Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями»

7
0
Материал опубликован 9 June 2020 в группе
Конспект урока

Учитель: Романова Ольга Викторовна

МБОУ Мушковичская основная школа Ярцевского района Смоленской области



Предмет, класс, УМК

Математика, 5 класс, Н.Я Виленкин , В.И. Жохов, А.С.,Чесноков, С.И. Шварцбурд.

Тема урока


«Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

Цель урока

Формирование навыков сложения вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.

Планируемые результаты обучения

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Предметные: изучение правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями и применение его при решении задач и упражнений,

Метапредметные:

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;

Вид используемых на уроке средств обучения и оборудование

Компьютер, проектор, рюкзачок, набор «Доли и дроби», карточки со школьными принадлежностями (карандаш, ручка, пенал, ластик, треугольник, линейка) для складывания в рюкзачок.

Этап 1. Организационный. Мотивация и самоопределение к деятельности

Задачи

Организовать осознанное вхождение учащихся в учебную деятельность.

Длительность этапа

1-2 мин

Деятельность преподавателя

Зачитывает стихотворение:

Посмотрите, все ль в порядке:

Книжка, ручки и тетрадки.

Прозвенел сейчас звонок.

Начинается Урок.

Деятельность уча­щихся

Проверяют готовность к уроку.

Формируемые УУД

самоорганизация, формирование позитивного настроя на работу.

Этап 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Задачи

Организовать подготовку учащихся к открытию нового знания

Длительность этапа

4-5 мин

Деятельность преподавателя

I.Предлагает игру «да» или «нет»

1. В дроби 7/9 знаменатель - 9

2. Дробь 5/8 -правильная

3. Дробь 7/4 -правильная

4. В дроби 3/5 -числитель 5

5. Дробь 14/15 ˂1

6. Дробь 15/9 ˂1

7. 21/21=45/45

8. 6/13˃4/13

9. 4/9˃4/11

10.1/2=4/8

Организует проверку в парах по ключу

1+;№2+;№3-;№4-;№5+;№6-;№7+;№8+;№9+;№10+.

Предлагает выставить отметки:

Отметка «5» - 9-10 верных ответов

«4» -7-8 правильных ответов

«3» -5-6 верных ответов

«2» -менее 5 верных ответов.

II.Организует решение задачи:

В классе 28 учеников. 2/7 учащихся класса занимаются шахматами,1/7 занимаются легкой атлетикой. Сколько учащихся класса занимаются спортом?

Поставьте вопросы к задаче. Выслушивает ребят.

Ребята не умеют складывать дроби и решают задачу методом нахождения дроби от числа.

III.Организует решение задания.

Ученики 5 класса Витя и Петя поспорили. Витя утверждал, что 3/5 от 250 больше, а Петя решил

что 2/9 от 630 больше. Кто же из мальчиков прав?

Деятельность уча­щихся

Выполняют работу на отдельных листочках

«да» ставят +, «нет» пишут –

Проверяют друг друга по ключу и оценивают.

Формулируют вопросы к задаче. Решают задачу и задание.

Формируемые УУД

Умение оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;


Этап 3. Постановка учебной задачи

Задачи

Обеспечить определение цели и задач, которые необходимо решить на уроке для достижения поставленной цели.

Длительность этапа

4-5 минут

Деятельность преподавателя

Предлагает решить задачу:

За обедом Карлсон съел 3/8 всех плюшек, а за ужином 2/8 всех плюшек. Какую часть плюшек съел Карлсон за обедом и ужином?

Задает вопросы:

Какое действие нужно выполнить, чтобы ответить на вопрос задачи?

Какие знания нам нужны, чтобы получить ответ на вопрос задачи?

Что мы должны сделать на уроке? Какова тема урока и цель?

Деятельность уча­щихся

Ребята отвечают на вопросы и приходят в выводу , что для решения задачи нужно сложить дроби. Значит нужно изучить правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями.

Формулируют тему: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Цель: научиться выполнять сложение и вычитание дробей

Записывают тему в тетрадь.


Формируемые УУД

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками


Этап 4. Открытие нового знания

Задачи

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала, способствовать усвоению алгоритма сложения и вычитания дробей

Длительность этапа

7-8 мин

Деятельность преподавателя

Организует решение задачи.

Демонстрирует решение с помощью набора «Доли и дроби».


Задает вопросы:

Сколько будет?

Что нужно сделать, чтобы сложить дроби?

Сформулируйте правило сложения дробей.

Предлагает задачу:

У Винни-Пуха было 4/5 горшочка меда, за обедом он съел 3/5 имевшегося у него меда. Какая часть меда еще осталась?

Какое действие необходимо выполнить? Что нужно сделать чтобы вычесть дроби?

Сформулируйте правило вычитания дробей.

Прием «Проговаривание»

Проговорите правила вычитания и сложения дробей своему соседу по парте.

Если не получается, откройте учебник и прочитайте правило.

Деятельность уча­щихся

Учащиеся, установив, что задачу нужно решить сложением записывают в тетрадь действие


3/8 + 2/8= 5/8

Пытаются объяснить ответ и формулируют правило. Проговаривают правило друг другу.

Учащиеся, установив, что задачу нужно решить вычитанием записывают в тетрадь действие

4/5-3/5= 1/5

Пытаются объяснить ответ и формулируют правило. Проговаривают правило друг другу.




Формируемые УУД

Умение выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы

Умение определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей;

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.



Физкультминутка

Этап 5. Первичное закрепление

Задачи

Установить правильность и осознанность изученного материала, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала

Длительность этапа

4-5 мин

Деятельность преподавателя

Работа с таблицей

а

5/12

4/11

9/15

10/13

в

3/12




а+в


7/11

12/15


а-в




6/13


Предлагает вернуть к задаче , которую решали в начале урока. И спрашивает, можно ли применить правило изученное на уроке при решении этой задачи?

Организует решение задачи другим способом.

1)1/7+3/7=4/7-часть учащихся занимается спортом

2)28:7*4=16(учащихся)занимается спортом


Организует работу по выполнению

1005.

Просит сформулировать вопросы к задаче.

Решите задачу.

1011 по цепочке с комментарием


Деятельность уча­щихся

Заполняют таблицу . Комментируют решение.

Формулируют вопросы к задачам. Решают задачи в тетради.

Комментируют решение № 1011

Формируемые УУД

Умение определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;


Этап 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

Задачи

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действия

Длительность этапа

4-5 мин

Деятельность преподавателя

Организует выполнение самостоятельной работы и самопроверку по ответам

14/19; 1/7; 4/11; 11/12; 1/15; 3\16.

Деятельность уча­щихся

Выполняют №1011

Проверяю себя по ответам


Формируемые УУД

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения,

Умение оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;


Этап 7. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Задачи

Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях

Длительность этапа

7-8 мин

Деятельность преподавателя

Задает вопросы по решению заданий

Деятельность уча­щихся

Решают №1008, №1009

Формируемые УУД

определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;


Этап 8. Рефлексия деятельности (итог урока)

Задачи

Инициировать рефлексию по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности на уроке

Длительность этапа

7-8 мин

Деятельность преподавателя

Организует рефлексию . Прием «Рюкзачок»


Деятельность уча­щихся

Ребята берут «Рюкзачок» и «кладут» в него карточки, и проговаривают, что узнали и чему научились на уроке:

Я узнал…

Я научился….

Я запомнил…

Я знаю, как…

Я умею…

Я могу…

Формируемые УУД

наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха

Итоговый контроль, подведение итогов

Д/з: №1039, №1041

Творческое задание: составить две задачи на сложение и вычитание дробей и сделать рисунок к задачам.



 

 

 

 


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации