Методическая разработка урока «В гаванях афинского порта Пирей» (История, 5 класс)

3
3
Материал опубликован 19 November 2019

Тема урока : «В гаванях Афинского порта Пирей».

Автор: учитель истории и обществознания Кунева Марина Евгеньевна.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: проанализировать положение основных групп Афинского полиса.

Задачи:

Образовательные : дать представление о роли Афин в истории Древней Греции, категориях населения, жизни населения афинского порта Пирей.

Развивающие: развивать умения работать с текстом, выделять главное, анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы.

Воспитательные: воспитывать чувство уважения к истории и культуре других стран.

Планируемые результаты:

Личностные: высказывают собственное мнение о понятии «гражданин», «гражданский поступок»; осмысливают социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации ; самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе.

Регулятивные: самостоятельно обнаруживают учебную проблему; выбирают средства достижения цели из предложенных, а также ищут их самостоятельно.

Познавательные: сравнивают положение различных слоев афинского общества, на основе анализа документа

Предметные: работают с исторической картой, анализируют и обобщают ее данные; применяют понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для описания условий и образа жизни, занятий афинян.



Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организаци-

онный этап


Приветствие, проверка подготовленности.

Рапорт дежурного, фиксация отсутствующих.

Мотивация


Ребята, вы любите путешествовать? Расскажите, кто где побывал?

Сегодня я тоже приглашаю вас в путешествие в один их греческих городов Аттики.

Как называется это город?

Но, посмотрите, город находится в глубине материка. Как же туда нам добраться?

В те далекие времена не было ни самолетов, ни поездов. Что же нам делать? Наш путь пройдет по морям. Как они называются?

Но сразу в Афины мы не попадем. Сначала мы окажемся в маленьком городке на побережье. Как называются такие города?

Найдите на карте это город.

Итак, какова же будет тема нашего урока?

Что мы должны будем выяснить?

Отправимся мы в Аттику на шикарном лайнере. А что нам для этого нужно? Конечно, билеты! Чтобы их получить, вам необходимо выполнить задания. От того, как вы выполните задание, будет зависеть, с каким комфортом вы будете путешествовать. Те, кто выполнят его на «3», получат билет в трюм, те, кто на «4» - билет на 1 и 2 палубе, а те, кто на «5» - на верхней палубе.

Называют места, в которых побывали.



Называют город, находят его на карте. Определяют возможные способы добраться до него.



Называют моря.



Находят на карте порт Пирей.


Определяют тему урока.

Определяют задачи урока.

Актуализация знаний


Выдает задания. (Приложение 1)

Организует взаимопроверку и раздает билеты на лайнер. (Приложение 2)

Выполняют задания.


Выполняют взаимопроверку.


Изучение нового материала


Вот мы и приплыли к берегам Аттики. Но, прежде чем мы попадем в Афины, окажемся в городе-порте Пирей. В конце нашего путешествия ответьте на вопрос: какую роль играл Пирей в жизни Афинского полиса?

Разделитесь на группы. Каждая из групп отправится в гости в одну из афинских семей. Узнайте как можно больше об их образе жизни и занятиях и поделитесь с нами своими впечатлениями . Сравните жизнь различных групп населения полиса.


Работа с картой.





Выполняют задания в группах (Приложение 3), представляют работы группы, делятся впечатлениями.

Первичное закрепление


Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы отправляемся домой. А чтобы в дороге вы не заскучали, предлагаю вам сыграть в игру «Крестики-нолики» (Приложение 4)

В начале нашего путешествия я задала вам вопрос. Ответьте на него.

Закрепляют знания, восполняют пробелы.



Определяют роль порта Пирей: 1) обеспечивал безопасность полиса, 2) являлся крупным центром торговли.

Рефлексия


Ребята, вам понравилось наше путешествие?

На своих корабликах оставьте свои впечатления об уроке.(Приложение 5)

- Что было интересно?

- Что нового узнали?

- Чему научились?

- Что получилось \ не получилось?

- Что не понравилось на уроке?

Выполняют фиксацию своих результатов и эмоций на корабликах.

Домашнее задание


Дифференцированное:

- Для сильных учеников – § 36, написать рассуждение о роли порта Пирей в жизни Афинского полиса, используя ПОПС формулу( Приложение 6).

- Для средних учеников - § 36, на основании текста и иллюстрации составить рассказ «Один день из жизни порта Пирей».

- Для слабых учеников - § 36, ответить на вопросы в рубрике «Проверь себя»

Выбирают задание, оценивают свои возможности и способности.



















Приложение 1.

Тест.

Установите соответствие.

1) Леонид а) битва при Фермопилах

2) Фемистокл б) Марафонская битва

3) Мильтиад в) Саламинское сражение

2. Какая битва сыграла решающую роль в греко-персидских войн?

1) Марафонская битва;

2) битва при Фермопилах;

3) Саламинская битва.

3. укажите имя человека, который после Марафонской битвы предложил афинянам построить военные корабли:

1) Перикл; 2) Фемистокл; 3) Демосфен.

4. В каком году произошло Саламинское сражение?

1) в 470 г до н.э.; 2) в 480 г до н.э.; 3) в 490 г до н.э.

5. В результате греко-персидских войн:

1) произошло объединение греческих полисов;

2) была признана независимость греческих городов Малой Азии;

3) была завоевана территория, ранее принадлежавшая персам.









Приложение 3.

1 Группа «Богатые граждане».

С. 172 (абз. «В гаванях можно было увидеть..») и п.2 пар.36.

1. Какие обязанности были у богатых граждан?

2. Какие товары привозили купцы из разных стран?

3. Какие товары купцы продавали за границу?



2 Группа «Бедняки».

Пар. 36 п.1 и дополнительное чтение с. 174

Чем занимались бедняки в гаванях? Как их называли?

Как соотносились заработки свободных афинян с ценами на рабов?



3 Группа «Переселенцы (метеки)».

С. 173.

1. Кто такие метеки?

2. какой образ жизни они вели?

3. Чем их положение отличалось от положения свободных граждан?

4 Группа «Рабы».

Пар.36 п.3.

Кто становился рабами в Афинах?

Каково было их положение?

Чем занимались рабы?



5 Группа «Вольноотпущенники».

С.175.

1. За что рабов отпускали на волю?

2. Чем занимались вольноотпущенники?















Приложение 2.

t1574189581aa.gift1574189581ab.gift1574189581ac.gift1574189581aa.gift1574189581ac.gif

Лайнер

Билет

Каюта класса люкс № 1

Цена билета -

Лайнер

Билет

Каюта премиум класса № 1

Цена билета -



t1574189581ad.jpgt1574189581ad.jpg

t1574189581ae.gift1574189581ae.gif

«Аттика»

«Аттика»








t1574189581aa.gift1574189581ac.gif

Лайнер

Билет

Каюта эконом-класса № 1

Цена билета -





t1574189581ad.jpg

t1574189581ae.gif

«Аттика»













t1574189581af.gifПриложение 5.

t1574189581ag.gift1574189581ah.gift1574189581ai.gift1574189581ai.gift1574189581ai.gift1574189581aj.gif





























Приложение 4.

Игра «Крестики-нолики»: 0 – нет; Х - да


1 О


2 О


3 Х


4 Х


5 О


6 Х


7 Х


8 О


9 О



Вопросы для игры.

1. Пиреи были исключительно торговым портом.

2. Метеки участвовали в управлении полисом.

3. Рабы были лишены гражданских прав.

4. «Корабельная чернь» участвовала в управлении полисом.

5. Свободные граждане платили налоги за торговлю.

6. Рабами становились только чужестранцы-пленники.

7. В Пирей привозили товары из разных стран Средиземноморья.

8. В порт Пирей купцы не привозили зерно.

9. Из порта Пирей не было прямой дороги в Афины.



Приложение 6.

ПОПС формула.

П – позиция: «Я считаю, что порт Пирей …………………………….»

О – обоснование: «Потому что…………………………………………»

П – пример: «Я могу доказать это на примере ……………………………………..»

С – суждение: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что порт Пирей …………………………………………………..»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за качественный и полезный материал!!!

20 November 2019

Спасибо! Ваша оценка для меня очень важна.

20 November 2019

Хороший материал. Спасибо

18 February 2022