12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анна299
Россия, Новосибирская обл., Каргат

Тема урока: «Движение крови по сосудам. Лабораторная работа «Определение ЧСС»


Цель урока: создание условий для формирования у обучающихся познавательных универсальных учебных действий, умения измерять артериальное давление, пульс и скорость кровотока в сосудах ногтевого ложа; расширить  базу биологических понятий за счёт включения в неё новых элементов: работа сердца, артериальное давление, скорость кровотока, пульс.


Планируемые образовательные  результаты:


Предметные: иметь представление о движении крови по сосудам, о регуляции кровоснабжения, знать причины движения крови, способы правильного измерения артериального давления и пульса, уметь формулировать свои мысли в процессе изучения кровеносной системы


Метапредметные:


1.     Познавательные:

      уметь ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение);     строить высказывания; анализировать информацию, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, проводить наблюдения и измерения, фиксировать и оформлять результаты, работать с разными источниками биологической информации.

2.     Коммуникативные:

слушать и понимать речь другого человека; адекватно использовать речевые средства;  самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре; ставить вопросы, выражать свои мысли.

3.     Регулятивные:

уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), осуществлять самоконтроль и коррекцию;

Личностные

    Осознавать единство и целостность мира,    бережно относиться к собственному здоровью, выстраивать собственное целостное мировоззрение,     личностное самоопределение и смыслообразование.


Тип урока: урок –исследование (урок открытия новых знаний)

Методы обучения:

Основной: наглядные (работа с учебником, рисунками, таблицами, приборами: тонометр, фонендоскоп, линейки), словесные (беседа, диалог, рассказ), практические (измерение давление, пульса, скорости кровотока, работа с рисунками)

Дополнительные: частично – поисковый.

Основные понятия, изучаемые на уроке:

работа сердца, артериальное давление, скорость кровотока, пульс.

Обучающиеся  должны знать:

Причины движения крови в организме

Обучающиеся должны уметь

Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов. Знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ в кабинете биологии


Средства обучения:

1.Учебник Биология. Человек. 8 класс. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. М.: Ветана -Граф, 2017г.

2. инструктивные карточки- задания

Оборудование: компьютер, наглядные таблицы, тонометр, линейки.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Формируемые УУД

Организационный момент. (1-2 мин.)


Проверяю готовность к уроку, организую внимание класса к работе на уроке, создаю положительный, эмоциональный настрой у обучающихся.

На слайде историческая справка

Немного истории

В 1628 во Франкфурте был опубликован труд Гарвея «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных . В нём он впервые сформулировал свою теорию кровообращения и привёл экспериментальные доказательства в её пользу. Измерив величину систолического объема, частоту сокращений сердца и общее количество крови в теле овцы, Гарвей доказал, что за 2 минуты вся кровь должна пройти через сердце, а в течение 30 минут через него проходит количество крови, равное весу животного.


Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.


  Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения. слушают учителя

ЛичностныеУУД: оценивают ситуацию

Этап.  Актуализация знаний (5 - 6 мин.)

Актуализирую имеющиеся знания, способы действия в новых условиях.

Послушайте отрывок из сказки Кэрола Доннера “Тайны анатомии” и скажите, о каком процессе, происходящем в нашем организме, идет речь. Герои сказки Вольняшка, Макс и Молли.

“…Они влетели в левое предсердие, а оттуда сквозь двустворчатый клапан – в огромный левый желудочек. Его бугристые стенки мощно сжались, и их выкинуло в широченный кровеносный сосуд.

Аорта! – взвизгнул Вольняшка, едва вновь собрался. Аорта чуть растянулась, напряглась и выбросила их в одно из многочисленных своих разветвлений.

Это артерия, ведущая к голове, - объяснил им эритроцит, на котором ехал Молли.

Артерия несет кровь от сердца к клеткам, - поспешил добавить Вольняшка. – Кровь в них находится под большим давлением, а потому артериям нужны большие стенки, чтобы не разорваться.

Позади них гремело сердце, и после каждого удара они ощущали мощь, которая гнала их вперед… Они повернули раз, другой, третий и поплыли все медленнее.

А вот и капилляры начинаются! – возвестил Вольняшка, когда ответвляющиеся сосуды стали совсем узкими. – Сделаем еще кружок?…”

Раздаю обучающимся на парту задание «Лови ошибку»

Раздаю на парты ответы к тестам и заданию, прошу самих проверить правильность выполнения заданий карандашом (говорю критерий оценивания).

После проверки комментирую ответы.

Вариант 2 выбрать задания из лэпа для каждой команды

Кровь движется от предсердий к желудочкам по артериям, капиллярам, венам и опять к предсердиям. Что заставляет кровь двигаться именно в этом направлении? Какие существуют законы, по которым осуществляется её одностороннее непрерывное движение?


1. Оформляют свои мысли в ответах.

Обсуждают ответ в паре:

Для движения жидкости по сосудам необходима энергия, создающая давление.

Жидкость двигается из мест с большим давлением в места с меньшим давлением.

Скорость течения жидкости зависит от суммарного поперечного сечения сосудов.

Чем меньше суммарное поперечное движение сосудов, тем больше скорость течения жидкости.

Один и тот же объем жидкости проходит с большей скоростью более узкие участки, чем более широкие.





3.Обмениваются тетрадями, проверяют друг у друга правильность выполнения тестов и задания, затем возвращают тетради.

4.Знакомятся со своими результатами.



Познавательные УУД: выбирают основания для выбора правильного ответа

Коммуникативные УУД: обсуждают вариант ответа с товарищем, учатся культуре общения.          

Личностные УУД: оценивают ситуацию

Этап. Создание проблемной ситуации.(2-3 мин.)

Создаю для обучающихся проблемную ситуацию.

Прочитайте высказывание:

«Сейчас нельзя обойтись без знаний физики, если ты хочешь достигнуть ясности относительно физиологических воп­росов...».

Эти слова были написаны немецким врачом и естествоиспытателем Ю. Майером, человеком, который впервые четко сформулирован закон сохранения энергии. На протяжении многих веков биология была лишь описательной наукой и практичес­ки не объясняла причин большинства явлений, происходящих в живом организме.

Человек и его организм - это часть природы, поэтому все, что в нем происходит, подчиняется законам природы, изучением которых занимаются науки химия, фи­зика. Тема нашего урока сегодня тесно переплетается с теми знаниями, которые вы получили на уроках физики, изучая явления движения. А рассмотрим мы с вами сегодня закономерности движения крови по телу человека.

Все физические процессы, которые лежат в основе жизнедеятельности организма, изучает новая наука, полу­чившая название биофизика.

Провожу подводящий диалог:

Посмотрите на учительский стол и обратите внимание на приборы (фонендоскоп и тонометр).

Ответьте на вопросы:

1.Что у меня на столе?

2.О чем идет речь в данном высказывании?





Объясняют смысл, данного высказывания; отвечают на вопросы, высказывают свои предположения;    мысленно связывают его со своей деятельностью на уроке,

Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли, - учатся культуре общения. Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать.


Этап. Целеполагание. (3-4 мин.)

    Организую подводящий диалог :

- Каков главный вопрос нашего урока?

- Какова цель?

Выслушиваю предположения детей, лучшие формулировки записываются на доске

Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.                     . Предлагают и согласовывают с учителем тему (главный вопрос) урока. Осознают цель предстоящей деятельности.

определяют тему и цели урока.

Познавательные УУД:

- учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. Коммуникативные УУД:

- учатся слушать и понимать речь другого человека.

- учатся ставить вопросы, выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:

- учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка проблемы урока).

Этап Планирование.(5-6 мин.)

Организую выбор способа и средств реализации  учебной цели. Побуждаю к высказыванию предложений о том, как и с помощью чего можно достичь поставленной цели.

- Каким образом мы можем изучить причину движения крови? (изучить материал учебника)

- Что нам в этом поможет? (учебник: текст, рисунки; приборы)  

Организую работу в паре

. - Составьте план нашей дальнейшей работы

. -  Что нам нужно сделать, чтобы ответить на вопросы? Организует обсуждение плана работы. Корректирует и направляет ответы обучающихся.

  Фиксирует план  на доске.

 1. Осмыслить задание.

2. Добыть информацию (из текста, и т.д.).

3. Мысленно сформулировать ответ.

 4. Дать развернутый устный ответ:

Помогаю обучающимся сформулировать развернутый ответ

«Я считаю, что …, потому что,  во-первых…, во вторых…».

- Как вы предполагаете,  каким будет ответ? (Предположения (гипотезы) обучающихся фиксируются на доске.)  

Высказывают свои предположения.   Выбирают способ  (как?) и средства для построения нового знания (с помощью чего?). Работают в парах. Обсуждают и составляют план работы. Озвучивают план и  обсуждают его с учителем.                                         Высказывают свои предположения (гипотезы)

Познавательные УУД:

- учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение).

- учатся преобразовывать информацию в соответствии с заданием,

- учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД:

- учатся слушать и понимать речь другого человека.

- учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

- учатся выражать свои мысли.

Этап. «Открытие» нового знания (7-8  мин.)

Ставлю проблемный вопрос.

Является ли работа сердца причиной движения крови по сосудам?

Стимулирую активное участие всех детей в поисковой деятельности.

Использую материалы с применением мультимедийного оборудования («Соотношение скорости кровотока» , «Разность скорости движения крови по артериям и венам».)

Оказываю консультативную помощь.                      - Что мы узнали нового?

  


Фиксируют в тетрадях своё «открытие».

 Просматривают материал.

Формирование знаний по кровеносной системе, изучение движение крови по сосудам

Познавательные УУД:

- учатся ориентироваться в учебнике, (смысловое чтение), работать с информацией, выбор необходимого материала.

. Коммуникативные УУД:

- учатся слушать и понимать речь другого человека.

- учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

- формирование умения выражать свои мысли. -слушать собеседника и вступать с ним в диалог.

Регулятивные УУД:

- учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию.

Этап.

Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. (6-8 мин.)

Организую работу по усвоению обучающимися нового материала

Рассмотрим таблицу.

п/п

Сосуды

Диаметр

мм

Скорость

см/с

Давление

мм. рт. ст.

1

Аорта

20

50

50-150

2

Артерии

5-10

20-50

80-20

3

Артериолы

0,1-0,5

1-20

50-20

4

Капилляры

0,5-0,01

0,05-0,1

20-10

5

Венулы

0,1-0,2

0,1-1

10-2

6

Вены

10-30

10-20

/-5/-/+5/

Ответьте на вопросы и сделайте вывод:

объяснить почему при уменьшении диаметра сосуда скорость крови, движущейся по ним уменьшается.

Противоречат ли эти данные закону Бернулли о неразрывности струи.

Скорость движения крови зависит от ширины кровеносного русла. В аорте скорость максимальна. Артерии, на которые она ветвится, имеют меньший диаметр, однако, общая площадь поперечного сечения всех артерий возрастает, поэтому скорость уменьшается. Общая ширина просветов капилляров больше, следовательно, скорость кровотока здесь ещё меньше. Вены имеют меньший просвет, чем капилляры, но больший, чем артерии, поэтому скорость в них – средняя

Я предлагаю измерить скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа (стр. 91)

Тема «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки».

Цель: Определить скорость кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки

Измерьте длину ногтя от корня до прозрачной части, которую обычно срезают. Этим вы определили длину пути, которую должна пройти кровь от корня ногтя до конца ногтевого ложа.

Определите время, за которое этот путь пройдет кровь. Выдавите кровь из сосудов ногтевого ложа, нажимая указательным пальцем на ноготь большого. Ноготь должен побелеть.

Прекратите давить на ноготь большого пальца и подсчитайте, через сколько секунд он снова покраснеет. За это время кровь успевает заполнить сосуды ногтевого ложа.

Рассчитайте скорость крови по формуле t1574641549aa.gif, где t1574641549ab.gif – скорость крови, t1574641549ac.gifl – длина пути, t – время.

Сделайте вывод:


Задаю вопрос классу:

1.Какой результат у вас получился?

Как и почему изменяется артериальное давление крови? Показываю как измерить артериального давления с помощью прибора, демонстрирует прибор для измерения давления – тонометр и фонендоскоп.

Если вам, например, 15 лет, то верхнее давление равно 110, а нижнее 65 мм рт. ст. Обычно артериальное давление изображают в виде дроби, числитель которой указывает верхнее давление, знаменатель нижнее, т.е. в данном случае АД = 110/65


Демонстрирую «Места, где можно прощупать пульс», «Измерение пульса». Выполнение лабораторной работы «Определение ЧСС»

Прошу изучить материал на стр. 91 и выполнить опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движении крови; а затем сделать соответствующие выводы

Даю задание для самостоятельной работы с учебником (стр. 92 учебника), текст «Поддержание постоянства артериального давления, его нарушения», прочитать и ответить на вопросы:

1.Чем опасно повышение артериальное давление?

2. Что такое гипотония?

Показывает опыт А. Моссо (на экране), просит объяснить его.



Прошу записать в словарь термины этого урока с доски.

Осмысливают задание (определяют последовательность действий).                                     Открывают учебник, находят нужную страницу. Выполняют работу в рабочих тетрадях

Соотносят полученный результат со своими предположениями (осуществляют самопроверку), корректируют свои записи.

Отвечают на вопрос: Результат 1-0,5 см/с, это в 50-100 раз меньше, чем в аорте, и в 25-50 раз меньше, чем в полых венах. Изучают текст учебника стр.90-91 и отвечают на вопрос.

Внимательно наблюдают за демонстрацией.

Затем ученики демонстрируют измерение давления.

Записывают измеренное артериальное давление в тетрадь, (сравнивая с данной формулой) и объясняют полученные результаты


Предполагаемые ответы: Закон не нарушается так как для ответа на этот вопрос необходимо помнить что общая площадь сечения всех капилляров намного больше чем площадь сечения аорты, вены или артерии, поэтому скорость крови в капиллярах меньше.




Выполняют лабораторную работу. Результаты записывают в инструктивную карту



Открывают стр. 91 в учебнике, где описан опыт, выполняют его.

Делают вывод:

Пульсовая волна передается по стенке артерий и не зависит от наличия или отсутствия кровотока.

Находят заданный текст учебника, читают его.

Отвечают на вопросы:

1.Это приводит к заболеванию – гипертонии

2. Низкое давление.

Смотрят на экран, а также на рис.48 стр.92 учебника Объясняют:

В организме человека постоянно происходит перераспределение крови: к одним органам ее поступает больше, к другим меньше. Если орган работает, то кровь к нему притекает усиленно, принося дополнительный кислород и питательные вещества. В то же время приток крови к неработающим органам уменьшается. Снабжение органов кровью зависит от их деятельности. Записывают в словарь термины.

Познавательные УУД

- учатся ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию.

- учатся измерять скорость кровотока в сосудах ногтевого ложа, умеют выполнять лабораторную работу по алгоритму текста параграфа связи.

  Коммуникативные УУД: - сотрудничество в группах, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться находить общее решение.

Регулятивные УУД: работать по инструкции, контролировать результата с ходом опыта и полученными данными

Личностные УУД: : формирование ответственного и осознанного отношения к демонстрации





Этап. Рефлексия.(2-3 мин).

Организую самооценку обучающимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели. Организует подводящий диалог

. - Обратите внимание на наши записи!

 Демонстрирует: проблему урока, цель, задачи, план.

- Как вы думаете, всё мы выполнили?


Совместно с обучающимися подводим итоги урока. Выставляю отметки, называет отличившихся учеников

- Как оцените свою работу?  

1. В каких из перечисленных сосудов скорость кровотока максимальная? 1.В артериях 2. в венах 3. в капиллярах 4. в аорте

2.По пульсу можно определить:

1.Скорость тока крови 2. Давление крови 3. Частоту сердечных сокращений 4. Силу сердечных сокращений

3.С помощью какого физического закона можно объяснить движение крови в сосудах?

1. Гука 2. Бернулли 3. Архимеда

4.Что заставляет кровь двигаться по сосудам?

1. Разность давления в сосудах 2. Разность высоты тела; 3. Сила тяжести

11. Рефлексия. Отметьте знаком + правильные, на ваш взгляд, утверждения: 
1. На уроке я работал: активно _____ пассивно_____ 
2. Своей работой на уроке я: доволен _____ не доволен______ 
3. За урок я: не устал _____ устал_______ 
4. Мое настроение: стало лучше ____ стало хуже _____ 

Прослеживалась ли на уроке связь наук физики и биологии

Да___________Нет____________

Материал урока мне был:

понятен _____ не понятен ______ 
полезен _____ бесполезен ______ 
интересен ____ скучен ______ 
легкий _____ трудный ______ 



Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения.      

Отвечают на вопросы, подводят итоги своей деятельности, соотносят результаты своей деятельности с целью урока

Адекватно воспринимают оценки и отметки

Познавательные УУД:

- учатся ориентироваться в, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию.

- учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - оформляют свои мысли в устной форме

Регулятивные УУД: -.

подводят итоги своей деятельности




Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.