволяют с помощью использования поисковой строки осуществить подборку необходимых научных статей, а также ознакомиться с их содержанием. Важно, что электронные ресурсы включают как отечественные работы, так и зарубежные работы. В силу возраста обучающихся возможно организовать работу, связанную с поиском и формированием базы научных работ по теме «Денежная реформа С.Ю. Витте».
Существует большое количество цифровых инструментов, которые могут быть классифицированы по назначению, способу подачи информации, другим дидактическим и технологическим признакам. Самыми распространенными цифровыми инструментами, используемыми в качестве средства повышения привлекательности передачи информации в преподавании и обучении, являются образовательные платформы-конструкторы курсов, а также сервисы позволяющие создавать различные виды опросов и тестов. Все цифровые инструменты могут быть использованы на различных этапах занятия и решать многие образовательные задачи. В целом применение данных образовательных средств позволяет сделать более эффективным передачу и повысить привлекательность учебной информации, тем самым поддерживать устойчивый познавательный интерес к предмету у обучающихся.
Таким образом, методические аспекты – это спектр приемов, методов, форм организации учебной деятельности, образовательных технологий, средств обучения, используемые педагогом на занятии по истории, в частности при изучении темы «Денежная реформа С.Ю. Витте». К числу методов относятся словесные, наглядные, практические, репродукционные, интерактивные, методы дедукции и индукции. В спектре приемов находятся синквейн, мозговой штурм, кластер, «тонкие и толстые вопросы», составление ассоциативного ряда, корзина идей, инсерт, фишбоун, чтение с остановками. Методы и приемы взаимосвязаны с формами организации учебной деятельности (фронтальная работа, взаимодействие обучающихся в группе, в паре, индивидуальное выполнение). К числу образовательных технологий относятся технология критического мышления, игровой деятельности, проектной работы и т.д. Актуальными на сегодняшний день являются виртуальные помощники (Алиса, Visper, Маэстро, YandexGPT и др.) основанные на действии искусственного интеллекта, а также видео фрагменты. Значительную роль играют виртуальные проекты, научные источники в электронном формате. В зависимости от определенных обстоятельств (цель, особенности аудитории обучающихся и др.) педагог может выбирать соответствующие для урока приемы, методы, средства обучения, формы работы, технологии, сочетая их между собой.
Основой для подготовки послужило следующее:
1) ФГОС СПО;
2) учебный план образовательной организации;
3) календарно-тематическое планирование по истории.
Методическая разработка занятия – это разработка, отражающая формы, средства, методы обучения, современные педагогические технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме занятия. В настоящее время в области методики преподавания применяется понятие «технологическая карта». Технологическая карта занятия – это проект учебного занятия, его подробное описание.
Процесс подготовки педагога к уроку предусматривает необходимость акцентирования внимания на этапность работы. Ход деятельности предполагает выделение следующих этапов:
1) моделирование;
2) проектирование;
3) конструирование.
Каждый из них имеет специфические особенности. Так, в процессе моделирования происходит определение ведущих параметров занятия. К их числу относятся тип и вид урока.
На этапе проектирования акцент делается на разработку основных компонентов занятия. Так, формулируется цель и задачи урока, фиксируется программное содержание (например, в виде плана). На основе этого педагог определяет, какую технологию использовать, какие задействовать приемы, методы, средства и др.
В процессе конструирования осуществляется подготовка технологической карты, которая определяется как вид методического продукта, в котором в форме таблицы, т.е. графическим способом, представлено проектирование урока. Карта важна для достижения цели и планируемых результатов. Технологическая карта для педагога – это средство, позволяющее сформировать план педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. Она обусловливает отражение содержания урока целостно и системно. Графический способ проектирования деятельности способствует четкому структурированию учебного процесса в соответствии с выбранными параметрами. Это позволяет обеспечить эффективное и качественное проведение занятия и получить планируемые результаты.
В настоящее время на федеральном уровне не принята форма технологической карты. Это обусловлено отсутствие соответствующих нормативных документов, регламентирующих порядок составления технологической карты, ее содержание, техническое оформление. Следовательно, каждый педагог вправе составлять собственный вариант технологической карты. Основа для разработки – соблюдение принципа удобства в дальнейшем применении. Важно, чтобы технологическая карта была максимально применима к практике, работала на результат и не представляла для учителя письменную нагрузку в процессе ее создания и использования. На основе этого педагог формирует содержание своей технологической карты. Однако, т.к. участниками образовательного процесса являются обучающиеся и педагог, при чем первые выступают в роли активного участника, то это выступает ключевыми параметрами, которые необходимо учитывать при составлении карты. В целом, рекомендуемыми элементами, создающими структуру технологической карты, являются следующие:
1) этапы урока (их название);
2) содержание каждого этапа;
3) деятельность учителя и учащихся;
4) формы работы обучающихся;
5) результат14.
Ориентируясь на предложенный пример структуры технологической карты, нами был создан собственный вариант. Разработанная технологическая карта включает в себя информацию сопровождающего характера. Она отражает, например, цель и задачи занятия, группы планируемых результатов, педагогическую технологию, формы учебной деятельности учащихся, приемы и методы работы. Данные элементы служат основой для оформления таблицы, ориентиром в графическом отражении процесса деятельности учителя и учащихся в рамках урока.
Создавая технологическую карту, нами были учтены указанные рекомендации. В них отражены необходимые элементы, что может помочь педагогу организовать урок максимально продуктивно. Представим составленную технологическую карту занятия.
Технологическая карта
Предмет: история
Тема урока: «Денежная реформа С.Ю. Витте»
Цель: создать условия для изучения денежной реформы С.Ю. Витте.
Задачи: 1) изучить понятийный аппарат, личностные особенности С.Ю. Витте, этапы денежной реформы, их содержательные особенности, значение реформы; 2) развивать у обучающихся учебные действия, необходимые для дальнейшей практической деятельности (взаимодействие в группе, выполнение действий в соответствии с установленными нормами, умение работать самостоятельно и др.); 3) воспитывать уважение к себе, одногруппникам, педагогу.
Планируемые результаты:
Личностные: проявление культуры общения, личностной позиции.
Метапредметные:
Универсальные учебные познавательные действия:
Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать основания для обобщения и сравнения; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи.
Работа с информацией: поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; перевод информации из одной знаковой системы в другую; подкрепление изученных положений конкретными примерами.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
Общение: выражать себя (свою точку зрения); владеть различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия).
Совместная деятельность: понимать и использовать преимущества индивидуальной работы, работы в паре при решении поставленной задачи.
Универсальные учебные регулятивные действия:
Самоорганизация, самоконтроль: объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности; владеть способами самоконтроля и рефлексии своих учебных достижений.
Принятие себя и других: осознанно относиться к мнению другого человека; признавать свое право на ошибку и такое же право другого.
Предметные: 1) знают и могут оперировать понятиями «реформа», «денежная реформа»; 2) владеют информацией: название и содержание исторических источников денежной реформы С.Ю. Витте; этапы денежной реформы; содержательные особенности реформы; результаты реформы; значение реформы.
Дидактический материал: материал для групп.
Тип урока: комбинированный.
Образовательная технология: технология обучения в сотрудничестве (работа в группе).
Методы и приемы обучения: частично-поисковый, практический, словесный, наглядный, кластер, синквейн, «тонкие и толстые вопросы», ассоциативный ряд.
Формы учебной деятельности: фронтальная, работа в группе.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент (1 мин.) | 1. Приветствует обучающихся. 2. Организует положительный психологический настрой, желая успехов и плодотворной работы. Давайте, друзья, улыбнемся друг другу, И улыбки подарим. У вас все готово? Тогда за работу. Удачи желаю всем нам! | 1. Приветствуют учителя. 2. Выполняют действия (берутся за руки, улыбаются друг другу). |
II. Актуализация опорных знаний (5-7 мин.) | 1. Организует фронтальную работу в устной форме по вопросам (да/нет): А) Абсолютное большинство населения России во второй половине XIX в. – крестьяне? Б) По общему объему сельскохозяйственного производства Россия занимала первое место в мире? В) В 1865-1890 гг. сеть железных дорог в России увеличилась практически в 7 раз? Г) Для бюджета России во второй половине XIX в. был свойственен дефицит? Д) Н.Х. Бунге и И.А. Вышнеградский – министры финансов? | 1.Отвечают на вопросы учителя. |
III. Мотивационно-целевой этап (5-7 мин.) | 1. Мотивация, проблематизация На экране мультимедиа оборудования отражается высказывание о С.Ю. Витте. 2. Организует конструктивно-проектировочную деятельность. Сформулируйте тему урока.
| 1. Отвечают на вопросы учителя. |
IV. Изучение нового материала (20-25 мин.) | 1. Организует работу по составлению ассоциативного ряда к понятию «реформа» 2. Организует работу в группах (приложение 1). 2. Осуществляет проверку выполненной работы. | 1. Работают в группа, выполняя задания. 2. Представляют результаты своей работы. |
V. Закрепление. Самоконтроль и самооценка (5-7 мин.) | 1. Организует работу по составлению синквейна «Денежная реформа»; «С.Ю. Витте»; «Золотая монета» (по группам). 2. Организация оценочной деятельности: - самооценка, взаимооценка в устной форме | 1. Составляют синквейны 2. Проводят самооценку и взаимооценку |
VI. Рефлексия учебной деятельности (5-7 мин.) | 1. Организация аналитической деятельности: - Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Где можно применить полученные знания? - Понравился ли вам наш сегодняшний урок? 2. Учитель показывает смайлы, отражающие различные эмоциональные состояния (радость и воодушевление; недовольство и зависть; грусть и разочарование; беспокойство и волнение; вина и стыд). Студентам необходимо два раза хлопнуть в ладони, когда преподаватель покажет тот смайл, который характерен для его эмоционального состояния на уроке. | 1. Ответы обучающихся. 2. Обучающиеся выбирают смайл. 3. Слушают информацию о домашнем задании, записывают. 4. Благодарят учителя. |
| 3. Обращает внимание на домашнее задание. - Инвариантное: выучить записи в тетради, понятия (использовать учебник). - Вариативно: составить задание по теме «Денежная реформа С.Ю. Витте» в программе LearningApps 4. Учитель завершает урок, благодарит за работу. | |
Приложение1.
1 группа:
1) Составление характеристики личности С.Ю. Витте на основе использования виртуального помощника Алиса.
2) Причины и предпосылки денежной реформы С.Ю. Витте (учебник).
3) Определение этапов проведения денежной реформы С.Ю. Витте Оформление ответа в виде кластера на листе А3. Ссылки на научные работы:
https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-provedeniya-denezhnoy-reformy-s-yu-vitte/viewer.
https://cyberleninka.ru/article/n/denezhnaya-reforma-1895-1897-godov
2 группа:
1) Указ 3 января 1897 г. «Об изменении надписи на империалах и полуимпериалах»: содержание и значение
2) Указ 4 ноября 1897 г. о чеканке пятирублевых золотых монет
3) Указ от 11 декабря 1898 г. о чеканке десятирублевых золотых монет
Ссылка: https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-provedeniya-denezhnoy-reformy-s-yu-vitte/viewer.
4) Указ 29 августа 1897 г. об основах эмиссии кредитных билетов (https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-provedeniya-denezhnoy-reformy-s-yu-vitte/viewer). Содержание указа и его значение.
3 группа
1) поиск изображений новых монет, выпущенных в рамках денежной реформы (ресурсы интернета). Оформление презентации для вывода ее на экран мультимедиа.
2) итоги реформы;
3) значение реформ.
Рассмотрим особенности занятия. Обратим внимание на общий аспект содержания уроков. На занятии были использованы тексты указы, появившиеся в ходе проведения денежной реформы. Это способствует формированию навыков работы с источниковой базой, заинтересованности в вопросах истории, дальнейшему изучению соответствующих аспектов в научной литературе.
В ходе изучения темы обучающиеся – участники, занимающие активную позицию на уроке. Это проявлялось, например, в самоорганизации при поиске необходимой информации, представлении собственной позиции через аргументирование, участии в решении дискуссионных вопросов. В целом, деятельность имела характер практико-ориентированности, что мотивирует на активность в учебном процессе.
На уроках были использованы словесные, наглядные и практические методы обучения. Все они в совокупности, по нашему мнению, позволяют развивать учебную мотивацию у обучающихся на уроках истории. В качестве наглядных материалов использовались презентация, оформление обучающихся своих ответов на листах А3, электронные ресурсы, таблицы и рисунки. Использование наглядных средств позволяло обучающимся получить информацию о научной терминологии, узнать об их сущностной характеристике, признаках и др. Ключевыми источниками послужили Указы. Использование средств обучения способствует развитию познавательный процессов, мотивации к более подробному рассмотрению вопроса, позволяет передать необходимую информацию точнее. Из словесных методов применялись дискуссия, беседа, обсуждение, что позволяло конкретнее изучить тот или иной аспект в рамках темы. Также на уроках были использованы практические методы, выраженные в поиске необходимой информации.
Для реализации в образовательном процессе интерактивных технологий, технологии обучения в сотрудничестве, игровых и др. технологий возможно использовать ЦОР, созданные педагогами с на основе интернет-сервисов. С наиболее распространенными можно ознакомиться по ссылкам http://learningapps.org, https://www.google.ru, sites.google.com, https://izi.travel/ru/creat, http://www.zentation.com и др. Например, программу LearningApps рекомендуется использовать для создания интерактивных упражнений. Созданные в этом сервисе электронные дидактические материалы можно применять в работе с интерактивной доской или как индивидуальные или групповые задания для обучающихся. Возможно оперативно создавать упражнения на уроке, а также предлагать задания в качестве домашней работы, в ответ получая гиперссылку от учеников и осуществлять проверку выполненной работы. Так, при изучении темы возможности LearningApps были применены. Обучающимся было предложено в рамках домашней работы составить задания в программе LearningApps. Использование ИКТ-технологий на уроках повышает интерес современных студентов в обучении, положительно влияет на учебную мотивацию.
На занятии по теме «Денежная реформа С.Ю. Витте» предусмотрены различные методы (частично-поисковый, практический, метод контроля, метод наглядности, словесный метод), приемы (формирование ассоциативного ряда, «тонкие и толстые вопросы», синквейн и др.) работы, а также средства (компьютерные технологии), источники (Указы), технологии (сотрудничество). Важно методически грамотно планировать учебные занятия. Ответственный подход к подготовке учебного занятия, связан с учетом возрастных особенностей студентов, использовании эффективных относительно группы, в которой работает, образовательных технологиях, формах работы, способах, методах, приемах, принципах обучения, а также стремлении и желании педагога сделать урок интересным и значимым для личностного развития студента.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Алексашкина, Л.Н. Дидактические аспекты преподавания истории / Л.Н. Алексашкина // Педагогика. 1993. – №3.
Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. – М.: ВЛАДОС, 2001. – С. 116.
Ананьич, Б.В. Исторический портрет С.Ю. Витте // Б. В. Ананьич. - Вопросы истории, № 8. 1990. – С. 35–58.
Ананьич, Б.В. Сергей Юльевич Витте // Вопросы истории. - 1990. № 9. – с. 11-59.
Ананьич, Б.В. Сергей Юльевич Витте и его время. // Б. В. Ананьич. - Санкт-Петербург: Издательство Д. Буланина, 2000. – 430 с.
Андреева Е.Е. Контент социальных сетей как кейсы на уроках обществознания // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2022. – №206. – С. 98.
Буляккулова Д.Э., Нигматуллина А.М. Современные средства обучения, их классификация // Вестник науки. – 2022. – №4. – С. 49.
Голованова, И.И. Практики интерактивного обучения: метод. пособие /И.И. Голованова, Е.В. Асафова, Н.В. Телегина. – Казань: Казан. ун-т, 2014. – 288 с.
Вяземский, Е.Е. Теория и методика преподавания истории / Е. Вяземский, О. Стрелова. М.: Владос, 2003. – 382 с.
Зылёва Н.В. Возможности использования педагогического приема «Запланированная ошибка» в обучении студентов // Вестник Костромского государственного университета. – 2015. – №4. – С. 198.
Исторические источники в преподавании истории в школе и вузе: современные исторические подходы: коллективная монография / под ред. В. А. Зверева, О. М. Хлытиной; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2013. – 148 с.
Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: Знание, 1991. – 80 с.
Морозова, А. А. Речевой портрет голосового помощника «Алиса» // Вестник Челябинского государственного университета. – 2021. – № 9.
Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение. – М.: Академия, 2019. – 192 с.– С. 96.
Рюшина С.И. Использование активных и интерактивных методов на уроках обществознания как средство формирования личности ученика // Инновационная наука. – 2019. – №3. – С. 159. С. 158-160.
Тухужева Л.А. Формы организации учебной деятельности // Вопросы науки и образования. – 2020. – №31. – С. 14-15.
Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. – М.: Знание, 1994. – 238 с.
Ченцова И.А. Особенности составления технологической карты урока//Гуманитарное пространство. – 2019. – №3. – С. 394-409.
Интернет-ресурсы
Иванова С.В. Современные педагогические технологии по ФГОС [Электронный ресурс]. – URL: https://www.menobr.ru
ТОП нейросетей отечественного производства [Электронный ресурс]. – URL:https://vc.ru/marketing/890486-top-neyrosetey-otechestvennogo-proizvodstva
1 Зылёва Н.В. Возможности использования педагогического приема «Запланированная ошибка» в обучении студентов // Вестник Костромского государственного университета. – 2015. – №4. – С. 198.
2 Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. – М.: ВЛАДОС, 2001. – С. 116.
3 Буляккулова Д.Э., Нигматуллина А.М. Современные средства обучения, их классификация // Вестник науки. – 2022. – №4. – С. 49.
4 Тухужева Л.А. Формы организации учебной деятельности // Вопросы науки и образования. – 2020. – №31. – С. 14-15.
5 Рюшина С.И. Использование активных и интерактивных методов на уроках обществознания как средство формирования личности ученика // Инновационная наука. – 2019. – №3. – С. 159. С. 158-160.
6 Андреева Е.Е. Контент социальных сетей как кейсы на уроках обществознания // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2022. – №206. – С. 98.
7 Морозова А.А Речевой портрет голосового помощника «Алиса» // Вестник Челябинского государственного университета. – 2021. – № 9. – С. 96.
8 ТОП нейросетей отечественного производства [Электронный ресурс]. – URL: https://vc.ru/marketing/890486-top-neyrosetey-otechestvennogo-proizvodstva
9 ТОП нейросетей отечественного производства [Электронный ресурс]. – URL: https://vc.ru/marketing/890486-top-neyrosetey-otechestvennogo-proizvodstva
10 Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: Знание, 1991. – 80 с.
11 Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение. – М.: Академия, 2019. – 192 с.
12 Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. – М.: Знание, 1994. – 238 с.
13 Иванова С.В. Современные педагогические технологии по ФГОС [Электронный ресурс]. – URL: https://www.menobr.ru.
14 Ченцова И.А. Особенности составления технологической карты урока // Гуманитарное пространство. – 2019. – №3. – С. 394-409.