Методический материал «Российские предприниматели. История становления предпринимательства в России» по предметам экономика, обществознание, финансовая грамотность для 5–6 классов
Презентация Российские предприниматели.История становленияPPTX / 5.01 Мб
Методическая разработка урока:
«Российские предприниматели. История становления предпринимательства в России»
Раздел: «Предприниматели. Предпринимательство (экономика, 5–6 класс)
Автор: Колесникова Ольга Александровна, учитель экономики, МАОУ СОШ №140 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Екатеринбург, Свердловская область.
Тип урока: урок новых знаний.
Форма урока: комбинированная
Время урока: 40 минут
Цели урока:
- обучающая: обеспечить в ходе урока повторение понятий «предприниматель», «виды предпринимательства
- развивающая: развивать мотивационные качества учащихся; формировать умения четко, кратко, исчерпывающе излагать свои мысли;
- воспитательная: влиять на профессиональное самоопределение, воспитывать интерес к предмету;
Задачи урока:
Сформировать навыки анализа и обобщения информации.
Продолжить развитие навыков, необходимых для коммуникации с одноклассниками.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран; учебник, жетоны или купюры из банка приколов.
Формы организации учебно-познавательной деятельности:
1.индивидуальная;
2.фронтальная.
План урока:
Организационный этап
Повторение изученного на прошлом уроке.
Рефлексия
Предварительная подготовка: Настройка презентации.
Ход урока.
Организационный этап
(1 слайд)- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем изучать тему предпринимательства.
(2 слайд) (приложение 1) - ~1 мин
Начнем нашу работу с традиционного упражнения «Улыбка». (улыбнитесь друг другу). Отлично! С таким позитивным настроением начинаем нашу работу.
(3 слайд) (приложение 2) - ~1 мин
Сегодня на уроке мы с вами разберем этапы развития предпринимательства в России, узнаем какие были известные династии предпринимателей в России 100–200 лет назад, обсудим, почему этих династий нет сегодня.
За работу на уроке самые активные и правильно ответившие будут получать от меня вот такую купюру, в конце урока вы можете обменять их на хорошую отметку по следующему курсу: 2–3 купюры – отметка «5», 1 купюра отметка «4».
Повторение изученного на прошлом уроке.
(4 слайд) (приложение 3) – ~1 мин.
Учитель: Давайте вспомним кто такой предприниматель? (Ответы учеников)
(5 слайд) (приложение 4) – ~1 мин.
Предприниматель — это человек, который организовал свое собственное дело на основе закона с целью получения прибыли. (за правильные ответ выдать жетон или «купюру»).
(6 слайд) (приложение 5)- ~1 мин
Учитель. – Какие виды предпринимательства вы знаете?
(7слайд) (приложение 6) ~1 мин.
Производство товаров и услуг. Например: Пошив одежды, Строительство домов, Перевозка грузов.
Продажа товаров. Например: Продажа цветов, Продажа кофе, Продажа игрушек.
Финансовые операции. Например: Страхование, Обмен валюты, Торговля акциями.
(за правильные ответ выдать жетон или «купюру»).
(8 слайд) (приложение 7) ~1 мин.
Учитель: Какое влияние оказывает предпринимательская деятельность на развитие страны?
(9 слайд) (приложение 8) ~1 мин.
Создаются товары
Создаются рабочие места
Поступают налоги в бюджет.
Развиваются технологии.
(за правильные ответ выдать жетон или «купюру»).
Проверка домашнего задания ~5 мин
Учитель: Хорошо. Я благодарю всех, кто отвечал на вопросы.
А кто из вас дома составил синквейн к слову «Предприниматель»? Опросить 1–2 человека. (за правильные ответ выдать жетон или «купюру»).
Может быть есть среди вас, кто составил список имен предпринимателей и чем прославились, которые жили много лет назад? Опросить 1–2 человека. (за правильные ответ выдать жетон или «купюру»).
Изучение нового материала
(10 слайд) (приложение 9) ~3 мин.
Учитель: Современный предприниматель. Каким он должен быть? Сегодня мы пытаемся создать образ идеального предпринимателя, читаем специальную литературу зарубежных авторов. А может быть нам надо сначала вспомнить историю? Как вы думаете, с каких пор существует предпринимательская деятельность человека? (ответы учеников)
(Клик)Предпринимательство возникло очень давно. Ещё во времена Киевской Руси (IX–X вв.) оно существовало в виде торговли и промыслов. Русские купцы были первыми представителями российского предпринимательства, которые прославили его не только внутри страны, но и далеко за её пределами.
"Сказка о царе Салтане...". О купцах.
"Чем вы, гости, торг ведете
И куда теперь плывете?"
Корабельщики в ответ:
"Мы объехали весь свет,
Торговали соболями,
Чернобурыми лисами.
А теперь нам вышел срок.
Едем прямо на восток,
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана..."
(11 слайд) (приложение 10) ~3 мин.
Учитель: Лесной промысел, развитие сельских и городских ремёсел, обработка дерева и металла в сочетании с торговлей становились сферами российского предпринимательства. В ХI веке появился первый документ, регулировавший предпринимательскую деятельность – кодекс «Русская правда». Связан этот документ еще с Ярославом Мудрым. А первооткрывателем этого документа стал Василий Татищев, который первый обнаружил краткую форму документа. В этом документе содержатся первые нормы уголовного, трудового, торгового права.
Вопрос к ученикам: вспомните какой закон сегодня регулирует предпринимательскую деятельность в России? (ответы учеников) (Налоговый кодекс, Гражданский кодекс), (за правильные ответ выдать жетон или «купюру»).
(12 слайд) (приложение 11) ~3 мин.
Учитель: С XVI века в Московской Руси начинается расцвет торговли и промышленности. Мощный импульс своего развития предпринимательство получило при Петре I.
Одними из первых промышленниками стали уральцы Строгановы. Они развивали: земледелие, солеваренные, рыбные, охотничьи и рудные промыслы. Строили города и крепости. Много тратили на постройку и украшение храмов, собирали книги, организовали художественные промыслы.
(13 слайд) (приложение 12 ) ~3 мин.
Учитель: В этот же период прославилась семья Демидовых, широко известной на Урале. Именно Царь Петр I заметил кузнеца Никиту Антуфьева еще в Тулу в 1696году, когда заказал ему сделать 300 алебард. Мастер качественно выполнил работу, и царь остался доволен работой. За это царь жаловал Никите Фамилию Демидов и Верхотурские железные заводы на реке Нейве со всеми строениями, рудой, дровами, работниками. Демидову разрешалось разрабатывать руду, ставить новые заводы, покупать людей и свозить их на Урал, а также привлекать за плату крестьян. На уральских заводах для казны отливались пушки, делались сабли, копья, ружья. Они построили 40 заводов, производившие 40% чугуна всей России.
(14 слайд) (приложение 13 ) ~3 мин.
Учитель: Дальнейший подъём предпринимательства в России был связан с отменой крепостного права (1861г.) и земельная реформа (1864г.) по-настоящему открыла путь свободному предпринимательству. Пореформенный период, который продлился до 1913 года, можно назвать “золотым веком предпринимательства”.
Одним из ярких династий того времени стала династия Елисеевых. Родоначальником ее был Пётр Елисеевич Касаткин, ярославский крепостной мужичок, садовник, умел вырастить зимой вкусную землянику. Граф Шереметьев в благодарность за вкусную ягоду пожаловал Петру Касаткину вольную. В 1812 году перебрался в Петербург, где сначала торговал с лотка, потом открыл лавочку, затем завел Елисеев магазин, склады, начал возить вина из-за границы, стал известным купцом. Позже династии Елисеевых принадлежала Кондитерская фабрика ныне Бабаевская и 5 магазинов «Елисейский».
(15 слайд) (приложение 14) ~2 мин.
Учитель: и еще многие и многие династии и видные предприниматели, такие как (с каждым кликом выпадает фото) Морозовы, Зимины, Абрикосовы, Рябушинские, Филипповы, Турчаниновы, Мамонтовы, Боткины, Третьяков, Яковлев и т. д.
Но подумайте, почему эти династии прекратили свое существование? (Ответы учеников)
(16 слайд) (приложение 15) ~5мин.
Учитель: действительно, Октябрь 1917 г. перевернул Россию. Были национализированы более трех тысяч предприятий. Крупное российское предпринимательство практически перестало существовать.
Возрождение предпринимательства начинается с начала девяностых прошлого века. Сегодня в нашей стране вновь формируются рыночные отношения. Предприниматели продолжают традиции русского купечества и заботятся не только о собственном обогащении, но и об экономическом и духовном процветании своего отечества.
Ребята, кто из вас выполнил домашнее задание, в котором необходимо было об одном современном предпринимателе. (Опрос учеников). (за ответ выдать жетон или «купюру»).
Итоги урока. Рефлексия: ~1 мин.
Учитель: отлично, ребята. Давайте подведем итог, сегодня мы с вами кратко узнали об истории предпринимательского дела, рассмотрели несколько династий предпринимателей прошлого, обсудили вопрос о том, почему исчезли эти династии и их дело.
(17 слайд) (приложение 16 ) ~1 мин.
Учитель: оцените себя на уроке сегодня, выберите и зарисуйте в тетради на полях геометрическую фигуру.
(17 слайд)
Домашнее задание:
Письменно ответь на вопрос: «Как ты думаешь, выгодно ли предпринимателем быть честным и почему?» Рассуждение не более 0.5- тетрадной страницы.
Повтори термины и понятия темы «Предприниматель».
Учитель: спасибо за урок. Те, кто заработали сегодня «деньги», можете подойти ко мне и обменять их на отметку в журнал и дневник. (выставление отметок)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
ПРИЛОЖЕНИЕ 11
ПРИЛОЖЕНИЕ 13
ПРИЛОЖЕНИЕ 14
ПРИЛОЖЕНИЕ 15
ПРИЛОЖЕНИЕ 16
Галина Меркулова
Колесникова Ольга Александровна