Методическая разработка урока биологии в 9 классе по теме "Мышцы. Мышечная система"
Презентация к уроку "Мышцы. Мышечная система"PPTX / 16.44 Мб
Раздаточный материал по теме "Мышцы. Мышечная система"DOCX / 301.33 Кб
Конспект урока биологии
(технологическая карта)
тема
Мышцы. Мышечная система человека.
9 класс
Автор:
Танюшкина Ирина Викторовна
учитель биологии высшей
квалификационной категории
Ульяновск, 2025
Предмет | биология |
Класс | 9 |
УМК | Серия Биология. Пономарева И.Н. (5-9) Биология 8 класс А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш/М: Просвещение, 2020 |
Тип урока | Комбинированный |
Тема урока | Мышцы. Мышечная система |
Цель | Формирование представления о мышцах человека, как системе. |
Задачи | 1. Создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся по изучению мышечной системы: типы мышц и их значение, строение, группы мышц и их значение, свойства мышц, особенности работы мышц. 2. Создавать условия обучающимся для открытия новых знаний, для развития навыков сотрудничества и умения работать в парах, формирования самостоятельности, ответственности за работу в паре. 3. Развивать умения анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, решать проблемные задачи. 4. Использовать знания о мышечной системе в повседневной жизни. 5. Продолжить формирование познавательного интереса к изучению биологии через системно-деятельностный подход. |
Планируемые результаты | Предметные: Знать/понимать: - макроскопическое и микроскопическое строение мышц; - функции мышц; - основные группы мышц; - принципы работы мышц. Уметь: - объяснять причинно-следственные связи между видом нагрузки и утомлением мышц; - определять части мышц в макроскопическом и микроскопическом строении; - вид мышцы по функции (сгибатель-разгибатель). Умение определять: - части микроскопического строения мышцы на микропрепарате. Метапредметные: Познавательные УУД: - анализировать, сравнивать и обобщать факты, выявлять причины; - трансформировать информацию из одного вида в другой; - анализировать рисунки, иллюстрации, схемы; - строить логически обоснованные рассуждения. Личностные: - положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; - осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; - осваивать новые виды деятельности. Коммуникативные УУД: - отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы; - понимать позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы и факты); -организовывать работу в паре, разрешать конфликты. Регулятивные УУД: - самостоятельно определять тему урока; - самостоятельно исправлять ошибки; - проводить самооценку деятельности на уроке. Личностные: - оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей; - проявлять эмоционально-ценностное отношение к собственному организму и здоровью; - участвовать в коллективном обсуждении, делать аргументированные умозаключения; - быть убеждённым в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода; - иметь ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию. |
Методы обучения | словесные, наглядные, практические. |
Технологии обучения | ИКТ, обучение в сотрудничестве, ИКТ, здоровьесберегающие, проблемное обучение. |
Формы организации познавательной деятельности учащихся | фронтальная, индивидуальная, парная. |
Основные понятия | Мышечная система, макроскопическое строение мышц, тело, головка, хвост, микроскопическое строение мышц, мышечное волокно, пучки мышечных волокон, сократимость, сгибатели, разгибатели, ститаческая работа, динамическая работа, утомление. |
Средства обучения | Биология 8 класс А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш/М: Просвещение, 2020 Раздаточный материал (рабочий лист по теме). Интерактивная доска, микроскоп с видеокуляром "Микромед "Эврика", микропрепарат «Поперечно-полосатые мышцы» Авторская презентация «Мышцы. Мышечная система». Задания для проверки домашнего задания: https://resh.edu.ru/subject/lesson/2487/start/ |
Организационная структура урока
УУД:
Л – личностные. П – познавательные. Р – регулятивные. К – коммуникативные.
Структурные элементы урока (этапы) | Дидактические задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный этап | Включить обучающихся в учебную деятельность. | Создать благоприятный психологический настрой на работу. - Приветствие учащихся. Проверка учителем готовности класса к уроку; Организация внимания. Мотивация на учебную деятельность: Здравствуйте, ребята! Садитесь. (Организация рабочих мест, приветствие). - Кто сегодня дежурный? - Кого сегодня нет в классе? | Приветствуют учителя. Настраиваются на учебную деятельность, отвечают на вопросы учителя. | 1. Самоопределение (Л). 2. Умение организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К). 3. Определение темы урока (Р). |
Проверка домашнего задания | Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; коррекция знаний, умений и навыков по предыдущей теме урока. | Выясняет степень усвоения заданного на дом материала, определяет типичные недостатки в знаниях и их причины, ликвидирует обнаруженные пробелы. Задания для проверки взяты https://resh.edu.ru/subject/lesson/2487/start/ Организует контроль знаний. - Хорошо. Давайте проведем проверку знаний по теме прошлого урока. Подпишите карточку и выполните задания. Сдайте свои карточки, пожалуйста, дежурному. | Выполняют задания на карточке. Ребята сдают карточки дежурному, дежурный передает их учителю | 1. Освоение социальных норм и правил поведения (Л). 2. Осуществлять самоконтроль (Р). |
Мотивационный момент. Постановка проблемы урока. Постановка задач (СЛАЙД 1-2) | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими цели урока и задач урока, плана урока. | 3.1. Мотивационный момент. Постановка проблемы урока. (слайд 1) - Прочитайте факты на слайде. Как вы думаете, о чем в них говорится? - Сегодня вы сможете узнать о мышцах и мышечной системе в целом. Работать вы будете в рабочих листах. Запишите в них дату и тему урока. - Ознакомьтесь на слайде с задачами урока и планом, по которому будем работать. (слайд 2) Задачи урока узнать: 1. строение мышц 2. функции мышц 3. основные группы мышц 4. свойство мышц 5. виды мышц по функциям 6. виды работы мышц научиться: 1. определять части мышц 2. делать выводы о влиянии вида работы на утомление мышц проверять полученные знания План урока: 1. работать с учебником 2. подписывать части мышц 3. заполнять схему 4. работать с микропрепаратом 5. соотносить функцию мышц с иллюстрацией 6. называть группы мышц по схеме 7. изучать основное свойство мышц 8. отвечать на вопросы устно 9. выполнять практическую работу 10. делать выводы 11. обобщать знания 12. разбирать домашнее задание. -А теперь давайте приступим к выполнению заданий. | Учащиеся выдвигают предположения. Записывают тему и число, тему урока. Учащиеся знакомятся с задачами и планом урока. | 1. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р). 2. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). 4. Планирование (Р). 5. Осуществлять самоконтроль (Р). |
Этап изучения новой темы (СЛАЙД 3-13) | Обеспечить усвоение новых знаний и способов действий Пары выполняют две задачи: 1) достижение познавательной цели, 2) социальную - осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения. | Изучение строения мышц (слайд 3-5) - Прочитайте предложение на слайде, заполните пропуск. (слайд 3) Около 600 мышц в организме: около 400 скелетных мышц, 200 гладких мышц. - Скажите, какие виды мышцы выделяют? Чем они отличаются? - На рабочем листе выполните первое задание. А теперь давайте проверим, ваши ответы. (слайд 4) - Рассмотрите внимательно рисунок на слайде (слайд 5). Заполните схему в рабочем листе. Запишите на доске ответ. - Предлагаю посмотреть на микропрепарат мышцы под микроскопом. Найдите на микропрепарате пучок мышечных волокон и мышечное волокно. Покажите их. - Хорошо, посмотрите на план урока, какие пункты вы выполнили? Что вы узнали? Хорошо. - В конце рабочего листа у вас есть самооценка, оцените в ней свою работу на этом этапе урока. Изучение функций мышц (слайды 6-7) - А теперь переходим к следующему пункту плана. Прочитайте его. - Посмотрите на слайд и соотнесите название функции с ее иллюстрацией. Иллюстрация жевательной функции под каким номером? (номер 3) Что за функции под номерами 2, 4, 5, 6, 7, 8? Какая функция мышц представлена на видео 1? Как ее назвать? Подпишите ее на доске. -Какие задачи вы выполнили на этом этапе урока? Оцените себя в самооценке. Изучение групп мышц (слайд 8) - На рабочем листе выполните задание 3. - Итак, как вы думаете, как называются группы мышц в теле человека? - Не забудьте оценить себя в рабочем листе. Изучение работы мышц (слайд 9-13) -Хорошо. Переходим к следующей задаче урока. Какая это задача? - Посмотрите внимательно клип на слайде (слайд 9). - Что происходит с мышцей при подъеме руки? - Что происходит с мышцей при опускании руки? - Как меняются размеры мышцы? - Способность менять размеры, называется сократимостью, и это основное свойство мышц. Запишите ответ на задание 4 в листе. - Посмотрите на схему на слайде (слайд 10). -Что делает двухглавая мышца, когда сокращается? Как будет называться такая мышца? - Что делает трехглавая мышца, когда сокращается? Как назвать такие мышцы? - Подумайте, где в теле человека будут располагаться сгибатели, а где разгибатели. - Перед выполнением практической работы рассмотрите схему и ответьте на вопросы: Какие виды работы мышц выделяют? В чем их отличие? - Хорошо. Теперь разделитесь на пары и выполните практическую работу. (слайд 11-12) - Теперь экспериментаторов выйти и заполнить таблицу на доске. (слайд 13) - Давайте сделаем выводы о влиянии вида работы на работу мышц. Ответьте на вопросы: Что вы чувствуете в мышцах при окончании эксперимента? При каком весе груза заканчивается эксперимент быстрее? При какой нагрузке эксперимент заканчивается быстрее? Почему? Как же называется явление усталости мышц? Утомление – временное понижение работоспособности, наступающее в результате работы и исчезающее после отдыха. Почему при статической работе утомление наступает быстрее? - Хорошо, запишите выводы и оцените свою работу. | Заполняют пропуск. Отвечают на вопросы устно. Работают с учебником. Заполняют схему на рабочем листе. Один ученик записывает ответы на доске, остальные проверяют. Рассматривают изображение микропрепарата через видеоокуляр микроскопа. Находят части микроскопического строения мышц. Один ученик показывает их на экране монитора. Отвечают на вопросы. Проводят самооценку. Рассуждают, высказывают свои предположения. Проявляют познавательную инициативу. Возвращаются к задачам урока. Отвечают на вопрос. Проводят самооценку. Выполняют задание. Высказывают свои ответы. Проверяют ответы по образцу. Исправляют ошибки. Проводят самооценку. Размышляют, предполагают, включаются в диалог с учителем. Отвечают устно на вопросы. Выполняют задание. Размышляют, предполагают, включаются в диалог с учителем. Отвечают устно на вопросы. Строят логическую цепочку. Проводят самопроверку, сверяясь с ответом на экране. Выдвигают предположения, дают ответы. Ознакамливаются с целью работы, оборудованием. Выбирают груз, выполняют работу, заполняют таблицу в рабочих листах. Заполняют таблицу на доске. Отвечают устно на вопросы. Делают выводы. Записывают выводы, заполняют самооценку. | 1.Структурирование знаний (П). 2. Анализ, обобщение (П). 3. Установление причинно-следственных связей (П). 4. Построение логической цепи рассуждений, доказательство (П). 5. Осознание ответственности за общее дело (Л). 6. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). 7. Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). 8. Формулирование и аргументация своего мнения (К). 9. Достижение договоренности и согласование общего решения (К). 10. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р). 11. Поиск необходимой информации (П). 12. Трансформирование информации из одного вида в другой. (П) 13. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (П). 14. Осуществлять самоконтроль и самооценку. (Р). 15. Умение строить взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками (К). |
Этап закрепления новых знаний и способов действий (СЛАЙД 14) | Обеспечить первичное закрепление учащимися нового материала. | Организует проверку новых знаний и умений через работу с текстом. -Ребята, сейчас мы проведём первичное закрепления новых знаний и умений. -Вам предстоит выполнить задание в рабочем листе под номером 7. - Ученика, который сделает задание первым, прошу выйти к доске и заполнить пропуски в тексте на слайде. -Хорошо, проверьте у себя и исправьте ошибки. | Слушают учителя. Выполняют задания. Проводят самопроверку по образцу. Заполняют оценочный лист. | 1. Осознание качества и уровня усвоения (Р). 2. Осуществлять самоконтроль (Р). |
Этап рефлексии (СЛАЙД 15) | Мобилизовать учащихся на рефлексию своей деятельности на уроке. Дать оценку и анализ успешности достижения цели. | Предлагает оценить меру своего личного продвижения к цели. - Ребята, предлагаю вам подвести итог урока и ответить на несколько вопросов. - Что вы сегодня узнали на уроке? (Мы сегодня узнали…) - Что для вас было трудным на уроке? (Мне было трудно…) - Что вам пригодится в жизни из того, что вы сегодня узнали? (Мне пригодится в жизни…) Давайте, определим вашу оценку за урок. Чтобы узнать оценку вашей работы на уроке, посчитайте средний балл в Самооценке. - Какую оценку вы сегодня получили за урок? -Молодцы! Спасибо вам за активную работу. | Отвечают на вопросы. Считают средний балл. Озвучивают результат самооценки. | 1. Рефлексия способов и условий действия (П). 2. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П). 3. Самооценка (Л). 4. Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л). |
Этап информации о домашнем задании (СЛАЙД 16) | Информировать учащихся о содержании и способах выполнения домашнего задания. | Выберите задание и запишите его в дневник. Выучить текст на карточке (оценка 3). Выучить текст на карточке. Описать явление гиподинамии по плану (оценка 4): 1) понятие 2) причины 3) последствия для организма 3. Выучить текст на карточке. Описать явление гиподинамии по плану. Подумайте, почему в современном мире гиподинамия стала очень распространена (оценка 5). | Записывают в дневник домашнее задание. Задают вопросы по выполнению домашнего задания. | 1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания (П). 2. Самоконтроль (Р). 3. Вырабатывают индивидуальный алгоритм работы (Р). |