Методическая разработка урока «В гаванях афинского порта Пирей» (История, 5 класс)
Тема урока : «В гаванях Афинского порта Пирей».
Автор: учитель истории и обществознания Кунева Марина Евгеньевна.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: проанализировать положение основных групп Афинского полиса.
Задачи:
Образовательные : дать представление о роли Афин в истории Древней Греции, категориях населения, жизни населения афинского порта Пирей.
Развивающие: развивать умения работать с текстом, выделять главное, анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать чувство уважения к истории и культуре других стран.
Планируемые результаты:
Личностные: высказывают собственное мнение о понятии «гражданин», «гражданский поступок»; осмысливают социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации ; самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе.
Регулятивные: самостоятельно обнаруживают учебную проблему; выбирают средства достижения цели из предложенных, а также ищут их самостоятельно.
Познавательные: сравнивают положение различных слоев афинского общества, на основе анализа документа
Предметные: работают с исторической картой, анализируют и обобщают ее данные; применяют понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для описания условий и образа жизни, занятий афинян.
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организаци- онный этап | | Приветствие, проверка подготовленности. | Рапорт дежурного, фиксация отсутствующих. |
Мотивация | | Ребята, вы любите путешествовать? Расскажите, кто где побывал? Сегодня я тоже приглашаю вас в путешествие в один их греческих городов Аттики. Как называется это город? Но, посмотрите, город находится в глубине материка. Как же туда нам добраться? В те далекие времена не было ни самолетов, ни поездов. Что же нам делать? Наш путь пройдет по морям. Как они называются? Но сразу в Афины мы не попадем. Сначала мы окажемся в маленьком городке на побережье. Как называются такие города? Найдите на карте это город. Итак, какова же будет тема нашего урока? Что мы должны будем выяснить? Отправимся мы в Аттику на шикарном лайнере. А что нам для этого нужно? Конечно, билеты! Чтобы их получить, вам необходимо выполнить задания. От того, как вы выполните задание, будет зависеть, с каким комфортом вы будете путешествовать. Те, кто выполнят его на «3», получат билет в трюм, те, кто на «4» - билет на 1 и 2 палубе, а те, кто на «5» - на верхней палубе. | Называют места, в которых побывали. Называют город, находят его на карте. Определяют возможные способы добраться до него. Называют моря. Находят на карте порт Пирей. Определяют тему урока. Определяют задачи урока. |
Актуализация знаний | | Выдает задания. (Приложение 1) Организует взаимопроверку и раздает билеты на лайнер. (Приложение 2) | Выполняют задания. Выполняют взаимопроверку. |
Изучение нового материала | | Вот мы и приплыли к берегам Аттики. Но, прежде чем мы попадем в Афины, окажемся в городе-порте Пирей. В конце нашего путешествия ответьте на вопрос: какую роль играл Пирей в жизни Афинского полиса? Разделитесь на группы. Каждая из групп отправится в гости в одну из афинских семей. Узнайте как можно больше об их образе жизни и занятиях и поделитесь с нами своими впечатлениями . Сравните жизнь различных групп населения полиса. | Работа с картой. Выполняют задания в группах (Приложение 3), представляют работы группы, делятся впечатлениями. |
Первичное закрепление | | Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы отправляемся домой. А чтобы в дороге вы не заскучали, предлагаю вам сыграть в игру «Крестики-нолики» (Приложение 4) В начале нашего путешествия я задала вам вопрос. Ответьте на него. | Закрепляют знания, восполняют пробелы. Определяют роль порта Пирей: 1) обеспечивал безопасность полиса, 2) являлся крупным центром торговли. |
Рефлексия | | Ребята, вам понравилось наше путешествие? На своих корабликах оставьте свои впечатления об уроке.(Приложение 5) - Что было интересно? - Что нового узнали? - Чему научились? - Что получилось \ не получилось? - Что не понравилось на уроке? | Выполняют фиксацию своих результатов и эмоций на корабликах. |
Домашнее задание | | Дифференцированное: - Для сильных учеников – § 36, написать рассуждение о роли порта Пирей в жизни Афинского полиса, используя ПОПС формулу( Приложение 6). - Для средних учеников - § 36, на основании текста и иллюстрации составить рассказ «Один день из жизни порта Пирей». - Для слабых учеников - § 36, ответить на вопросы в рубрике «Проверь себя» | Выбирают задание, оценивают свои возможности и способности. |
| | | |
Приложение 1.
Тест.
Установите соответствие.
1) Леонид а) битва при Фермопилах
2) Фемистокл б) Марафонская битва
3) Мильтиад в) Саламинское сражение
2. Какая битва сыграла решающую роль в греко-персидских войн?
1) Марафонская битва;
2) битва при Фермопилах;
3) Саламинская битва.
3. укажите имя человека, который после Марафонской битвы предложил афинянам построить военные корабли:
1) Перикл; 2) Фемистокл; 3) Демосфен.
4. В каком году произошло Саламинское сражение?
1) в 470 г до н.э.; 2) в 480 г до н.э.; 3) в 490 г до н.э.
5. В результате греко-персидских войн:
1) произошло объединение греческих полисов;
2) была признана независимость греческих городов Малой Азии;
3) была завоевана территория, ранее принадлежавшая персам.
Приложение 3.
1 Группа «Богатые граждане».
С. 172 (абз. «В гаванях можно было увидеть..») и п.2 пар.36.
1. Какие обязанности были у богатых граждан?
2. Какие товары привозили купцы из разных стран?
3. Какие товары купцы продавали за границу?
2 Группа «Бедняки».
Пар. 36 п.1 и дополнительное чтение с. 174
Чем занимались бедняки в гаванях? Как их называли?
Как соотносились заработки свободных афинян с ценами на рабов?
3 Группа «Переселенцы (метеки)».
С. 173.
1. Кто такие метеки?
2. какой образ жизни они вели?
3. Чем их положение отличалось от положения свободных граждан?
4 Группа «Рабы».
Пар.36 п.3.
Кто становился рабами в Афинах?
Каково было их положение?
Чем занимались рабы?
5 Группа «Вольноотпущенники».
С.175.
1. За что рабов отпускали на волю?
2. Чем занимались вольноотпущенники?
Приложение 2.
Лайнер
Билет
Каюта класса люкс № 1
Цена билета -
Лайнер
Билет
Каюта премиум класса № 1
Цена билета -
«Аттика»
«Аттика»
Лайнер
Билет
Каюта эконом-класса № 1
Цена билета -
«Аттика»
Приложение 5.
Приложение 4.
Игра «Крестики-нолики»: 0 – нет; Х - да
1 О | 2 О | 3 Х |
4 Х | 5 О | 6 Х |
7 Х | 8 О | 9 О |
Вопросы для игры.
1. Пиреи были исключительно торговым портом.
2. Метеки участвовали в управлении полисом.
3. Рабы были лишены гражданских прав.
4. «Корабельная чернь» участвовала в управлении полисом.
5. Свободные граждане платили налоги за торговлю.
6. Рабами становились только чужестранцы-пленники.
7. В Пирей привозили товары из разных стран Средиземноморья.
8. В порт Пирей купцы не привозили зерно.
9. Из порта Пирей не было прямой дороги в Афины.
Приложение 6.
ПОПС формула.
П – позиция: «Я считаю, что порт Пирей …………………………….»
О – обоснование: «Потому что…………………………………………»
П – пример: «Я могу доказать это на примере ……………………………………..»
С – суждение: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что порт Пирей …………………………………………………..»
Кияйкина Наталья Федоровна
Кунева Марина Евгеньевна
Алена Мезенцева