Методические рекомендации по применению темы «Дипломатическая революция в Европе накануне Семилетней войны» на уроках истории в школе
Методические рекомендации по применению темы «Дипломатическая революция в Европе накануне Семилетней войны» на уроках истории в школе.
Общие понятия.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
С 2015 года осуществляется переход с концентрической системы преподавания на линейную и соответственно, произошло обновление всех учебников истории. Таким образом достигается синхронизация с курсом Всеобщей истории. Ожидаемыми результатами являются:
Полное соответствие преподавания предмета «История России» требованиям ФГОС и историко-культурному стандарту.
Повышение качества преподавания предмета.
Перспектива возвращения интереса молодежи к изучению истории родного государства, перспектива формирования более толерантного отношения современной молодежи к людям других национальностей Российской Федерации.
Линейная система дает преподавателю возможность вносить коррективы в программу в соответствии с возможностями учащихся и дает систематизированные знания, что облегчает процесс восприятия информации.
ФГОС отводят истории как предмету важное место в образовательном процессе. Изучение истории способствует формированию мировоззрения, предмет и содержание истории является важнейшей культурной составляющей нашего общества. История выступает также как важнейший источник формирования политической культуры человека, помогает определить жизненную и социальную позиции.
Знания о прошлом помогают ориентироваться в событиях настоящего времени – в политике, экономике, культуре, поскольку прошлое и настоящее являются единым процессом. Одна из главных задач истории – воспитать историческую память, которая содействует накоплению положительного опыта народа.
Таким образом, актуальность изучения истории очевидна. Но, к сожалению, были изменены образовательные программы, сокращены часы на изучение предмета. Материал приходится излагать в сжатой форме, отдельные события истории только упоминаются, а некоторые не упоминаются вообще. Потому важно давать учащимся дополнительную информацию, которая была бы полезна и интересна.
События дипломатической революции накануне Семилетней войны в учебнике «Новой истории» авторов Юдовской А.Я., Баранова П.А., Ванюшкиной Л.М. не рассматриваются вообще. Есть лишь упоминание о том, европейские государства меняют союзников. Сама же Семилетняя война рассматривается достаточно подробно.
Учебник «История России» для 8 класса под редакцией Торкунова А.В. содержит большой параграф, который называется «Россия в системе международных отношений». В нем очень подробно расписаны отношения России с европейскими государствами в середине XVIII века, хотя сам термин «дипломатическая революция» не вводится.
Потенциал темы для преподавания в школе есть. Можно углубить изучение темы и дать возможность учащимся самими найти ответы на проблемные вопросы. Как один из вариантов изучения темы на примере личности в истории можно рассмотреть влияние на политические процессы фаворитов, например, маркизы де Помпадур. Политические решения не всегда зависят напрямую от воли монарха. Здесь важно отметить, что большим влиянием пользовались и министры иностранных дел, поэтому можно дать учащимся подготовить сообщения о канцлере Бестужеве, Питте-старшем, канцлере фон Каунице и о личностях императоров и императриц Eлизaвeты, Гeoргa II, Мaрии-Тeрeзии, Людoвикa XV.
Конспект урока по теме «Россия в системе международных отношений»
Класс: 8
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование урока: карта, учебник «История России. 8 класс. Под ред.Торкунова А.В. Ч.2.§ 17.
Цель урока: сформировать у учащихся знания о месте России в системе международных отношений в середине XVIII века.
Планируемые результаты:
Предметные: способность применять понятийный аппарат и анализировать события; умение изучать и систематизировать информацию из разных источников.
Метапредметные: умение самостоятельно ставить учебные и познавательные задачи (определять цели и задачи урока), исходя из поставленной проблемной ситуации; умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и выводы; умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы, умение работать в малой группе, находить общее решение, слушать партнера.
Личностные: осмысление социально-нравственного опыта
Ход урока
Как вам известно, чтобы узнать новое, необходимо повторить старое. Давайте вспомним, как можно охарактеризовать место России в Европе после эпохи Петра I? Все ли внешнеполитические задачи были решены императором России? Могла ли Россия сохранить и укрепить свое положение в Европе? (Ответы учащихся)
Теперь возьмите рабочий лист. Как известно, у любого государства есть политические противники и политические союзники. Ознакомившись с текстом учебника, заполните задание 1 в рабочем листе.
политические противники России | политические союзники России |
Пруссия Швеция Турция Крымское ханство | Франция Англия Австрия |
Каковы были цели этих государств в международной политике? В рабочем листе заполняем задание 2.
государство | Политические цели |
Пруссия | |
Швеция | |
Турция | |
Англия | |
Франция | |
Австрия | |
Итак, вывод? (Ответ учащихся: политические цели государств менялись, это было связано с тем, что менялись монархи на престоле и со сменой интересов, главными из которых стали колонии)
В результате смены политических целей, государства искали себе новых союзников. Привычные союзные отношения были сломаны. В середине XVIII века произошло явление, которое назвали дипломатической революцией.
Внимание на экран, на слайде дано определение, запишите в тетрадь.
Теперь поработаем с картой. Найдите и покажите на карте все государства, о которых мы говорили. Найдите и покажите территории, которые являлись очагами напряженности России с соседями.
Работа с учебником.
1.Найдите причины складывания союза Франции и России.
2. Почему Англия была заинтересована в помощи русской армии?
3. Какие противоречия возникли у России и Австрии?
4. Каковы причины столкновения Пруссии и России?
Итак, подводим итоги урока. Изменилось ли положение России в Европе в середине XVIIIвека? (ответы учащихся) Какой главный вывод урока можно сделать?( ответы учащихся об усилении роли России) Какую роль сыграла дипломатическая революция в Европе накануне Семилетней войны? (ответы учащихся)
Заполнение листа самооценки
Лист самооценки
Критерии | Показатели | |||
Хорошо | Не уверен(а) | Затрудняюсь | ||
Знаю: | Политических противников и союзников России | | | |
Политические цели европейских государств | | | | |
Умею: | Заполнять таблицу, используя данные карты и текста параграфа | | | |
Читать историческую карту | | | | |
Смогу: | Рассказать о дипломатической революции в Европе | | | |
Рассказать об отношениях России с европейскими государствами | | | | |
Определить итоги внешней политики России в середине XVIII века | | | |
Домашнее задание. § 17, стр.9 задания 3,4,5 подготовить устные ответы