Методические рекомендации по применению темы «Дипломатическая революция в Европе накануне Семилетней войны» на уроках истории в школе

1
0
Материал опубликован 20 July 2020

Методические рекомендации по применению темы «Дипломатическая революция в Европе накануне Семилетней войны» на уроках истории в школе.

Общие понятия.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

С 2015 года осуществляется переход с концентрической системы преподавания на линейную и соответственно, произошло обновление всех учебников истории. Таким образом достигается синхронизация с курсом Всеобщей истории. Ожидаемыми результатами являются:

Полное соответствие преподавания предмета «История России» требованиям ФГОС и историко-культурному стандарту.

Повышение качества преподавания предмета.

Перспектива возвращения интереса молодежи к изучению истории родного государства, перспектива формирования более толерантного отношения современной молодежи к людям других национальностей Российской Федерации.

Линейная система дает преподавателю возможность вносить коррективы в программу в соответствии с возможностями учащихся и дает систематизированные знания, что облегчает процесс восприятия информации.

ФГОС отводят истории как предмету важное место в образовательном процессе. Изучение истории способствует формированию мировоззрения, предмет и содержание истории является важнейшей культурной составляющей нашего общества. История выступает также как важнейший источник формирования политической культуры человека, помогает определить жизненную и социальную позиции.

Знания о прошлом помогают ориентироваться в событиях настоящего времени – в политике, экономике, культуре, поскольку прошлое и настоящее являются единым процессом. Одна из главных задач истории – воспитать историческую память, которая содействует накоплению положительного опыта народа.

Таким образом, актуальность изучения истории очевидна. Но, к сожалению, были изменены образовательные программы, сокращены часы на изучение предмета. Материал приходится излагать в сжатой форме, отдельные события истории только упоминаются, а некоторые не упоминаются вообще. Потому важно давать учащимся дополнительную информацию, которая была бы полезна и интересна.

События дипломатической революции накануне Семилетней войны в учебнике «Новой истории» авторов Юдовской А.Я., Баранова П.А., Ванюшкиной Л.М. не рассматриваются вообще. Есть лишь упоминание о том, европейские государства меняют союзников. Сама же Семилетняя война рассматривается достаточно подробно.

Учебник «История России» для 8 класса под редакцией Торкунова А.В. содержит большой параграф, который называется «Россия в системе международных отношений». В нем очень подробно расписаны отношения России с европейскими государствами в середине XVIII века, хотя сам термин «дипломатическая революция» не вводится.

Потенциал темы для преподавания в школе есть. Можно углубить изучение темы и дать возможность учащимся самими найти ответы на проблемные вопросы. Как один из вариантов изучения темы на примере личности в истории можно рассмотреть влияние на политические процессы фаворитов, например, маркизы де Помпадур. Политические решения не всегда зависят напрямую от воли монарха. Здесь важно отметить, что большим влиянием пользовались и министры иностранных дел, поэтому можно дать учащимся подготовить сообщения о канцлере Бестужеве, Питте-старшем, канцлере фон Каунице и о личностях императоров и императриц Eлизaвeты, Гeoргa II, Мaрии-Тeрeзии, Людoвикa XV.



Конспект урока по теме «Россия в системе международных отношений»

Класс: 8

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование урока: карта, учебник «История России. 8 класс. Под ред.Торкунова А.В. Ч.2.§ 17.

Цель урока: сформировать у учащихся знания о месте России в системе международных отношений в середине XVIII века.

Планируемые результаты:

Предметные: способность применять понятийный аппарат и анализировать события; умение изучать и систематизировать информацию из разных источников.

Метапредметные: умение самостоятельно ставить учебные и познавательные задачи (определять цели и задачи урока), исходя из поставленной проблемной ситуации; умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и выводы; умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы, умение работать в малой группе, находить общее решение, слушать партнера.

Личностные: осмысление социально-нравственного опыта

Ход урока

Как вам известно, чтобы узнать новое, необходимо повторить старое. Давайте вспомним, как можно охарактеризовать место России в Европе после эпохи Петра I? Все ли внешнеполитические задачи были решены императором России? Могла ли Россия сохранить и укрепить свое положение в Европе? (Ответы учащихся)

Теперь возьмите рабочий лист. Как известно, у любого государства есть политические противники и политические союзники. Ознакомившись с текстом учебника, заполните задание 1 в рабочем листе.

политические противники России

политические союзники России

Пруссия Швеция Турция Крымское ханство


Франция Англия Австрия

Каковы были цели этих государств в международной политике? В рабочем листе заполняем задание 2.

государство

Политические цели

Пруссия


Швеция


Турция


Англия


Франция


Австрия




Итак, вывод? (Ответ учащихся: политические цели государств менялись, это было связано с тем, что менялись монархи на престоле и со сменой интересов, главными из которых стали колонии)

В результате смены политических целей, государства искали себе новых союзников. Привычные союзные отношения были сломаны. В середине XVIII века произошло явление, которое назвали дипломатической революцией.

Внимание на экран, на слайде дано определение, запишите в тетрадь.

Теперь поработаем с картой. Найдите и покажите на карте все государства, о которых мы говорили. Найдите и покажите территории, которые являлись очагами напряженности России с соседями.

Работа с учебником.

1.Найдите причины складывания союза Франции и России.

2. Почему Англия была заинтересована в помощи русской армии?

3. Какие противоречия возникли у России и Австрии?

4. Каковы причины столкновения Пруссии и России?

Итак, подводим итоги урока. Изменилось ли положение России в Европе в середине XVIIIвека? (ответы учащихся) Какой главный вывод урока можно сделать?( ответы учащихся об усилении роли России) Какую роль сыграла дипломатическая революция в Европе накануне Семилетней войны? (ответы учащихся)

Заполнение листа самооценки

Лист самооценки


Критерии

Показатели

Хорошо

Не уверен(а)

Затрудняюсь

Знаю:

Политических противников и союзников России




Политические цели европейских государств




Умею:

Заполнять таблицу, используя данные карты и текста параграфа




Читать историческую карту




Смогу:

Рассказать о дипломатической революции в Европе




Рассказать об отношениях России с европейскими государствами




Определить итоги внешней политики России в середине XVIII века






Домашнее задание. § 17, стр.9 задания 3,4,5 подготовить устные ответы







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации