Статья «Методическая сказка как способ объяснения нового материала в работе воспитателя детского сада»
Методическая сказка как способ объяснения нового материала в работе воспитателя детского сада
Проблема активности форм обучения дошкольников в настоящее время становится одним из основных направлений педагогической теории и практики. Развитие интереса к учебе, желания познавать новое, расширение кругозора воспитанника, реализация творческого потенциала ребенка – важнейшие задачи, стоящие перед воспитателем. Облегчить эту задачу поможет сказка. Являясь отличной базой для развития фантазии и воображения, вызывая живой интерес у ребенка, сказка нацелен на то, чтобы в игровой форме донести до ученика необходимые знания.
Сказка – один из жанров фольклора либо литературы. Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета. Это оптимальный способ, который позволяет объяснить младшему школьник практически любой материал быстро и легко.
Сказка – наиболее удобная и подходящая форма объяснения нового материала. Объяснение нового материала – неотъемлемая часть занятий в садике. От качества объяснения зависит уровень усвоения материала, результат обучения дошкольников. И, конечно же, необходимым условием для успешного усвоения нового материала является их заинтересованность. Нередко бывает, что в начале занятий дети стесняются, боятся ответить на вопрос неправильно, чувствуют себя некомфортно. Сказка помогает преодолеть скованность, раскрепощает ученика, способствует быстрой адаптации ребенка. Так же такая форма занятия подходит и для излишне активных детей, потому что занимает их воображение, увлекает и помогает настроиться на дальнейшее занятие.
Проблема организации условий, положительно влияющих на формирование познавательной активности в дошкольном возрасте, на протяжении многих лет занимает одно из главных мест в педагогических и психологических исследованиях. Этой теме были посвящены исследования Л. И. Бажович, А. А. Вербицкого, П. И. Гальперина, В. В. Давыдова, А. К. Марковой, А. В. Петровского, Д. Б. Эльконина, И. С. Якиманской и др.
Исследователями выделяется особый вид – дидактическая сказка. В них заключены разнообразные знания, мыслительные операции, умственные действия, которые дети должны освоить.
Дидактические сказки, как отмечает Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева «являются продуктами нашего времени». Это сказки, которые придумывают педагоги для создания положительной мотивации к учебному процессу. Данная категория сказок призвана передавать в доступной метафорической форме дидактический материал, а также учебные задания и инструкции.
Учебная задача в дидактической сказке не ставится прямым образом перед детьми, поэтому усвоение учебного материала происходит непроизвольным образом, что повышает интерес ребенка, стимулирует и повышает эффективность овладения конкретным учебным материалом, помогает социально адаптироваться, так как изучаемый материал подается в яркой и образной форме. В таких историях символы и предметы, к которым нужно вызвать интерес, одушевляются и попадают в сказочный образ мира. То есть учебные задания и информация «подаются» в форме дидактических сказок.
Дидактическая сказка может быть включена в любое занятие, позволяя повысить интерес детей к нему, активизировать их деятельность. Обучающая сказка – особое сказочное повествование, которое раскрывает для ребенка удивительный мир – математических понятий, экологических терминов, является примером правильного произношения тех или иных звуков, обогащает его словарный запас, выполняет познавательную функцию, а также учит навыкам самостоятельного логического мышления.
В ФГОС дошкольного образования говорится о том, что ребёнок должен быть субъектом образовательной деятельности. Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника. Построение непрерывной образовательной деятельности с применением дидактической сказки, в которых взрослый показывает ребенку различные способы обращения с материалом и стимулирует его к поиску новых возможностей действия, безусловно ведет к развитию его познавательной активности.
По мнению психологов, умственный подъём в детские годы наиболее перспективен именно в тех случаях, когда ему сопутствует увлечённость чем-то, тяготение к каким-нибудь определённым видам деятельности. А сказка, где есть разграничение добра и зла, волшебства и картины мира народа, к которому она принадлежит, служит источником эмоций, закладывает в душе каждого ребенка понятия о моральных и этических ценностях, учит сочувствовать, верить, развивает умения взаимодействовать с окружающими, воспитывает гармоничную личность ребенка, что позволяет расширить познавательную и волевую сферу младшего школьника.