Урок по математике «Умножение десятичных дробей» (5 класс)
Умножение десятичных дробей.
ЭТАП. Мотивация к учебной деятельности
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Приглашаю вас в детективное агентство братьев Пилотов.
Слайд1, слайд2
Презентация к уроку
PPT / 5.79 Мб
(Сюжет из м/ф «Следствие ведут колобки» о пропаже слона)
Фрагмент мультфильма "Следствие ведут колобки"
AVI / 4.46 Мб
- Итак, мы должны помочь братьям пилотам найти слона. Обследовав место преступления, детективы обнаружили неизвестные следы на крыше дома.
2 ЭТАП. Актуализация и пробное учебное действие.
Слайд 3
- Помогите собрать улики. Давайте посмотрим, что скрывают следы, и восстановим примеры, решив их устно.
(решение примеров 1) 1,2 * 3 =3,6 2) 1,11*2=2,22 3) 16:10=1,6 4) 16:100=0,16)
Каким правилом воспользовались при решении?
3 ЭТАП. Выявление места и причины затруднения.
Слайд 4
- В детективное агентство поступила телефонограмма. Прочитайте ее вслух: «Спустя 1,6 часа после исчезновения слон, летящий на воздушных шарах со скоростью 5,1 км\ч, был замечен в районе…» на этом связь прекратилась. Как же быть? Что мы можем узнать по этой телеграмме, чтобы найти слона?
(Ответ: можно найти расстояние)
Слайд 5
- А как найти расстояние, зная скорость и время?
(Ответ: Чтобы найти расстояние, нужно скорость умножить на время.)
- Итак, мы должны 5,1умножить на 1,6. (записать на доске в строчку)
Оба множителя – это десятичные дроби…. Ребята, умеете ли вы умножать две десятичные дроби?
(Ответ: нет)
Как же мы поможем в розыске слона?
(Ответ: Чтобы помочь в розыске, мы должны сначала научиться умножать десятичные дроби. Значит тема сегодняшнего урока «Умножение десятичных дробей»)
Молодцы! Цель нашего урока: научиться умножать десятичные дроби и помочь сыщикам найти слона.
Ребята, открой тетради, запишите число, «классная работа» и тему урока: «Умножение десятичных дробей».
4 ЭТАП. Построение проекта выхода из затруднения.
-Как же выполнить умножение? Как нам поступить? Мы уже умеем умножать десятичную дробь на натуральное число. Давайте умножим 5,1 на 16. Запишите этот пример в тетради в строчку и рядом выполните умножение в столбик. Один человек выполнит это у доски.
- Хорошо, 5,1 *16=81,6. Сравните это произведение с произведением 5,1*1,6.
- Что вы заметили в этих выражениях?
(Ответ учащихся: Первый множитель остался без изменения. А второй множитель уменьшился в 10 раз, т.к. запятая сместилась на 1 цифру влево. Если уменьшился множитель в 10 раз, то и произведение уменьшилось в 10 раз. Значит запятую надо передвинуть влево на 1 знак)
5 ЭТАП. Реализация построенного проекта.
- Посмотрите внимательно на пример. Как вы думаете, можно ли сразу определить положение запятой в ответе?
(Ответ: Да, сколько знаков после запятой в множителях вместе, столько же будет в произведении)
- То есть, мы считаем, 1 знак+1знак=2знака в результате. Это наше предположение.
Но настоящие сыщики ничего не берут на веру. А используют справочную литературу. Обратимся и мы к учебнику, стр. 214. Найдите правило, как перемножить две десятичные дроби. … прочитай для всех.( 1 ребенок читает вслух). Запишите правило в тетрадь.
Слайд 6
- Итак, наша версия оказалась верна. Давайте, повторим еще раз, что мы делаем в первую очередь? Затем?
(Ответ: умножим, не обращая внимания на запятую. отделим запятой столько цифр справа, сколько их стоит после запятой в обоих множителях вместе)
Слайд 7
- Рассмотрим, на нашем примере. Объясните, как мы должны рассуждать.
(Ответ: записываем пример в столбик, не обращая внимания на запятые, выполняем умножения, считаем, сколько цифр после запятых в обоих множителях 1+1=2. Отсчитываем в произведении справа две цифры и ставим запятую. Итак, слон пролетел 8,16 км.
6 ЭТАП. Релаксация
Слайд 8
-Думаю, пора немного размяться. Приглашаю на физминутку. Встаньте и повторяйте движения за мной. (учитель читает стихотворение и выполняет движения, изображая слона. Дети повторяют движения)
- Слон шагает по дороге,
Вот так хобот, вот так ноги,
Под слоном прогнулся мост,
У слона - огромный рост!
Весит слон - триста тонн,
Тонна - ушко, тонна - ножка,
Вот так крошка!
7 ЭТАП. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Слайд 9
3. - Детектив сомневается, а наш ли это слон. Но шеф уверяет, что у нашего слона есть особая примета «Он любит…», но сыщик это забыл, поможем ему ее вспомнить? Эта примета спрятана в шарах. Давайте решим примеры. И определим примету. Чтобы быстрее найти примету будем работать в парах. Тот, кто решит примеры, записывает ответы на доске (примеры написаны на доске заранее)
Слайд 10
12,5:10=1,25
3,1*0,6=1,86
2,3*3,1=7,13
35,1:100=0,351
2,3*0,03=0,069
1,2*2,4=2,88
35,1*0,01=0,351
12,5*0,1=1,25
Слайд 11
- Проведем небольшую исследовательскую работу. Внимательно рассмотрите примеры, воспользуйтесь материалом параграфа и продолжите предложения:
а) при умножении числа на неправильную десятичную дробь оно…..
б) при умножении числа на правильную десятичную дробь оно…
в) умножить число на 0,1; 0,01; 0,001 – то же самое, что…
Слайд 12
- Запишите эти особенности десятичных дробей в тетрадь, но подробнее мы их исследуем на следующем уроке.
Слайд 13
- Ребята, посмотрите на шары, как они изменились. Мы можем распознать примету с помощью шифра. Каждому числу соответствует буква. Что же так любит слон? (учитель записывает буквы под диктовку детей)
Слайд 14
- Итак, особая примета нашего слона «Он любит рыбий жир»
Слайд 15
- Ребята, рыбий жир очень полезен для развития крепких костей, в нем содержится витамин Д.
Слайд 16
- Мы столько примет нашли, а сыщики опять сомневаются в точности наших расчетов. Обратимся к карте. Давайте, определим точное местоположение нашего слона с помощью карты и запятой.
Слайд 17
- Поставьте правильно запятую 5.12*1,6=8192..
(ответ: отделяем справа 3 цифры и ставим запятую между 8 и 1.)
Слайд 18
- Отлично, квадрат поиска сузился. Продолжаем уточнять 5,126*1,6=82016
Слайд 19
(Ответ: Отделяем справа запятой 4 знака, ставим запятую между 8 и 2)
- Молодцы! Наш слон у нас, в Увате!
Слайд 20
Наверное, слон-любитель биатлона, ведь именно в эти дни в биатлонном центре имени Александра Тихонова проходит этап Кубка IBU по биатлону.
5. - Мы сделали доброе дело. Помогли братьям пилотам найти слона. Мы нашли не только слона, но и узнали новое правило математики. Какое?
( Ответ научились перемножать десятичные дроби)
- Давайте, повторим, как это нужно делать.
(ученики формулируют правило)
8 ЭТАП. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Раздаточный материал к самостоятельной и домашней работам
DOC / 53.5 Кб
Слайд 21
- Да, мы научились перемножать десятичные дроби и теперь можем сами исправить ошибки других. Ребята, у вас на столах лежат листочки с решенными примерами. Самостоятельно найдите и исправьте ошибки, допущенные при умножении десятичных дробей. На работу 1 минута.
Слайд 22
- Давайте проверим ваши исправления. (самопроверка по эталону)
(Ответ: 1. 79,63604 (стотысячных) 2. 698,1975 3. 79,298407 (Миллионных)
Слайд 23
9 ЭТАП. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
«Завершается урок.
Он пошёл ребятам впрок?
Постарались все понять?
Учились тайны открывать?
Ответы полные давали?
На уроке не зевали?»
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- Кто хорошо понял тему и может поделиться своими знаниями?
- Кому нужно ещё потренироваться?
-Какое у вас настроение сейчас?
Слайд 24
- Молодцы, ребята слон благодарит вас и дарит вам волшебные шары. Все вы очень помогали братьям Пилотам. Особенно хочется отметить …. Они получают зеленые шары.( раздает зеленые шары)
- Слон надеется, что вы продолжите с таким же интересом изучать десятичные дроби и узнаете о них еще много нового. В шарах-сюрпризах находятся увлекательные домашние задания. Я уверена, что вы с удовольствием, найдете интересные решения к ним. (раздает остальные шары)
А я благодарю вас за урок. И желаю, чтобы каждый день приносил вам маленькое открытие.
Елена Вениаминовна Чурина
Горшкова Наталья Леонидовна