Методическая разработка урока математики «Действия с десятичными дробями»
Пояснительная записка к презентации
Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую методическую разработку урока с региональным компонентом
Методическая разработка урока математики «Действия с десятичными дробями»
Номинация: лучшая методическая разработка с региональным компонентом
Автор: Попова Маргарита Викторовна, учитель математики в МБОУ «СОШ» с. Визинга
2025 г.
Технологическая карта урока математики
ФИО разработчика | Попова Маргарита Викторовна |
Место работы | МБОУ «СОШ» с. Визинга |
Класс | 6 класс |
Тема: | Действия с десятичными дробями |
Цель: | Учить применять знания по математике в реальной жизни |
Задачи: | Образовательные: -уметь применять правила для расчетов -тренировать умение работать с числовыми данными Развивающие: - продолжать развивать логическое мышление - повышать уровень математической грамотности Воспитательные: - воспитывать честность и ответственность за выполненную работу - понимать важность взаимопомощи и сотрудничества в обществе - формирование уважения к физическому труду и результатам других людей - воспитывать уважение к памяти защитников Отечества - способствовать формированию активной гражданской позиции через понимание важности сохранения исторической памяти |
Планируемые результаты: | Предметный: В познавательной (интеллектуальной) сфере: - понимать и правильно употреблять термины, связанные с десятичными дробями; - сравнивать десятичные дроби; - выполнять арифметические действия с десятичными дробями; - решать практические задачи, связанные с расчетами и другими повседневными ситуациями; - иметь представление о точных измерениях и приближенных вычислениях. В коммуникативной сфере: - развитие навыков активного слушания; - в процессе обсуждения решений учащиеся развивают способность внимательно слушать и учитывать мнения других. В эстетической сфере: - использование литературного произведения для формирования читательской и математической грамотности; - понимание родного языка. Личностный: – формирование уважительного отношения к родной литературе; – использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (литературное произведение, фотодокументы); – развитие познавательной активности учащихся; – формирование собственного отношения к героям рассказа И.Г. Торопова, их оценка, понимание авторской позиции и своего отношения к ней; – ориентация в системе моральных норм и ценностей. Метапредметный: Познавательные: – расширение представления обучающихся о сложности и кропотливости писательского труда; воспитание думающего неравнодушного человека и читателя; – извлекать информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках; – формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное; – анализировать и действовать с позиции содержания предмета; – умение делать выводы, обобщения, постановка и формулирование проблемы; – определять цель учебной деятельности; – соотносить информацию, представленную в разных формах. Регулятивные: – умение работать по плану, выполнять задания в соответствии с поставленной задачей; – уметь определять и формулировать проблему и цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным материалом; – участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою. – соотносить цель урока с результатом работы и со способами ее достижения; – соотносить цели и результаты собственной деятельности; – анализировать и осмыслить свои достижения; осуществлять самоконтроль; – совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке, выделять и осознавать то, что уже освоено и что нужно еще усвоить. Коммуникативные: – слушать собеседника и понимать речь других; – строить монологическое доказательное высказывание, уважать мнение оппонентов; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; – формирование умений работать в группе, устанавливать взаимоотношения; проявление взаимопомощи, поддержки. умения договариваться о последовательности действий и формах презентации результата; – строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь – излагать содержание прочитанного текста выборочно; – осуществлять работу в паре (группе); – управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). |
Формируемые виды функциональной грамотности | Читательская, математическая, гражданская, естественно-научная, креативное мышление. |
Оборудование: | рабочие листы для учащихся (приложение 1) |
Вид используемых на уроке средств ИКТ: | Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация. |
Тип урока: | Урок закрепления знаний |
Используемые педагогические технологии: | развитие критического мышления, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве |
Организация деятельности на уроке: | индивидуальная, парная, групповая работы |
Виды деятельности: | беседа, чтение, анализ, участие в учебном диалоге, решение задач, проверка, рассуждение |
Основные понятия, термины: | десятичная дробь, умножение и деление десятичных дробей, сравнение десятичных дробей |
ПРИМЕЧАНИЕ: До урока математики необходимо познакомить учащихся с фрагментами из произведения коми писателя Ивана Григорьевича Торопова «Пшенная каша». Возможно знакомство на классном часе или на уроке коми языка, когда знакомятся с творчеством писателя.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Самоопределение к деятельности. Цель: включение в деятельность | Здравствуйте, ребята! Вы знаете, что 2025 год Президентом ВВ Путиным объявлен Годом Защитника Отечества. Как вы думаете, почему? А еще какая памятная дата для народа празднуется в 2025 году? Чему посвящен этот год в Республике Коми? Вы молодцы! | Готовность к уроку. Отвечают на вопросы. 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Год Героев Коми. | Р: самостоятельно организовывать свое рабочее место; настраивать себя на продуктивную работу; К: строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивация и актуализация знаний | На классном часе мы с вами недавно разбирали произведение нашего земляка Ивана Торопова «Пшенная каша». Давайте кратко вспомним сюжет рассказа. А зачем в период войны на севере заготавливали лес? Комментарий учителя: лес был необходим для производства различных материалов, используемых в военной промышленности. Древесина шла на строительство укреплений, изготовление боеприпасов, а также для топливных нужд. Лес использовался для строительства блиндажей, окопов и других фортификационных сооружений. В условиях сурового северного климата древесина служила основным источником тепла для военных частей и местного населения. Древесина использовалась для изготовления медицинских принадлежностей, таких как шины, костыли и другие изделия, необходимые для лечения раненых. В годы Великой Отечественной войны заготовка леса была необходима для решения тактических и стратегических задач. Но с первых дней войны большинство квалифицированных лесорубов призвали на фронт. При этом лесозаготовку никто не отменял: стране и армии древесина была нужна. Кто же выполнял эту задачу? А какими инструментами они пользовались? Была ли у них механизация труда? | ( Отвечают на вопрос. Отвечают на вопрос. С С Это были женщины, подростки (мальчишки и девчонки), старики. Вся работа выполнялась вручную: топорами и пилами. | Р: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; настраивать себя на продуктивную работу; К: слушать собеседника и понимать речь других; строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами. П: извлекать информацию из иллюстраций; умение делать выводы, обобщения Л: осуществлять самооценку своей деятельности | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап выявления места и причины затруднения. Постановка учебной задачи Цель: формулирование темы урока. Этап отработки умений | Так и в рассказе Ивана Торопова мы узнали о нелегкой жизни людей и главного героя Феди Мелехина. Кем работал Федя? У него была очень ответственная работа, где нельзя ошибаться. Ребята, давайте вспомним, что тяжело давалось в рассказе Феде? (раб. лист, задание 1) Как вы думаете, можно было ли в той ситуации Феде избежать ошибки? Что ему бы помогло? Итак, мы сегодня на уроке будем закреплять навыки действий с десятичными дробями. Ребята, кто знает, что изображено на рисунке? Это блиндаж. Блиндажи очень похожи на землянки - они также строятся в земле, но имеют некоторые отличия. Так как они используются непосредственно на линии фронта, то и защищены должны быть сильнее. Из чего строится каркас блиндажа? Попробуйте предположить, как строится блиндаж? Подумайте, какие породы деревьев заготавливали рабочие? (раб. лист, задание 2) Давайте решим задачу от Феди Мелехина: Лесозаготовителям поручено организовать заготовку леса для строительства оборонительных сооружений. Известно, что для одного блиндажа требуется 10,5 кубометров древесины. Федя должен обеспечить поставку древесины для 50 блиндажей. Сколько кубометров древесины нужно заготовить всего? Допустим, что каждый рабочий в среднем заготавливает 8,5 кубометров древесины в день. Сколько рабочих потребуется, чтобы выполнить работу за неделю? На заготовку 1 кубометра древесины уходит 30 минут. Сколько потребуется времени одному рабочему, чтобы заготовить нужное количество древесины? Ответ дайте в часах. При вычислениях вам потребовалось знание правил? Каких? Какой вывод можем сделать? Нужно ли знать математику в реальной жизни? Верно! Математика помогает нам принимать правильные решения и лучше понимать мир вокруг нас. Сейчас у нас ведутся лесозаготовки в Республике? | статистик лесоучастка Лукабанядор расчеты с десятичными дробями Слайд №4 Д
С Ответы учащихся. Ель и сосна – основные деревья леса Коми края С
Решение задачи совместно с учителем, по желанию можно пригласить ученика к доске. 1) 10,5*50=525 м3 8,5*7=59,5 м3 1 рабочий, 2)525:59,5=8,82…=9 рабочих 3)525*30:60 = 262,5 (ч) Умножение, деление, округление, перевод из одной единицы измерения в другую. Примерный ответ: математика очень важна в нашей повседневной жизни. Например, когда мы ходим в магазин, нам нужно уметь считать деньги и проверять сдачу, кубометры древесины для топлива и т.д. (Слайд 9) Да, люди строят дома, заготавливают материал на хоз. постройки, дрова для растопки печей. Так же для различных компаний (ЛПК) и др.. | К: высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами. П: умение делать выводы, обобщения, постановка и формулирование проблемы; анализировать и действовать с позиции содержания предмета; определять цель учебной деятельности; Р: высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы. П: извлекать необходимую информацию из текста, У: выражать в речи свои мысли и действия Л: формировать умение соотносить полученный результат с поставленной целью; положительное отношение и интерес к урокам математики; К: осуществлять работу в паре (группе), Р: искать пути решения проблемы; оценивать собственные успехи в вычислительной деятельности; | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап закрепления | Задача ТЕЛЕФОНОГРАММА. Ребята, знаете ли вы что такое телефонограмма? (Комментарий учителя: особо важное срочное сообщение, принималось по телефону, записывалось на специальном бланке. (раб. лист, задание 3) На участок пришло задание: Фронт нуждается в определенном количестве древесины для строительства блиндажей. Известно, что для строительства 1 блиндажа требуется 10,5 м3 древесины. Сколько деревьев нужно срубить, чтобы обеспечить строительство 60 блиндажей. В среднем, 1 дерево дает 0,8 м3 древесины. Ответ округлите до целого. Ребята, как вы думаете, каким был этот труд? Топор и пила, большие планы заготовки, зима. Почему и Федя, и другие рабочие не сбегали оттуда, а наоборот, старались работать лучше? Работа в годы Великой Отечественной войны действительно была очень тяжелой и требовала огромных усилий от всех участников, учитывая, что в лесу, в основном, работали женщины, подростки и старики. Люди работали зачастую без перерывов, без выходных, усталость накапливалась быстро. Несмотря на все трудности, люди объединялись и поддерживали друг друга. Коллективная работа и взаимопомощь стали ключевыми факторами выживания. Без тыла фронт не может воевать. Поэтому и Федя Мелехин, и другие работники, а их было много – тысячи в Коми крае, приближали Победу. | Ответы учащихся Слайд №10 Слайд №11 Учащиеся решают самостоятельно, к доске приглашается 1 ученик. 60*10,5:0,8=787,5 Ответ: 788 деревьев. Ответы учеников Ответы учеников | П: извлекать необходимую информацию из текста; анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения; анализировать и действовать с позиции содержания предмета; К: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия) Р: строить алгоритм деятельности, оценивать правильность выполненных действий, удерживать цель деятельности до получения ее результата Л: развивать познавательный интерес к математике, формировать ответственное отношение к обучению, готовность к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Этап применения знаний и умений в новой ситуации | Ребята, помните ли вы из рассказа, как называли передовиков производства в то время? А почему именно так их называли? Комментарий учителя: во время Великой Отечественной войны термин "стахановцы" применялся к рабочим и военнослужащим, которые показывали высокие результаты в труде или боевой деятельности, значительно превышая установленные нормы. Этот термин берет свое начало от движения стахановцев, возникшего в довоенные годы и названного в честь шахтера Алексея Стаханова, который установил рекорд по добыче угля. Как в рассказе их поощряли за труд? (раб. лист, задание 4) Давайте рассмотрим пример: два подростка-лесоруба каждый день в течение недели заготавливали древесину. Сравни их ежедневные результаты. Определи, кого можно назвать стахановцем?
Ребята, мы определили, что Стахановец Петя, он целую неделю хорошо работал, какое поощрение он получит? Как вы считаете, это достойное поощрение или нет? Вы правы, это действительно очень мало. Почему тогда они работали с переработкой? Работали с переработкой, потому что понимали, что все делается для победы. Рассказы, написанные И.Г. Тороповым – они автобиографического характера. Как вы понимаете это слово? Он писал о своих сверстниках, о своем поколении и о себе. «Пшенная каша» - это рассказ о его жизни. | Стахановцы Ответы учащихся Давали порцию пшенной каши и пару конфет С Взаимопроверка: (слайд №13) 7 -«5», 6 – «4», 5-6 «3» Стахановец – Петя, т.к. 4 дня из 7 он заготавливал больше древесины. Порция пшенной каши и пара конфет С Голодное существование в годы войны, для них каша и конфеты было блюдо «ресторанного меню», в основном едой была полу-гнилая картошка, хлеб с добавлением коры и травы и др. Ответы детей. | П: соотносить информацию, представленную в разных формах; К: вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Р: Самостоятельно контролировать свое время и управлять им, оценивать правильность выполненных заданий, осуществлять самоконтроль, анализировать и оценивать результаты своей деятельности Организовывать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы; Л: умение признавать собственные ошибки; адекватная самооценка; положительное отношение и интерес к изучению математики | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап рефлексии | Ребята, 2 учебных предмета мы пытались сегодня совместить на уроке. Какие? Эти предметы помогали друг другу или мешали? Подведение итогов: - что нового вы узнали? - как математика связана с историей? С жизнью? - могут ли пригодиться математические знания в реальной жизни? - сейчас, как вы знаете, идет специальная военная операция, нужна ли нашим бойцам математика? Ребята, сделаем вывод, что математика в нашей жизни важна. Она помогает нам решать реальные жизненные проблемы. Например, расчет количества материалов, времени или ресурсов — всё это важно для планирования и выполнения любой работы. Вы сегодня хорошо поработали, молодцы! Математика — это инструмент, который помогает нам находить решения в любых ситуациях. (раб. лист, задание 5). Отметьте галочкой, что у вас сегодня получилось при работе с десятичными дробями. Дома я предлагаю вам для закрепления знаний о действиях с десятичными дробями, решив по выбору задачи. (слайд №15) | Математика и коми литература
Литература дает картину прошлого, помогает понять чувства других людей, а математика позволяет посчитать, дать более точную информацию о прошлом Ответы учащихся. | П: систематизировать, обобщать изученное, делать выводы; К: строить монологическое высказывание, оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других; Р: соотносить цель урока с результатом работы и со способами ее достижения; соотносить цели и результаты собственной деятельности; анализировать и осмыслить свои достижения; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; выделять и осознавать то, что уже освоено и что нужно еще усвоить; Л: формирование навыков самоанализа и самоконтроля, формирование устойчивой мотивации к обучению, Патриотическое воспитание, отношение к социальным ценностям: формирование интереса к культуре и истории родной страны | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Обобщение. Ребята, вы сегодня очень хорошо все работали, отвечали аргументировали, старались. Вы молодцы! И мне очень хочется, чтобы память Героев нашей страны вечно жила в наших сердцах, чтобы мы никогда не забывали тех, кто отдал свою жизнь за наше будущее. Пусть каждый из нас сохранит уважение и благодарность к тем, кто сражался за мирное небо над нашими головами и кто, как Федя Мелехин, приближал Победу своим трудом в тылу. |
Приложение 1
Рабочий лист «Действия с десятичными дробями»
ФИ__________________________________________класс__________
Задание 1. Прочитайте фрагмент из рассказа:
«Самые ценные сортименты — «авиа», палубник, понтонник, судолес; потом идут три сорта пиловочника (каждый сорт в отдельную графу), затем строевой, рудстойка, пропсы, жерди, и лес на собственные нужды… И у каждого сортимента должен я подытожить не только количество кубометров, но еще и количество бревен. Потом, сколько леса заготовлено и сколько вывезено, сколько работало людей и сколько лошадей. И сколько не работало. И много ли больных…
Один раз подсчитаю столбец, — получается одна цифра. Второй раз подсчитаю — уже другая цифра получается. Третий раз начну щелкать — опять первая цифра выходит…В конце концов решаю: если я буду так метаться, то ничего не успею. Давай-ка я буду подытоживать каждую графу только по одному разу. Может, и сойдется. Количество бревен получилось — 28 242. А кубометров — 2697,32. Это были могучие цифры!»
З адание 2. Прочитайте задачу от Феди Мелехина и ответьте на вопросы:
Лесозаготовителям поручено организовать заготовку леса для строительства оборонительных сооружений. Известно, что для одного блиндажа требуется 10,5 кубометров древесины. Федя должен обеспечить поставку древесины для 50 блиндажей.
Сколько кубометров древесины нужно заготовить всего?
Допустим, что каждый рабочий в среднем заготавливает 8,5 кубометров древесины в день. Сколько рабочих потребуется, чтобы выполнить работу за неделю?
На заготовку 1 кубометра древесины уходит 30 минут. Сколько потребуется времени одному рабочему, чтобы заготовить нужное количество древесины?
Задание 3. Прочитайте Телефонограмму. Выполните задание.
Задание 4. Прочитай: Два подростка-лесоруба каждый день в течение недели заготавливали древесину. Сравни их ежедневные результаты. Определи, кого можно назвать стахановцем?
день | Петя | Знак сравнения | Вася |
1 | 3,765 | 3,7651 | |
2 | 0,987 | 0,98 | |
3 | 7,03 | 7,3 | |
4 | 5,87 | 4,78 | |
5 | 6,8 | 8,6 | |
6 | 3,45 | 3,450 | |
7 | 5,8 | 5,08 |
Стахановец - _________________
Задание 5. Отметьте галочкой, что у вас сегодня получилось при работе с десятичными дробями:
Умножать
Делить
Сравнивать
Округлять
Переводить минуты в часы
(на «3» решить 2 задания, на «4» - 3 задания, на «5» все 4 задания)
1 | Один рабочий заготавливает 8,6 кубометров в день. Сколько заготовит бригада из 10 рабочих за 4 дня? |
2 | На строительство одного блиндажа требуется 10,5 кубометров древесины. Сколько блиндажей можно построить из 330 кубометров древесины? |
3 | В среднем из одного дерева выходит 0,8 кубометров древесины. Сколько деревьев необходимо срубить, чтобы получить 75 кубометров древесины? |
4 | Бригада из 13 рабочих за день заготавливает 115,7 кубометров древесины. Сколько кубометров древесины сможет заготовить один рабочий за день, учитывая, что работоспособность одинаковая? |
Чернопятова Наталия Николаевна