12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Здот Наталья Николаевна53

Предмет: география

Класс: 5

Тема: «Облик земного шара»

Цель урока: сформировать представления о внешнем облике земного шара, материках и Мировом океане.

Задачи:

Обучающая: показать распределение по поверхности земного шара суши и воды; сформировать представление о материках, океанах, островах, полуостровах; продолжить формирование умений работать с различными источниками знаний.

Развивающая: используя дополнительный материал, развивать интерес к предмету; развивать умения работать с различными источниками знаний.

Воспитательная: способствовать формированию географической культуры, развитию умения работать в группе, коллективе.

Тип урока: комбинированный.

Вид (форма) урока: урок-путешествие

Методы и формы обучения: беседа, практическая работа (нанесение объектов на контурную карту).
презентация, частично-поисковый, исследовательский(активизировать процесс мышления через проблемные задания; развитие пространственного мышления и картографических умений, развитие творческого мышления, развивать умения самостоятельно решать учебные задачи )




Формы организации работы на уроке: фронтальная и индивидуальная, групповая

Планируемые образовательные результаты

Предметные: Обучающиеся смогут:

знать соотношение суши и воды на поверхности Земли, количество материков и океанов, знать определение понятий «остров», «полуостров».

уметь показывать на карте объекты номенклатуры.

Метапредметные: Обучающиеся смогут:

ставить учебную задачу под руководством учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

участвовать в совместной деятельности;

высказывать суждения, подтверждая их фактами;

работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

оценивать свою работу на уроке и работу одноклассников;

описывать объекты.

Личностные: Обучающиеся будут обладать:

ответственным отношением к учебе;

осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

умением проявлять интеллектуальные и творческие способности.

Решаемые учебные проблемы: Соотношение суши и воды на поверхности Земли. Материки, океаны.

Основные понятия, изучаемые на уроке: Мировой океан, материк, полуостров, остров, архипелаг

Вид используемых на уроке средств ИКТ: презентация, видеофайл «Планета-океан»,

Оборудование: Учебник, контурные карты, географические атласы, раздаточный материал с заданием, настенная карта «Физическая карта полушарий», компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация урока. раздаточный материал с заданием.


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент


Приветствие обучающихся.


Прозвенел для нас звонок - начинается урок.

Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, а работать и искать!


Приветствие учителя. настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке.

Контрольно-оценочный 12 минут

Фронтальный опрос

Задания по теме предыдущего урока:

Проверь себя, работа по карточкам (2 варианта)

1)Что обозначено на рисунке цифрами.

Заполняем таблицу.

Отвечаем на вопрос.

Приложение 1.

(ответы;:


Формулируют ответы на вопросы в карточках

Осуществляют взаимопроверку в парах.

Оценка:

«5»- если 6-7 правильных ответов

«4»- если 5 правильных ответов

«3»- если 4 правильных ответа

«2» - если менее 3-х правильных ответов


1. ЭТАП Актуализация знаний

Подводящий диалог.


Ребята, закройте глаза и представьте, что вы летите на космическом корабле на нашу планету. Что вы увидите, приближаясь к планете Земля.

-Какой цвет преобладает на нашей планете? Почему?

Вспоминают знания, полученные ранее в курсе окружающего мира и собственные наблюдения.

Формулируют ответы и высказывают вслух.

2. ЭТАП Создание проблемной ситуации

Создаёт для учеников проблемную ситуацию, направленную на формулирование темы урока.


Спутник у неё Луна, вокруг Солнца вращается, притяженьем обладает, как планету называют? (Земля)


Кружится, вертится, планета давно, суш, морей, океанов полно, флора и фауна, на ней процветает, ну же дружок, как её называют? (Земля)


Цвета голубого, из космоса видна, четыре времени года, имеет всё ж она! (Земля)


Материки и острова, моря и океаны, планету эту ты дружок, из тысячи узнаешь! (Земля)


«Первое, что привлекло бы внимание пришельца из космоса при взгляде на нашу планету, - это ее красочность. На Земле преобладает синий цвет ее морей и океанов, занимающих более 2/3 поверх­ности планеты. Именно поэтому космонавты называют Землю «голубой планетой». Они утверждают, что из космоса она ка­жется маленькой, очень хрупкой и беззащитной».


Посмотрите на физическую карту мира стр атлас 29.

Почему космонавты называют Землю «голубой планетой»?

Как вы думаете, что именно мы будем сегодня изучать?

Помогает обучающимся в формулировании темы урока.

Отгадывают загадки, просматривают видеофайл, определяют о чём в нём идёт речь и формулируют, совместно с учителем, тему урока.

Записывают тему урока в тетрадь.



3. ЭТАП целеполагания

Предоставляет обучающимся возможность вспомнить информацию по теме урока, которую обучающиеся уже знают.

Помогает сформулировать цели урока.

Цель: сформировать представления о внешнем облике земного шара, материках и Мировом океане.


Итак, сегодня на уроке мы расширим свои знания о природе Земли. Познакомимся с участками суши в океане и частями Мирового океана.

Скажите, где вам могут пригодиться знания, полученные на сегодняшнем уроке?

Запишите в тетрадях дату и тему урока.

Проявляют познавательную инициативу.

Осмысливают вопросы и формулируют ответы на них.

Осознание формулирование цели предстоящей деятельности.


4. ЭТАП планирования работы.

Предоставляет достаточное количество материала (§6), побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного объекта, предложение учащимся самим составить план.

Озвучивает план работы на уроке.

1. Как распределены по земному шару вода и суша?

2. Сколько на Земле материков и океанов?

3. Чем остров отличается от полуострова?

Обобщение результатов анализа материалов учебника, составление плана предстоящей деятельности.


5 ЭТАП Изучение нового материала.

Стимулирует активное участие всех детей в беседе по ходу просмотра презентации.

Организует обучающихся на ведение записей в тетради.

1. Как распределены по земному шару вода и суша?

Суша занимает менее 1/3 поверхности Земли, которую пра­вильнее было бы назвать «планетой Океан». Конечно, это ог­ромное пространство. Но представьте себе, как велик океан, ес­ли по площади он в два раза превосходит сушу!

Суша распределена по земному шару крайне неравномерно. В Южном полушарии она занимает только 1/5 его часть. Мате­рики как будто «столпились» в Северном полушарии.

Анализ рис. 19 на стр. 36 учебника, карты полушарий и карты океанов.

2. Сколько на Земле материков и океанов?

Рассказ.

Задание по карте: Назвать и показать все материки

- Какие материки полностью расположены в Южном полу­шарии, а какие - в Северном?


- Какие водные объекты разделяют континенты?


Огромная водная поверхность планеты разделена на четыре океана: Атлантический, Индийский, Тихий и Северный Ледови­тый. Некоторые ученые выделяют на Земле пятый океан - Юж­ный. Границы между океанами проведены условно. Беседа. Рис. 20 на стр. 36


Где проведены границы между океанами?


Покажите на физической карте мира границы между океа­нами.

Все океаны сообщаются между собой через проливы и образуют единый и непрерывный Мировой океан.

А теперь поработаем немного творчески, ваша сейчас задача прочитать текст учебника на стр 37 и разгадать кроссворд. Который лежит у вас на партах. Время выполнения 5 мин. Работа в парах Приложение 2


Мировой океан -совокупность всех океанов

Материки (континенты) – крупнейшие участки суши, со всех сторон окружённые водой.


Назовите материки и покажите их на карте.


3. Чем остров отличается от полуострова? о. Мадагаскар ( самый большой о.Гренландия) и п/о Аравийский, п/Сомали.


Полуостров – участок суши, с трёх сторон окружённый водой.

Крупнейший полуостров – Аравийский

Остров – часть суши, со всех сторон окружённый водой.

Крупнейший остров – Гренландия.

По происхождению острова бывают материковыми, коралловыми и вулканическими.

Острова разбросаны в Мировом океане причудливым образом. Иногда они образуют группы.

Архипелаг – группа островов, расположенных недалеко друг от друга.

Самое большое скопление островов находится в Тихом океане и называется оно Океанией.

Физкультпауза

А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя, 
А над морем - мы с тобою!

(машут руками)

Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.

(плавательные движения руками)

Поглядите: чайки важно 
Ходят по морскому пляжу.

(ходьба на месте)

Сядьте, дети на песок, 
Продолжаем наш урок.

Просмотр видеофайла «Планета-океан»

Осмысливают информацию.




Просматривают презентацию, слушают рассказ учителя.

Осмысливают информацию, преобразовывают информацию в соответствии с заданием.







Работают с материалом учебника, анализируют рисунки, делают выводы о размещении по поверхности нашей планеты суши и воды.

Формулируют ответы на поставленные вопросы.

Просматривают презентацию. Слушают объяснения учителя.

Подписывают на контурной карте полушарий материки и океаны.


Разгадывают кроссворд











Работают с материалами учебника по анализу рисунка. Делают выводы об особенностях границ океанов.

Формулируют ответы на поставленные вопросы.

Участвуют в формулировании определений понятий.

Озвучивают определения понятий и записывают их в тетрадь.

Показывают на карте объекты номенклатуры.



Просматривают презентацию. Осмысливают информацию. Записывают в тетрадь определения понятий.

Формулируют ответы на поставленные вопросы.


Просмотр презентации. Осмысление полученной информации.





6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.

Предлагает задания на «новое» знание, поддерживает интерес и познавательную активность учащихся. Создание ситуации успеха для каждого. Поощряет за хорошую работу.

Применение знаний в нестандартной ситуации.


Практическая работа. Работа в группах по 4 чел (7 груп)

Задание: Создать свою карту . на листках ваша задача расположить правильно полушария и подписать(наклеить) названия материков, океанов. островов и полуостровов. 5 мин. Затем каждая группа выступает и рассказывает интересные факты об одном географическом обьекте .Защита

Задания:

Что нового мы сегодня узнали?

1. Какую часть земного шара занимает суша?

2. Сколько на Земле океанов? Назовите их.

3. Что такое материк? Назовите материки Земли.

4 . Что такое остров? Назовите самый большой остров Земли.

5. Что такое полуостров? Назовите самый большой полуостров Земли.

6. Что такое архипелаг?





Осмысливают вопросы, преобразовывают информацию в соответствии с заданием. Формулируют ответ. Выполняют правильно действия.

Оценивают правильность своих ответов и ответов одноклассников.

Выполняют задания практической работы по нанесению на к/карту объектов номенклатуры.


7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Деятельность учителя

Предлагает вспомнить тему и оценить свою работу на уроке и работу своих одноклассников.

Оценка работы на уроке отдельных обучающихся.

Итак, какой облик имеет земной шар?


Вот и закончилось наше путешествие, и урок подходит к концу. Я надеюсь, вы поняли, какой величайшей силой человека являются его знания. Надеюсь, что и дальше ваш интерес к изучению океанов будет расти. Тем более, что человек знает об океанах лишь малую часть.


Рефлексия. Дайте оценку своей работе на уроке.

Поставь себе оценку за работу на уроке.

Наш урок подходит к концу.


Выставление отметок.

Кто работал на уроке лучше всех?

-Кому еще надо стараться?


-С каким настроением вы уйдете с урока?

Выразите своё настроение цветом. ( У ребят на столе кружочки разного цвета)

Наше путешествие по главам увлекательной книги подошло к концу. Мне хотелось, чтобы Вам ближе стала летопись океана, понятнее «язык Земли». Мы прикоснулись к истории и тайнам лишь небольшой части географических объектов, связанных с Мировым Океаном. Я надеюсь, что вы продолжите начатую на уроке работу, вас увлечет мир нашей планеты.. Будьте любознательны! Познавайте то, что Вас окружает!


Деятельность обучающихся

Называют тему урока.

Отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Оценивают свою работу на уроке.

Отмечают успешные ответы одноклассников. Отмечают учеников, наиболее активно работавших на уроке.

8 ЭТАП Домашнее задание.


Комментирует домашнее задание.

§6 (учить и пересказывать); выучить понятия.

Темы для сообщений: «Рекордсмены Мирового океана».

«Интересные факты о материках»

Записывают домашнее задание в дневники





приложение 1DOCX / 146.47 Кб


Приложения у урокуDOCX / 151.33 Кб
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.