Методический материал к уроку обществознания «Исторический процесс и его участники» (10 профильный класс)
Преподаватель: Коптяева Н.В.
Предмет | Обществознание (№ 29-30) | Класс 10 г | Дата: | ||
Тема учебного занятия | Исторический процесс и его участники | ||||
Цель учебного занятия | Рассмотреть исторический процесс его участников и пути его развития | ||||
Задачи | когнитивные: - познакомить с понятием «исторический процесс», его участниками, с понятиями социальная динамика, факторами влияющими на социальную динамику и её типами; подходами к изучению истории, обсудить смысл и направленность общественного развития; операциональные: - развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать информацию по теме используя различные источники информации, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, способствовать выработке гражданской позиции; аксиологические: - помочь кадетам осознавать ценность взаимодействия человека и общества, необходимость реализации человеком естественных потребностей, формирование мировоззрения воспитанников на основе гуманизма, свободы выбора и демократических ценностей, воспитание правовой культуры. | ||||
Тип и форма учебного занятия | Комбинированной урок | ||||
Формы работы | П-парная, С- самостоятельная, Ф - фронтальная | ||||
Планируемые образовательные результаты | |||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||
- систематизировать основное содержание понятий и терминов «социальная динамика», «исторический процесс», «общественное развитие», типы и формы социальной динамики, элита, выдающаяся личность .
| - готовность к разрешению проблем, то есть умение анализировать ситуации, ставить цели, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения. Выработка умений адекватно оценивать результаты деятельности друг друга; - информационная компетенция - способность использовать предложенные информационные ресурсы для планирования и осуществления своей деятельности; подбирать необходимый материал, строить устные и письменные высказывания, анализировать, сравнивать, делать выводы; принятие решений на основе критически осмысленной информации. - коммуникативная компетенция - готовность работать в команде; вступать в диалог, публично представлять результаты групповой деятельности; представлять результаты своей работы; проектировать продукт своей деятельности. | - формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере регулирования и работы на военной и государственной службе; | |||
Технологии обучения или элементы технологий
| проблемного и развивающего обучения; сотрудничества и проведения учебных дискуссий; | ||||
Средства обучения, дидактическое обеспечение урока | Учебник, тетрадь, презентация, видеофрагменты из фильмов: «Парад Победы», «В.В. Путин о роли русского народа» , «Приход Гитлера к власти», дидактический материал. | ||||
Организационная структура урока | |||||
Этапы урока | Деятельность преподавателя | Деятельность воспитанников | |||
I. Организационный момент (2минуты)
| Организация доклада командира класса о готовности к уроку | Доклад командира класса о численности воспитанников, готовности к уроку, оформление расхода ЛС(личного состава) | |||
II. актуализация (3минуты)
| Что такое история? История – путь человечества на протяжении тысячелетий. Иначе этот путь называют историческим процессом. Что такое «процесс»? (Ход явления, последовательность развития) Что же такое исторический процесс? | Кадеты дают ответы на поставленные вопросы. | |||
III.Постановка проблемы урока (мотивация и целеполагание) (2 минуты) | (слайд) Исторический процесс – это «ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах». В.О. Ключевский Как вы понимаете, высказывание известного историка 19 века? - Какой будет тема нашего урока? - Определите цель нашего урока? Каковы хронологические рамки этого процесса? Кто является активными участниками исторического процесса? Кто влияет на исторический процесс? (Человеческие личности, объединения). Философы давно стали задумываться над этим вопросом Сегодня на уроке мы будем рассуждать над вопросом Исторический процесс универсален: От «добывания хлеба до изучения насущного» Исторический процесс состоит из событий (т.е. явлений, фактов общественной жизни). В них воплощается деятельность людей, их экономические, социальные, политические, культурные связи и отношения. Каждое событие уникально, но выяснение сущности каждого события обогащает наши знания об историческом процессе. | Кадеты включаются в обсуждение высказывания
Кадеты определяют тему и цель урока, делают записи в тетрадях, отвечают на вопросы. | |||
IV. Первичное изучение нового материала. (25 минут) | План урока: 1.Исторический процесс 2.Участники исторического процесса: объект, субъекты. 6.Универсальность исторического процесса. (слайд) Исторический процесс – это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей. Что такое деятельность? (форма человеческой активности, которая преобразует окружающую среду) Назовите основные составляющие структуры деятельности (субъект, объект и т.п.) Назовите субъекты исторического процесса. (индивиды, различные социальные общности, их организации, великие личности) Но ряд ученых считает, что до уровня субъекта исторического процесса поднимаются только те и тогда, кто и когда осознает свое место в обществе, подчиняет свою деятельность общественно значимым целям. При этом отмечается, что в историческое творчество привлекаются все более широкие массы людей. 1. Народ – субъект исторического процесса. ???? Как вы понимаете термин «народ»? (слайд) 2.Народные массы (трудящиеся) являются наиболее значительным субъектом исторического процесса творцом истории, ее решающей силой К.Маркс ???? В чем заключается роль народных масс в историческом процессе? Просмотр видеофрагмента из фильма «Парад Победы» (слайд) Роль народных масс: деятельность по созданию материальных благ; деятельность по созданию культурных ценностей; деятельность в различных сферах общественно-политической жизни; деятельность по защите своей Отчизны; деятельность по укреплению всеобщего мира на планете (слайд) Народ – понятие этническое и этическое. Особенно значимы исторические эпохи, когда весь народ принимал участие и чувствовал себя чем-то целым. В.О. Ключевский В чем заключается роль народа в историческом процессе? Просмотр видеофрагмента из фильма «В.В. Путин о роли русского народа». Некоторые ученые считают, что народ – это прогрессивные силы, которые заинтересованы в поступательном развитии общества. (В основном, это трудящиеся, но могут быть и другие слои, например, буржуазия в период буржуазных революций). (слайд) «народ» «масса» «Масса, толпа есть «оно», а не «мы». В массе, в толпе «я» надевает маску, навязанную ему это массой и ее бессознательными инстинктами, и эмоциями» В чем отличие? Просмотр видеофрагмента из фильма «Приход Гитлера к власти». Народ структурирован, осознает себя в жизненных устоях, традициях. Масса пуста. «Люди в массе легко могут потерять голову…Могут сложиться такие условия, в которых безрассудные массы могут взаимодействовать с манипулирующими ими тиранами». К. Ясперс Взгляды мыслителей на роль народа существенно различаются. ???Какая из приведенных точек зрения точнее отражает роль н/м в истории? ??Есть ли у вас своя точка зрения по этому вопросу? Многие философы отмечают, что для нормальной жизнедеятельности народа важно и наличие особых слоев, которые называются элитами. Элита – это сравнительно небольшое число лиц, занимающих ведущее положение в политической, экономической, культурной жизни общества, наиболее квалифицированные специалисты. ????Какими качествами должны обладать люди, управляющие различными сферами жизни общества: экономической, политической, военной и другими? (слайд) Портреты исторических личностей. ????Что объединяет изображённых людей на слайде? Историческая личность отражает связь деятельности политического руководителя с крупными историческими событиями, на ход которых он накладывает свой индивидуальный отпечаток. ????Дать характеристику исторической личности. («+», « - » , многозначная) по выбору. (слайд) Как вы понимаете эти слова? «Великий человек велик тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени…Великий человек является именно начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других. Он указывает новые общественные нужды…Он берет на себя почин удовлетворения этих нужд. Г.В. Плеханов Выдающаяся личность – олицетворение коренных прогрессивных преобразований. Можно ли сказать, что выдающиеся личности появляются в определенные исторические эпохи? Что может повлиять на такие примеры? В ходе мировой истории мы замечаем немало общего: первобытное общество - общество, управляемое государством феодальная раздробленность - централизованные монархии во многих странах – буржуазные революции колониальные империи - независимые государства В этом сходстве проявляется единство исторического процесса. Однако! Исторические события являются уникальными и неповторимыми. Нет народов, стран, государств с одинаковой историей. Почему? природные условия, специфика хозяйства, своеобразие духовной культуры и т.п. Исторический опыт свидетельствует о том, что в определенных условиях возможны различные варианты решения назревших проблем, возможен выбор путей дальнейшего развития, т.е. историческая альтернатива. Альтернативные варианты предлагают те или иные группы общества. Приведите примеры. (на слайде годы: 1825 г., 1861 г., 1905 г., 1917 г., ) 1861 г. – революция – реформа 1917 г. – демократическая республика – республика Советов во главе с большевиками. | Кадеты работают с термином делают запись в тетрадях.
Кадеты дают аргументированные ответы, подводят итоги и делают выводы.
Смотрят видеофрагмент, анализируют связывая с темой урока.
Кадеты делают запись в тетрадях.
Смотрят видеофрагмент, анализируют связывая с темой урока.
Смотрят видеофрагмент, анализируют связывая с темой урока.
Кадеты дают аргументированные ответы, подводят итоги и делают выводы.
Кадеты работают с информацией на слайде и отвечают на вопросы.
Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы обсуждают новую информацию.
Кадеты дают аргументированные ответы, подводят итоги и делают выводы.
| |||
Закрепление изученного материала (7 минут)
| Работа с приложением №1 (в парах) -Давайте вернемся к проблеме нашего урока «Исторический процесс универсален: От «добывания хлеба до изучения насущного» Но вариативность путей и форм общественного развития небеспредельная. Она включена в рамки определенных тенденций исторического развития. Т.о. исторический процесс, в котором проявляются общие тенденции – единство многообразного общественного развития, создает возможность выбора, от которого зависит своеобразие путей и форм дальнейшего движения данной страны. Это говорит об исторической ответственности тех, кто делает этот выбор. | Анализ ситуаций. Аргументированные ответы кадет.
| |||
V. Рефлексия (3 минуты)
| Что вы сегодня узнали нового? Чему научились? Что хотели бы узнать ещё? | Кадеты анализируют свою работу, определяют сложности в выполнении заданий | |||
VII. Итоги урока (3 минуты) | Д.З. § 14 термины по теме урока, эссе на тему: «Все люди участвуют в созидании истории, стало быть, каждый из нас хотя бы в самой ничтожной доле обязан содействовать ее красоте и не давать ей быть слишком безобразной». Ж. Леметр, французский писатель
|
Дидактический материал к уроку.
Приложение №1.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И ЕГО УЧАСТНИКИ. (работа с текстом)
Одна из великих загадок существования человечества смысл и движущие силы исторического процесса (движения народов и государств во времени, пространстве, в системе материальных и духовных координат). Если проанализировать то, что наработала за века своего существования историческая наука, то окажется, что исторический процесс в ее интерпретации — это длинная цепь различных конфликтов, столкновений потребностей, интересов, притязаний, самолюбий, хитромудрых замыслов и неосмотрительных способов их реализации. Недаром философ Н. Бердяев утверждал, что «история возможна только тогда, когда только возможно восприятие истории, если мировой процесс воспринимается как процесс катастрофический». Долгие века история причудливо кроила и лицевала как катастрофический процесс политическую карту мира, состав народов, поднимая на гребень могущества и благополучия одни народы и низвергая в пучину нищеты, рабства и балансирования на грани небытия другие.
Что касается логики исторического процесса и его участников, то отношение к этому вопросу всегда зависело от мировоззренческих, идеологических позиций тех, кто высказывался по нему. Наиболее изящное объяснение смысла исторического процесса содержится в религиозных учениях: история — это результат промышления Божьего (или его попущения). По теории марксизма, исторический процесс трактуется как строго последовательное и неуклонное чередование социально-экономических формаций: рабовладельческий строй сменялся феодальным, на смену феодализму шел капитализм, а этот последний эксплуататорский строй в результате обострения классовой борьбы неизбежно должен был заменен на строй социалистический, а потом и коммунистический. Согласно этим взглядам, история вершилась под воздействием экономических процессов, а ведущим участником исторического процесса были народные массы под руководством прогрессивной политической партии. Некоторую роль играли и отдельные личности (вроде вождей левого движения). Но их значение в исторических преобразованиях не следовало преувеличивать.
Представители иных течений социально-политической мысли также признавали существенную роль народных масс как движителей исторического процесса, но при этом активнее отстаивали ведущую роль в нем выдающихся личностей, таких, как Александр Македонский, Юлий Цезарь, Оливер Кромвель, Мартин Лютер, Петр I, Наполеон Бонапарт, Авраам Линкольн, Владимир Ленин, Мао Цзэдун и др. Близко к этой точке зрения стоит концепция решающего значения для судеб стран и народов их элит культурных, экономических, научных и т. д. Эта концепция исходит из принципа изначального неравенства людей по национальным, расовым, классовым, социальным признакам и рассматривает исторический процесс как результат деятельности высших каст, которым подчиняется все остальное население.
До последнего времени большинство мыслителей в области истории склонялись к тому, что исторический процесс непредсказуем, как правило, осуществляется спонтанно и от истории можно ждать всего, чего угодно. Вообще в истории (даже новой и новейшей, не говоря уже о более древних временах) при ретроспективном ее рассмотрении легко обнаружить массу, казалось бы, совершенно случайных обстоятельств, приведших к весьма серьезным, глобальным последствиям. Опоздание Груши в финале битвы при Ватерлоо (после чего Наполеон окончательно сошел с исторической арены), убийство Александра II, уже подготовившего конституционную реформу, и т. д.
Определенную популярность приобрела концепция исторического развития, в основе которой лежит «принцип маятника». В соответствии с этим принципом, периоды революций, резких скачков, коллизий, ломок в историческом процессе обязательно сменяются временем умиротворения, стабильности, даже иногда частичного возврата к прошлым (дореволюционным) порядкам. Примеров масса: после Французской революции империя Наполеона и умиротворяющая реставрация монархии; после свержения монархии и Гражданской войны в Испании умиротворяющая диктатура Франко и восстановление монархии; после двух революций 1917 года, покончивших с монархией и буржуазными порядками, Гражданской войны в России полумонархическая диктатура Сталина, умиротворяющий «застой» и, наконец, с 1992 года возврат к буржуазной (частнособственнической) модели организации экономической, политической и общественной жизни.
Безумие двух мировых войн, серия разрушительных революций, катастрофические экономические кризисы, наподобие Великой депрессии 1929 - 1932 гг. в США, многому научили западный мир. Обеспечив доступ к экономическим ресурсам человечества и рационально организовав свою политическую и экономическую жизнь страны Запада, достигли к концу XX началу XXI века высокой степени преуспевания материальной жизни и стабильности своего существования. К тому же рухнул такой враждебный западу колосс, как коммунистический Советский Союз, исчезли сильные оппоненты буржуазному, рыночному пути развития человечества. В научном виде эта тенденция нашла выражение в знаменитой статье ученого Фукуямы о конце истории. Идея конца исторического процесса заключается в том, что отныне нет смысла ждать в мире каких-то серьезных непредвиденных потрясений. Все в нем достаточно ясно, все определено, основные силы расставлены, мир и его богатства распределены в соответствии с возможностями каждой страны (групп стран), существуют мощные международные инстанции (вооруженные силы ООН, НАТО и т. п.), способные подавить очаги спонтанного возмущения. Однако эту точку зрения трудно признать бесспорной. Потому хотя бы, что в своей основе исторический процесс все-таки остается стихийным, далеко не всегда предсказуемым, и это (как ни парадоксально звучит) спасает мир от многих катастроф, которыми чревато претворение в жизнь умозрительных, часто революционных, моделей развития человечества.
Задание к тексту.
Запишите 4 главных вывода по тексту.
Какие мысли текста кажется вам спорными и почему?
Какие взгляды автора текста вы разделяете? Приведите свои доказательства в их защиту.
Памятка для характеристики и оценки исторического деятеля:
1. Когда и в какой стране жил и действовал исторический деятель, к какой общественной группе он принадлежал по своему происхождению? Каковы были его цели, планы, какими средствами он стремился реализовать их?
2. Опишите внешность и характер исторического деятеля. Какие личные качества помогали ему идти к цели, а какие мешали? Что Вы цените в его характере, что не одобряете?
3. Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели удалось претворить в жизнь).
4. Установите, в интересах каких общественных сил действовал герой Вашего описания.5. Оцените деятельность выдающегося человека (кому была полезна, выгодна; способствовала ли прогрессу общества) Выскажите своё отношение к нему.
П риложение №2. (Задания с проблемными вопросами)
Приложение №3 (Исторические личности)
В начале июня 1957 г. на заседании Президиума ЦК КПСС Н. С. Хрущеву были предъявлены обвинения в расшатывании руководящей роли партии. Предлагалось сместить его с поста первого секретаря ЦК и назначить министром сельского хозяйства. Однако Хрущев успел заручиться поддержкой министра обороны Г. К. Жукова, заявившего, что армия не пойдет на смещение Хрущева, и тот остался на своем посту. Таким образом, Жуков второй раз выручил Хрущева (первый раз — при аресте Берии). А четыре месяца спустя (октябрь 1957 г.) Жуков по инициативе Хрущева был снят с должности за «авантюризм».
Вопрос: Почему Хрущев сместил Жукова, ведь в его лице он имел колоссальную поддержку?
Вопрос: Во время деятельности какого политического лидера мог появиться такой плакат?
В какие годы он руководил Советским Союзом? Какие знаковые события произошли за период его правления?
8