Методическая разработка урока литературы «Творчество Василия Каменского»

7
1
Материал опубликован 1 September 2020 в группе

​​​​​​​

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Творчество Василия Каменского

Тема учебного занятия, класс

Творчество Василия Каменского

Тип учебного занятия

Усвоение новых знаний и способов действия

Цели занятия (дидактические)

Познакомить с жизнью и творчеством В.Каменского; раскрыть своеобразие творчества футуристов.

Задачи занятия (дидактические)

личностные

метапредметные

предметные

воспитывать эстетическое отношение к художественному слову.

развивать речевые и аналитические навыки (речемыслительные умения) в процессе анализа художественного произведения

познакомить и систематизировать представления обучающихся о своеобразии художественного мира Василия Каменского

проанализировать выбранные произведения поэта

Планируемые результаты

личностные

метапредметные

предметные

толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения


эстетическое отношение к миру

умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;

владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях.

Организация пространства

Межпредметные связи

Используемые технологии и педагогические приемы

Ресурсы

История

Искусство

Технология исследовательской деятельности



https://ruslit.traumlibrary.net/book/kamenskiy-biografia/kamenskiy-biografia.html#work002

https://rustih.ru/vasilij-kamenskij-zhonglyor/

Василий Каменский "Стенька Разин" https://libking.ru/books/poetry-/poetry/187031-vasiliy-kamenskiy-stepan-razin.html

Владимир Абашев - Пермь как текст. Пермь в русской культуре и литературе ХХ века

Его-твоя биография Василия Каменского – маэстро футуризма https://parmaday.ru/biography/vasilii-kamenskii.html


ЭТАПЫ УРОКА/МЕРОПРИЯТИЯ (УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ)

Деятельность учителя / Используемые приемы

Деятельность обучающихся (познавательная / коммуникативная / регулятивная)

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Мотивационно-ориентировочная часть






Приветствие. Проверка отсутствующих. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на урок.


Предлагает рассмотреть кроссенс и определить тему урока.


Высказывают предположения по теме урока, строя логическую цепочку.

Развитие учебно-познавателного интереса к учебному материалу и способам решения новой частной задачи

Операционно-познавательная (содержательная) часть

Предлагает прослушать отрывки стихотворений.

Организует исследовательскую работу.

Анализируют стихотворения.

Выявляют функции «заумного» языка


Установление причинно-следственных связей

Рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

Установление аналогий

Предлагает познакомиться с биографией поэта

Один из обучающихся представляет доклад/презентацию по биографии В.Каменского.

Остальные студенты задают каждому выступающему не более 3 вопросов.


Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Знакомит со стихотворениями поэта (Приложение 2)

Проводит совместно с обучающимися анализ одного из произведений по плану (Приложение3)

Включаются в работу.

Основы смыслового чтения текстов, выделение существенной информации из текстов разных видов.

Предлагает самостоятельно (устно ) проанализировать другие стихотворения автора (мини группы)

Совместно анализируют произведение

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Рефлексивно-оценочная (диагностическая) часть

Предлагает заполнить анкету и прокомментировать свои ответы (Приложение 4)

Заполняют анкету, комментируют ответы (индивидуально)

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Домашнее задание


Выразительное чтение понравившихся стихотворений



Ход занятия

I. Мотивационно-ориентировочная часть

Добрый день!

- Я рада Вас видеть. Сегодня мы с вами поговорим на очень интересную тему. А вот какую вы попытаетесь определить самостоятельно.


t1598961606aa.gif

Посмотрите, пожалуйста, на представленный на слайде кроссенс. Обычно нужно установить связи по периметру между квадратами 1-2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7, 7-4, 4-1.



Прочитайте его пожалуйста и определите на какую тему мы будем с вами говорить.

(Предположения обучающихся. 20 век – Серебряный век – Черный квадрат Малевича – Авиатор произведение футуристического направления – Игорь Северянин, Велимир Хлебников – Пароход современности – Владимир Маяковский – Пощечина общественному вкусу)

- Речь, конечно, пойдет о футуристах.


II. Операционно-познавательная (содержательная) часть


Заслушайте стихотворение Алексея Крученых:

Дыр, бул, щыл, 
    убещур 
    скум 
    вы со бу, 
    р л эз.

- Что за чепуха, говорят после этого стихотворения дети. Попытаемся провести исследование, что за особый язык использовали футуристы.

Футуристы называли этот язык – ЗАУМНЫМ ЯЗЫКОМ.

Но если эта вещь бессмысленная, возникает вопрос: «Есть ли смысл людям создавать бессмысленные вещи?»

Чтобы ответить на этот вопрос мы с вами определим функции заумного языка.

Для этого выполним следующее задание, с помощью символов, рисунков запишите стихотворение Велимира Хлебникова:


Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй — пелся облик,
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило Лицо.


- Давайте рассмотрим что получилось (некоторые участники представляют свои работы).

- Кажется вы слышали одно и то же, но работы у всех получились разные. Скажите, что у вас вызвали эти строки? (ассоциации)

Итак, первая функция «Заумного языка» - это ассоциация.

- Теперь мы разделимся на группы и будем выполнять задание в течение 1 минуты:

Первая группа с помощью звуков изобразит скачок тюленя;

Вторая - длинную шею

А третья – кудри-кудри

(работа групп. Помощь учителя)

- Давайте заслушаем получившиеся работы…

- Я надеюсь, все услышали скачок тюленя?

- Когда ищите сочетание, чтобы звук соответствовал действию – это просто или сложно?

- Василий Каменский написал стихотворение жонглер.


Згара-амба 
Згара-амба 
Згара-амба 
Амб.       
           Амб-згара-амба 
           Амб-згара-амба 
           Амб-згара-амба 
           Амб. 
Шар-шор-шур-шир. 
Чин-драх-там-дззз. 
           Шар-диск 
           Ламп-диск 
           Брось-диск 
           Иск-иск-иск-иск. 
Пень. Лень. День. Тень. 
Перевень. Перемень. 
Пок. Лок. Док. Ток. 
Перемок. Перескок. 
Рча-рча 
Амс. 

- Что передал Василий Каменский? (ритм)

- Следующая функция заумного языка – передача действия.

-Попробуем передать действие: первая группа вы передаете действие работы строителя с помощью звука. Вторая группа – работу повара. Третья группа – работу электриков. Как это можно представить?

- Прошу команды, что получилось?

- Были трудности? В чем?

- Футуристы говорили, что за заумным языком будущее. Чуковский, изучая творчество футуристов, говорил, что они обращались к опыту шаманов. Т.е. шаманы чтобы ввести человека в нужное состояние произносили определенную последовательность звуков, выводя человека за грань разумного, возвращая его к нулю.

- Очень хорошо написала на эту тему Татьяна Толстая в своем рассказе «Квадрат»

В 1913, или 1914, или 1915 году, в какой именно день — неизвестно, русский художник польского происхождения Казимир Малевич взял небольшой холст: 79,5 на 79,5 сантиметров, закрасил его белой краской по краям, а середину густо замалевал черным цветом. Эту несложную операцию мог бы выполнить любой ребенок — правда, детям не хватило бы терпения закрасить такую большую площадь одним цветом. Такая работа под силу любому чертежнику, — а Малевич в молодости работал чертежником, — но чертежникам не интересны столь простые геометрические формы. Подобную картину мог бы нарисовать душевнобольной — да вот не нарисовал, а если бы нарисовал, вряд ли у нее были бы малейшие шансы попасть на выставку в нужное время и в нужном месте.

Проделав эту простейшую операцию, Малевич стал автором самой знаменитой, самой загадочной, самой пугающей картины на свете — «Черного квадрата». Несложным движением кисти он раз и навсегда провел непереходимую черту, обозначил пропасть между старым искусством и новым, между человеком и его тенью, между розой и гробом, между жизнью и смертью, между Богом и Дьяволом. По его собственным словам, он «свел все в нуль».



- Это как раз то, о чём говорили футуристы: «Расправьте крылья – бескрылые существа, поднимитесь над миром и посмотрите, что мир состоит не только из белой и черной красок, а красок этих очень и очень много…»

Вернемся к заумному слову. Что означает приставка за- в этом слове? (выход за пределы).

Поэтому футуристы пишут заумное слово, чтобы помочь человеку выйти за пределы разумного, рационального – открыть мир по-новому, взглянуть на него другими глазами.


Одним из таких людей был Василий Каменский - наш с вами земляк.


Биография поэта



Василий Васильевич Каменский родился 5 апреля 1884 года (17 апреля по старому стилю), в селе Боровское Пермской губернии. Рано оставшись сиротой, Василия взяла на воспитание тетя по маме, Александра Гавриловна Трущева. Муж Александры Гавриловны работал у известных пермских пароходчиков Любимовых. В 1900 году, из-за смерти главы семьи, Григория Семеновича Трущева, Василий Каменский был вынужден пойти работать конторщиком.

К 16 годам Василий успел закончить 2 класса церковно приходской школы, а в 1900 году проходил обучение в пермском училище. Во время учебы увлекся русской литературой, любил читать Пушкина, Некрасова, Лермонтова и Гоголя. После стал увлекаться чтением приключенческого жанра: Фенимором Купером, Майн Ридом и Жюлем Верном. Также, в годы ранней юности любил гулять по Каме, рыбачить и проводить время в компании сверстников.

t1598961606ab.jpg Фотография Василия Каменского 1901-1902 год.

Трудовую деятельность начал в главной бухгалтерии Пермской железной дороги. Вскоре, после начала работы, стал печататься в пермской периодике. Первая статья «В народной столовой» вышла под псевдонимом «Посетитель – ский» в газете «Пермский край». В это же время Василий Каменский серьезно увлекается театром. Так начинается новый этап жизни будущего столпа футуризма.

Из Перми в Петербург

В 1902 году, Василий Каменский, вместе с одной из театральных групп уезжает в гастроли по империи. В это время он совершает путешествие по России и знакомится со Всеволодом Мейрхольдом, выступавшим в то время на юге России. В 1903 году, благодаря одному из своих знакомых, Василий Каменский совершает путешествие в Турцию, которое произвело на него неизгладимое впечатление. По возвращению из Турции, он пытается начать актерскую карьеру, однако по совету своего друга Мейрхольда, бросает эти попытки. В 1904 году  возвращается в Пермь.

Из Перми, Каменский уезжает на работу в город Нижний Тагил. Здесь он снова работает на железной дороге. Однако революция 1905 года сильно поменяла его жизнь. Василий организует забастовку в одном из цехов, за это его посадили в нижнетагильскую тюрьму. Из Нижнего Тагила Василия Каменского переправляют в одиночную камеру нижнетурьинской тюрьма. Из-за ужасных условий содержания он объявил голодовку, которая сильно подорвала здоровье. В 1906 году, больного Каменского выпустили из тюрьмы, и он дал соглашение на подписку о невыезде.

Каменский не соблюдает подписку и тайно уезжает сначала в Пермь, а затем в Севастополь. Из Севастополя он совершает путешествие по тогдашней Персии и уже знакомой ему Турции. В конце 1906 года Василий Каменский вернулся в Россию, после чего едет прямо в Санкт-Петербург. Здесь он сдает экзамен на курс гимназии и поступает на Высшие сельскохозяйственные курсы. Начинается столичный этап жизни поэта. В это время он увлекает живописью, которая стала одной из его отдушин.

Каменский – небо перед литературой

В 1910 году Василий Каменский выпускает повесть «Землянка». Это было его первое литературное произведение. Оно было положительно встречено критиками и это дало толчок для его дальнейшего творчества. В 1911 году Каменский уезжает заграницу. Он посещает Лондон и Берлин, а во Франции покупает аэроплан Блерио 11. Так начинается одна из самых ярких страниц его биографии.

t1598961606ac.jpg Василий Каменский в самолете “Блерио 11”. Термин “Самолет” придумал именно Каменский.

Летом 1911 года Василий Каменский привозит свой аэроплан в Пермь, где совершает показательные полеты. Это был первый полет летательного аппарата такого класса над Пермской губернией. Во время одного из полетов он попал в аварию, в результате чего аэроплан некоторое время ремонтировали. Осенью 1911 года Каменский оказывается в Варшаве, где учится в летной школе «Авиата» у одного из лучших авиаторов того времени Харитона Славороссова.

29 апреля 1912 года недолгая карьера одного из первых русских авиаторов завершилась. Василий Каменский совершал показательное выступление в польском городе Ченстохов. Из-за стоявшей непогоды он сомневался в целесообразности полета, однако публика, купившая билеты на представление, требовала взлета. Тогда Каменский решился лететь. Из-за сильного порыва при взлете самолет не смог набрать высоту и рухнул вниз.

Танцуя «Танго с коровами»

Василий Каменский получает сильные травмы и врачи сильно опасались за его жизнь. Но он выжил, и уезжает сначала в Пермь, а затем в Москву. Начинается становление Каменского как поэта. Во время лечения от травм, в 1912 году, Каменский поселяется в деревне Каменка, в 50 верстах от Перми. Здесь он отдыхает от городской суеты и старается создать свой новый неповторимый литературный стиль.

портрет Каменского кисти его близкого друга – Давида Бурлюка.

Осенью  1913 года Каменский оказывается в Москве. Он знакомится с Владимиром Маяковским и течением кубофутуристов. Его идеи оказали огромное влияние на творчество. Футуристы отказывались от передачи традиционных поэтических форм. Главное для них было не создание правильных словесных конструкций, а передача через слова общей «идеи». Упрощая композицию стихотворения, футуристы передавали через стих созвучное его названию комбинацию слов и рисунков.

Это был настоящий прорыв в области литературы. Футуристы выступали как провокаторы и ниспровергатели старых порядков. Большое количество людей было недовольно их творчеством. Однако вдумчивый человек увидит в их стихах не только попытку «нанести пощечину» устоявшимся традициям, но необычайную мелодичность и стройность. Футуристы передали красоту звуков и смогли облачить поэзию в четкую конструкцию слов.

Каменский, безусловно, являлся одним из самых видных представителей футуристов. Наряду с Маяковским и Хлебниковым, он был самым читаемым поэтом-футуристом. Его сборники стихов «Танго с коровами», «Девушки босиком», поэма «Стенька Разин» имели оглушительный успех. Он был одним из тех, кто создавал и направлял культурную жизнь 1913-1917 годов. В 1917 году происходит Октябрьская революция, которую Василий Каменский встретил с восторгом.

После революции – поэт, агитатор, сценарист и писатель

В годы Гражданской войны Каменский активно работал как агитатор и культработник. Он ставит свою пьесу «Стенька Разин» в различных театрах, а также издает одно из самых интересных произведений: «Его – моя биография великого футуриста». В 1920 году Каменский активно участвует в культурной жизни родной Перми, а также работает вместе с близким себе по духу художником Субботиным-Пермяком.

Дом поэта Василия Каменского в Троице. Фото 1940 года. Поднятый флаг означает, что поэт находится дома.

В 1923 году по сценарию Каменского ставится один из первых советских фильмов – «Семья Грибушиных». Фильм вышел 1 апреля 1923 года и рассказывал о жизни пермской семьи Грибушиных в период НЭПа. Это была драма о столкновении двух миров (старой и новой России), а также вечной борьбы «отцов и сыновей». К сожалению, до наших дней, фильм не сохранился.

В 20-е годы происходит становление Каменского как писателя. Он пишет такие произведение как «Пушкин и Дантес», «Лето на Каменке. Записки охотника», «27 приключений Харта Джойса».  Эти произведение не получили достаточного признания, однако безусловно они заслуживают знакомство с широким кругом читателей. Интересный факт – произведения Каменского издавали не только в СССР, но и европейские издательства для эмигрантов.

t1598961606ad.jpg Оборот книги “Пушкин и Дантес” Василия Каменского, изданной в Берлине в 1928 году.

В 30-е годы поэт поселяет в селе Троица, находившимся в 30 километрах от Перми. Он окунается в культурную жизнь Прикамья. В это время Каменский является одним из самых значимых уральских писателей. В Троице имя Каменского присвоено местной школе, «Василий Каменский» называется один из камских пароходов. Однако во второй половине 30-х годов он попал в опалу. Начинается полная сложностей жизнь.

Василий Каменский в своем кабинете. Фото конца 30-х годов XX века.

Однако уже в 1939 году, он, один из первых литераторов, получил орден «Знак Почета». В 1940 году выходит последнее произведение Каменского «Жизнь с Маяковским». Тогда же, он совершает путешествие по Украине. С 1941 года Василий Каменский вновь включается в культурную жизнь страны как агитатор. В это время он работает над новыми произведениями, однако из-за болезни вынужден много времени проводить в больнице.

Единственная мемориальная доска, посвященная Василию Каменскому. Находится на здании дома-музея в Троице.

В честь 60-летнего юбилея Василий Каменский награжден своим вторым орденом – Трудовым Красным Знаменем. В это время он находился на лечении в Батуми. В 1951 году поэт переезжает из Троицы в Москву. Последние 10 лет жизни прошли в столице. Василий Каменский скончался 11 ноября 1961 года, на 77 году жизни. Урна с прахом поэта и авиатора стоит в колумбарии Новодевичьего кладбища.

Память о Василии Каменском

В первой половине XX века Василий Каменский был одной из значительных фигур в культурном пространстве нашей Родины. Его стихи печатали в газетах и журналах, сборники стихов выходили многотысячными тиражами. К сожалению, во второй половине XX века, Василий Каменский известен гораздо меньшему числу людей. Причина этого – не столько в отсутствие «настоящего смысла» в его стихах, а скорее в том, что не всегда современный человек может понять необычайную мелодичность и новаторство его произведений.

Интерьер кабинета Василия Каменского. Экспозиция дома-музея поэта.

Каменский как писатель или драматург, также мало знаком широкому кругу читателей. Однако безусловным является то, что его книги заслуживают больших тиражов и переизданий. Каменский – крупнейший пермский поэт и писатель, глыба, так до конца не изученная со всех сторон. И то, что мы узнаем о нем в современных статьях и заметках – лишь маленькая верхушка айсберга.

Портрет Василия Каменскому на одном из домов улицы, названной в честь поэта.

В поселке Троица находится дом-музей Василия Каменского. В нем можно познакомиться с биографией художника, узнать малоизвестные факты и увидеть этапы жизненного пути. В микрорайоне Парковой находится улица в честь поэта-футуриста, а на одном из зданий этой улицы нарисован гигантский стрит-арт. На нем представлен портрет художника, а также обложка одной из его книг. Надеемся, что сбудется то время, когда в Перми откроют памятник своему талантливому поэту, который посвятил Прикамью немало стихов.



Предлагаю вместе попробовать проанализировать произведения Василия Каменского (Приложение 2, Приложение 3)

Приложение 1


Выдержки из книги В.В.Абашева "Пермь как текст"


"Именно Василий Каменский вошел в историю русской литературы как «певец Урала и Камы».

Для понимания функционирования «пермского текста» изучение творчества Каменского дает важный поворот: оказывается исторически сформировавшийся семиотически значимый локальный текст может оказывать формирующее влияние как на биографическую, так и на «литературную личность» (термин Тынянова) художника, выстраивать, определять его идентичность. Постановка вопроса о Каменском в таком ракурсе предполагает, что нам, собственного говоря, необходимо рассмотреть его творчество не в каком-то частном аспекте, а в целом, концептуально. Тем более, что вообще-то Каменский - фигура почти не изученная. У него есть очень определенная и как бы окостеневшая литературная репутация (выросшая из его собственной риторики самоопределения: поэт-футурист, поэт-ребенок, энтузиаст, певец Стеньки Разина, певец юности, певец Камы).

Всем известно: «Каменский остается для нас поэтом радостного утверждения жизни, пылким энтузиастом, влюбленным в родную природу, мастером больших стихотворных полотен, ярко повествующих о прошлом народа, его извечном стремлении к борьбе с угнетателями» . Такая слишком однозначная репутация энтузиаста тяжелой плитой легла на наследие Каменского.

Подавляющая же часть литературного творчества Каменского пребывает в забвении, вне зоны исследовательского и читательского внимания. Причины такого пренебрежения очевидны. Поэзия и проза Каменского 1920 - 30-х годов проникнута духом самого откровенного и безудержного идеологического сервилизма и при этом совершенно беспомощна эстетически. Это преимущественно откровенно конъюнктурная литературная поденщина. С разной степенью откровенности об этом высказывались все, даже апологетически настроенные, авторы.

Но есть и еще одно и, нередко, решающее, если согласиться с Мандельштамом, что «в применении к поэзии горами движет вкус», обстоятельство. Каменский не увлекает непосредственно, эмоционально, читательски. Как остроумно (хотя и по другому поводу) заметил публицист Ярослав Голованов, он «слишком жизнерадостен, чтобы быть интересным». Современному читателю слишком трудно разделить однообразно восторженное и однозначное, лишенное оттенков отношение Каменского к жизни и самому себе.

Следует напомнить, что вообще все русские футуристыбудетляне по происхождению своему были родом из провинциального захолустья. На это социо- и культурно-географическое обстоятельство до сих пор не обращали должного внимания. Между тем оно оказалось весьма существенным для того, каким сложился русский футуризм, поскольку «география» во многом определила исходный культурный и речевой опыт каждого из его создателей. Никто из поэтов-будетлян (особый случай – Бенедикт Лившиц) не получил законченного университетского образования и не был естественно, по рождению и среде, связан со сферой высокой учено-артистической культуры. Все они переехали в столицу уже в юношеском возрасте сложившимися в социокультурном и языковом отношении личностями. В то же время ни у кого из них локальная тема не стала не то что доминирующей, но даже сколь-нибудь широко представленной в творчестве. В. Маяковский, В. Хлебников, Д. и Н. Бурлюки, А. Крученых - все они были ориентированы на универсальную топику. Единственное исключение – Василий Каменский. Более того, темы и образы его «малой родины», Камы, Перми и Урала стали доминирующими в его поэзии и прозе. Все основные формулы его автоидентификации также строились на локальных терминах. Василий Каменский постоянно манифестировал себя как поэта Урала и Камы. Само его имя – Каменский - объединилось с именем места рождения – Камой и Камнем -Уралом. Именно этот вполне очевидный факт, на наш взгляд, выводит к духовно–ценностному ядру его личности и структурам творческого воображения.


В общепринятом представлении об истории русской литературы первой трети XX века Василий Каменский выступает прежде всего в качестве поэта, автора многочисленных стихов и поэм, активного участника футуристического движения. Нам же представляется, что как раз стихи в меньшей степени выражают своеобразие его творческой личности. Именно поэтому мы внимательно рассмотрим вопрос о природе его поэтического творчества 1910-х годов.

На рубеже 1900-1910-х, когда поэтика и топика символизма уже стали достоянием массовой эпигонской поэзии, именно руссоистская по своим истокам категория «детского» сыграла значительную роль в самоопределении русского футуризма. Мы используем вслед за Тыняновым определение «детский» как метафору, определяющую позицию вненаходимости по отношению к господствующей культурной парадигме. В культурной реальности начала 1910-х годов таковой была учено-артистическая культура символизма: ее темы, ее язык и сформированный символизмом сам тип поэта.

В таком небуквальном понимании «детское» могло отождествляться с «языческим», «варварским», «уличным», то есть шире, всем маргинальным, стоящим вне традиционной культурной нормы. Определение «детский» предпочтительней.

Категория «детского» действительно была ключевой для самосознания Каменского. Она оставила свой след и в его поэтике и, тем более, в многочисленных самоаттестациях. «Поэт-ребенок», «вечный юноша» – главные формулы его автоидентификации, подхваченные современной критикой и превратившиеся в штампы.


Великое — простое


На поляне рыжий ржет жеребенок,

И колоколят колокола,

А я заблудился,

Поэт-ребенок

Приехал к морю в Куоккала.

На море вышел — утро святое,

Волны сияли — звали играть,

Море такое было простое,

Даль ласкала, как будто мать.

И засмеялся, и странно сердцу

Было поверить в весну зимой.

Я наугад открыл какую-то дверцу

И веселый пошел домой.

А вечером совсем нечаянно

Встретил простого старика,

— За столиком сидел он чайным,

И запомнилась у стакана его рука.

Все было просто — нестерпимо,

И в простоте великолепен,

Сидел Илья Ефимович великий Репин.

На поляне рыжий ржет жеребенок

И колоколят колокола.

Я стал ясный ребенок,

Благословенный в Куоккала.


1915

Именно с поэтикой речевого примитива (в разных его вариациях от «детского» до «варварского») оказались связаны немногие, но подлинные художественные удачи В.Каменского в стихах. В частности, отдельные стихотворения из его первой репрезентативной подборки в альманахе «Садок судей» 1910 года. Показательно, что именно В.Каменского (и Хлебникова) из всех, опубликовавшихся в первом «Садке», выделил Н. Гумилев. Стихи Каменского оставили у него «впечатление новизны, свежей и радостной»23. В кратком, но емком по мысли отзыве он отметил, что Каменского отличает особенный, прямой подход к предмету без претензий на обобщение, он видит его как бы в упор, сосредоточиваясь именно на «частностях» жизни природы. Оттого ему «не приходится напрягать своего голоса, и все, что он говорит, выходит естественно».

Значительный историко-литературный интерес (и не только исторический) представляет большое стихотворение «Детство мое» или, точнее, цикл миниатюр, в каждой из которых Каменский обращается к каким-то памятным впечатлениям своего пермского детства, прошедшего в доме близ буксирной пристани, на самом берегу Камы.


Внизу еще жил Никитич

Черемный он и делал иконы

Носил огурцы из парника

Нам и кормил птичек

У коровьего загона

Все ладно –

Только нас не тронь.

Да не тронь пожалуйста

Нисколечко – мы тоже голуби

А-гурль-а-гурль. (ЗВ.89)


Другой, «варварский», модус такого слова реализовали стихи Каменского, связанные с темой Степана Разина. Самым известным примером стало почти сакраментальное стихотворение «Сарань на кичку!». Большинство этих «barbaric and forceful miniatures in verse» , как удачно определил их речевую природу Владимир Марков, Каменский объединил в «поэме» «Сердце народное – Стенька Разин». Это действительно варварское слово, вырастающее из грубой, сырой, не тронутой культурой и интенсивно переживаемой телесности жизни, слово, тяготеющее к крику как пределу спонтанности и телесности выражения. Не случайно эти «разинские» стихи так щедро инкрустированы ономатопеическими имитациями криков, воплей и шумов разноязычной толпы, не случайно композиционно они строятся так, что последние строчки часто буквально взрываются варварской глоссолалией.

Это я про себя распеваю - про ухаря.

День баскущий - а чолн мой дырявой

Надо бы чинить - да недосуг мне

Кто без меня будет орать, какая харя

Какой иной леший рыжий - корявой

Кто будет гореть пнем в огне.

0 - у - у - о - брр.

Незастуй - мррр –

Вво - уу - ух - мать. (ЗВ.С.104)


Сам Каменский, не проявивший ни способностей, ни склонности к последовательной и действенной рефлексии над творчеством, такие произведения, как возможное основание оригинального и самостоятельного направления творчества, просто не осознавал. Иначе говоря, категория «детского» (в отличие от поэтики слова у Е. Гуро или В. Хлебникова) не развернулась у Каменского в целостную стилевую парадигму, которую Ю.Н. Тынянов определил как «детское словесное зрение». «Детское» как стилевой принцип проявлялось в стихах Каменского спорадически, так и не обретя системного характера.

Каменский пропагандировал идею «самовитого слова», говорил о том, что в новой литературе «слово перестало быть орудием для выражения мысли», что оно «живет само». Чехов и «самовитое слово», Горький и Бальмонт, - все эти разнородные художественные миры размещались у Каменского в одной плоскости. Подобное недифференцированное и эклектическое отношение к литературным образцам было характерной приметой массовой поэзии.

Но ему удалось добиться того, чего не удавалось многим. Не обладая значительным художественным талантом, Каменский был в высшей степени одарен сильным жизненным темпераментом, высокой активностью и предприимчивостью. Обстоятельства места и времени связали его с футуристическим движением в культуре. И в конечном счете ему удалось сыграть роль Поэта-футуриста и утвердить себя в этом качестве в сознании современников и потомков. Литературная репутация Каменского зиждилась отнюдь не на литературном качестве созданных им произведений.

В его лирике не было единого стилистического центра. Стилистически она варьирует от тривиальных красивостей эпигонского символизма вроде «я у источника журчального /Стою и не могу уйти - /Ищу томленья беспечального, /Ищу венчального пути» до «железобетонных поэм» и опытов «конкретной» поэзии. Таков стилистический разброс.

Красноречиво суждение Марка Полякова: «Василий Каменский вошел в русскую литературу на волне футуризма и занял в ней особое место как талантливый поэт и живописец, прозаик и один из первых русских авиаторов». Каменский нередко сетовал, что «избранный путь искусства как и все пути специального направления» оказался для него «узким». Когда «хотелось невероятного: так бы весь мир насытил полнотой энтузиазма»

Особое положение занимает стихотворение «Босиком по крапиве», впервые опубликованное в книге «Танго с коровами» (М.,1914) и позднее вошедшее в книгу «Егомоя биография великого футуриста» (М.,1918). Представление об этом стихотворении трудно составить вне той оригинальной графической конструкции, в которой оно было впервые представлено в книге «Танго с коровами». Это один из удачных опытов использования визуальных средств в поэзии. Выделяя графическими средствами отдельные слова и размещая фрагменты текста в плоскости листа, Каменский не только подчеркивает важные для него внутритекстовые связи и отношения элементов, но и устанавливает дополнительные, новые, такие, которые в обычном графическом варианте были бы неочевидными или даже совсем необязательными. То есть графический вид слов и пространственная композиция текста становятся в стихотворении Каменского конструктивными, направляющими наше восприятие факторами чтения.

Утверждение за Каменским статуса локального культурного героя с особой почти модельной наглядностью проявилось в одном из юбилейных высказываний: «Каменский был певцом Урала, певцом Камы, едва ли не первым сказал о красоте камских просторов, едва ли не впервые совершил поэтическое открытие Урала так, как открывали когда-то Кавказ Пушкин и Лермонтов»63. Здесь особо характерно и значимо, что В. Каменский утверждается в качестве создателя языка Перми. Он дал язык пермской поэзии, открыв Каму и Пермь как поэтическую реальность. И прежде всего Василий Каменский стал создателем дискурса Камы как одного из элементов пермского текста. Его стихи и поэмы о Каме, описания Камы в автобиографической прозе стали хрестоматийными. В 1973 году к 250-летию Перми была издана поэтическая антология «Город на Каме», в нее вошли стихи В. Каменского наряду со стихотворениями современных пермских поэтов. Каменский задал, по существу, несколько линий развития камской темы в пермской поэзии: Кама как воплощение благодатной природной стихии, река – мать и кормилица, Кама как проявление эстетического совершенства природы, река-красавица, и, наконец, Кама как олицетворение текущего времени, истории. В этом последнем отношении особенно важными оказались для советской поэзии Перми мотивы камсковолжской вольницы, поэтизированные Каменским в его произведениях о Степане Разине и Ермаке.

Каменский первым программно сделал пермский текст основой персональной автоидентичности, ощутив свою личную связь с Камой и Камнем как онтологию собственной жизни. Касаясь этой темы, Каменский находил проникновенные и художественно сильные слова: «Наша любимовская заимка стояла на окраине слудской земли. Под лесной крутой горой, на берегу, у самой буксирной пристани, мы жили так, что собственно Кама с плотами, мостками, лодками, баржами, пароходами и являла собой коренное поле бытия».

Приложение 2


Стихи для анализа

Василий Каменский — живой памятник

 

Комитрагический моей души вой

Разливен будто на Каме пикник

Долго ли буду стоять я — Живой

Из ядрёного мяса Памятник.

 

Пожалуйста —

Громче смотрите

Во все колокола и глаза —

Это я — ваш покоритель

(Пожал в уста)

Воспевающий жизни против и за.

А вы — эй публика — только

Капут

Пригвождали на чугунные памятники.

Сегодня иное — Живой гляжу на толпу —

Я нарочно приехал с Каменки.

 

Довольно обманывать Великих Поэтов

Чья жизнь пчелы многотрудней —

Творящих тропическое лето

Там — где вы стынете от стужи будней.

Пора возносить песнебойцев

При жизни на пьедестал —

Пускай таланты еще утроятся

Чтобы каждый чудом стал.

 

Я верю — когда будем покойниками

Вы удивитесь

Святой нашей скромности —

А теперь обзываете футуроразбойниками

Гениальных Детей Современности.

Чтить и славить привыкли вы мертвых

Оскорбляя академьями памятниками —

С галками.

А живых нас —

Истинных, Вольных и Гордых

Готовы измолотить скалками.

 

Какая вы публика — злая да каменная

Не согретая огнем футуризма

Ведь пророк — один пламенный я

Обожгу до идей Анархизма.

Какая вы публика — странная да шершавая

Знаю что Высотой вам наскучу —

На аероплане взнесенный в Варшаве я

Часто видел внизу муравьиную кучу.

И никому не было дела

До футуриста-летчика

Толпа на базарах — в аллее

Галдела

Или на юбилее

Заводчика.

Разве нужна гениальность наживам -

Бакалейно-коммерческим клубам.

Вот почему перед вами Живым

Я стою одиноким Колумбом.

 

Вся Судьба моя —

Призрак на миг —

Как звено пролетающей Птицы —

Пусть Василью Каменскому Памятник

Только Любимой приснится.

 

1916


Великое — простое


На поляне рыжий ржет жеребенок,

И колоколят колокола,

А я заблудился,

Поэт-ребенок

Приехал к морю в Куоккала.

На море вышел — утро святое,

Волны сияли — звали играть,

Море такое было простое,

Даль ласкала, как будто мать.

И засмеялся, и странно сердцу

Было поверить в весну зимой.

Я наугад открыл какую-то дверцу

И веселый пошел домой.

А вечером совсем нечаянно

Встретил простого старика,

— За столиком сидел он чайным,

И запомнилась у стакана его рука.

Все было просто — нестерпимо,

И в простоте великолепен,

Сидел Илья Ефимович великий Репин.

На поляне рыжий ржет жеребенок

И колоколят колокола.

Я стал ясный ребенок,

Благословенный в Куоккала.


1915


Приложение 3

План анализа стихотворения:

1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено). 

3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, - то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.

         Тема стихотворения: 
         - пейзаж; 
         - общественно-политическая; 
         - любовная/интимная; 
         - философская.

4. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы: 

Какую лексику использует автор: 

- бытовую, повседневную 

- литературную, книжную 

- публицистическую 

- архаизмы, устаревшие слова

5. Композиция лирического произведения. 

- определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.) 

- определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание; 
- выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный "рисунок"). 

Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы). 

Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

6. Поэтическая лексика. 

Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики - антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов. 
- выяснить меру близости поэтического языка с разговорным; 
- определить своеобразие и активность использования тропов.

         Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении: 
         - аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы; 
         - гипербола - художественное преувеличение; 
         - ирония - скрытая насмешка; 
         - литота - художественное преуменьшение; 
         - метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют; 
         - олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует; 
         - паралеллизм; 
         - сравнение; 
         - эпитет - художественное определение.

7. Стилистические фигуры: 
Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи) 
- антитеза/противопоставление; 
- градация - например: светлый - бледный - едва заметный; 
- инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции; 
- повторы/рефрен; 
- риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа; 
- умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.

8. Поэтическая фонетика: 
Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой "рисунок" речи. 
- аллитерация - повторение одинаковых согласных; 
- анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф; 
- ассонанс - повторение гласных; 
- эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.

9 . Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.

10. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д

Приложение 4

Анкета

1. В творчестве футуристов меня удивило______________________________________________

2. Из прочитанных сегодня произведений Василия Каменского я бы «поделился с друзьями»___________________________________________________________________________.

3. Для меня сегодня новым было понятие ______________________________________________.

4. Из современных певцов творчество Василя Каменского напоминает _____________________.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Нина Александровна, большое спасибо за интересный материал, обязательно использую его на уроках по серебряному веку. С праздником Знаний!

1 September 2020